«Игровые технологии в практической работе воспитателя школы-интерната»
статья

Никифорова Юлия Евгеньевна

Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку утвердиться, реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным.Таким образом, применение игровых технологий при работе с учениками в школе-интернате позволяет в занимательной и игровой форме компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в практической работе воспитателя школы-интерната»

Никифорова Юлия Евгеньевна

Воспитатель

ГБОУ школа – интернат №9

Калининский район, г. Санкт-Петербург



Учительский труд – это бесконечный поиск. Учитель организовывает обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе.

 Как заставить учиться? Такой вопрос встаёт перед учителями. Как сделать так, чтобы в ребёнке не угасало чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его ждут на уроках? Как удержать  неустойчивое внимание к уроку? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Принуждению не должно быть места в школе. Не заставлять, а заинтересовывать, вовлекать в  систему  учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. 
Учёба – это серьёзный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. 
Что же делать? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Дарить детям интересные уроки. Занимательность на уроке  это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряжённый труд и постоянный поиск. Всегда можно найти что–то интересное, увлекательное в жизни (оно окружает нас). Не секрет, что обучение для детей требует большого труда. Занимательный материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. 
Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.. 
Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика появляется интерес к учебному предмету. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, делать выводы и обобщения.
В играх, особенно коллективных, формируется личность учащегося. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер. 
Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребёнка действительности. Они ему знакомы, близки, будят мысль ребёнка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребёнок получает в  играх, легко могут быть перенесены в быт, в жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке. 

Актуальность применения игровых технологий на занятиях: 

  • игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса; 
  • в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
  • в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; 
  • игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
  • игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
  • включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
  • разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
  • игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. 
    Обычно дидактические игры используются на занятиях в младших классах. Однако, как показывает опыт, введение игрового компонента в содержание занятий в старших классах оказывает заметное влияние на улучшение усвоение знаний и умений, на развитие речевой активности учащихся. 
    Осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
  • игры – путешествия;
  • сюжетная (ролевая) игра;
  • игра – соревнование. 

Игры - упражнения.
Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Игры – упражнения в виде презентаций позволяют значительно экономить время и к тому же они очень привлекают внимание детей.

Игры – путешествия. Служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален, нет ни одного скучающего ребенка на уроке. 

Игра – соревнование. Включают в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. 
Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными «Брейн-ринг». Данная игра носит не только обучающий характер, но и воспитывает в детях самостоятельность, упорство, желание победить. 
Игра, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения.В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. 
Требования к организации игры на занятии: 
• построена на интересе;
• основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся; 
• доступна для учащихся данного возраста, цель – достижима;

• эмоциональна, вызывает удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа; 
• в играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку утвердиться, реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным.Таким образом, применение игровых технологий при работе с учениками в школе-интернате позволяет в занимательной и игровой форме компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы воспитателя школы-интерната

Работаю воспитателем в коррекционной школе. Очень удобная форма планирования работы (режимный момент-подём)...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Ежедневный план работы воспитателя школы-интерната

Ежедневный план работы воспитателя школы-интерната...

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...

Игровые технологии в практике работы воспитателя

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...