ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве
1. Общие положения
1.1. Наставничество в образовательном учреждении вводится для оказания методической помощи молодым специалистам и вновь прибывшим преподавателям, не имеющим опыта работы.
1.2. Наставничество – одна из форм методической работы. Деятельность наставников регламентируется «Положением о наставничестве » и другими нормативными актами образовательного учреждения.
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.3. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития имеющихся у молодого специалиста знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
2. Цели наставничества
Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, формирование в школе кадрового ядра, привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении.
3.Задачи и содержание
Наставник молодого специалиста или вновь прибывшего преподавателя обязан:
· ознакомить вышеназванных специалистов с деятельностью педагогического коллектива школы; особенностями работы в системе общего образования;
· помочь проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним;
· помочь составить рабочие программы, календарно-тематические планы;
· подобрать материал для занятий, практических и лабораторных работ, контроля знаний обучающихся;
· оказать методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний;
· посещать уроки молодого специалиста или вновь прибывшего преподавателя с последующим тщательным анализом;
· организовать посещение уроков коллег с последующим совместным обсуждением и анализом;
· проводить консультации по актуальным вопросам преподавания, практической подготовки обучающихся, подготовки и проведения экзаменов, защиты рефератов, исследовательских работ, проектов;
· вносить предложения и рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности молодого специалиста, его участии в системе непрерывного образования, стимулирования, прохождения аттестации;
· помочь разработать программу саморазвития;
· контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию;
· оказывать помощь молодому специалисту в организации воспитательной работы как классному руководителю;
· формировать корпоративную культуру, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
4. Порядок назначения наставника
4.1. Наставником может быть преподаватель, имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет, первую или высшую квалификационную категорию.
4.2. Кандидатура наставника рекомендуется и утверждается на методическом совете школы.
4.3. Директор школы издает приказ о назначении наставника сроком на 1 год.
4.4.Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых работает молодой специалист.
4.5.Наставник подбирается из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
4.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста.
4.7. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
· впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
· выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
· учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
4.8. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
· увольнения наставника;
· перевода на другую работу подшефного или наставника; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
· психологической несовместимости наставника и подшефного.
4.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
4.10. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате размере 5%. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.
4.11. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников.
5. Обязанности наставника:
· знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
· разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
· изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
· знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
· вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
· проводить необходимое обучение;
· контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
· разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления;
· давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
· оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
· личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
· участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
· вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического
6. Права наставника:
с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы; требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
7. Обязанности молодого специалиста.
7.1.В период наставничества молодой специалист обязан:
· изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
· выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
· учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
· совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
· периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
8. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
· вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
· защищать профессиональную честь и достоинство; знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
· повышать квалификацию удобным для себя способом.
9. Руководство работой наставника
9.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе
9.2. Заместитель директора по УР обязан:
· представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
· создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
· посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
· организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
· изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
10. Документы, регламентирующие наставничество.
10.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
· настоящее Положение;
· приказ директора школы об организации наставничества; планы работы;
· протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
· методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
1. Общие положения1.1. . Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образоват...
Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...
Положение о программе наставничества школы
Чтобы урегулировать составление и реализацию программы наставничества в школе и выполнить требования распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 необходимо иметь положение о ...
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве...
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве...
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...
Положение о наставничестве.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...