Тувинская народная сказка "Кодур-оол и Биче-Кыс"
материал по литературе (5 класс) на тему
По данной сказке был составлен и проведен открытый урок на тему "Сравнительная характеристика главных героев в сказе Бажова "Медной горы хозяйка" и тувинской народной сказке "Кодур-оол и Биче-Кыс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tuv.nar_.skazka_kodur-ool_i_biche-kys.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тувинская народная сказка «Кодур-оол и Биче-Кыс»
Это было давно-давно, в незапамятные времена. НА берегу реки Тустуг-Хем жил богач по имени Бура-Баштыг. У него была белая богатая юрта, тысячи голов скота и много работников. Среди них были старый охотник, его сын Кодур-оол и девушка Биче-Кыс, возлюбленная Кодур-оола.
Однажды старый охотник, не выдержав побоев Бура-Баштыга, решил уйти с сыном в лес. Перед уходом его сын Кодур-оол пошел проститься с любимой.
- Я ухожу с отцом в лес. Добуду много зверя. Освобожу и тебя от Бура-Баштыга.
В дорогу он взял свой бызаанчы, на котором любил играть, когда пел песни.
Вдруг пред ним появилась старшая дочь Бура-Баштыга Чылбакай. Она сидела верхом на красивом коне с серебряной сбруей в шелковом халате и шапке из богатого меха, в ушах блестели золотые серьги.
- Ты самый красивый среди людей моего отца. И ты оставляешь наш аал и меня!
- Ты богатая и нарядная. Но у тебя нет сердца. Я не хочу видеть тебя никогда.
Вечером он подошел к большому утесу, подступившему к берегу, где остановился его отец.
Охотники развели костер и легли спать под утесом. Когда наутро Кодур-оол проснулся, костер уже давно погас, и отца не было. Кодур-оол тоже отправился на охоту. Так проходил он до вечера и возвратился к утесу, не увидев ни одного зверя. А Отец нес на одном плече ружье, на другом – дикого козла. Стыдно стало сыну.
- Не печалься, сказал отец, - козел наш. Возьми лучше бызаанчы, сыграй и спой.
Когда он проснулся, отца опять не было. Кодур-оол взял ружье и твердо решил вернуться с добычей. Но в это время грянула гроза.
- Что это? Все пошло мне наперекор. Осенью – гроза! – ОН поставил ружье к скале, взял бызаанчы и стал играть и петь. Голос у него был сильный, как буря, в то же время нежный и высокий, как призывный зов марала.
Вдруг раздался страшный треск, и из скалы, у которой сидел Кодур-оол, вышла нарядная девушка в халате из красного шелка с зеленым поясом, в рысьей шапке с парчовым верхом.
Ее узкие, черные глаза сверкали, концы длинных кос змеились по земле. Она села у погасшего костра, не замечая бури.
- Я царевна этих гор и лесов, - сказала девушка. – Звуки твоего бызаанчы привели меня сюда. Они проникли в мое сердце. Пойдем со мной. У меня тысячи голов. Юрта моя из чистого золота и серебра. Если ты станешь моим другом – будешь хозяином этого богатства.
- Нет, не буду я твоим другом,- сказал Кодур-оол и отправился на охоту. НО в это время с новой силой разразилась гроза, загремел гром, полил дождь. Какая-то неведомая сила подняла Кодур-оола и понесла по воздуху. Упав на землю, он увидел возле себя богатую юрту.
Кодур-оол вошел в богатую юрту, наполненной дорогими мехами и драгоценностями.
- Мне не надо твоего богатства и твоей красоты,- сказал Кодур-оол. У меня есть бедная , но любимая девушка.
- К ней- то ты не уйдешь! – крикнула разгневанная красавица и убежала.
Вокруг юрты она поставила стражу. Кодур-оол мог уходить из юрты лишь до того места, куда долетает стрела, пущенная тугой тетивой. Он каждый день взбирался на горку и там играл на бызаанчы свои любимые песни. Все жители аала собирались слушать его. А Кодур-оол долгие дни и ночи думал о том, как убежать от красавицы.
Случай помог ему. Лесная царевна решила испытать терпение Кодур-оола.
- Послушай Кодур-оол. Если ты хочешь получить то, что тебе дороже всего на свете, девяносто дней ничего не говори. Если ты выполнишь это условие, то получишь все, что захочешь. Если нет – будешь изгнан отсюда ни с чем и вернешься к своему костру. НОГ не думай меня обмануть: если ты нарочно что-нибудь скажешь то всю жизнь будешь сидеть в этой юрте под стражей.
Много дней Кодур-оол ничего не говорил, выполняя условие. Время от времени он поднялся на горку и играл на бызаанчы. Как-то Кодур-оол вошел в юрту и стал подбрасывать дрова в очаг, все думая о том, как бы что-нибудь нечаянно не сказать. Он не заметил, как огонь разгорелся, молоко в чаше закипело и стало с шумом заливать пламя. Он невольно воскликнул:
- Молоко кипит, молоко кипит!
Раздался страшный грохот, что-то подняло Кодур-оола и понесло пол воздуху. Когда юноша опомнился, то увидел себя возле знакомой скалы, у своего костра, в старой одежде, с бызаанчы в руках.
- Где ты был, сын мой? Я много ночей не спал. Много таежных троп исходил, искал тебя. Порой я слышал твою песню. Но она доносилась ко мне эхом со всех сторон. Я доходил до ущелий и возвращался назад. Почему ты не сказал, куда ушел? – спрашивал отец, прижимая голову сына к своей груди.
Сорок лет охотился старик и добыл много богатой добычи. Они вернулись в аал Бура-Баштыга.
- Бура-Баштыг увидел, что Кодур-оол с отцом вернулись с богатой добычей и приветливо встретил их. Но они не поклонились ему, как прежде, а прямо пошли в юрту. Хан не стерпел обиды и проговорил:
- Что вы за люди? Забыли древний обычай – делиться с друзьями и близкими после удачной охоты?
- Почему- то ты нашего горя не замечал, а наше богатство сразу заметил,- сказал отец.
Бура-Баштыг хотел теперь женить свою дочь на Кодур-ооле, но он отказался. Рассердившись, он выгнал Биче-Кыс. С надеждой она побежала к юрте Кодур-оола, но встретила его на полпути. Так Биче-кыс стала женой Кодур-оола и хозяйкой новой юрты.
ОАО «Тываполиграф», 2013; стр.19-25. В сокращении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символика Тувинской Народной Республики
Символика Тувинской Народной Республики...
мастер-класс: СТАТУС-КВО народных игр в национальном тувинском и русском праздниках Шагаа и Масленица
Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленни...
Тувинские народные пальчиковые игры
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития детей. Они содержательны, увлекател...
Конспект занятия "Тувинские и русские народные сказки в песочной анимации"
Конспект занятия "Тувинские и русские народные сказки в песочной анимации" для учащихся 10-12 лет...
«Нравственное воспитание школьников с применением элементов тувинских народных традиций»
laquo;Для воспитания детей нужен не великий ум, а больше сердце-способность к общению, к признанию равенства душ &r...
Раздел II.IV. Тема: Тувинская народная игра "Буга-шыдыраа"
Тема: Тувинская народная игра "Буга-шыдыраа"...
Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...