Раздел II.IV. Тема: Тувинская народная игра "Буга-шыдыраа"
план-конспект урока

Тема: Тувинская народная игра "Буга-шыдыраа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_zanyatie_buga_shydyraa.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме: Тувинская народная игра «Буга-шыдыраа»

 

Цель занятия: Научить обучающихся  правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание соперничеству, формирование желания побеждать, умения проигрывать 

Задачи:

1. Познакомить с  игровым полем и её составными частями.

2.Познакомить с начальными терминами: «игровое поле», маленькие фигуры (мальчики) большие фигуры «быки»,

3. Рассказать историю игры Буга-шыдыраа

4. Развить интерес к игре Буга-шыдыраа.

Тип занятия: получение новых знаний умений и навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, наборы фигуры быков и 24 мальчиков, памятки с правилами.

Участники занятия: 10 воспитанники начальной школы

Время: 40 минут

Ход занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1

Организационный момент, открытие занятия.

 

Здравствуйте, ребята!

- Отгадайте загадку:

Столько игр настольных есть, 

Что, наверное, не счесть! 

Ну а я и братик Сашка 

Целый день играем в   … (Буга- шыдыраа).

Русское название этой игры «Бычьи шахматы»

 - У кого дома есть такая игра?

- Кто умеет играть в буга -шыдыраа (Бычьи шахматы)?

- Кто с родителями играл в буга- шыдыраа (Бычьи шахматы)?

 

Воспитанники отвечают

 

 

 

 

2

Актуализация знаний.

- Сегодня на занятии мы с вами узнаем краткую историю развития игры «бычьи шахматы», познакомимся с правилами игры и организуем турнир «бычьи шахматы».

Это любимая тувинцами азартная игра «Буга-шыдыраа» («Бычьи шахматы»), в которой отражены особенности старого быта: охота, охотничьи ловушки, ловля на живца и т.д. Она и сегодня очень популярна среди тувинцев. Игра развивает стратегическое мышление для боя или охоты. Обратите внимание, что игровое поле очень напоминает рыбу. И всё в этой игре природное и суровое. Например, даже правила игры, звучат очень жёстко: войско из 24 мальчиков должно загнать в клетку 2  быков, а быки побеждают, когда смогут уничтожить войско. Эту игру очень любят ребята, которые серьёзно занимаются шахматами. Продолжительность игры может выходить за пределы 4 часов.  Подобная по правилам игра в русских шашках называется «Волки-овцы».

- А теперь поработаем в парах. Попробуйте вспомнить известные вам тувинской игры в «бычьи шахматы».

 

 

Воспитанники совещаются в парах и рассказывают о том, что им известно.

3

Открытие новых знаний.

(Каждое правило педагог  показывает на слайде).

- Давайте рассмотрим самые основные правила.

Играют двое: первый играет 2 –мя быками, расставив их на двух больших кружочках центральной оси поля;

Второй играет 24- мя мальчиками, 8 из них расставив на маленьких кружочках – пересечениях внутреннего прямоугольника, а остальные 16 фигур остаются у второго игрока (число 16 – соответствует количеству узлов- пересечений наружного прямоугольника, а всего на поле 24 узла- пересечения,  поэтому мальчиков- 24 фигур). (Слайд 8)

Кто будет играть быками, а кто мальчиками выясняется методом угадывания спрятанной  фигурки в руках. Первый ход делает играющий быками. Срубив противостоящего  мальчика , один из быков переходит в центр (Слайд 9)

Второй игрок расставляет фигуры так , чтобы не дать срубить мальчиков, загораживает путь быками или просто старается улучшить свое положение. Ходы надо стараться продумывать на несколько шагов  вперед. (Слайд 10)

Когда у игрока  с мальчиками закончатся фигуры, находящиеся в руке, он начинает ходить как пешками, стараясь загнать быков в тупик. Быки же, если нет мальчиков для срубания, также передвигаются по полю как пешки, пытаясь  съедать мальчиков, и стараются не попасть в тупик. (Слайд 11)

 Быков загонять в тупик можно в любом месте. (Слайд 12)

На двух сторонах поля есть места: четырехугольное («берт шивээ»-труднодоступная засада) и треугольное («чадагай шивээ» - открытая засада). Выигрыш в засадах считается блестящим!.
Если игрок быками срубил 16 пешек -  он считается победителем. (Слайд 13)

- Если вы не запомнили правила, можете воспользоваться памяткой.

(Раздаются  памятки обучаюшимся).

 

Слушают и запоминают правила

 

 

 4

5

Практическая работа.

Физминутка

- А теперь проведём небольшой турнир в бычьи шахматы. В первой  партии можно потренироваться, не считая очки.

- Кто готов сразу может начинать турнир, получает маршрутный лист, в который будут занесены результаты ваших сыгранных партий. Если вы одержали победу – ставим 1 балл, если проиграли – 0 баллов. Желаю вам успехов, удач и побед.

№ партий

Очки

Место

1

 

 

 

 

Итого

 

 

Раз, два выше голова

Три, четыре руки шире

Пять, шесть тихо сесть

Семь, восемь лень отбросим

  - Ещё несколько советов:

  • не жульничать;
  • не обижаться, уважать соперника;
  • не поддаваться;
  • игра «бычьи шахматы» требует спокойной обстановки и внимания.

Воспитанники

состязаются в парах сменного состава.

При затруднениях обращаются к педагогу  или пользуются памяткой.

Делают физминутки

5

Представление результатов практической работы (турнира).

- А теперь подведём итоги.

- Кто набрал  4 балла? 5 балла? И т.д.

(Подводятся итоги турнира и объявляются победители.)

Называют количество набранных баллов.

6

Обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия).

 

  1).  Викторина на тему бычьи шахматы. 

- Каким методом выясняется кто будет играть быками а кто мальчиками?( методом угадывание спрятанной фигурки в руках)

-Кто первый ход делает играющий быками или мальчиками? (быки)

-  как называются места на двух сторонах поля? (четырехугольное и треугольное)

-какова задача быка?

Какова задача  мальчика?

Сейчас я вам раздам карточки, а вы мне должны ставя плюсики ответить. Теперь я вам задам вопросы на которые вы должны ответить

2). Устный опрос. Работа с карточками.

- Поднимите руки те ребята,  кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы (кто четыре, три плюса и т.д.).

- «Я узнал (а) много нового»;

- «Мне это пригодится в жизни»;

- «На занятии было над чем подумать»;

- «На все вопросы, возникающие в ходе занятия, я получил (а) ответы»;

- «На занятии я работал (а) добросовестно и цели занятия достиг(ла)».

Молодцы ребята!

 - Каждый награду свою получил.

Время пройдёт, соберёмся опять,

Будем сражаться и побеждать!

 

- Занятие закончено. Спасибо всем за игру.

 

Воспитанники отвечают

Воспитанники совещаются в парах и рассказывают о том, что им известно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету "Музыка" во 2 классе. Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Тема "Фольклор - народная мудрость".

Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД. Урок знакомит учащихся с народным тврочеством, на...

Символика Тувинской Народной Республики

Символика Тувинской Народной Республики...

Тувинская народная сказка "Кодур-оол и Биче-Кыс"

По данной сказке был составлен и  проведен  открытый урок на тему "Сравнительная характеристика главных героев в сказе Бажова "Медной горы хозяйка" и тувинской народной сказке...

Тувинские народные пальчиковые игры

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития детей. Они содержательны, увлекател...

«Нравственное воспитание школьников с применением элементов тувинских народных традиций»

laquo;Для  воспитания  детей  нужен  не  великий  ум, а  больше  сердце-способность  к  общению, к  признанию  равенства  душ &r...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...

Сценарий урока к разделу по литературе "Из устного народного творчества"

Сценарий урока подготовлен к "Неделе русского языка и литературы"...