Положение о наставничестве.
учебно-методический материал по физкультуре
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника необходимо помнить, что наставничество – это деятельность, основанная на принципе добровольности. Кроме этого, педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе, среди учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественные интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Школы должны наполниться умом, энергией и творческим потенциалом молодых профессионалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_nastavnichestve.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1. Общие положения
1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в образовательной организации является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников согласовываются с директором.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательной организации:
- впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательную организацию по распределению;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;
- учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. Для мотивации деятельности наставнику 1 раз в четверть по итогам работы директор школы выплачивает премию. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
3.10. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения;
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
- с согласия методиста (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по УВР или методиста.
8.2. Заместитель директора по УВР или методист обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательной организации;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их методисту.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее положение;
- приказ директора школы об организации наставничества;
- планы работы педагогического, методического советов, методических объединений;
- протоколы заседаний педагогического, методического советов, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.
План работы для молодых специалистов
Цели:
- выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки вновь прибывших учителей.
- оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Задачи работы:
- формировать у начинающих учителей потребность в непрерывном самообразовании;
- способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;
- ознакомить с нормативно-правовой документацией;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих учителей;
- выявить ведущие потребности начинающих специалистов в учебном процессе и выбрать соответствующую форму организации методической работы.
Используемые формы и методы:
- анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом;
- анкетирование, микроисследование;
- анализ подготовки учащихся к проведению контрольных работ;
- теоретические выступления;
- встречи с психологом, опытными учителями;
- открытые уроки;
- семинары;
- собеседование.
П Л А Н Р А Б О Т Ы
Наставника _________________________________________________________ (ФИО)
с молодым специалистом _____________________________________________ (ФИО)
с молодым специалистом _____________________________________________ (ФИО)
на _________ учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении |
1.
| - Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах; - Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий
| сентябрь | календарно-тематическое планирование Памятка по заполнению классного журнала |
|
2. | - Выбор темы по самообразованию; - Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; - Участие в оформлении учебного кабинета; - Практическое занятие: «Как работать со спортивным инвентарём и оборудованием». Выполнение единых требований к ведению классного журнала | октябрь | Список учебно-дидактического материала Паспорт кабинета Памятка по ведению классного журнала. |
|
3.
| - Участие в заседании методического объединения; - Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета - Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию | ноябрь | Протокол ШМО Выработка рекомендаций Список литературы |
|
4.
| - Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися - Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету - Анализ работы за первое полугодие | декабрь | Выработка рекомендаций Участие учащихся в школьном этапе «Президентские игры» и «Президентские спортивные состязания» Промежуточный отчет |
|
5.
| - Участие в заседании методического объединения - Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» | январь | Протокол ШМО Видеозапись занятия с использованием современных образовательных технологий |
|
6.
| - Общие положения портфолио педагога - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио | февраль | Портфолио |
|
7.
| - Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования) - Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися | март | Протокол ШМО Презентация Сценарий мероприятия |
|
8. | - Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» - Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) | апрель | Памятка Подбор примеров - ситуаций (информационный лист) |
|
9. | - Отчет молодого специалиста о проделанной работе - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | май | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе |
|
10. | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп | в течение года | Подготовка и проведения школьных, муниципальных и городских этапов по различным видам соревнований |
|
Проведение совместных мероприятий на 2015-2016 учебный год:
- Предметная декада по физической культуре 18 сентября-17 октября:
- Конкурс презентаций на тему «Здоровый образ жизни», «Я и мой любимый спорт»
- Конкурс видеофильмов на тему «Моё здоровье – в моих руках» 8-10 классы
- Конкурс стихов на тему «Физическая культура и спорт» 1-4 и 5-11 классы
- Конкурс фотографий для 5-10 классов на тему «Спортивная Лобня»
- Конкурс рисунков для 1-4 классов на тему «Зима в Лобне»
- Весёлые старты для 1-2 классов
- Финтес-фестиваль
- Товарищеский матч по волейболу: ученики против учителей
- Товарищеский матч по баскетболу: ученики против учителей
- Турнир по настольному теннису среди учащихся школы № 10
- Подготовка к городским спортивным соревнованиям:
- участие в военно-патриотическом спортивном соревновании между учащимися общеобразовательных учебных заведений г. Лобня на Кубок ЛГО МОО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО», посвящённых Дню Памяти «Неизвестного солдата», погибшего при исполнении воинского долга в Чеченской республике;
- на участие в легкоатлетических соревнованиях "День бегуна", посвящённых памяти Рябоконь Н.М. - директора МБОУ СОШ №3 имени Героя Советского Союза Борисова В.А;
- на участие в комплексной Спартакиаде среди школьных команд муниципальных бюджетных образовательных учреждений города по шахматам;
- на участие в комплексной Спартакиаде среди школьных команд муниципальных
бюджетных образовательных учреждений города по шашкам;
- на участие в соревновании среди учащихся 3-4 классов (2005-2006 г.р.) образовательных учреждений города по программе «Веселые старты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
1. Общие положения1.1. . Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образоват...
Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...
Положение о программе наставничества школы
Чтобы урегулировать составление и реализацию программы наставничества в школе и выполнить требования распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 необходимо иметь положение о ...
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве...
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве...
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...
ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве
ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве...