Маркеры выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению и формы профилактической работы с ними
презентация к уроку по психологии
Суицид. Способы выявления детей склонных к суициду. Профилактическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suitsid_pedsovet_vp.ppt | 634.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды суицидов. 1) демонстративный - без намерения покончить с собой, цель-воздействовать на окружающих, привлечь внимание к себе. 2) аффективный - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта. 3) истинный - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Причины суицида детей и подростков. 1.Неблагополучие в семье. 2.Несчастная любовь. 3 . Проблемы в отношениях со сверстниками. 4.Школьные проблемы. 5.В сознании подростка нет негативного отношения к суицидам.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков (то, что побуждает к действию): 1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 3. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. 4. Боязнь позора, насмешек или унижения. 5. Страх наказания, нежелание извиниться. 6. Любовные неудачи, беременность. 7. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. 8. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 9. Сочувствие или подражание товарищам, героям фильмов, кумирам.
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе. -поведенческие; -вербальные; -эмоциональные;
Поведенческие: -Внезапные изменения в поведении и настроении; -Склонность к безрассудным поступкам; -Расставание с дорогими вещами; -Приобретение средств для совершения суицида; -Приготовление к уходу; -Пренебрежение внешним видом.
Вербальные: -Прощание; -Шутки о желании умереть; -Сообщение о конкретном плане суицида; -Медленная, маловыразительная речь;
Эмоциональные: -Переживание горя; -Признаки депрессии; -Вина или ощущение неудачи, поражения; -Чрезмерное опасение или страхи; -Чувство собственной малозначимости; -Рассеянность или растерянность.
Динамика развития суицидального поведения. Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период формируются суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве.
Вторая стадия – суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.
К «группе риска» по суициду относятся подростки: -с нарушением межличностных отношений, "одиночки”; -злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; -с затяжным депрессивным состоянием; -сверхкритичные к себе подростки; -страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; --страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; -из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; -из семей, в которых были случаи суицида.
Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно: Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира: Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию. Ф ОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.
Антисуицидальные факторы личности. - эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; -выраженное чувство долга, обязательность; - концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; - учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения - наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов; - использование методов снятия психической напряжённости; -наличие актуальных жизненных ценностей и целей; - планирование ближайшего и перспективного будущего.
Для формирования антисуицидальных установок следует: постоянно общаться с подростком, не оставляя его наедине со своими мыслями; вселять уверенность в свои силы и возможности; внушать оптимизм и надежду; проявлять сочувствие , окружать теплом и пониманием; осуществлять мягкий контроль за поведением подростка, анализировать его слова и действия.
Основные рекомендации для личного общения БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ ДЕТЯМ , не стесняйтесь демонстрировать им свою любовь и расположение. Поддерживайте подростка . Научите его выплескивать отрицательные эмоции , а не замыкаться в них. Пусть он знает, что может обратиться к своим родителям и педагогам по любому поводу и в любое время. Пусть он видит, что вы его любите, уважаете и всегда готовы прийти на помощь. Показывайте, что он нужен вам, необходим. Бейте тревогу! Не ждите, что все пройдет само собой. Вам пора вмешаться в его жизнь, если вы и есть тот важный для него взрослый, с которым он пойдёт на контакт, помогите ему.
Что в поведении подростка должно насторожить учителя. Резкое снижение успеваемости , проявление безразличия к учебе и оценкам. У подростка длительное время подавленное настроени е, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Резкое изменение поведения . Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умерет ь или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. .
Формы профилактики подростковой суицидности в школе. • неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого учителя;, посещение семей, в которых проживают учащиеся группы риска, оказание консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям • усиление внимания родителей к суицидогенным психологическим факторам; • проведение при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром; • формирование у обучающихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях; • повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися. 1.Анкетирование учащихся с целью выявления неблагополучных семей 2. Вовлечение подростков в социально – значимую деятельность. 3. Приглашение специалистов на общешкольные родительские собрания 4. Классные часы, посвященные проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе (восприятие своих способностей, недостатков, внешнего вида и т.п.). 5.Тренинг «Общение – средство познания себя и других» 6.Психологические практикумы «Психическое здоровье человека. Общие признаки борьбы со стрессом», «Экзамен без стресса». 7.Систематическое наблюдение за подростками, регулярное заполнение личных информационных карт на каждого подростка, стоящего на учете в ПДН.
За любое суицидальное поведение подростка в ответе взрослые! Ценить жизнь детям помогают любовь и сочувствие, а от отчаянного шага часто удерживает возможность поговорить со взрослым, который выслушает, посочувствует и поймёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ...
План профилактических мероприятий, направленных на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних
профилактические мероприятия, направленные на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних...
Рекомендации по выявлению обучающихся, склонных к деструктивному поведению
Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вр...
Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению
Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению...
АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Помните: если не можете отговорить ребенка (подростка) совершить суицид, можно разговаривать долго, что само по себе утомит его. Человек может находиться в состоянии острого эмоционального напряжения ...
ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению
Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...
Методическое объединение на тему: «Профилактическая работа с подростками, склонными к суицидальному поведению»
Методическое объединение на тему: «Профилактическая работа с подростками, склонными к суицидальному поведению»...