«Игровые технологии в практической работе воспитателя школы-интерната»
статья
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку утвердиться, реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным.Таким образом, применение игровых технологий при работе с учениками в школе-интернате позволяет в занимательной и игровой форме компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии в практической работе воспитателя школы-интерната»
Никифорова Юлия Евгеньевна
Воспитатель
ГБОУ школа – интернат №9
Калининский район, г. Санкт-Петербург
Учительский труд – это бесконечный поиск. Учитель организовывает обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе.
Как заставить учиться? Такой вопрос встаёт перед учителями. Как сделать так, чтобы в ребёнке не угасало чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его ждут на уроках? Как удержать неустойчивое внимание к уроку? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Принуждению не должно быть места в школе. Не заставлять, а заинтересовывать, вовлекать в систему учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.
Учёба – это серьёзный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Что же делать? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Дарить детям интересные уроки. Занимательность на уроке это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряжённый труд и постоянный поиск. Всегда можно найти что–то интересное, увлекательное в жизни (оно окружает нас). Не секрет, что обучение для детей требует большого труда. Занимательный материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении..
Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика появляется интерес к учебному предмету. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, делать выводы и обобщения.
В играх, особенно коллективных, формируется личность учащегося. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер.
Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребёнка действительности. Они ему знакомы, близки, будят мысль ребёнка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребёнок получает в играх, легко могут быть перенесены в быт, в жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.
Актуальность применения игровых технологий на занятиях:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Обычно дидактические игры используются на занятиях в младших классах. Однако, как показывает опыт, введение игрового компонента в содержание занятий в старших классах оказывает заметное влияние на улучшение усвоение знаний и умений, на развитие речевой активности учащихся.
Осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
- игры – путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
- игра – соревнование.
Игры - упражнения.
Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Игры – упражнения в виде презентаций позволяют значительно экономить время и к тому же они очень привлекают внимание детей.
Игры – путешествия. Служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален, нет ни одного скучающего ребенка на уроке.
Игра – соревнование. Включают в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными «Брейн-ринг». Данная игра носит не только обучающий характер, но и воспитывает в детях самостоятельность, упорство, желание победить.
Игра, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения.В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к организации игры на занятии:
• построена на интересе;
• основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
• доступна для учащихся данного возраста, цель – достижима;
• эмоциональна, вызывает удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
• в играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку утвердиться, реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным.Таким образом, применение игровых технологий при работе с учениками в школе-интернате позволяет в занимательной и игровой форме компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы воспитателя школы-интерната
Работаю воспитателем в коррекционной школе. Очень удобная форма планирования работы (режимный момент-подём)...
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
Ежедневный план работы воспитателя школы-интерната
Ежедневный план работы воспитателя школы-интерната...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя ОООД (воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития) за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Киселевой Элисо
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя...
Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».
Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...
Игровые технологии в практике работы воспитателя
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...