Положение о программе наставничества школы
учебно-методический материал
Чтобы урегулировать составление и реализацию программы наставничества в школе и выполнить требования распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 необходимо иметь положение о программе наставничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение о программе наставничества школы
Чтобы урегулировать составление и реализацию программы наставничества в школе и выполнить требования распоряжения Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 необходимо иметь положение о программе наставничества
Положение о программе наставничества
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о программе наставничества (далее – Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными нормативными актами (далее – школа).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – работник школы, назначаемый директором, который отвечает за организацию программы наставничества.Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует стажировки и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов школы.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
-улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах;
-подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
-раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
-создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
-создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
-формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения
3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей школы из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги, выпускники и специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника происходит после получения письменного согласия его законного представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных;
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные и карьерные траектории;
улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ школы.
3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается:
объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами школы.
4. Руководство наставничеством
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается распорядительным актом директора школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
-сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
-организация обучения наставников;
-контроль проведения программ наставничества;
-участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
-решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации наставничества;
-мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
-определяет кандидатуру наставника;
-определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество;
-определяет срок наставничества;
-осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу наставничества;
-создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого;
-вносит предложения о замене наставника;
-вносит предложения о поощрении наставника;
-обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
-вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы;
-требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
-осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы;
-обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:
-руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности;
-способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
-оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры;
-оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных нормативных актов школы, регламентирующих исполнение должностных обязанностей наставляемого;
-способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок;
-передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы;
-привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
-воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
-периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
-обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией программы наставничества;
-вносить предложения по корректировке программы наставничества;
-обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
-выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
-выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при реализации программы наставничества;
-совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения обязанностей;
-устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
-проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
-обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
-участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
-прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) обучающимся, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
-индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на группу молодых специалистов и (или) обучающихся);
-открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго);
-коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи):
-инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
-объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям;
-развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или другим работником школы, назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей обучающегося/его законных представителей) исходя из специфики психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании с родителями/законными представителями несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся у школы ресурсы.
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.
№ п/п | Элементы программы | Содержание элементов программы |
1 | Пояснительная записка | Цель и задачи программы наставничества в соотношении с проблематикой образовательного процесса, характеристикой континента школы. Выбранные на данный период формы наставничества в соотношении с целью и задачами внедрения целевой модели |
2 | План-график реализации программы | Таблица с мероприятиями и сроками реализации программы, ответственными, описанием итогового или контрольного события, результата |
3 | Мониторинг эффективности реализации программы | Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и ответственных за его проведение |
4 | Приложение | Анкеты, опросники, справки, иные материалы, необходимые для реализации программы |
8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой.
9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется следующая информация:
реестр наставников;
мини-портфолио наставников;
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества;
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества, и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...
Программа и положение волонтерского отряда в школе
Волонтеры и добровольцы помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто такие добровольцы, и что лежит в основе волонтерского движения....
ДОРОЖНАЯ КАРТА по реализации Положения о системе наставничества педагогических кадров в Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ
ДОРОЖНАЯ КАРТАпо реализации Положения о системе наставничества педагогических кадровв Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ...
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ГЛЯДЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФИЛИАЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способс...
Программа наставничества КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30413833","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Лидия Егоровна, заместитель директора по УВРРожина Елена Юрьевна, методистБелова Т...