Сценарий урока к разделу по литературе "Из устного народного творчества"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Красовская Надежда Георгиевна

Сценарий урока подготовлен к "Неделе русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                                КРАСНА  РЕЧЬ  ПОСЛОВИЦЕЙ

                                     ( викторина с презентацией)

Цели и задачи:  

  • развивать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
  • изучить особенности русских пословиц;
  • углубить и расширить знания и представления детей о пословицах;
  • учиться  правильно употреблять пословицы в речи;
  • способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса обучающихся  образными выражениями.

Ход  мероприятия.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Учителя.   ( слайд1)

     Мы все хорошо знаем и любим  народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

Сегодня мы поговорим о таком интересном явлении в русском языке, как пословица.

Пословицы вы изучаете  на уроках русского языка и чтения как жанр устного народного творчества. Пословицы мы часто употребляем в речи, когда хотим убедить в чём-либо собеседника. Пословица поучает, советует, предупреждает, наставляет.

Что же такое пословица?   (слайд 2)

Пословица – жанр фольклора, краткое  изречение , заключающее в себе какое-либо поучение.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. ( из толкового словаря Ожегова С.И.)

 Что характерно для пословицы?  (слайд 3)

  • краткость   ( лаконичность )
  • связь с речью  ( существует только в речи )
  • устойчивость
  • широкая употребляемость

     Русский народ создал пословицы, отражающие все стороны нашей жизни. Есть пословицы и о самих пословицах. Кто может их назвать?  (слайд 4)

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Другие пословицы  ( слайд 5)

  • Без пословицы не проживёшь.
  • Пословица всем делам помощница.
  • Пословица недаром молвится.
  • Старая пословица век не сломится.

  Высоко ценили  значение пословиц русские писатели. Вот некоторые высказывания великих писателей об этом явлении в русском языке   .(слайд 6, 7)

2. ВЛАДМИР ИВАНОВИЧ  ДАЛЬ

  • Скажите , кто придумал пословицы? ( русский народ )
  • Когда они появились?   (очень давно)
  • А кто собирал и записывал  пословицы? 9учёные, писатели , поэты)

 Таким был писатель В. И. Даль

Рассказ о Дале

 

3 .  ВИКТОРИНА «НАЗОВИ ПОСЛОВИЦУ» (слайд  9 – 14)

На экране вы видите два слова из пословицы, нужно назвать пословицу целиком:

  птица – гнездо                           голова - грудь

  платье – честь                           нитка - рубаха

  груздь – кузов                            ворона – куст

4. К  НАМ  ПРИЕХАЛ  ИНОСТРАНЕЦ

    К нам в гости приехал иностранец. Он плохо говорит по-русски. Ему очень понравились русские пословицы, он их быстро выучил, но всё перепутал.  Помогите сказать правильно.

  • Что с возу упало, того не вырубишь топором.
  • Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь.
  • Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.
  • Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.
  • Один в поле – семеро с ложкой.
  • Чай пить – щепки летят.

 Молодцы! Помогли человеку разобраться в пословицах.

5.ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ К КАРТИНКЕ.  (слайд 15 -25)

На экране появляются картинки, необходимо подобрать подходящую по смыслу пословицу.

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Шило в мешке не утаишь.
  • Куй железо пока горячо.
  • Делу время, потехе час.
  • Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Утро вечера мудренее.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить

6.МАГИЧЕСКИЕ  ЧИСЛА

Существует много пословиц, где встречаются числа. Назовите  пословицы с числами.

На экране  числа  ОДИН, ДВА, СЕМЬ, СТО  (слайд 23, 24).

  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Семеро одного не ждут.
  • Не имей сто рублей , а имей сто друзей.
  • Сто голов – сто умов.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • Семь бед – один ответ.
  • Одной рукой узла не завяжешь.
  • Один за всех, и все за одного.
  • Для друга и семь вёрст не околица.

7. ЗАМЕНИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

  • Учись всю жизнь.
  • Береги время.
  • Не ссорься.
  • Не торопись, делай всё аккуратно.
  • Нехорошо заглядываться на чужое.
  • Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

8. ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ (слайд 25 – 33)

На экране появляется первое слово, дети должны назвать пословицу целиком.

  • Язык… ( до Киева доведёт )
  • Слово … ( не воробей, вылетит , не поймаешь )
  • Искру… ( туши до пожара, беду отводи до удара.)
  • Не дорог… (подарок, дорога любовь).
  • Готовь … (сани летом, а телегу зимой).
  • Не в свои …. (сани не садись).
  • Жизнь.. (дана на добрые дела).
  • Гусь… ( свинье не товарищ)

9. ПОСЛОВИЦЫ – ПЕРЕВЁРТЫШИ  (слайд 34,35).

На экране пословицы – перевёртыши, нужно назвать правильно.

  • Новый враг хуже старых двух.
  • Всё плохо, что плохо начинается.

10. ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОНКУРС.

Дети изображают пословицы. Остальные отгадывают. Сценки.

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • Один в поле не воин.

11. КОНКУРС «ОШИБОЧКА» ( слайд 36)

Пословицы написаны с ошибками, необходимо ошибку исправить.

  • Долог день до вечера, коли кушать нечего.
  • Знает Мурка, чьё мясо съела.
  • Деньгами горю не поможешь.
  • Сам кашу пересолил, сам и расхлёбывай.
  • Не откладывай на завтра то, что хочешь сделать сегодня.
  • Кашу маслом не измажешь.
  • Не говори «ура» пока не перепрыгнешь.
  • Не спеши ногами, торопись делом.
  • Кончил дело, отдыхай смело.                

12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

   Подходит к концу наша викторина. Вы выучили и знаете много пословиц.  Посмотрим,  кто у нас победил в викторине.

слайд – Красна птица перьем, а человек – ученьем.

Вручение грамот.

Слайд – Конец – всему делу венец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)...

Рабочая программа по литературе.5 класс.Раздел "Устное народное творчество"

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе.Раздел "Устное народное творчество".ФГОС...

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина).

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина)....

Тест по разделу "Из устного народного творчества" (6 класс; Меркин)

Данный тест составлен на основе содержания раздела "Из устного народного творчества" учебника Г.С. Меркина и включает в себя 40 вопросов открытого и закрытого типа по сказкам: "Солдат и...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Тест для 5 класса по разделу "Устное народное творчество"

В тесте представлены все темы, изучаемые в разделе "Фольклор": загадки, сказки, былички, пословицы, поговорки и т.д....