Проектирование индивидуального образовательного маршрута
методическая разработка

Омарова Патимат Исмаиловна

Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Протокол

заседания психолого-педагогического консилиума

             

« 01  » _    09         2021 г.                                                                                                        №  3

                                                                                                   

                                                                             

Председатель ППк – Попова Л.Н.

Секретарь – Ямщикова Т.А. – педагог - психолог

Присутствовали: члены ППк

Омарова П.И. – учитель-дефектолог, учитель, классный руководитель 7 класса

Манаева К.С. – учитель-логопед

Пляшечникова А.С. – педагог – психолог

Лысых В.А.  – учитель физической культуры

Румянцева И.Н. – социальный педагог

Повестка дня:

1.Утверждение СИПР на обучающихся 7 класса с РАС, умеренной умственной отсталостью (вариант 8.4): Ш.Михаила, Х Руслана

2. Планирование коррекционно – развивающей работы на 2021 – 2022 учебный год.

Слушали:

Омарову П.И., Лысых В.А. – результаты сформированности личностных и предметных результатов, сформированности жизненных компетенций у обучающихся 7 класса по итогам 2 полугодия 2020 – 2021 учебного года.

Манаеву К.С. – результаты сформированности речевого развития по итогам 2 полугодия 2020 – 2021 учебного года.

Ямщикову Т.А. – результаты реализации коррекционно-развивающих задач по итогам 2 полугодия 2020 – 2021 учебного года.

Выступили:

По существу доклада замечаний и вопросов не поступало

        

Решили:

  1. Утвердить СИПР на обучающихся 7 класса  с умеренной умственной отсталостью (вариант 2): Ш. Михаила, Х. Руслана на 2021 – 2022 учебный год.
  2. Организовать корекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, направленные на коррекцию речевого развития.
  3. Организовать корекционно-развивающие занятия с учителем - дефектологом по предметно – практической деятельности, сенсорному и двигательному развитию.
  4. Организовать корекционно–развивающие занятия с педагогом–психологом, направленные на коррекцию ВПФ, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.
  5. Довести до сведения родителей решение и рекомендации консилиума.
  6. Установить динамическое наблюдение за развитием учебно-познавательной деятельности обучающейся.

Председатель                                                                                                              Л.Н. Попова

Секретарь                                                                                                                Т.А. Ямщикова



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители):

__________________(______________)

УТВЕРЖДЕНА

приказ № __ от __.__.2021 года

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 7 КЛАССА  

Ш. Михаила

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

                                                                                         Объем: 782 часа

                                                                                        Речь и альтернативная коммуникация: 136ч.

                                                                  Математические представления: 102ч.

                                                              Окружающий природный мир: 68ч.

                       Человек 34ч.

                                  Домоводство: 68 ч.                                    

                                                                 Окружающий социальный мир: 68 ч.                        

                                                                Изобразительная деятельность: 102ч

                                           Профильный труд: 68 ч.

                                                    Коррекционно–развивающие занятия: 68 ч

      Адаптивная физкультура: 68ч.

         Учитель: Омарова П.И.

г. Нефтеюганск-2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Индивидуальные сведения о ребенке

2

Психолого-педагогическая характеристика

3

Индивидуальный учебный план

4

Содержание образования

4.1.

Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана

4.2

Базовые учебные действия

4.3.

Содержание учебного предмета, курса

4.4.

Нравственное воспитание

4.5.

Формирование экологической культуры, здорового образа жизни

4.6.

Внеурочная деятельность

5

Программа сотрудничества с семьей

6

Специалисты, участвующие в реализации программы

7

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

8

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:

Ф.И.О. ребенка: Ш. Михаил

Дата рождения: 

Адрес проживания: 

Мать: 

Дата рождения:

Образование:

Место работы: 

Телефон:

Отец: 

Дата рождения:

Образование:

Место работы: 

Телефон:

Год обучения: 

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общие сведения.

Сведения о семье.

        Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: М. знает свое имя, устанавливает родственные связи с помощью взрослого, назвать дату рождения, домашний адрес, номер телефона не может. Представления о временах года, месяцах, днях недели не сформированы.  Основные цвета  определяет. Основные геометрические фигуры называет с помощью взрослого. Культурно-гигиенические навыки сформированы: аккуратно принимает пищу, соблюдает правила личной гигиены, внешний вид опрятный. Социально-бытовые умения не сформированы, при их выполнении необходима помощь.  Передвигается по городу, приезжает из дома в школу и обратно только в сопровождении взрослых. Нуждается в постоянной опеке и контроле.  

Посещаемость. Обучающийся не пропускает занятия без уважительной причины.

Характеристика обучаемости. Темп работы на уроке низкий, неравномерный, внимание неустойчивое. В заданиях не ориентируется, инструкции не понимает и не удерживает. За помощью не обращается, использует её нерационально. С информационными источниками (учебник, дидактический материал, демонстрационный материал и др.) работает только с помощью взрослого. Качество выполненных работ не соответствует программным требованиям, при том, что задания получает дифференцированные с учетом психофизических возможностей (на уровне 2-3 класса образовательной программы).   Уровень самостоятельности в учебной деятельности низкий, нуждается в постоянной индивидуальной помощи учителя.  

Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы:

Развитие устной речи. Речь эмоционально не окрашена, словарный запас крайне ограничен. Затрудняется в высказывании  своей мысли, просьбы. Активный словарь сформирован на низком уровне, высказывания короткие, односложные. В речи Михаила наблюдается признаки эхолалии, выраженные в неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи. Диалогическая речь не сформирована.

Чтение. Михаил читает медленно, по слогам, при чтении допускает много ошибок. Смысл прочитанного не понимает, на вопросы по тексту не отвечает. Выделить главную мысль произведения, дать правильную оценку поступкам персонажей не может.  

Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Темп письма медленный, почерк крупный. Орфографический режим в тетради не соблюдает: при письме выходит за границы строк, клеток, за красную линию. Под диктовку не пишет, грамматические задания не понимает и не выполняет. Списывает текст механически, формально, не понимая и не вникая в смысл написанного, при этом часто допускает пропуски букв, слов, нарушает границы предложений.  Не умеет проверять выполненные работы, исправлять ошибки. Программный материал по предмету «Русский язык» не усваивает.

Профильный труд (швейное дело). Готовит рабочее место только с помощью учителя, технику безопасности не соблюдает. В практической работе не может выполнять даже несложные элементы задания. Теоретические знания не сформированы, на вопросы не отвечает, изучаемый материал не воспринимает. Навыки самоконтроля не развиты, объективную оценку результатам своего труда дать не может.  Программный материал по предмету не усваивает.

Сформированность учебных навыков по математике. Вычислительные навыки не сформированы. Освоил  чтение, запись целых чисел в пределах от 1 до 30. Арифметические действия с числами (от 1 до 15) выполняет только с обучающей помощью учителя с использованием счетного материала, самостоятельно выполнять эти действия не может. Плохо знает единицы времени,  единицы измерения.  Задачи, как и примеры, решать не может, только списывает с доски. Геометрические фигуры различает, строит по заданным размерам (по образцу) только с помощью учителя. Материал, изучаемый по программе (Сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел. Сложение, вычитание, сравнение, сокращение обыкновенных дробей. Решение задач в несколько действий; задач на нахождение скорости, времени, расстояния, встречное движение и т.д.) не воспринимает и не усваивает.

        Усвоение образовательной программы. Адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант) не усваивает. По основным предметам учебного плана (математика, русский язык, география, мир истории, профильный труд) знания не сформированы.

        Поведение и общение в учебной ситуации. Вступает в контакт со взрослыми только по инициативе взрослого, субординацию соблюдает. Не сформированы коммуникативные навыки: испытывает сложности в общении со сверстниками. Правила поведения на уроке соблюдает, простейшие поручения выполняет, помощь в выполнении заданий принимает. В ученическом коллективе занимает позицию «опекаемый».

Эмоционально-волевое состояние в учебной ситуации.  Эмоционально уравновешен, при этом иногда в поведении Михаила наблюдается повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство,  сочетающееся с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Может громко разговаривать сам с собой, повторять обрывки фраз, услышанных от кого-то. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность. Нуждается в  постоянной поддержке и помощи.

Общие выводы и впечатления о ребёнке. Коррекционная работа в воспитании и обучении Михаила способствовала незначительной положительной динамике в развитии обучающегося, при этом следует отметить, что повторное обучение в 5 классе не дало ожидаемых результатов. Михаил не усваивает учебную программу для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1, нуждается в переводе на обучение по программе для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС -  Вариант 8.4.

Коррекционные задачи на 2021-2022 учебный год

Учебно–коррекционная задача: сформировать ЗУН по предметам учебного плана в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно–воспитательная задача: сформировать способность удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Коррекционно–развивающая задача:   сформировать временные представления.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Индивидуальный учебный план представлен в Таблице 1.

Таблица  1

Индивидуальный учебный план на 2021 – 2022 учебный год

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

4

136

2

Математика

Математические представления

3

102

3

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

68

Человек

1

34

Домоводство

2

68

Окружающий социальный мир

2

68

4

Искусство

Изобразительная деятельность

3

102

5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

68

6

Технология

Профильный труд

2

68

6

Коррекционно – развивающие занятия

2

68

Итого

23

782

Коррекционные занятия

1

Сенсорное развитие

2

68

2

Предметно – практические действия

2

68

3

Альтернативная коммуникация

2

68

4

Двигательное развитие

2

68

Итого

8

272

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Планируемые результаты освоения предметов учебного плана

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (ФГОС, вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся  (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Возможные результаты образования обучающихся 7 класса

п/п

Предмет

Возможные результаты образования

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

Математические представления

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

        2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
  • Умение обозначать арифметические действия знаками.
  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

        3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Окружающий природный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

•        Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

•        Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

•        Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

•        Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

•        Интерес к объектам живой природы.

•        Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

•        Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

•        Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

•        Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

•        Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Человек

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
  • Представление о собственном теле.
  • Отнесение себя к определенному полу.
  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).
  • Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Домоводство

Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

  • Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
  • Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
  • Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
  • Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
  • Представления о социальных ролях  людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
  • Умение находить друзей на основе личных симпатий.
  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

  • Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,  гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
  • Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. 

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
  • Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
  • Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Профильный труд

  1. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. 

 Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.

 Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

 Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

 Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.

 Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

  1. Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

 Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

4.2.  Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

 умение выполнять инструкции педагога;

 использование по назначению учебных материалов;

 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

 в течение определенного периода времени,

  от начала до конца,

  с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

4.3.  Содержание учебных предметов  

Содержание учебных предметов представлено в Таблице 3

Таблица  3

Содержание

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Приветствие собеседника словом, предложением. 

Привлечение к себе внимания словом, предложением. 

Выражение своих желаний

Обращение с просьбой о помощи

Выражение согласия (несогласия)

Выражение благодарности

Ответы на вопросы

Прощание с собеседником звуком

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь:

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён членов семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда (ложка, вилка, кружка, блюдце, стакан), мебель (стол, стул, диван, кровать), игрушки (кукла, машина, мяч), одежда (брюки, кофта, пальто, куртка), обувь (сандалии, сапоги, валенки, тапочки), животные (кошка, собака, корова, лиса, заяц), овощи (лук, морковка, огурец, чеснок), фрукты (банан, яблоко, груша, апельсин), бытовые приборы (телевизор, пылесос, холодильник, фен), школьные принадлежности (ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик), продукты (хлеб, молоко, сахар, мясо, крупа), транспорт (машина, автобус, самолёт, поезд), птицы (голубь, курица, ворона, утка).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет (красный, желтый, синий, зелёный), величина (большой, маленький, высокий низкий, широкий , узкий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой)

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (первый, второй пятый, последний).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь:

Называние собственного имени.

Называние имён членов семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет: (посуда (ложка, вилка, кружка, блюдце, стакан), мебель (стол, стул, диван, кровать), игрушки (кукла, машина, мяч), одежда (брюки, кофта, пальто, куртка), обувь (сандалии, сапоги, валенки, тапочки), животные (кошка, собака, корова, лиса, заяц), овощи (лук, морковка, огурец, чеснок), фрукты (банан, яблоко, груша, апельсин), бытовые приборы (телевизор, пылесос, холодильник, фен), школьные принадлежности (ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик), продукты (хлеб, молоко, сахар, мясо, крупа), транспорт (машина, автобус, самолёт, поезд), птицы (голубь, курица, ворона, утка).

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета цвет (красный, желтый, синий, зелёный), величина (большой, маленький, высокий низкий, широкий , узкий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за ).

Чтение и письмо

Узнавание (различение) образов графем букв (а, о, у, м, с, х, н, ы, л, в, и, ш).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние букв (а, о, у, м, с, х, н, ы, л, в, и, ш). Составление и чтение слогов и слова с изученными буквами. Написание буквы (слога, слова) с изученными буквами (а, о, у, м, с, х, н, ы, л, в, и, ш).

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.

Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

Математические представления

Количественные представления

нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений

различение множеств: один, много, пусто

Пересчет предметов по единице

Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).

Узнавание цифр.

Соотнесение количества предметов с числом.

Обозначение числа цифрой.

Написание цифры.

Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.

Счет в прямой (обратной) последовательности.

Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых.

Пространственные представления

составление упорядоченного ряда из однородных предметов

составление предмета (изображения): из 2-х частей, из 3-х частей

Различение однородных (разнородных ) предметов по длине.

Сравнение предметов по длине.

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.

Сравнение предметов по ширине.

Различение предметов по высоте.

Сравнение предметов по высоте.

Представления о форме

группировка предметов по форме

различение предметов по форме: круг, квадрат

соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

Пространственные представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).  

Окружающий природный мир

Животный мир

различение диких животных: лиса заяц волк медведь

различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака

Объединение животных в группу «домашние животные».

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).

Знание значения домашних животных в жизни человека.

Уход за домашними животными.

Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок).

Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок).

Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк).

Знание особенностей внешнего вида птиц.

Знание питания птиц.

Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы».

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).

Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).

Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).

Узнавание (различение) насекомых

Узнавание (различение) рыб

Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).

Растительный мир

различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан,  лимон апельсин

различение отдельных овощей: помидор, огурец, морковь, картофель

Человек

Прием пищи

еда вилкой

Использование салфетки во время приема пищи.

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка

расстегивание: молнии, кнопок

Одевание

застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии

надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка

Узнавание (различение) предметов одежды

Знание назначения предметов одежды.

Узнавание (различение) предметов обуви

Узнавание (различение) головных уборов

Различение сезонной одежды

Туалет

сообщение о желании сходить в туалет

пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

чистка зубов

полоскание полости рта

соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание  щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки

Уход за волосами

расчесывание волос

Представление о себе

различение частей тела: рука, нога, туловище, живот,  голова,  шея, волосы, уши

различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык

Сообщение о состоянии своего здоровья.

Называние своего имени и фамилии.

Домоводство

Покупки

Планирование покупок.

Выбор места совершения покупок.

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.

Складывание покупок в сумку.

Обращение с кухонным инвентарем

Обращение с посудой.

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Различение чистой и грязной посуды.

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Уборка территории

Уборка бытового мусора.

Подметание территории.

Уход за уборочным инвентарем.

Окружающий социальный мир

Школа

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

Узнавание (различение) школьных принадлежностей

Знание назначения школьных принадлежностей.

Представление о себе как члене коллектива класса.

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду

Знание положительных качеств человека.

Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).

Квартира, дом, двор

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный).

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.

Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.

Предметы быта

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь).

Знание назначения электроприборов.

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

Знание назначения предметов мебели.

Узнавание (различение) предметов посуды

Знание назначение предметов посуды.

Узнавание (различение) кухонного инвентаря

Продукты питания

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус.

Узнавание упаковок с напитком.

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.

Узнавание упаковок с молочным продуктом.

Узнавание (различение) муки и мучных изделий

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

Город

Знание особенностей деятельности людей разных профессий.

Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). 

Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).

Транспорт

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).

Узнавание (различение) воздушного транспорта.

Узнавание (различение) водного транспорта.

Узнавание (различение) общественного транспорта.

Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.

Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой
  • снятие лишней воды с кисти
  • опускание ворса кисти в краску
  • снятие лишней краски о край баночки
  • рисование на листе бумаги
  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

рисование точек

соединение точек

рисование линий: вертикальных, горизонтальных

Предметное рисование

рисование контура предмета: по контурным линиям, по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

закрашивание внутри контура

Аппликация

Работа с бумагой

сминание бумаги

разрывание бумаги

Работа с клеем

намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

сборка изображения объекта из нескольких деталей

Профильный труд  (младший обслуживающий персонал)

Работа на пришкольном участке.

Знакомство с породами деревьев. Строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на школьном участке. Осенний уход за плодовыми деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы. Составление плана подготовки плодового дерева к зиме. Правила обрезки, очистки ствола, обработка ран, побелка ствола и т.д.

 Уход за одеждой и обувью.

Правила хранения и ухода. Ручная стирка, полоскание, отжим, развешивание для просушки, утюжка. Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и обуви.

Работа с картоном и бумагой.

Изготовления картонажных изделий - блокнота в мягком переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части футляра. Изготовление коробочки для подарка.

Машинная стирка белья.

Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия, производительность, правила пользования. Моющие средства: виды, правила пользования и хранения, меры безопасности. Сортировка белья. Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование, правила безопасности при работе.

Устройство кухни, правила уборки.

 Кухонная посуда и кухонный инвентарь. Посуда из различных материалов, правила ухода, свойства. Столовые приборы: назначение, правила ухода. Посудомоечная посуда: устройство, правила ухода, принципы работы. Устройство кухни. Правила уборки кухни. Кухонная раковина: материалы для изготовления. Бытовой холодильник: назначение, принципы работы. Правила хранения продуктов питания правила ухода за кухонной мебелью. Правила ухода за полом на кухне. Правила выполнения генеральной уборки кухни.

Коррекционно-развивающие занятия

Развитие моторики

Развитие внимания, памяти, мышления

Развитие и коррекция пространственной ориентировки

Развитие умения выполнять действие по инструкции

Развитие умения доводить начатое до конца

                

4.4. Нравственное развитие

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью. В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.  Направления нравственного развития обучающихся представлены в Таблице 5.

Направления нравственного развития обучающихся

Таблица 5

№ п/п

Направление

Содержание

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих)

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности

Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.

Осмысление свободы и ответственности

Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия.

Создание ситуации успеха, мотивация стремления ребенка к самостоятельным действиям, создание для него атмосферы доверия и доброжелательности.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др.

4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни   

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью вести  здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

 формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

 формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

 формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;

 формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;

 формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

 формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 С учетом индивидуальных образовательных потребностей, обучающихся задачи программы реализуются на уроках по предметам: «Окружающий природный мир», «Человек», «Адаптивная физкультура», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности

4.6. Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность (Таблица 6) направлена на социальное, спортивнооздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.

Задачи внеурочной деятельности:

развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;

создание условий для развития индивидуальности ребенка;

формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Таблица 6

Внеурочная деятельность

Содержание

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке.

День здоровья

Участие в спортивных станциях

Новогодний праздник

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних поделок, открыток; участие в Новогоднем празднике.

Масленица

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии.

Праздник

«8 марта»

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыток; участие в мероприятии.

Пасха

Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление класса.

Весѐлые старты

Участие в спортивных эстафетах

Игра

Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», сенсорные игры, подвижные игры в спортивном зале.

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций.

5.  ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Программа сотрудничества с семьей представлена в Таблице 7.

Таблица 7

Формы работы

Цель

Примерное содержание

Сроки

Ответственный

Индивидуальные консультации специалистов

Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР

Итоги диагностики, разработка СИПР

Подведение итогов обучения

Обмен информацией о ходе реализации СИПР

В начале учебного года

В конце учебного года

В течение учебного года по запросу

Узкие специалисты

Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе

 

По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста

Зам. директора по УВР, учитель

Домашнее визитирование

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

 

В течение учебного года

Узкие специалисты, учитель

Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях

Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы

Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п.

Согласно плану внеурочной деятельности

Зам. директора по УВР, учитель

  1. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель физкультуры. 

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Учебное-методическое обеспечение

1.  Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015

2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014

3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015

4. _Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 124 с.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва: «Просвещение» 2010

Печатные пособия

Наборы картинной азбуки;

Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.

Учебное-практическое оборудование

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв);

Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;

Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).

Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации.

8. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Основное содержание тех или иных предметов для детей с умеренной умственной отсталостью недоступно. Для них обозначается система минимальных знаний, необходимых для усвоения основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

        При организации и оценки итоговых знаний у этих учащихся следует исходить от достигнутого ими минимального уровня, т.е. выбирается такая оценка, которая стимулирует их учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно «примерить» к ребенку с умеренной умственной отсталостью.

Характеристика оценки:

«3» (удовлетворительно) – учащиеся верно выполняют от 35% до 50%  заданий в своей группе.

«4» (хорошо) - учащиеся верно выполняют от 50% до 65% заданий в своей группе.

«5» (очень хорошо) - учащиеся верно выполняют свыше 65% заданий в своей группе.

В случае неусвоения учащимся какого-нибудь образовательного курса для его дальнейшего обучения предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору), знания и умения учащегося не оцениваются.


[1] Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

В статье говорится об использовании образовательных маршрутах на уроках физики....

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ

Мастер-класс  в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к  успешной сдаче единого государственного экзамена....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке

Презентация технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе

В работе представлены основные этапы проектирования ИОМ в школе, приведены примеры ИУМ, ИУП для отдельных учеников...

Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "

Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...