Сценарий урока к разделу по литературе "Из устного народного творчества"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Сценарий урока подготовлен к "Неделе русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока к "Неделе русского языка и литературы" | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ
( викторина с презентацией)
Цели и задачи:
- развивать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
- изучить особенности русских пословиц;
- углубить и расширить знания и представления детей о пословицах;
- учиться правильно употреблять пословицы в речи;
- способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса обучающихся образными выражениями.
Ход мероприятия.
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Учителя. ( слайд1)
Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки.
Сегодня мы поговорим о таком интересном явлении в русском языке, как пословица.
Пословицы вы изучаете на уроках русского языка и чтения как жанр устного народного творчества. Пословицы мы часто употребляем в речи, когда хотим убедить в чём-либо собеседника. Пословица поучает, советует, предупреждает, наставляет.
Что же такое пословица? (слайд 2)
Пословица – жанр фольклора, краткое изречение , заключающее в себе какое-либо поучение.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. ( из толкового словаря Ожегова С.И.)
Что характерно для пословицы? (слайд 3)
- краткость ( лаконичность )
- связь с речью ( существует только в речи )
- устойчивость
- широкая употребляемость
Русский народ создал пословицы, отражающие все стороны нашей жизни. Есть пословицы и о самих пословицах. Кто может их назвать? (слайд 4)
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Другие пословицы ( слайд 5)
- Без пословицы не проживёшь.
- Пословица всем делам помощница.
- Пословица недаром молвится.
- Старая пословица век не сломится.
Высоко ценили значение пословиц русские писатели. Вот некоторые высказывания великих писателей об этом явлении в русском языке .(слайд 6, 7)
2. ВЛАДМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ
- Скажите , кто придумал пословицы? ( русский народ )
- Когда они появились? (очень давно)
- А кто собирал и записывал пословицы? 9учёные, писатели , поэты)
Таким был писатель В. И. Даль
Рассказ о Дале
3 . ВИКТОРИНА «НАЗОВИ ПОСЛОВИЦУ» (слайд 9 – 14)
На экране вы видите два слова из пословицы, нужно назвать пословицу целиком:
птица – гнездо голова - грудь
платье – честь нитка - рубаха
груздь – кузов ворона – куст
4. К НАМ ПРИЕХАЛ ИНОСТРАНЕЦ
К нам в гости приехал иностранец. Он плохо говорит по-русски. Ему очень понравились русские пословицы, он их быстро выучил, но всё перепутал. Помогите сказать правильно.
- Что с возу упало, того не вырубишь топором.
- Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь.
- Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.
- Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.
- Один в поле – семеро с ложкой.
- Чай пить – щепки летят.
Молодцы! Помогли человеку разобраться в пословицах.
5.ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ К КАРТИНКЕ. (слайд 15 -25)
На экране появляются картинки, необходимо подобрать подходящую по смыслу пословицу.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Шило в мешке не утаишь.
- Куй железо пока горячо.
- Делу время, потехе час.
- Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Утро вечера мудренее.
- Любишь кататься, люби и саночки возить
6.МАГИЧЕСКИЕ ЧИСЛА
Существует много пословиц, где встречаются числа. Назовите пословицы с числами.
На экране числа ОДИН, ДВА, СЕМЬ, СТО (слайд 23, 24).
- Один с сошкой, семеро с ложкой.
- Семеро одного не ждут.
- Не имей сто рублей , а имей сто друзей.
- Сто голов – сто умов.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Семь бед – один ответ.
- Одной рукой узла не завяжешь.
- Один за всех, и все за одного.
- Для друга и семь вёрст не околица.
7. ЗАМЕНИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ
- Учись всю жизнь.
- Береги время.
- Не ссорься.
- Не торопись, делай всё аккуратно.
- Нехорошо заглядываться на чужое.
- Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.
8. ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ (слайд 25 – 33)
На экране появляется первое слово, дети должны назвать пословицу целиком.
- Язык… ( до Киева доведёт )
- Слово … ( не воробей, вылетит , не поймаешь )
- Искру… ( туши до пожара, беду отводи до удара.)
- Не дорог… (подарок, дорога любовь).
- Готовь … (сани летом, а телегу зимой).
- Не в свои …. (сани не садись).
- Жизнь.. (дана на добрые дела).
- Гусь… ( свинье не товарищ)
9. ПОСЛОВИЦЫ – ПЕРЕВЁРТЫШИ (слайд 34,35).
На экране пословицы – перевёртыши, нужно назвать правильно.
- Новый враг хуже старых двух.
- Всё плохо, что плохо начинается.
10. ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОНКУРС.
Дети изображают пословицы. Остальные отгадывают. Сценки.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Что написано пером, того не вырубишь топором.
- Один в поле не воин.
11. КОНКУРС «ОШИБОЧКА» ( слайд 36)
Пословицы написаны с ошибками, необходимо ошибку исправить.
- Долог день до вечера, коли кушать нечего.
- Знает Мурка, чьё мясо съела.
- Деньгами горю не поможешь.
- Сам кашу пересолил, сам и расхлёбывай.
- Не откладывай на завтра то, что хочешь сделать сегодня.
- Кашу маслом не измажешь.
- Не говори «ура» пока не перепрыгнешь.
- Не спеши ногами, торопись делом.
- Кончил дело, отдыхай смело.
12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Подходит к концу наша викторина. Вы выучили и знаете много пословиц. Посмотрим, кто у нас победил в викторине.
слайд – Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Вручение грамот.
Слайд – Конец – всему делу венец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».
Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)...
Рабочая программа по литературе.5 класс.Раздел "Устное народное творчество"
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе.Раздел "Устное народное творчество".ФГОС...
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина).
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина)....
Тест по разделу "Из устного народного творчества" (6 класс; Меркин)
Данный тест составлен на основе содержания раздела "Из устного народного творчества" учебника Г.С. Меркина и включает в себя 40 вопросов открытого и закрытого типа по сказкам: "Солдат и...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Тест для 5 класса по разделу "Устное народное творчество"
В тесте представлены все темы, изучаемые в разделе "Фольклор": загадки, сказки, былички, пословицы, поговорки и т.д....