Комплексная программа по профориентации подростков с девиантными формами поведения
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)
Данная программа направлена на формирование у подростков с девиантными формами поведения готовности к профессиональному самоопределению и выбору профессии.
Программа разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования и федеральным государственным стандартом, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире
профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Программа определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения подростков.
Программа включает в себя разнообразные форма деятельности, что позволяет подросткам не просто быть пассивными участниками мероприятий программы, но и принимать активное в них участие.
Основная роль в реализации мероприятий программы отведена школьному педагогу-психологу и социальному педагогу, которые не только организуют и проводят мероприятия по программе, но и оказывают психолого-педагогическое сопровождение подросткам по преодолению факторов, негативно влияющих на их профессиональное самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_po_proforientatsii_podrostkov_s_deviantnymi_formami_povedeniya.docx | 80.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
Комплексная программа
по профориентации подростков
с девиантными формами поведения.
Автор-составитель:
Кабанова Светлана Владимировна,
социальный педагог МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина» г.Балахна
г.Балахна – 2019 год
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на формирование у подростков с девиантными формами поведения готовности к профессиональному самоопределению и выбору профессии.
Программа разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования и федеральным государственным стандартом, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире
профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Программа определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения подростков.
Программа включает в себя разнообразные форма деятельности, что позволяет подросткам не просто быть пассивными участниками мероприятий программы, но и принимать активное в них участие.
Основная роль в реализации мероприятий программы отведена школьному педагогу-психологу и социальному педагогу, которые не только организуют и проводят мероприятия по программе, но и оказывают психолого-педагогическое сопровождение подросткам по преодолению факторов, негативно влияющих на их профессиональное самоопределение.
Актуальность.
Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от правильности которого зависит его будущее — как далекое, так и ближайшее. Для него имеет важное значение не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои интересы и потребности.
Подростковый возраст является крайне важным периодом в формировании самоотношения, характеризующийся особой сенситивностью к оценкам окружающих и стремлением к взрослости, но вместе с тем затрудняющийся относительно дальнейшего выбора своего жизненного пути, социального и профессионального самоопределения и медленным вхождением в предлагаемые социальные роли в современных условиях.
На наш взгляд это связано с рядом обстоятельств: отсутствует ясный образ социального будущего; изменился и сократился «набор» доступных, известных и реально существующих профессий, престижность различных профессий в обществе, содержание давно существующих профессий.
Кроме того многими исследователями отмечается психологическая неготовность подростков к профессиональному самоопределению и дальнейшему выбору своего жизненного пути ко времени окончания основной и средней школы. Также в исследованиях обнаружена и удивительная неосведомленность подростков о мире профессий вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.
Особую сложность в процессе профессионального самоопределения испытывают подростки с девиантными формами поведения, которая выражается в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у них отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности. Они при всей важности самостоятельного и осознанного профессионального выбора затрудняются самостоятельно справиться с этой задачей. В связи с этим, зачастую становятся заложниками подростковой преступности, влекущей за собой тяжкие последствия. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных асоциальных и антисоциальных группировок еще сильнее усугубляют ситуацию.
Кроме того, известно, что подростки с девиантными формами поведения, в основном являются выходцами из неполных, неблагополучных семей, из семей с низким материальным достатком и низким родительским контролем. Такие семьи не всегда дают детям чувство психологического комфорта, защищенности, не всегда прививают позитивные ценности, а также понимание значения профессиональной деятельности.
Одним из конструктивных способов профилактики и решения проблем девиантного поведения в подростково-юношеской среде и нивелирования его негативных последствий является стимулирование профессионального самоопределения подростков. Исходя из этого, становится очевидной высокая социальная значимость данной программы, назначение которой заключается в создании условий для успешной социальной адаптации подростков с девиантными формами поведения в современном обществе, повышения их уровня готовности к взаимодействию с различными социальными институтами, формирования знаний об основных сферах профессиональной деятельности социальной жизни, расширения «социальной практики» и формирования навыков конструктивного социального взаимодействия (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»).
Проведенное анкетирование среди подростков с девиантными формами поведения, состоящими на различных профилактических видах учета (ВШУ, КДН и ЗП, ОДН), обучающихся в 8 – 11 классах, показало, что подавляющее их большинство испытывают ряд серьезных трудностей в выборе будущей профессии: в построении адекватного образа профессии; определении необходимых для той или иной профессии качеств; в выборе профессионального учебного заведения; проблема с собственным выбором профессии (у 89% подростков эта проблема ярко выражена, а у 11% – размытое видение себя в профессии), в формировании представлений о резервных профессиональных планах (зачастую резерв заключается в службе в армии для мальчиков и замужестве для девочек). Данные трудности обусловлены как объективными причинами – сложностью процесса профессионального самоопределения и его спецификой в современной социально-экономической ситуации, так и субъективными возрастными и личностными особенностями подростков с девиантным поведением, которые, порой, серьезно затрудняют задачу самостоятельного выбора. Результаты данного анкетирования еще раз подтверждают актуальность реализации данной программы.
Отличительной особенностью Программы является то, что она способствует включению подростков с девиантными формами поведения в разные виды социально одобряемой практической деятельности, позволяет делать им самостоятельный выбор форм проведения мероприятий программы, исходя из их интересов и потребностей участвовать в реальных трудовых делах с видимым результатом (озеленение школьной территории и территории города, ремонт, уход за нуждающимися и пр.), выбирать объект для экскурсий, темы для бесед, дискуссий, делать подборку кинофильмов или книг по тематике программы для последующего обсуждения. Все это позволяет решить проблему недостаточного включения подростков с девиантными формами поведения в разные виды социально одобряемой профессиональной деятельности, невостребованности в их жизни позитивных социальных норм, инициативности и ответственности, а также способствует профилактике негативных факторов, влияющих на их профессиональное самоопределение, что является важным условием в формировании готовности к выбору профессии.
Направленность Программы: социально-педагогическая и профориентационная.
Цель Программы: создать систему действенной профориентации подростков с девиантными формами поведения, способствующей формированию у них способности к профессиональному самоопределению и выбору профессии в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи Программы:
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
- Разработать механизмы содействия трудоустройству обучающихся и выпускников ОУ.
- Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
Правовая основа Программы:
- Всеобщая Декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ
- Концепция Модернизации российского образования;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- ФГОС ООО
- Устав МБОУ «СОШ №12»
Участники Программы:
- подростки с девиантными формами поведения, обучающиеся в 8-11 классах и состоящих на различных видах профилактических учетах (ВШУ, ОДН, КДН и ЗП)
- администрация школы
- педагог-психолог
- социальный педагог
- классные руководители
- школьная медсестра или фельдшер
- старшая вожатая
- библиотекарь
- родители
Срок реализации Программы: реализация программы рассчитана на один учебный год.
Этапы реализации Программы:
I. Подготовительный этап.
Цель: разработка проекта программы на один учебный год.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой базы по профориентационному направлению работы образовательного учреждения.
- Ретроспективный анализ литературы по данному направлению
- Разработка, обсуждение и утверждение программы по профориентации подростков с девиантными формами поведения.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
- Подборка диагностических методик по основным направлениям программы.
II. Практический этап
Цель: реализация программы.
Задачи:
- Апробирование и корректировка содержания деятельности по программе и наиболее эффективных ее форм и методов воспитательного воздействия.
- Совершенствование содержание профпросвещения.
- Разработка методических рекомендаций по профориентации.
- Расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями города.
- Вовлечение в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Коррекция затруднений в реализации программы.
III. Аналитический этап.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Проведение мониторинга реализации программы.
- Обобщение результата работы школы по реализации Программы.
- Планирование работы на следующий период.
Ожидаемые результаты Программы:
- повышение мотивации подростков с девиантными формами поведения к профессиональной деятельности и труду;
- снижения уровня негативных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков и на их выбор профессии;
- овладение подростками основными навыками делового общения в процессе их взаимодействия с социальными партнерами города, предоставляющими рабочие места, профессиональными учреждениями и организациями;
- овладение навыками поведения на рынке труда;
- повышение способности подростков ориентироваться в реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Основные направления Программы:
- Профессиональное просвещение
- Диагностика и консультирование
- Взаимодействие с предприятиями
- Профессиональная адаптация
- Преодоление негативных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков с девиантными формами поведения и их выбору профессии
Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом потребностей рынка труда. Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов подростков. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать подростков к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов, создание презентаций). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы подростки пробовали себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная диагностика и консультирование - изучение личности подростка с девиантными формами поведения и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Изучение подростков в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации подростков. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование. Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности. Удовлетворение в потребности профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера подростков девиантного поведения в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.
Профессиональная адаптация - осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, включение обучающихся в курсы по выбору профессиональной направленности.
Преодоление негативных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков с девиантными формами поведения и их выбору профессии – данное направление реализуется педагогом-психологом и заключается в проведении комплекса тренинговых мероприятий, направленных на развитие их ценностных ориентаций, навыков эффективной коммуникации – умение слушать, говорить, знакомиться, разрешать конфликты, попросить помощи и т.п., а также на включение подростков в активную социально значимую деятельность и их рефлексию со специалистами образовательного учреждения (педагога-психолога, социального педагога).
Принципы реализации Программы:
Принцип системности означает, что деятельность каждого педагога, включенного в процесс взаимодействия с подростком, является частью общей системы работы и осуществляется в соответствии с общим планом и во взаимодействии с коллегами. Для каждого подростка выстраивается своя стратегия абилитационного процесса, который и задает направление усилий специалистов.
Принцип непрерывности означает постоянство работы по сопровождению подростка, когда каждый обучающийся в ту или иную меру находится под каждодневным вниманием, в разных формах получая помощь и поддержку от разных педагогов и специалистов образовательного учреждения. При этом каждый педагог или специалист действует в соответствии с общей стратегией абилитационного процесса данного подростка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности на данном этапе развития.
Принцип нейтральности предполагает одинаково сочувственное отношение педагогов, специалистов к разным субъектам образовательного процесса, отказ от обвинительно-назидательной позиции в отношении обучающихся и их родителей в пользу вдохновляющего стиля взаимодействия.
Принцип добровольности предполагает, что педагог должен получить ответственное и решительное согласие на работу с несовершеннолетним и/или его родителями и законными представителями. Реализация данного принципа подразумевает не только, а в нашем случае, даже не столько этические и юридические основания, сколько основания элементарной коммуникативности и психолого-педагогической эффективности планируемого взаимодействия.
Принцип принятие предполагает необходимость установления педагогом доверительных отношений с подростком, при этом важнейшим фактором успешности реализации этого принципа является отказ от оценки его поступков, от навязывания ему каких-либо заранее «заготовленных» установок. Впоследствии необходимо разграничить оценку поступков подростка и оценку его личности, т.е. осуждение поступка не может влиять на принятие или непринятие личности подростка.
Принцип доверительности общения призывает педагога относиться к информации, получаемой в процессе общения с подростком, без подозрений и быть откровенным в общении с ним.
Механизм реализации Программы:
Главным исполнителем Программы является Администрация школы.
Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители,
социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-предметники,
библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе, родители и обучающиеся.
Исполнитель Программы принимают меры по своевременному
выполнению запланированных мероприятий.
Программа реализуется через: организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт); работу с обучающимися; комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий по профессиональному самоопределению; консультированию по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые) и анкетирование; организацию и проведению экскурсий (в учреждения профессионального образования и на предприятия); встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования; взаимодействие с родителями посредством проведения родительских собраний (общешкольных, классных).
Управление, контроль, мониторинг:
Управление и контроль над реализацией Программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе в мониторинге программы. Координатором Программы являются педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники, старшая вожатая, библиотекарь, школьная медсестра или фельдшер.
Эффективные формы и методы реализации Программы:
Экскурсии по ознакомлению с конкретной профессией. В процессе подготовки к ней профессия изучается по книгам или другим источникам информации, составляется «портрет профессии» (профессиограмма). Большое значение для результативности играет совместное планирование педагогом и учащимися экскурсии, которое включает: составление программы наблюдения за профессией; плана беседы с представителями профессии: определение форм фиксации экскурсии (записи, фотографии, рисунки, видеозапись); форм представления результатов экскурсии (проект, презентация, буклет, газета, коллаж и т.д.). для подростков с девиантными формами поведения экскурсия как форма работы полезна еще и тем, что она расширяет социальный опыт, показывает мир взрослых людей в реальной производственной ситуации.
Конференции, которые либо посвящены профессиям, либо имеют одну из секций, связанную с профессиональной ориентацией обучающихся. При подготовке к конференции обучающиеся собирают, оформляют информацию, готовят доклады самостоятельно с ответственным за профориентацию в образовательном учреждении.
Создание банка информации о выпускниках, их трудовых биографиях (фотографии студенческих билетов, зачетных книжек, стенгазет, грамот и др.). В том числе (в качестве достаточно эффективной и положительно воспринимающейся формы) возможно использование видеообращений выпускников, в которых они рассказывают о своем учебном заведении, об особенностях профессии, которую они выбрали, о том, что повлияло на выбор профессионального пути и т.д.
Подготовка компьютерных презентаций о конкретных предприятиях и организациях. В презентации отражается история того или иного предприятия, сфера деятельности, рассказывается о выпускаемой продукции, основных профессиях и профессионально-личностных качествах, необходимых для данной профессии.
Дискуссии по вопросам профессиональной ориентации, которые могут проходить в форме круглого стола, заседания экспертной группы, «ток-шоу», форума, мозгового штурма и др.
Обсуждение книг, телепередач, фильмов, мультфильмов, в которых фигурируют представители различных профессий и затрагиваются проблемы выбора профессии. Для подростков в этом плане весьма эффективны фильмы, так как они воздействуют эмоционально, влияют на ценностные ориентации при выборе профессии.
Встречи с представителями профессий, которые могут проходить в форме интервью, круглого стола, вечера, «ток-шоу» и др. Желательно для данного контингента детей приглашать человека или группу лиц, способных интересно, ярко, доступно рассказать о профессии, учитывая возрастные и психо-эмоциональные особенности обучающихся. В свою очередь и подростков необходимо подготовить к встрече, получить от педагога первичную, базовую информацию о личности приглашенного и об особенностях профессии или предприятия.
Беседы, которые возможно строить по такому плану: общие сведения о профессии; производственное содержание профессии; условия работы и требование профессии к человеку; система подготовки к профессии.
Мероприятие «Неделя профориентации». В качестве вариантов проведения данного мероприятия можно использовать выставки книг, встречи и интервью, экскурсии, беседы, встречи с выпускниками.
На наш взгляд предложенные формы и методы реализации программы позволят обучающимся расширить знания о различных сферах профессиональной деятельности, особенностях конкретных профессий. На их основе подростки, получат возможность более осмысленно анализировать профессиональную сферу жизнедеятельности человека, чувствовать себя в современном мире более уверено и успешно социализироваться.
Возможные трудности реализации Программы:
- Низкая заинтересованность со стороны представителей организаций и учреждений города и района.
- Сложная ситуация на рынке труда, и как следствие, низкая заинтересованность предприятий в притоке новых работников, в частности выпускников школ, колледжей и вузов («своих специалистов работой обеспечить не могут»).
- Почти полное отстранение власти от укрепления такого взаимодействия, несмотря на возможность создания налоговых и других льгот для поощрения тех организаций, которые тесно сотрудничают со школами, колледжами и вузами по профессиональному самоопределению подростков и молодежи.
- Слабая готовность педагогов профессиональных образовательных учреждений и школ к профориентационной работе со школьниками при организации и проведении экскурсий, дня открытых дверей и т.п.
- Отсутствие или слабое стимулирования педагогов, работающих по данному направлению, в результате чего многие из них отказываются от участия в реализации мероприятий программы в свое свободное время.
Практическая часть Программы.
I. Содержание Программы
Организационная работа в школе | |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов | |
Проведение социологического опроса выпускников школы с целью | |
Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии | |
Совместная работа с районными учреждениями дополнительного | |
Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями | |
Создание профориентационного уголка, выпуск газет | |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год | |
Мониторинг качества профориентационной работы: отчеты участников реализации программы по профориентационной работе; ежеквартальный мониторинг; анализ рейтинга участия подростков в реализацию мероприятий программы | |
Работа с педагогическим коллективом | |
Подготовка планов работы по профориентации подростков с девиантными формами поведения, состоящие на различных видах профилактического учета на учебный год | |
Обзор новинок методической литературы по профориентации | |
Подготовка планов совместной работы школы с заинтересованными | |
Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, | |
Проведение заседаний ШМО классных руководителей по теме: «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения подростков с девиантными формами поведения» | |
Организация работы предметных факультативов, кружков | |
Круглые столы по обмену опытом профориентационной работы | |
Консультации специалистов школы (педагога-психолога, социального педагога), специалистов различных ведомств по вопросам профориентации подростков с девиантными формами поведения | |
Взаимодействие с родителями учащихся | |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам | |
Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля | |
Анкетирование родителей | |
Привлечение родителей к участию в профориентационной работе | |
Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, | |
Проведение родительских собраний и родительских лекториев | |
Работа с учащимися | |
Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися в профессиональном самоопределении учащихся разной категории (учащиеся с девиантными формами поведения и учащиеся, находящиеся в СОП и ТЖС) | |
Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и | |
Участие школьников во внутришкольных и районных | |
Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, | |
Проведение экскурсий на предприятия и профессиональные учебные заведения города и района | |
Проведение мероприятий профориентационной направленности в 8-11 классах |
II. Примерные мероприятия по направлениям Программы.
Направление | Мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
Профессиональное просвещение | Виртуальная экскурсия в мир профессий | игра по станциям (квест) | Кл.руководители Ст.вожатая Детское объединение школы |
Экскурсии на предприятия города по желаниям и интересам подростков | Экскурсия | Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая | |
Конференция «Итоги экскурсии» (подготовка подростками докладов) | Круглый стол | Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая | |
Создание проектов «Предприятия города» | Защита проектов через показ презентаций | Кл.руководители Соц.педагог | |
Неделя профориентации | выставки книг, встречи и интервью с представителями профессий, экскурсии, беседы, встречи с выпускниками | Зам.директора по ВР Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая Библиотекарь | |
Конкурс классных уголков по профориентации | Оформление и представление классных уголков по профориентации | Зам.директора по ВР Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая | |
Диагностика и консультирование | Определение интересов и способностей (тест «Определение творческих способностей» Х.Зиверт, «Карта интересов») | Групповая | Педагог-психолог |
Определение уровня тревожности (методика «Шкала тревожности» Кондаш) | групповая | Педагог-психолог | |
Исследование эмоциональной направленности личности, сферы значимых отношений личности, отношения к трудовой деятельности и будущему (Б.И.Додонов) | Индивидуальная и групповая | Педагог-психолог | |
Определение зон психологического конфликта и напряженности (методика «Неоконченные предложения») | Групповая | Педагог-психолог | |
Определение профессионального типа личности (тест Голланда) | Групповая | Педагог-психолог | |
Консультирование родителей, педагогов и подростков по вопросам профориентации и профессиональному самоопределению | Индивидуальная и групповая | Педагог-психолог Соц.педагог | |
Информирование участников профориентационной работы в школе об ее организации посредством школьного сайта | Размещение информации на сайте | Зам.директора по ВР | |
Взаимодействие с предприятиями и профессиональными образовательными учреждениями и организациями города и района | Организация экскурсий на | Экскурсия | Зам.директора по ВР Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая |
Совместное празднование | - | Зам.директора по ВР Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая | |
Составление каталогов профессий | - | Зам.директора по ВР Соц.педагог | |
Организация встреч с | Круглый стол, ток-шоу, интервью и др. | Зам.директора по ВР Соц.педагог | |
Участие в днях открытых дверей | - | Зам.директора по ВР Кл.руководители Соц.педагог Педагог-психолог Ст.вожатая | |
Профессиональная адаптация | Акция «Чистый город» | - | Зам.директора по ВР Кл.руководители Ст.вожатая ДОО «Добродеи» |
Оказание помощи нуждающимся (пожилым и одиноким) | - | Соц.педагог Ст.вожатая ДОО «Добродеи» | |
Акция «Озеленение» | - | Ст.вожатая ДОО «Добродеи» | |
Участие в ярмарке профессий на базе ЦЗН района | - | Соц.педагог | |
Оказание помощи подросткам с девиантными формами поведения в трудоустройстве через ЦЗН района | - | Зам.директора по ВР Соц.педагог Кл.руководители | |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников 9-11 классов | - | Соц.педагог Кл.руководители | |
Преодоление негативных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков с девиантными формами поведения и их выбору профессии | «Развитие временной трансспективы и способности к целеполаганию» | Тренинг | Педагог-психолог |
Пресс-конференция | Познавательная ролевая игра | Соц.педагог | |
Моделирование | Ролевая настольная игра с элементами познавательной направленности | Соц.педагог | |
Необитаемый остров | Тренинг | Педагог-психолог | |
Чудо-мастер | Групповая дискуссия | Педагог-психолог Соц.педагог | |
Волшебный магазин | Ролевая игра-общение | Соц.педагог | |
Королевство | Групповая игра | Соц.педагог |
Список литературы:
- Андреева, Л.И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения/автореферат дис. на соиск. учен. степ. докт. пед.
наук - Тольятти. – 2010. – 23 с. - Ионина, Н.Г. Профориентационная работа со школьниками
в условиях реализации ФГОС: монография/«Вестник ТОГИРРО» № 3 (35), 2016 г. – Тюмень: ТОГИРРО, 2016. – 28 с. - Лукина, А.К. Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: Методическое пособие/Автор-составитель А.К. Лукина: Краснояр. гос. ун-т Красноярск 2004, (экспресс-издание).
- Никитская, Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением/Е.А. Никитская//Электронный журнал «Психология и право» - 2017. Т.7, №1. – С 25-33.
- Парнов, Д.А. Социально-педагогическая технология профессиональной ориентации подростков/Д.А. Парнов// Управление образованием. – 2013. - № 4. – С. 118-128.
- http://aktashshkola.edusite.ru/DswMedia/programma-naputikprofessii-.pdf
- http://www.proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=29&id_position=256
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игровые процедуры и упражнения по направлению программы «Преодоление негативных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков с девиантными формами поведения и их выбор профессии».
Группа участников: 15-20 человек
Продолжительность:
Тренинг «Развитие временной трансспективы и способности к целеполаганию».
Первое занятие начинается со знакомства и имеет своей целью мотивацию к деятельности.
Знакомство производится в любой известной ведущему форме. Важно только, чтобы дети назвали свое имя, написали его и прикрепили к себе на грудь и в какой-то форме рассказали о себе, можно, например, использовать такую технику: группа разбивается на 3-4 подгруппы численностью 5-8 человек. Каждой подгруппе дается большой лист бумаги (ватман) и цветная самоклеющаяся бумага или разноцветные фломастеры. Каждый участник подгруппы по очереди выкладывает из самоклеющейся бумаги мозайкой свое имя (если бумаги нет – можно точками, штрихами и т.д. рисовать фломастерами). За время, пока он рисует (выкладывает) свое имя, он рассказывает о себе то, что считает нужным. После того, как все напишут свои имена, каждый член группы рисует около имени каждого другого какой-то символ, рисунок-ассоциацию, которую этот участник у него вызвал, и объясняет свой рисунок. После этого подгруппы презентуют результаты своей работы всей группе.
Сообщение: Жизнь: игры, ритуалы, человеческие отношения. Ритуалы приветствия и их роль в установлении взаимоотношений. Игры: «Комплименты», «Здравствуй, я рад тебя видеть», «Карусель» и т.д. Можно проанализировать различные ритуалы, существующие в разных культурах и субкультурах, обсудить их происхождение, значение.
Упражнение «Значимость поставленной цели».
Участники подходят к стене, им предлагается каждому прыгнуть как можно выше, и отметить достигнутую высоту. Затем предлагается прыгнуть выше, чем в прошлый раз (в большинстве случаев участники прыгают намного выше). После этого можно провести беседу о причинных схемах поведения, о роли и возможности цели как способа организации жизни.
Упражнение «Кто я?».
Участникам предлагается в течение 5 минут не менее 10 раз ответить на вопрос «Кто я?». (необходимо отметить, что для подростков с девиантными формами поведения выполнение этого упражнения представляет большую трудность. Можно подводить их к осознанию множественности своих «Я» через примеры, подбадривание, анализ жизни в течение последнего дня, недели, месяца, года, через те отношения, в которые вступает ребенок в обыденной жизни). После этого участникам предлагается ответить на вопрос: «Какой я?». На этот вопрос можно отвечать с опорой на ответы первого вопроса. Затем дается более сложное задание – написать «10 МЫ» - на осознание подростка групп принадлежности, и ответить на вопрос: «Мы какие?». А кто такие Не-Мы, и какие они?
После этого проводится беседа о ролевой теории личности и социальной стереотипизации, ее пользе и вреде.
Обсуждение понятия «Успех»
Успеха в жизни хочет достичь каждый. Но что такое успех? Каждый понимает это по-своему, и далеко не каждый может четко сказать, что это для него лично. Поэтому предлагается использовать ассоциативные техники. Группа разбивается на подгруппы (уже другие, по сравнению с процедурой «Знакомство») численностью 5-7 человек. Каждой подгруппе предлагается выбрать один из ассоциативных языков: вербальные, зрительные, звуковые ассоциации, пантомима, скульптура, «Дерево», определение и т.д., и группы в течение 15-20 минут работают над заданием.
Более подробно о содержании заданий: на доске крупно пишется слово «Успех», и пишутся названия возможных ассоциативных языков. Группам предлагается выбрать тот язык, на котором они будут объяснять это понятие.
В группе, которая выбирает вербальные ассоциации работа сначала идет индивидуально. Каждый участник группы должен вызвать в себе слова, ассоциирующиеся с понятием «успех», начинающиеся на каждую букву этого слова. После того как все участники закончат работу (на это требуется минут 10), они собираются вместе и просто объединяют все слова.
В группе «Зрительные ассоциации» также все участники работают индивидуально, изображают зрительные образцы (схемы, символы), которые ассоциируются у них с понятием «успех». Иногда, в ситуации неуверенности в себе, что свойственно подросткам с девиантными формами поведения, участники объединяются и рисуют общую картину. Этого не стоит допускать, но если уж так получилось, нужно поддержать ребят и настоять на том, чтобы на этой общей картине был виден труд и рисунок (замысел рисунка) каждого.
Группе «Дерево» предлагается следующая работа. Если нарисовать дерево, ствол которого – Успех, то чем будут остальные части дерева и окружающей его среды? Участникам предлагается нарисовать дерево и его части (корни, ветви, плоды, листья и т.д.), а также окружающую среду (почву, солнце, дожди, птичек, вредителей и т.п. – на что хватит фантазии и времени), и придумать, чем же это все будет являться по отношению к успеху.
Остальные группы работают коллективно, изображая «успех» доставшимися им средствами.
После презентации работы всех групп участники выбирают самое важное наиболее существенное в представлении об успехе, что было представлено всеми группами. После этого обсуждается вопрос: от кого (чего) зависит успех каждого? Какими качествами, чертами личности нужно обладать, чтобы добиться успеха? Эти качества сначала выделяются методом мозгового штурма, потом голосованием выделяются 8 самых важных качеств, и участники производят самооценку развитости этих качеств у себя. Эти листочки они хранят до конца игры.
Упражнение «Мои сильные стороны». Каждый участник по кругу говорит, какие стороны своей личности он считает наиболее сильными, способствующими успеху, что ему в себе нравится. Остальные слушают, не перебивая. После окончания выступления каждый может добавить другие положительные качества, которые он видит в этом человеке.
По окончании упражнения все обмениваются впечатлениями.
Пресс-конференция.
Тип: познавательная игра.
Диагностические возможности: выявление уровня профессиональной информированности участников, коммуникативных способностей, интересов.
Коррекционно-развивающие возможности: Развитие познавательных интересов, воображения, творчества, активизация внутригрупповых отношений, повышение статуса участников, профессиональной информированности и мотивации.
Набор ролей: инопланетяне, журналисты – представители разных стран, ученые и профессионалы различных специальностей, переводчик, ученый, работающий с инопланетянами, ведущий пресс-конференции.
Особенности реквизита. Наибольшая фантазия в оформлении – у инопланетян, которые придумывают для себя фантастические костюмы, название планеты, ее устройство и т.п. представители различных профессий и разных стран могут сделать себе соответствующие костюмы.
Краткое описание. Группа участников изображают прилетевших на Землю представителей инопланетной цивилизации. С ними проводится пресс-конференция, в которой принимают участия представители Замли.в ходе пресс-конференции инопланетяне рассказывают землянам о своей планете, а затем Земляне – о себе, мире профессий, государствах и странах, социальном устройстве общества и т.п.
Поэтапное описание.
Подготовительный этап. Участники готовят версию про инопланетную цивилизацию, которую они представляют, придумывают свою космогонию (а заодно и узнают такие слова), развитие и устройство общества и т.п. Организаторы вместе с игроками придумывают общение с инопланетянами, их язык, способы перевода и т.п. Роли могут распределяться по жребию или по желанию участников (в зависимости от целей). Роли также могут быть даны заранее (за неделю), и тогда команды готовятся, придумывают «легенду», готовят реквизиты, костюмы и т.п., но можно это делать и прямо по ходу занятий. В игровой форме участникам сообщается о прилете представителей внеземной цивилизации, предлагается провести с ними пресс-конференцию.
Игровое действие. Ведущий представляет участников пресс-конференции, говорит вступительную речь, объясняет журналистам, как и какие вопросы можно задавать, каковы особенности контакта с инопланетянами. Журналисты задают вопросы, переводчик и ученые им помогают, инопланетяне отвечают на каком-либо выдуманном языке – могут показывать, рисовать, говорить, петь, изображать пантомимой и т.п. Потом инопланетяне задают вопросы об устройстве земной жизни, а земляне им отвечают, используя разнообразные вербальные и невербальные средства.
Краткие советы по проведению. При подготовке и проведении игры необходимо максимально пробуждать самое разнообразное фантазирование, постоянно преодолевать стереотипы и шаблоны мышления. При введении домашних заданий участники могут использовать специальную литературу, помощь специалистов, педагогов-предметников. С целью обострения игровой ситуации в процессе пресс-конференции возможно введение системы запретов: при контакте с инопланетянами нельзя произносить определенные слова, делать некоторые жесты, и т.п. Инопланетянам от этого делается плохо, и тогда необходимы реабилитационные мероприятия.
В процессе пресс-конференции гости и хозяева обмениваются мнениями о своих культурах, традициях, интересах, мечтах, а также проблемах, которые пока не решены.
В завершении игры можно провести межгалактический бал или другое объединяющее всех мероприятие.
Моделирование.
Тип: ролевая настольная игра с элементами познавательной направленности.
Форма: защита проектов с элементами пресс-конференции.
Краткое описание: задача группы играющих – построить город (макет города) на карте вымышленной местности. Каждый из участников получает роль, которая является схематичным отражением определенной социальной роли. Каждый из участников защищает свои интересы, и вместе с тем все должны достичь соглашения. Если состав группы достаточно велик (больше 15 человек), можно разбить общую группу на подгруппы численностью 3-5 человек, и каждая подгруппа играет определенную социальную роль.
Можно провести эту игру как заседание городского совета (администрация города) и тогда участие групп вполне объяснимо.
Можно в качестве задачи (сюжета) предложить распределение городского бюджета; для этого нужно указать фиксированную сумму бюджета и указывать стоимость каждого объекта, который хочется построить.
Диагностические и коррекционные возможности: во-первых игра развивает способность и умение отстаивать свою точку зрения с учетом точки зрения и интересов других. Во-вторых, игра формирует представление о различных социальных ролях и о структуре управления городом. В-третьих, игра формирует представление о различных профессиональных ролях, интересах, что позволяет решать проблему профессионального самоопределения. Данная игра практически лишена элемента соревновательности, что позволяет людям, имеющим затруднения в публичном выступлении, преодолевать страх аудитории.
Особое психологическое воздействие игра оказывает на взаимоотношения в группе. Чтобы добиться результата, участникам необходимо добиться консенсуса, разрешив по возможности возникающие противоречия и конфликты.
Игра носит познавательный характер, развивает способность оценки ситуации и применения различных знаний в решении данной проблемы.
Набор ролей: формирование набора ролей может происходить по-разному: это могут быть заранее заготовленные карточки с названием ролей и кратким описанием ролей и кратким описанием каждой из них, которые можно разыгрывать по жребию. Но можно предложить и самим ребятам, после объяснения содержания игры, предложить возможные социальные роли. Можно и комбинировать эти приемы.
Примерный набор ролей: городской глава, руководитель образования, военкомат, промышленник, представитель молодежи, городской финансовый отдел, представитель СМИ, член движения «зеленых», начальник ГАИ, союз инвалидов, ветераны, владелец бензоколонок, владелец рынков, архитектор, управляющий культурными учреждениями и т.п.
Реквизит, костюмы. Костюмы не нужны, но необходима игровая карта и два набора карточек:
- Карточки, по которым распределяются роли;
- Карточки, на которых изображены объекты, которые разместить на карте
Ход игры.
Подготовительный этап. Ознакомление с правилами игры и игровым материалом, распределение ролей (по жребию или по желанию), ознакомление всей группы с каждой ролью.
Игровое действие заключается в обсуждении ситуации всеми участниками и построение несущего города на карте.
Проведение и анализ игры. Ведущий подключается к игре на первой стадии объяснения и в конце, при обсуждении проектов, не вмешиваясь в работу групп. Но участники могут обратиться к ведущему за консультацией, и он при определенных условиях может ее дать (консультацию можно обыграть как игровой сюжет, а можно отнестись к этому как к учебному действию).
Участникам выдается «карта» (макет, описание) города, карточки, на которых изображены объекты, которые необходимо построить и их описание, и роли. Задачи играющих – построить город в заданной местности, с учетом потребностей и интересов всех участников действия (промышленник, член движения «зеленых», владелец бензоколонки и т.д.). таким образом, в ходе игры участники не только используют и развивают свои знания в области экологии, экономики, социальных проблем и др., но и учатся деловому общению, партнерству, разрешению конфликтов.
Игровое действие развертывается по определенной схеме, но сюжет жестко не закреплен, он создается самими участниками в ходе игры. Игровые взаимоотношения, возникающие в процессе игры, моделируют деловые отношения, и ВТО же время на них оказывают большое влияние индивидуальные особенности участников и их жизненный опыт.
В данной игре, поскольку она моделирует новые для участников взаимоотношения при сильной эмоциональной вовлеченности, могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях между участниками игры. Поэтому игра предполагает и даже требует обязательное последующее обсуждение, анализ происходившего всеми участниками, исходя из их собственных убеждений, а не из заданных ролей.
При проведении профориентационных игр рекомендуется опираться на общие принципы проведения тренинговых занятий. Традиционно в начале каждого занятия целесообразно использовать различные методы психологического разогрева группы – упражнения-энергизаторы, повышающие доступ к внутренним резервам личности каждого участника. Завершается каждое занятие релаксирующими игровыми заданиями для снятия излишнего эмоционального напряжения и формирования ощущения психологической защищенности в группе: элементы успокаивающей психо-гимнастики, телесно-ориентированной психотехники под соответствующую музыку.
Необитаемый остров.
Цели:
Познавательная:
- Ознакомление со способами освоения острова;
- Знакомство с различными видами профессиональной деятельности, необходимыми для выживания на острове.
Образовательные:
- Развитие творческих способностей
- Формирование общественно-активной позиции, направленной на пользу общества
- Развитие организаторских навыков
- Тренировка навыков наблюдательности и понимания себя и других людей в контактах с ними.
Воспитательные:
- Поиски новых форм поведения в контактах с другими
- Умение взаимодействовать с другими
- Умение выполнить поставленную задачу.
Форма работы: групповая
Методы работы: вербальные инструкции, беседа, постановка задачи для выполнения, выполнение работы по заданной тематики самостоятельно, рефлексия.
Дидактические материалы:
Для педагога (психолога) – описание ситуации
Для участников:
- Большие листы (или рулонная бумага, обои)
- Набор красок (фломастеров, маркеров) по одному на каждого участника
- Пластилин
- Писчая бумага
Ход работы.
- Информация о цели занятия.
Во время перемены следует подготовить необходимый дидактический материал, расставить столики. Если в классе менее 15-20 человек, то играть можно одной группой; если больше – целесообразно разбить группу на подгруппы численностью 5-10 человек и рассадить каждую группу за отдельными столами.
Участники занимают места за столами.
- Ведущий говорит о том, что занятие будет носить характер творческой работы.
Будут высоко оцениваться искренность, смелость, интересные идеи. После этого происходит ознакомление с инструкцией, которая вводит в ситуацию психодрамы: «Представьте себе, что вы плыли на корабле, который начал тонуть. Вам удалось сделать плот, на котором вы доплыли до необитаемого острова. Вы вынуждены высадиться на этот остров, и не имеете возможности ввергнуться к обычной нормальной жизни в течение примерно 10 лет. На этом острове нет никакой цивилизованной жизни. Ваша задача состоит в том, чтобы создать на острове более или менее подходящие вам условия жизни. Вы должны:
- Освоить остров в хозяйственной отношении: нарисовать план и описать те объекты, которые вы будете возводить на острове (здания, дороги, поля и т.д.)
- Дать ему название
- Установит законы и правила жизни на острове
- Определить виды профессиональной деятельности, необходимые для жизни на острове и распределить профессиональные роли (при необходимости каждый участник может иметь несколько профессиональных позиций).
На повышение этой работы участникам дается от 15 до 30 минут. При этом 15-минутный интервал часто является «промежуточным финишем», после которого в работу команд вносятся коррективы и работа продолжается.
- Участники начинают выполнять задание, распределяют между собой роли и задачи: придумывают название острова, форму государственно-политического устройства, распределяют роли, придумывают объем необходимых работ для жизни и т.д. Ведущий наблюдает за участниками, смотрит, как они решают поставленные задачи, вносит коррективы в игровой форме. Например, часто игроки забывают о такой простой вещи, как строительство туалета, канализации, и, соответственно, выбор ролей, обеспечивающих этот процесс. Тогда можно, например, ввести внезапное заболевание всего острова «неведомой болезнью», сопровождающейся частыми поносами и т.п.(дизентерией). Врачебное вмешательство не помогает. В результате многих попыток ребята догадываются о канализации. Но тут встает новая проблема: кто возьмется за эту проблему? Как определить носителя это непрестижной роли? Наблюдая за ходом решения этой проблемы, можно многое понять и об отношениях в группе, и о способах совместной работы. Важно только, чтобы в этой работе не было задето ничье достоинство.
Также можно «напустить» на остров злобных пришельцев, цунами, других людей, потерпевших крушение и т.п. Разрешение возникающих конфликтов, неожиданностей вызывает необходимость введения новых социальных и профессиональных ролей и позиций, требует проявления гибкости мышления и согласованности действий, расширяет кругозор ребят.
Заключительная часть.
Обсуждение работы. После того, как участники окончили работу, они должны представить свою работу на суд общественности:
- Обосновать форму государственного правления и способ освоения острова
- Название острова
- Принципы жизни острова
- Роли каждого члена группы и объяснение того, почему каждому досталась та или иная роль
Рефлексия.
Участники делятся впечатлениями о прошедшей работе, выявляют то новое, что они узнали во время игры, составляют список важнейших профессий, их роли в жизни людей, и профессиональных требованиях к ним, определяют важнейшие личностные качества, необходимые для выживания.
В конце занятия можно провести расслабляющие, релаксирующие упражнения, выражение взаимной благодарности.
Чудо-мастер.
Тип: групповая дискуссия.
Диагностически-развивающие задачи: понимание собственных ценностей. Ценностей других людей и личной ответственности за реализацию своих ценностей.
Методика проведения. Ведущий раздает участникам листки, на которых перечисленыописания 15 чудо-мастеров (может быть от 10 до 20). Каждый участник работаетсамостоятельно и выбирает 5 чудо-мастеров, чьи дары он больше всего хотел быполучать. Затем каждого участника просят выбрать еще 5 важных для него специалистов. Затем участники объединяются в группы по 3-5 человек и обсуждают собственные выборы. Задача групп – выделить 5 самых главных мастеров, нужных всем. Можно, кстати, провести эту процедуру и по принципу игры «Кораблекрушение», где участники индивидуально сначала ранжируют всех мастеров по степени важности, а затем в малых группах должны договориться и сделать общий выбор, а также выбрать капитанов. А затем капитаны договариваются между собой.
При таком варианте игры, кроме указанных целей, решаются задачи выявления стилей взаимодействия участников, выработки умений продуктивного разрешения конфликтов и т.д.
Можно провести эту игру и как ролевую. Тогда каждый участник (по жребию или добровольно) становится определенным чудо-мастером и получает 5-8 маленьких листочков с описанием своего волшебства. Кроме того, каждый участник получает определенное количество (от 5 до 8) бонусов (денежных единиц игры). Каждый участник сам решает, во что он оценивает свое волшебство. Задача игры: собрать (купить) у себя всех нужных себе чудо-мастеров, и, конечно, заработать как можно больше денег. Для торгов дается фиксированное время (10-15 минут) , после чего игра останавливается и подводятся итоги, при желании после этого игру можно еще продолжить.
После этого начинается рефлексия, в ходе которой обсуждаются такие вопросы:
- Почему и зачем мне нужен именно этот мастер?
- К каким чудесам мы стремимся?
- Каким чудо-мастером я могу быть для других?
- Какие настоящие профессии выполняют функции этих чудо-мастеров?
- Что я могу сделать сам, чтобы достичь того, зачем я обращаюсь к чудо-мастеру?
Важно подвести ребят к мысли о том, что главные волшебники – мы сами, что внутренняя работа над собой – и есть тот волшебник, который помогает решать все проблемы.
Примерный список «чудо-мастеров».
- Знаменитый хирург, делающий пластические операции. Благодаря новой безболезненной технологии он может добиться того, чтобы вы выглядели так, как вы хотите. Ваш идеал внешности может стать реальностью.
- Специалист гарантирует вам долгую жизнь (до 200 лет) и замедленный процесс старения. Например в возрасте 60 лет вы будете чувствовать себя, как в 20.
- Мастер обеспечит вам идеальное здоровье и защиту от заболеваний в течение всей вашей жизни.
- Гарантирует, что вы никогда больше не будете иметь неприятностей с властями. Он обеспечит вашу неприкосновенность и свободу от любого контроля со стороны школы, полиции, правительства, включая армию.
- Разовьет ваши способности и интеллект. Вы будете свободно решать самые трудные интеллектуальные задачи. Эта способность сохранится в течение всей вашей жизни.
- Сделает из вас превосходного лидера. Вас будут слушать, на вас будут смотреть, вас будут уважать и слушаться, подчиняться вам все окружающие вас люди.
- Гадалка. У нее вы получите ответы на все вопросы о вашем будущем.
- Банкир – сделает так, что вы будете богаты. Он предлагает вам программу получения миллионов в течение нескольких недель.
- Строитель-дизайнер-озеленитель – в любом месте по вашему желанию практически за несколько дней построит и обустроит такой дом, в котором вам захочется жить, и обустроит всю местность вокруг по вашему желанию.
- Волшебный переносчик. Он устроит вам любое путешествие в любую точку Земного шара по вашему первому желанию. С ним вы сможете объехать весь мир, везде побывать, все посмотреть.
- Марья-искусница. Сошьет вам любую одежду по вашему выбору, так, что ни у кого такой не будет.
- Волшебная меленка. Этот специалист сделает так, что вы никогда не будете голодать. В любой момент, стоит только хлопнуть в ладоши, появляется он, и делает все, как вы прикажете, самые изысканные яства.
- «Органайзер». Этот человек будет вести все ваши дела, улаживать возникающие проблемы, устраивать, встречи с приятными людьми, не допускать к вам неприятных, напоминать о важных делах и встречах, ухаживать за вами.
- «Страховой агент». Этот человек устроит так, что с вами никогда не произойдут никакие неприятности. Вы можете рисковать (физически и в делах) – он всегда стоит на страже и не допускает никаких неприятностей с вами.
- Научит вас понимать свои желания. Вы будете знать, чего вы хотите, и вас не смутят никакие сложные проблемы нашего времени.
- Гарантирует, что вы узнаете самого себя, обретете чувство собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе.
- «Тысяча и одна ночь». Специалист по развлеченичм. С ним никогда не будет скучно.
- «Только спокойствие». Специалист сделает так, что вы проживете обыкновенную, спокойную жизнь – обзаведетесь семьей, нарожаете детей (не меньше двух), будете скромным незаметным тружеником, но вас будут любить близкие и друзья.
Волшебный магазин.
Тип: ролевая игра-общение
Основная игровая задача: мотивирование личных ценностей, способностей к коммуникации, рефлексии.
Коррекционно-развивающие возможности: осознание личностных ценностей, развитие коммуникативных способностей, постижение духовных ценностей партнеров.
Набор ролей: продавцы, покупатели, эксперт
Краткое содержание: покупая в Волшебном магазине жизненные благша, каждый участник рассчитывается своими духовными ценностями.
Поэтапное описание.
Подготовительный этап: ведущий знакомит всех участников с правилами игры, все участники распределяют роли попарно: продавец-покупатель.
Игровое действие. Каждая пара садится за стол друг напротив друга и заполняет свои карточки: продавец – карточки с жизненными благами, которыми он собирается торговать: слова, сила, здоровье, успех, счастье, машина, самолет, дача, любовь и т.п., что для него действительно важно. Покупатель заполняет карточки своих ценностей, которыми он будет рассчитываться за эти блага: свобода, любовь, здоровье и т.п., что важно для покупателя (нужно, чтобы покупатель и продавец заполняли эти карточки втайне друг от друга). Затем по жребию определяется очередность торгов, и все участники становятся свидетелями торга каждой пары. По сигналу ведущего первая пара начинает торг: продавец выставляет свой товар (карточки), а покупатель держит свои ценности. Продавец предлагает товар, хвалит его, рекламирует, называет цену, а покупатель выбирает то, что хочет и может себе позволить, расплачиваясь ценностями и мотивируя вслух свое решение. Торг длится не более 2-3 минут. Затем в игру вступает другая пара, сменяя первую и т.д. Когда все пары завершат торг, все меняются ролями, и цикл повторяется в том же порядке. В заключение все делятся чувствами и впечатлениями, подсчитывают, что они приобрели, и что потеряли в этом магазине.
Можно игру провести и по-другому – в виде свободного рынка. Тогда ведущий просто определяет продолжительность торгов 10-15 минут. И все продавцы, и покупатели свободно ходят по этому рынку, торгуются, продают и покупают. По завершению отведенного времени игра останавливается, и все подсчитывают свои «барыши».
Важнейшей частью этой игры является обсуждение, понимание «цены» личностных ценностей и их роль в организации жизни человека вообще.
Королевство
Автор – Д.Н. Хломов (Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 2)
Цель игры: формирование осознавания своих действий и социальной ответственности, понимание важности различных ролей и позиций в группе.
Ход игры:
- Вступление.
Ведущий объясняет, что это очень простая игра, в которую с удовольствием могут играть люди любого возраста и любых способностей, она не требует от участников никаких специальных навыков или подготовки. В игре «Королевство» могут одновременно принимать участие от 15 до 30 человек. Каждый участник в ней может сам выбрать и создать свою позицию в этой игре и попробовать сыграть в ней свою роль.
- Структурирование группы.
Ведущий предлагает одному добровольцу из группы взять на себя роль Короля или Королевы (в зависимости от пола участников). Короля также могут выбрать и сами участники. Следующим шагом Король (Королева) выбирают трех или четырех человек первого ранга из группы и назначают их Министрами, Генералами, Слугами и т.п. Каждый из этих выбранных людей в свою очередь выбирает одного или двух персонажей и дает им соответствующие роли. Количество выборов зависит от размера группы – если группа менее 20 человек, то оптимальным количеством выборов для короля будет три (то есть король может назначить трех человек). Соответственно, первые выбранные могут назначить по два человека, которые, в свою очередь, могут выбрать по одному человеку. Важно, чтобы все участники игры получили роли. После этого следует расположить королевство в пространстве и попросить людей самих по очереди назвать и описать принятые ими роли, для того, чтобы все участники игры увидели первоначальную структуру своего государства.
Между участниками по жребию разыгрываются номера, символизирующие последовательность их ходов в игре.
- Действие 1.
Каждому участнику игры дается шанс изменить что-либо в Королевстве в соответствии с очередью, своей ролью и имеющими в игре ролями. Участник игры может произвести любые изменения по своему усмотрению: изменить чью-то позицию в государстве, повысить или понизить кого-то в государственной иерархии, «убить» или «посадить в тюрьму» любого одного человека. Это выглядит примерно следующим образом: «Я назначаю Первого Министра Слугой», - говорит Король, и человек включается в эту роль, то есть свои последующие ходы делает именно из этой роли.
Очень важно прояснять все изменения, происходящие после кждого такого шага. После того, как все игроки сделали свои «ходы», каждый участник снова называет свою новую роль, чтобы стало очевидно, как изменялась структура государства.
- Действие 2.
Каждому игроку дается еще один шанс изменить свою роль в Королевстве, действуя по тем же правилам. При этом важно, что «покойники» могут оживать, если придумают соответствующую историю своего воскрешения. После этого структура государства установлена окончательно.
- Обсуждение.
В последующем обсуждении ведущий обращает внимание на то, что некоторые сохранили свою роль, другие понизили или возвысили свою позицию или позицию своих партнеров. Анализируется также и содержательная структура государства, обсуждаются возможные источники его существования, то, какие профессии нужны для выживания этого государства. Затем ведущий предлагает соотнести полученный в игре опыт с ситуациями реальной жизни и поднимает вопрос о возможности социальных изменений в мире, о собственной позиции участников в этих изменениях.
- Заключение.
Данная игра, кроме обозначенных целей, позволяет также понять ряд социально-психологических характеристик группы – уровень сдерживаемой агрессии, притязания членов группы на лидерство, общий уровень групповой интегрированности, терпимость к различным позициям и отступлениям от общепринятых правил.
По материалам этой игры можно проводить дальнейшую работу по проведению профессиональной информации подростков, обсуждению с ними необходимости различных профессий для существования общества, о требованиях к этим профессионалам, путям получения этих профессий, возможностях для карьеры и социального продвижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Профилактическая работа с подростками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в...
Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения «Преодоление»
Поиск эффективности мер профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся,...
Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья...
Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)
Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...
Презентация на тему: "Профилактика формирования девиантных форм поведения подростков".
Презентация предназначена для педагогического коллектива. Дается понятие о девиантном поведении, его факторах. Предоставляются результаты психологической диагностики обучающихся, результаты коррекцион...
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Материал предназначен для доведения информации до педагогического коллектива. Дается понятие о девиантном поведении, факторов и причин его возникновения. Предоставляются результаты психологической диа...
Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Юный Следопыт"
Педагог дополнительного образования, социальный педагог ГБОУ СОШ №77 Петроградского района г. С-Пб.Шилин Сергей Сергеевич.Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы ...