Методическая мастерская "Формирование математической грамотности на уроках математики"
методическая разработка
Конкурс "Учитель года Дона 2023"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская
Тема: "Формирование математической грамотности на уроках математики".
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. В связи с этими требованиями, формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога. Под функционально грамотным человеком – подразумевают человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (А.А.Леонтьев, советский и российский лингвист и психолог)
При изучении каждого учебного предмета есть возможность для формирования и развития функциональной грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики учащиеся часто сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи.
Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Разберем проблемы, которые возникают при формировании математической грамотности на уроках математики.
Первая проблема заключается в том, что учащиеся испытывают затруднения, связанные с избирательным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. В своей работе я сталкивалась с тем, что ученик, видя нестандартную задачу, не приступал к решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя со стандартными задачами учебника ученик справляется. Невнимательность при прочтении условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
Вторая проблема - формулировка задачи с целью найти математический аппарат, с помощью которого можно решить привычную математическую задачу. Оценить математические связи между событиями - проблема для школьника.
Третья немаловажная проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п.
Чтобы решить эти проблемы надо активно применять математику в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом
Важно, чтобы учащиеся поняли, реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Но во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Типы задач, которые рассматриваются на уроках математики, и описывают реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Ведущее место в «математической грамотности» отводится учебной задаче. «Учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда ученик сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскивании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики:
Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка математического. Для решения нужно применять знания, не только математические, но и знания соответствующей предметной области; также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими учащимися.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом учащегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания, полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Возможно использование калькулятора, для больших и сложных вычислений. Все учащиеся с большим интересом относятся к таким задачам, не смотря на разный уровень подготовленности.
Задания, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).
Да, на решение таких задач уходит на уроке много времени, поэтому я обычно, предлагаю учащимся сначала дома ознакомиться с условием задачи и наметить план решения. А уже на уроке мы обсуждаем предложения и идеи учащихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок, обсуждаем возможности решать другими способами.
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
Коллективная работа способствует активному формированию речевых навыков, возникновению ситуации коллективного взаимодействия.
Если работа в группах, как правило, осуществляется не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимать разное время в зависимости от поставленной задачи.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, осознаю необходимость применения полученных в школе знаний и умений в жизненных ситуациях. Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
В любой задаче заложены прекрасные возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
В) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
Свои занятия и уроки направляю на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Включаю разнообразные виды заданий: логические задачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Содержание программы позволяет обеспечить развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А.Леонтьев , советский и российский лингвист-психолог) Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Проблемы, возникающие при формировании математической грамотности: 1) затруднения, связанные с избирательным чтением; 2) формулировка задачи, с целью найти математический аппарат, с помощью которого можно решить привычную математическую задачу; 3) интерпретация результата.
Типы задач Повседневные дела Трудовая деятельность Общественная жизнь Научные знания
Учебная задача - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях.
Межпредметные задачи В условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием математического языка.
ВПР по математике 7 класс задание №10
Практико-ориентировочные задачи В условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречаются в повседневной жизненной практике. Данные в задаче взяты из реальной действительности. 5 класс – находить и извлекать информацию (где гараж, баня и.т.д ) 6 класс – применять знания для вычисления площади объектов, количество плиток для пола и.т.д 7 класс – анализировать более выгодные условия для выполнения определенных видов работ 8 класс - оценивать, интерпретировать результаты, находить расстояния между объектами (применять геометрические формулы) и.т.д 9 класс - оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы ( менять схему участка, найти наиболее выгодные условия для построения объектов, полива участка и.т.д )
Ситуационные задачи Не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающихся, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания, полученные на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС 5 класс
РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС) Типичные ошибки входной контрольной работы: 1. Вычислительная ошибка. 2. Выпол...
Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...
план самообразования«Формирование и развитие математической грамотности на уроках математики.»
Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. И поэтому самообразование учителя - это необходимое условие профессиональной...
Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)
Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)...