Результаты адаптации 10 классов
материал
Последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Адаптация в 10 классе — процесс, требующий психолого—педагогического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spavka_adaptatsiya.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам исследования уровня социально-психологической адаптированности обучающихся 10-х классов
2023-2024 учебный год.
Последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Адаптация в 10 классе — процесс, требующий психолого—педагогического сопровождения. Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив: часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи.
В начале обучения в классах у десятиклассников могут наблюдаться случаи дезадаптации. Ее причины – смена социального окружения и системы деятельности обучающихся. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений.
Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали обучение в 10 классе, как серьезный шаг к будущему виду деятельности.
Основной целью психологического сопровождения является создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе и оптимизация психологического состояния каждого участника образовательного процесса как механизма повышения качества образования.
Исследование социально-психологической адаптированности обучающихся 10-х классов проводилось по следующим факторам:
- Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению;
- Уровень познавательной активности, тревожности и гнева;
- Психологический климат в классе.
В ходе исследования были проведены диагностические методики:
- Методика Спилберга – Андреевой;
- анкета Л.Г.Федоренко.
Цель: выявить уровень мотивации учения и эмоциональное отношение к учению и получить информацию об эмоциональном самочувствии каждого ученика и класса в целом, уровень психологического климата в классе.
Дата проведения: с 25.09. -19.10.2023 г.
В данном исследовании приняли участие 38 человека, из них: 10 «а» - 23человек (14 мальчиков, 9 девочек), 10 «б» - 15 человек (11 мальчиков и 4 девочки).
Результаты диагностического исследования показали, что учащиеся 10 класса находятся на разных уровнях мотивации учения и эмоциональному отношению к учению:
В ходе обследования выявлено, что у:
- 7 обучающихся (18%) – 1 уровень, продуктивная мотивация, с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
- 22 обучающихся (58 %) – 2 уровень, продуктивная мотивация, позитивное отношение у учения, соответствующее социальному нормативу;
- 6 обучающихся (16 %) - 3 уровень, средний уровень с несколько заниженной познавательной мотивацией;
- у 1 обучающегося (3%) 4 уровень, наблюдается сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
- у 2 школьниц (5%) наблюдается резко отрицательное отношение к учению
Таблица 1. Уровень мотивации
Класс | Уровень мотивации | ||||
I | II | III | IV | V | |
Чел.% | Чел.% | Чел.% | Чел.% | Чел.% | |
10 А | 6 26% | 11 48% | 3 13% | 1 4% | 2 9% |
10 Б | 1 7% | 11 73% | 3 20% | 0 0% | 0 0% |
Всего | 7 18% | 22 58% | 6 16% | 1 3% | 2 5% |
Уровень познавательной активности среди обучающихся 10 классов на хорошем уровне:
- высокий уровень познавательной активности у 28 обучающихся (74%);
- средний уровень познавательной активности – у 7 обучающихся (18%);
- низкий уровень познавательной активности – у 3 обучающихся (8%).
Таблица 2. Познавательная активность
Класс | Познавательная активность | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Чел.% | Чел.% | Чел.% | |
10 А | 16 69% | 5 22% | 2 9% |
10 Б | 12 80% | 2 13% | 1 7% |
51 | 28 74% | 7 18% | 3 8% |
Уровень тревожности в школе:
- высокий уровень тревожности у 1 обучающегося (3%), что может отрицательно повлиять на дальнейшую познавательную активность обучающихся и также привести к снижению успеваемости;
- средний уровень тревожности – 15 обучающийся (39%);
- низкий уровень школьной тревожности у 22 обучающихся (58%), что хорошо влияет на успешность школьников, его социализацию и адаптацию.
Таблица 3. Школьная тревожность
Класс | Школьная тревожность | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Чел.% | Чел.% | Чел.% | |
10 А | 1 4% | 10 43% | 12 52% |
10 Б | 0 0% | 5 33% | 10 67% |
Всего | 1 3% | 15 39% | 22 58% |
Негативные переживания по поводу обучения имеют:
- высокий уровень негативизма у 5% обучающихся (2 чел.:);
- средний уровень негативизма имеют 18% (7 чел.);
- низкий уровень школьной тревожности у 76% обучающихся (29 чел.).
Таблица 4. Негативные переживания
Класс | Негативные переживания | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Чел.% | Чел.% | Чел.% | |
10 А | 2 9% | 4 17% | 17 74% |
10 Б | 0 0% | 3 20% | 12 80% |
Всего | 2 5% | 7 18% | 29 76% |
Обучающиеся 10 «а» класса оценивают психологический климат в своем классе следующим образом:
- 92% обучающихся высоко оценивают психологический климат в своем классе;
- 3% обучающимся безразличен психологический климат в классе;
- 5 % обучающихся считают психологический климат в классе плохим.
Таблица 5. Уровень психологического климата в классе
Класс | Уровень психологического климата в классе | ||
Высокий | Безразличный | Низкий | |
Чел.% | Чел.% | Чел.% | |
10 А | 20 87% | 1 4% | 2 9% |
10 Б | 15 100% | 0 0% | 0 0% |
Всего | 35 92% | 1 3% | 2 5% |
Уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) обучающихся 10-х классов следующий:
Личностные универсальные учебные действия - сформированы у 14 десятиклассников (61%).
Регулятивные универсальные учебные действия- сформированы у 17 десятиклассников (74%).
Коммуникативные универсальные учебные действия - сформированы у 20 десятиклассников (87%).
Познавательные универсальные учебные действия - сформированы у 17 школьников 10 «б» класса (74%).
Таблица 6. Уровень универсальных учебных действий
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Позна-вательные УУД | Уровень УУД | |
Сформированы | Не сформированы | |||||
Чел.% | Чел.% | Чел.% | Чел.% | Чел.% | Чел.% | |
10 А | 14 61% | 17 74% | 20 87% | 17 74% | 18 78% | 5 22% |
10 Б | 7 67% | 9 60% | 13 87% | 10 67% | 12 80% | 3 20% |
Всего | 21 55% | 26 68% | 33 87% | 27 71% | 30 79% | 8 21% |
Итого сформированы УУД у 30 десятиклассников (79%)
Кроме того, с десятиклассниками были проведено занятие «Что для меня 10 класс». Цель занятия: развитие умения к самоанализу, осмысления качеств своей личности, навыков, умений, которые дают чувство уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологический дискомфорт.
Выводы.
Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Рекомендовано:
Классному руководителю:
- контролировать успеваемость и посещаемость;
- способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
- обращать внимание на структуру мотивов обучения;
- способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив.
Учителям – предметникам:
- Повышать мотивацию учения, используя разнообразные формы работы на уроках, поощрения, оценивания успеваемости учащихся, дифференцированный подход к объяснению материала и проверки выполнения домашних заданий, создавать условия для формирования личности обучающегося.
- Формировать продуктивную мотивацию, соответствие социальному нормативу, создавая ситуацию успеха на уроке для каждого обучающегося класса в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к обучающимся;
- Повышать познавательную мотивацию, используя интерактивные технологии, нестандартный подход к обучению, интересный учебный материал;
- Создавать комфортные условия для общения с позиции Взрослый - Взрослый;
- Работать над стабилизацией эмоционального отношения к учению, реагируя спокойно на любые учебные ситуации, используя в данных ситуациях педагогический такт.
- Рекомендуется строить отношения в мягкой некритичной манере, всячески поддерживая и повышая самооценку. Хвалите при всех. Критикуйте очень тактично и наедине.
23.10.2023 г.
Педагог-психолог Т.В.Медведева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)
В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....
Коллективное творческое дело по результатам адаптации в 5 классе
Для содействия процессу социально-психологической адаптации воспитанников к обучению и жизнедеятельности в условиях суворовского военного училища проводится ряд мероприятий, в том числе КТД "Доро...
СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году
СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...
Сообщение на ШМО «Результаты адаптации обучающихся 5 класса и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей»
Адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения....
Анализ результатов адаптации при организации воспитательного процесса.процесса социально – педагогической
В начале года меня назначили классным руководителем 5 класса, в котором 46% учащихся мигрантов. Необходимо было создать все условия для адаптации учащихся.. Дети были не активны, замкнуты,...
Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а
Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...
Результаты адаптации обучающихся
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...