Положение о наставничестве.
учебно-методический материал по физкультуре

Кудря Марина Викторовна

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника необходимо помнить, что наставничество – это деятельность, основанная на принципе добровольности. Кроме этого,  педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе, среди учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественные интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Школы должны наполниться умом, энергией и творческим потенциалом молодых профессионалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_nastavnichestve.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

 

1. Общие положения

1.1.  Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую  индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1.  Целью школьного наставничества в образовательной организации является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

2.2.  Основными задачами школьного наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2.   Руководство деятельностью наставников осуществляет методист и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.

3.3.  Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.4.  Кандидатуры наставников согласовываются с директором.

3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

3.6.  Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательной организации:

  • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательную организацию по распределению;
  • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;
  • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
  • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.8.  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

3.9.   Для мотивации деятельности наставнику 1 раз в четверть по итогам работы  директор школы выплачивает премию. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.

3.10.   По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.

4. Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг  общения;
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:

  • с согласия методиста (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
  • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.

6.1.  Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом директора школы.

6.2.  В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста.

Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по УВР или методиста.

8.2. Заместитель директора по УВР или методист обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательной организации;
  • определить меры поощрения наставников.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

Руководитель методического объединения обязан:

  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их методисту.

9. Документы, регламентирующие наставничество

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее положение;
  • приказ директора школы об организации наставничества;
  • планы работы педагогического, методического советов,  методических объединений;
  • протоколы заседаний педагогического, методического советов, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.

План работы для молодых специалистов

Цели:

  1. выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки вновь прибывших учителей.
  2. оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

Задачи работы:

  1. формировать у начинающих учителей потребность в непрерывном самообразовании;
  2. способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;
  3. ознакомить с нормативно-правовой документацией;
  4. способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих учителей;
  5. выявить ведущие потребности начинающих специалистов в учебном процессе и выбрать соответствующую форму организации методической работы.

Используемые формы и методы:

  1. анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом;
  2. анкетирование, микроисследование;
  3. анализ подготовки учащихся к проведению контрольных работ;
  4. теоретические выступления;
  5. встречи с психологом, опытными учителями;
  6. открытые уроки;
  7. семинары;
  8. собеседование. 

П Л А Н   Р А Б О Т Ы

Наставника _________________________________________________________ (ФИО)

с молодым  специалистом _____________________________________________ (ФИО)

с молодым  специалистом _____________________________________________ (ФИО)

на _________ учебный год

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о выполнении

1.

 

- Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

- Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий

 

сентябрь

календарно-тематическое планирование

Памятка по заполнению классного журнала

 

 

2.

- Выбор темы по самообразованию;

- Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

- Участие в оформлении учебного кабинета;

- Практическое занятие: «Как работать со спортивным инвентарём и оборудованием». Выполнение единых требований к ведению классного журнала

октябрь

Список учебно-дидактического материала

Паспорт кабинета

Памятка по ведению классного журнала.

 

 

3.

 

- Участие в заседании методического объединения;

- Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

- Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

ноябрь

Протокол ШМО

Выработка рекомендаций

Список литературы

 

4.

 

- Общие вопросы методики проведения внеурочных  мероприятий  по предмету с учащимися

- Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету

- Анализ работы за первое полугодие

декабрь

Выработка рекомендаций

Участие учащихся в школьном этапе «Президентские игры» и «Президентские спортивные состязания»

Промежуточный отчет

 

5.

 

- Участие в заседании методического объединения

- Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»

январь

Протокол ШМО

Видеозапись занятия с использованием современных образовательных технологий

 

6.

 

- Общие положения  портфолио педагога

- Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Оценивание материалов портфолио

февраль

Портфолио

 

7.

 

- Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования)

- Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися

март

Протокол ШМО

Презентация

Сценарий мероприятия

 

8.

- Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»

- Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)

апрель

Памятка

Подбор примеров -  ситуаций (информационный лист)

 

9.

- Отчет молодого специалиста о проделанной работе

- Оказание помощи в составлении  личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год

май

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе

 

10.

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией,  участие в Педагогических советах, методических совещаниях,  посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп

в течение года

Подготовка и проведения школьных, муниципальных и городских этапов по различным видам соревнований

 

Проведение совместных мероприятий на 2015-2016 учебный год:

  1. Предметная декада по физической культуре 18 сентября-17 октября:

  • Конкурс презентаций на тему «Здоровый образ жизни», «Я и мой любимый спорт»
  • Конкурс видеофильмов на тему «Моё здоровье – в моих руках» 8-10 классы
  • Конкурс стихов на тему «Физическая культура и спорт» 1-4 и 5-11 классы
  • Конкурс фотографий для 5-10 классов на тему «Спортивная Лобня»
  • Конкурс рисунков для 1-4 классов на тему «Зима в Лобне»
  • Весёлые старты для 1-2 классов
  • Финтес-фестиваль
  • Товарищеский матч по волейболу: ученики против учителей
  • Товарищеский матч по баскетболу: ученики против учителей
  • Турнир по настольному теннису среди учащихся школы № 10

  1. Подготовка к городским спортивным соревнованиям:

- участие в военно-патриотическом спортивном соревновании между учащимися общеобразовательных учебных заведений г. Лобня на Кубок ЛГО МОО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО», посвящённых Дню Памяти «Неизвестного солдата», погибшего при исполнении воинского долга в Чеченской республике;

- на участие в легкоатлетических соревнованиях "День бегуна", посвящённых памяти Рябоконь Н.М. - директора МБОУ СОШ №3 имени Героя Советского Союза Борисова В.А;

- на участие в комплексной Спартакиаде среди школьных команд муниципальных бюджетных образовательных учреждений города по шахматам;

- на участие в комплексной Спартакиаде среди школьных команд муниципальных

бюджетных образовательных учреждений города по шашкам;

- на участие в соревновании среди учащихся 3-4 классов (2005-2006 г.р.) образовательных учреждений города по программе «Веселые старты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

1. Общие положения1.1. . Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образоват...

Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...

Положение о программе наставничества школы

Чтобы урегулировать составление и реализацию программы наставничества в школе и выполнить требования распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 необходимо иметь положение о ...

Положение о наставничестве

Положение  о  наставничестве...

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве...

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве...