Образовательные технологии современного урока:интегрированные уроки и использование детских презентаций на уроках географии и во внеурочное время
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
«Образовательные технологии современного урока: интегрированные уроки и использование детских презентаций на уроках географии и во внеурочное время».
( Методические рекомендации учителя географии Хамедовой Елены Евгеньевны )
Обоснованием выбора данной темы послужили:
- Актуальность использования современных технологий в условиях нового времени, на пороге внедрения Нового Стандарта образования
- Опыт работы в применении некоторых технологий, например,
в проведении интегрированных уроков
- Наличие некоторого наработанного материала по применению на уроках ИКТ, а именно использование детских презентаций в учебной и внеклассной деятельности.
Применение данных технологий направлены на развитие:
- Познавательной деятельности у учащихся
- Творческого потенциала
- Интереса к предмету «география»
- Выработки умения отбирать материал для определенной конкретной темы урока или внеурочного мероприятия
- Умения использовать свои знания из других научных областей при изучении географии
- Умения ориентироваться в информационном пространстве
- Способствуют созданию ситуации успеха для формирования адекватной самооценки
Актуальные проблемы современного образования и воспитания заставляют пересмотреть некоторые методические аспекты преподавания географии и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения.
Новые образовательные технологии помогают решению этих проблем и способствуют позитивному изменению мотивации учащихся к учебному процессу.
Среди поднятых вопросов на занятиях академичесого надпредметного модуля «Актуальные проблемы современного образования» у меня особый интерес вызвали лекция к.п.н., профессора Ермолаевой М.Г. «Урок в современной школе: проблемы и возможности» и лекция к.п.н.,
доцента Муштавинской И.В. «Инновации в технологическом поле современного образования: современные образовательные технологии».
Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, отвечающие за свою деятельность, умеющие учиться.
Традиционная методика обучения не позволяет выполнять этот социальный заказ, поэтому так необходимо освоение современных образовательных технологий.
Я остановлюсь только на 2-х технологиях, используемых мной на уроках:
- Интегрированные уроки
- Использование детских презентаций на уроках и внеурочное время
Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:
- такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний.
- уроки помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.
- учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природных явлений и культурных связей, так как связывают разные предметы общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.
Процесс формирования познавательного интереса к обучению происходит под влиянием многих факторов, одним из которых является развитие межпредметных связей.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью заинтересовать учащихся к обучению, так как данные уроки представляются в необычной, более интересной форме. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки сопряжения и глубоко, в большем объеме преподнести содержание дисциплин.
Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей:
- постановка общих целей и задач
- тщательный отбор материала всем педагогическим коллективом, готовящим интегрированный урок
- конструктивная совместная разработка уроков
- разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии, истории и другим предметам.
Проведенные мной интегрированные уроки посвящены экологическим вопросам, влиянию природных факторов в исторических событиях, в создании и развитии города, вопросам заселения и освоения территории России, влиянию природы на творчество писателей, художников.
- Трудно изучать географию, не опираясь на знания по биологии;
- Понять экономическое развитие тех или иных районов сложно без знаний исторического прошлого;
- Невозможно изучать историю СПб, не имея представления об особенностях истории СПб и области;
- Не поймешь правильно особенности флоры и фауны без знаний, например, климатических условий;
- Изучая литературные произведения, лучше осмыслишь их, зная географические особенности тех мест, где происходят события;
- Литературные произведения и живопись иллюстрируют и делают более наглядными и эмоциональными уроки географии.
Приведу примеры некоторых разработанных и проведенных мной интегрированных уроков:
- «Природные зоны Южной Америки. Амазония.» (География-биология). 7 класс.
- Защита проекта «Антропогенное влияние на окружающую среду». (География-биология). 8 класс.
- «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». (География-история СПб). 8 класс.
- «Центральная Россия». (География, история, литература). 9 класс.
2. Использование детских презентаций на уроках географии и внеклассной работе.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой.
Для учащихся, которые интересуются географией, предлагаю занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления презентации по изучаемой теме, что повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их творческих способностей, способствует развитию успешности.. Это положительно сказывается на успеваемости по предмету, повышает мотивацию обучения детей предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышает успеваемость по предмету;
- идет более полное усвоение теоретического материала;
- идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью ИКТ;
- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- создаются условия для проявления познавательной активности учащихся.
Благодаря созданию собственных презентаций появляется возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения,
но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию; а так же глубокое погружения в материал и повышение мотивации обучения.
Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. На презентации своих товарищей учащиеся реагируют более эмоционально. Это вызывает желание так же проявить себя на следующих уроках, т.е. усиливают познавательную активность учащихся и позволяет раскрепостить творческие возможности ребят.
Предлагаю создавать презентации:
а) используя их собственные впечатления о поездках по странам мира, по России под рубрикой «Путевые заметки».
Например:
«Страны Западной и Восточной Европы» (Голландия, Эстония) – ученик Чикишев Никита, 11б класс.
Презентация по Эстонии на основе фотоматериалов, привезенных учениками, участвовавшими в Международной конференции гимназий стран Балтийского моря в октябре 2009 года. Использовала их на уроках в 11 классе при изучении темы «Европа».
«Путешествие по Крыму и Кавказу» - ученица Целоусова Александра, 8в класс. Демонстрировала ее на уроке в 8 классе «Рекреационные ресурсы».
б) используя фотографии, сделанные к Фестивалю «Реки Ижоры».
Например:
«Экологические проблемы реки Ижоры» - ученица 9а класса Петрова Юля.
в) используя собственные фотографии создание краеведческих презентаций:
«Колпинский район» - Новикова Даша, 9б класс;
«Новое-забытое старое» - Петрова Юля, 9а класс. В ней раскрываются старые названия улиц исторического центра Колпино. Использовала ее во внеклассной работе (классный час, посвященный Дню города).
г) подборка материалов для презентаций с помощью Интернета. Например, «Антарктида» - 7 класс, Чубук Александр.
Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях географией.
Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Большое значение имеет в наше время пропаганда географии, как основополагающей науки мироздания.
Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида
Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...
Презентация "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"
Презентация к обобщению педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"...
Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...
«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...
Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...