Программа профессионального развития и самообразования
статья
Программа самообразования учителя математики МБОУ «СШ № 9 с УИОП»: «Приемы преобразования учебной информации в обучении математике как средство формирования метапредметных результатов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 106.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов " |
Рассмотрено педагогическим советом Протокол №1 от «31» августа 2022 г. | Утверждаю: Директор школы ____________Туценко З.Н. Приказ №310 от «31» августа 2022 г. |
Программа профессионального развития и самообразования
учителя математики
МБОУ «СШ № 9с УИОП» г. Нижневартовска
Лютиной Марии Аркадьевны
на период с 2022 по 2027 учебные гг.
Тема: «Приемы преобразования учебной информации
в обучении математике как средство формирования
метапредметных результатов»
г. Нижневартовск
2022 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа самообразования учителя математики МБОУ «СШ № 9 с УИОП»: «Приемы преобразования учебной информации в обучении математике как средство формирования метапредметных результатов» |
Основания для разработки программы |
|
Разработчик программы | Лютина Мария Аркадьевна, учитель математики |
Цель программы | Повысить научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики в соответствии с требованиями ФГОС. |
Задачи программы |
|
Срок реализации программы | 2022-2027 гг. |
Основные разделы программы | 1. Анализ педагогической деятельности. 2.Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность. 3. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой. |
Раздел 1. Анализ педагогической деятельности за предыдущий учебный год.
(Приложение 1)
Раздел 2. Научно-методическая и профессионально–педагогическая деятельность учителя.
2.1. Тема самообразования: «Приемы преобразования учебной информации в обучении математике как средство формирования метапредметных результатов».
2.2. Актуальность темы
В наши дни уровень развития науки и техники ставит новые задачи для развития образования. Его цель заключается не только в передаче детям накопленных человечеством сведений о мире и науке. Недостаточно вооружить подрастающее поколение запасом знаний. Гораздо важнее научить школьников использовать имеющиеся навыки для поиска новой информации, требующейся для успешной деятельности в будущем. Это находит отражение в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования относится «овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории».Таким образом, одной из задач современного образования становится высокий уровень развития мышления будущих выпускников, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях.
Формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы происходит на протяжении всего процесса обучения и достигаются при обучении любому учебному предмету с учетом его специфики. Так изучение математики оказывает особое влияние на организацию мыслительной деятельности обучающихся, учит анализировать имеющиеся сведения, сопоставлять факты и делать выводы, а умение преобразовывать учебную информацию входит в состав целей обучения математике. В качестве одного из предметных результатов освоения обучающимися программ основного общего образования ФГОС ООО определяет овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях; навыками работы с информацией. Соответственно предметная область «Математика» включает в себя развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений. Формирование данных навыков во многом определяет успешность и результативность процесса обучения. Прививаемые на уроках способы рассуждения способствуют развитию умения осуществлять поиск и обработку необходимой информации. При этом создаются условия для того, чтобы каждый ученик смог не только получить знания по теме, но и успешно применять их в том числе на других уроках и в практической деятельности. Поэтому можем утверждать, что процесс овладения приемами преобразования информации неразрывно связан с обучением математике, в частности, с решением геометрических задач.
2.3. Цели и задачи
Цель и задачи работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»:
Цель деятельности МБОУ «СШ №9 с УИОП»: обеспечить развитие образовательной организации – как эффективной организационно-управленческой модели доступного качественного образования, профессионального самоопределения; создать благоприятную образовательную среду, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, обеспечивает возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников.
Исходя из целей деятельности МБОУ «СШ №9 с УИОП, мною определены следующие цели: повысить уровень сформированности у обучающихся метапредметных результатов у обучающихся посредством использования приемов преобразования информации; повысить собственный научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
- провести анализ нормативной, методической и психолого-педагогической литературы по теме самообразования;
- выявить особенности процесса освоения приемов преобразования информации в ходе решения математических задач;
- на основании изученных приемов, с учетом требования ФГОС ООО разработать комплекс упражнений, способствующих овладению обучающимися классов приемами преобразования информации, их использованию при решении задач
- повысить качество образования по математике через внедрение современных образовательных технологий и методов обучения;
- развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся через овладение УУД и специальными учебными умениями;
- обобщить практический опыт по теме самообразования и транслировать его на различных уровнях.
2.4. Мероприятия, направленные на реализацию темы.
Подготовительный этап
Направления деятельности | План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
Источники самообразования 2022 - 2027 уч. гг. | Теоретическое изучение темы (нормативная, методическая, психолого-педагогическая литература по теме, периодическая печать, интернет-ресурсы, семинары, вебинары) | систематически |
Повышение квалификации: курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, профессиональная переподготовка | по плану, по выбору | |
Участие в конференциях, семинарах, форумах, совещаниях, педагогических советах, заседаниях муниципального методического объединения. | по плану | |
Аттестация (подтверждение квалификационной категории). | по плану | |
Изучение передового опыта учителей города, округа, страны. | систематически |
Основной этап
Апробация методик и форм педагогической деятельности в соответствии с темой 2022-2027 уч. гг. | Составление собственных авторских разработок, публикации (в электронном варианте) и использование их в работе. | систематически |
Внедрение современных образовательных технологий и методов обучения в процесс обучения и воспитания. | по плану | |
Самодиагностика деятельности учителя и самоанализ уроков. | ||
Мониторинговые исследования: качество образования по предмету, уровень сформированности УУД у обучающихся. | ||
Составление мультимедийных презентаций, ЦОР для проведения уроков и внеклассных мероприятий. | ||
Открытые уроки, мероприятия, мастер –классы. |
Диссеминация инновационного педагогического опыта
Реализация программы самообразования 2022-2027 уч. гг. | - Диссеминация инновационного педагогического опыта на заседаниях учебно-методической кафедры «Математика. Информатика», педсоветах, заседаниях муниципального методического объединения «Математика. Информатика»; - пополнение дидактического материала (согласно теме); - внеурочная деятельность (работа с одаренными детьми, олимпиады, конкурсы и т.п.) | Согласно плана работы школы, ММО «Математика. Информатика» |
Анализ педагогической деятельности за учебный год. | В конце каждого учебного года | |
Публикации в СМИ. | 2022-2027 гг. | |
Участие в конкурсах, конференциях, вебинарах, семинарах. |
2.4.1. Источники самообразования:
- изучение методической литературы по ФГОС;
- обучение на курсах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам;
- мастер – классы, уроки коллег;
- вебинары, семинары, дистанционное изучение методической литературы, участие в телекоммуникационных проектах;
- участие в конференциях, семинарах на различных уровнях;
- выступления на педагогических советах согласно плану работы школы, заседаниях муниципального методического объединения «Математика. Информатика»;
- работа в Интернет-сообществах, посещение образовательных порталов.
2.4.2. Формы самообразования:
Все формы самообразования можно условно поделить на групповую и индивидуальную. Индивидуальная – инициатор учитель, однако администратор и руководитель кафедры могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма (методическая работа в кафедре, участие в работе муниципального методического объединения «Математика. Информатика», обучение на КПК, семинары, вебинары, практикумы) обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем:
- изучать и внедрять новые педагогические технологии;
- разрабатывать дидактические материалы;
- внедрять инновации в практику своей педагогической деятельности;
- проводить самоанализ своей профессиональной деятельности с целью корректировки полученных результатов;
- посещать уроки коллег, участвовать в диссеминации инновационного педагогического опыта.
2.4.3. Реализация программы самообразования:
- разработка уроков, дидактического материала и др., элективных учебных предметов и занятий внеурочной деятельности обучающихся;
- участие в педагогических советах, семинарах, рабочих группах и др.;
- открытые уроки, занятия внеурочной деятельности, презентации;
- обобщение опыта на уровне школы;
- создание печатной продукции по теме самообразования.
Результаты работы:
- разработанные дидактические материалы;
- открытые уроки, внеурочные занятия, мастер-классы;
- презентации;
- представление отчета с анализом, выводами и рекомендациями;
- обобщение опыта по данной теме, публикации.
2.4.4. Ожидаемые результаты:
- повышение качества образования по предмету;
- обеспечение положительной динамики результатов освоения образовательной программы;
- разработка и проведение инновационных уроков;
- овладение обучающимися познавательными УУД;
- участие обучающихся в различных олимпиады, конкурсах;
- наличие результатов участия обучающихся в предметных олимпиадах и во внеурочной деятельности (победы и призовые места на муниципальном уровне).
2.4.5. Мониторинг учителя-предметника
(приложение 2)
Раздел 3. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой
В ходе реализации программы с 2022 по 2023 год прошла курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку:
№ | Тема курсов | Место проведения | №, дата подтверждающего удостоверения |
1. | ФГОС ООО «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС ООО» | Дистанционно ООО «Инфоурок», г. Смоленск | № 364538,20.06.2022 |
2. | Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленного ФГОС | Дистанционно | |
3. | Основы информационной безопасности | АУ «Югорский НИИ информационных технологий» | № TXzPwOjVgH |
Принимала участие:
- в вебинарах и семинарах, организованных издательством «Просвещение»;
- в заседании форсайт-центра «Математическая вертикаль». Семинар-практикум
- в заседании по теме «Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста»
- в семинаре «Педагогический конкурс как способ профессионального развития педагогов»
- в заседании муниципального методического объединения «Математика. Информатика» по теме: «Определение подходов и методов актуализации педагогического потенциала уроков математики, информатики в условиях реализации ФГОС»
- в заседании форсайт-центра «Учитель.Профи» по теме: «Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетенции педагога»
- в семинаре «Современные методы профилактики незаконного потребления наркотических средств несовершеннолетними»
- имею публикации:
№ | Вид публикации (тезисы доклада, статья, монография, учебные пособия, методические разработки, депонирование) | Библиографическое описание опубликованного материала / название работы, место издания, название издательства, год, количество страниц |
1. | Стендовый доклад | Приемы преобразования информации для решения учебных задач в процессе обучения геометрии Стендовый доклад был представлен на XXIV Всероссийской научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета |
2. | Статья | Бутко, Е. Ю. Подготовка студентов к разработке приемов преобразования учебной информации / Е. Ю. Бутко, С. Н. Горлова, М. А. Лютина // Образование и наука как основа устойчивого развития региона : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 11–12 ноября 2022 года / Редколлегия: О.В. Власова, Д.С. Петрова, В.В. Толмачева, В.А. Яковчук. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2022. – С. 44-48. |
3. | Статья | Использование различных моделей представления информации на уроках геометрии // Аллея Науки (раздел «Современные направления образования и педагогики), № 5(80). |
4. | Статья | Приемы преобразования информации для решения учебных задач в процессе обучения геометрии» // Аллея Науки (раздел «Современные направления образования и педагогики), № 5(80). |
- создала в социальной сети работников образования свой персональный сайт, являюсь активным участником социальной сети работников образования nsportal.ru и Современного учительского портала. Это позволяет быть в курсе тенденций развития образования в Российской Федерации.
Перспективы самообразования:
- диссеминация инновационного педагогического опыта по практическому применению выбранной методики на различных уровнях;
- обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной подготовке;
- продолжение процесса формирования у обучающихся навыков преобразования учебной информации с целью повышения эффективности и результативности процесса обучения геометрии в 6, 7 классах;
- участие в диссеминации инновационного педагогического опыта (конференции, мастер-классы, публикации и т.д.) на различных уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального развития и самообразования
Подготовка к реализации ФГОС в основной школе...
Программа профессионального развития и самообразования
Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой пр...
Программа профессионального развития и самообразования
Тема: «Интегрированные проекты в образовательной деятельности школьника в условиях реализации ФГОС ООО»Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в усло...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
1. Программа профессионального развития и самообразования
Программа профессионального развития и самообразования...
Программа профессионального развития и самообразования
В программе преставлены цели, задачи,формы и результаты самообразования....
Программа профессионального развития и самообразования.
Повышение качества образования и профессиональная ориентация учащихся на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках химии....