Игровые технологии
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь ребят, найти резервы повышения качества и эффективности обучения бурятскому языку.
Считаю, что моя главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению бурятского языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей.
Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.
Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
Самое интересное развитие многих функций происходит до 7-9 лет жизни ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова другого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих задач:
· Создание психологической готовности детей к речевому общению;
· Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
· Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра - это:
· деятельность, (т. е. речевая);
· мотивированность, отсутствие принуждения;
· индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
· обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
· развитие психических функций и способностей;
· «учение с увлечением».
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМУ
Эффективность использования игровых ситуаций на начальном этапе обучения бурятскому языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для общения.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Целью обучения бурятскому языку в школе на начальном этапе ставлю коммуникативную компетентность. Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение бурятского языка должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме.
В современной школе все больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
Игры можно подразделить на два раздела:
Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, которые способствуют формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию речевых и произносительных навыков способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.
Второй раздел - творческие игры. Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Фонетические игры
1. «Слышу – не слышу»
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть определенный долгий гласный, дети поднимают руку. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
2. «Долгие и короткие гласные».
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если слышится долгий гласный. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.
3. «Дифтонги». Проводится по принципу игры «Долгие и короткие гласные».
4. «Кто правильнее прочитает».
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Орфографические игры.
1. «Буквы рассыпались».
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: написать на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезать по буквам, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы. Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сам пишет, разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
2. «Дежурная буква».
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых эта буква стоит на первом месте?». Время выполнения 3-5 минут.
3. «Картинка».
Цель: проверка усвоения орфографии изученного материала.
Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. Затем он должен прочитать слово и показать картинку. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.
Игры для работы с алфавитом
1. «Кто быстрее?»
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами. Учитель называет букву. Те, у которых есть эта буква, поднимают карточку и показывают остальным.
Лексические игры
1. «Цифры».
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифру одна за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
2. «Цвета»
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.
3. «Больше слов».
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая больше слов.
4. «Последняя буква».
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово.
5. «Чудесная коробка»
Цель: активизация лексики.
Ход игры: В руках учителя – коробка, в которой находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному вопросы. Выигрывает команда, первая отгадавшая, что находится в коробке.
Грамматические игры.
1. «Изображение действия»
Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.
2. «Шкатулка сказок».
Цель: совершенствование речевых навыков.
Ход игры: В шкатулке лежат цветные кружки. Дети открывают шкатулку и, приговаривая: «Нэгэн, хоер, гурбан, онтохон гара!», по очереди достают кружки, и те становятся персонажами сказки. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Например, достали красный – это цветок, желтый – цыпленок, черный – туча. Один кружок каждый раз может стать разными персонажами: например, зеленый кружок - то огурец, то листик, то пуговица.
3. «Лото».
Лото является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм.
В отдельную группу выделяются ролевые игры.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
В ходе работы я пришла к выводу, что ничто другое, как игра, способствует более полноценному обучению детей бурятскому языку, формированию коммуникативных навыков и развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...