Сообщение на ШМО «Результаты адаптации обучающихся 5 класса и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей»
материал (5 класс)
Адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение на ШМО | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Истринского муниципального района Московской области
Сообщение на ШМО
на тему: «Результаты адаптации обучающихся 5 класса и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей»
Подготовила : Дмитриева Т.Ф.
с.Новопетровское, 2018 г.
Результаты адаптации обучающихся 5 класса
На начало учебного года в 5 классе обучалось 13 человек.. Из них 6 мальчиков и 6 девочек. Один на домашнем обучении. Как известно, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В коллективе в основном царит сложная атмосфера: каждый из учащихся
старается показать себя лидером, главным.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика. Мне это еще не совсем удается. Сложность в том, что детей я могу видеть только на переменах и после уроков. Но стараюсь с воспитателями выяснить особенности каждого ученика, узнать об их увлечениях, чертах характера. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
В работе с классом основное внимание уделялось развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. Был проведён классный час, на котором обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, посещению, а также проводили тематические классные часы по плану. Некоторые дети работают на уроках в неполную силу. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объемом, как на уроке, так и в классе, новыми требованиями.
В начале учебного года проводилось родительское собрание, где родителями провелась беседа об особенностях обучения в 5 классе.
В течение двух месяцев подготовили и провели классные часы, посвященные:
-школьным законам и правилам.
-правилам пдд: «знай и соблюдай правила дорожного движения»,
-соблюдение правил пожарной безопасности.
А так же проводились индивидуальные беседы с детьми на темы хорошего поведения, правила поведения в общественных местах
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации так же были проведены следующие мероприятия:
-наблюдение за учащимися вне учебных занятий.
-рассаживание детей с учётом их индивидуальных особенностей.
-сотрудничество с учителями предметниками.
-проверка дневников учащихся.
Так же хочется отметить, что учащиеся 5 класса не всегда организованные и трудолюбивые, хотя порой охотно откликаются на просьбы старших. Пропуски уроков, конечно присутствуют, но они по уважительной причине (справки имеются в наличии). Большинство из учащихся работоспособны, активны на уроках, эмоционально отзывчивы. В общем, адаптация учащихся 5 к новой форме обучения на средней ступени протекает в соответствии с психолого-физиологическими особенностями учащихся.
В 5-м классе количество предметов увеличивается, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения — они близки ученикам начальной школы, а с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время. Классным руководителям первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.
Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет адаптационный период.
Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.
1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.
Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли уч...
Формирование приёмов мыслительной деятельности - основа развития мышления, творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Считаю, что создание проблемной ситуации на уроке побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, в ходе решения которой они овладевают мыслительными приемами: а...
Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.
Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....
Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии
Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...
Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а
Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...
Результаты адаптации обучающихся
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...
Результаты адаптации 10 классов
Последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Адаптация в 10 классе — процесс, требующий пс...