Дорожная карта по наставничеству
учебно-методический материал (9 класс)
«Дорожная карта» реализации Положения о системе наставничества педагогических работников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_karta_nastavnichestva.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дорожная карта» реализации Положения о системе наставничества педагогических работников
в МОБУ «СОШ №24 им.С.И.Климакова» на 2023 – 2024 года
№ | Наименование этапа | Мероприятия | Содержания деятельности | Сроки | Ответственные |
1 р | Подготовка условий для запуска системы наставничества педагогических работников | Изучение и систематизация имеющихся материалов по внедрению системы наставничества педагогических работников | 1. Изучение Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников. 2. Ознакомление с шаблонами документов для реализации системы наставничества педагогических работников | Январь 2023 | КсенофонтоваН.В |
Информирование педагогов о возможностях и целях системы наставничества педагогических работников | 1. Проведение тематического НМС, заседаний школьных предметных кафедр педагогических работников. 2. Информирование на сайте ОУ. | Февраль 2023 | КсенофонтоваН.В., руководители предметных МО | ||
Подготовка нормативной базы реализации системы наставничества педагогических работников в ОУ | 1. Издание приказа «О реализации Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников». 2. Разработка Положения о системе наставничества педагогических работников в МОБУ «СОШ№24 им.С.И.Климакова». 3. Издание Приказа «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации» 3. Разработка и утверждение «дорожной карты» (плана мероприятий) реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МОБУ «СОШ№24 им С.И.Климакова» 4. Издание приказ о назначении куратора системы наставничества педагогических работников в МОБУ «СОШ №24 им с.И.Климакова 5. Издать приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью | Февраль 2023 | КсенофонтоваН.В | ||
Выбор форм системы наставничества педагогических работников исходя из потребностей ОО | 1. Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов от потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве аудитории внутри ОУ. | Март 2023 | КсенофонтоваН.В., руководители предметных МО | ||
Проведение административного совещания по вопросам кафедр реализации целевой модели наставничества. Выбор форм наставничества | |||||
Сформировать банк программ по формам наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа – молодой педагог ОУ» и другие в соответствии с запросами. | |||||
2 | Формирование банка (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием | Сбор данных | 1. Проведение анкетирования среди педагогов, желающих принять участие в системе наставничества педагогических работников 2. Сбор дополнительной информации о запросах наставников и наставляемых педагогов из личных дел, анализа методической работы, рекомендаций аттестаций, анализа анкет профстандарта. 3. Выбор форм наставничества в зависимости от запросов потенциальных наставляемых. 4. Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников | Апрель 2023 | Ксенофонтова Н.В., руководители предметных кафедр |
Формирование банка (персонифицированный учет) | 1. Формирование банка наставников из числа педагогов. 2. Формирование банка наставляемых из числа педагогов. | Апрель 2023 | КсенофонтоваН.В | ||
3 | Отбор и обучение наставников | Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников | 1. Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих для конкретной формы и вида наставничества. | Май 2023 | КсенофонтоваН.В., руководители предметных кафедр |
Обучение наставников для работы с наставляемыми | 1. Поиск экспертов для проведения обучения наставников. 2. Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности. 3. Утвердить программы и графики обучения наставников. 4. Организовать обучение наставников | Май-июнь 2022 | КсенофонтоваН.В | ||
4 | Формирование наставнических пар / групп | Отбор наставников и наставляемых | 1. Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. 2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых. 3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи. 4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы. | Август 2023 | КсенофонтоваН.В |
Закрепление наставнических пар / групп | 1. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп». 2. Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения. 3. Организация психологического сопровождения наставляемых, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника. | Сентябрь 2022 | КсенофонтоваН.В | ||
5 | Организация и осуществление работы наставнических пар / групп | Организация комплекса последовательных встреч наставников и наставляемых | 1. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. 2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. 3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. 4. Регулярные встречи наставника и наставляемого. 5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемог | В течение года | КсенофонтоваН.В |
Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками | 1. Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для промежуточной оценки. | Дважды в год | КсенофонтоваН.В | ||
6. | Завершение наставничества | Отчеты по итогам работы системы наставничества | 1. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в системе наставничества. 2. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества. 3. Мониторинг и оценка влияния программы на всех участников | Май 2023 | КсенофонтоваН.В |
Мотивация и поощрения наставников | 1. Приказ о поощрении участников наставнической деятельности. 2. Благодарственные письма возможным партнерам. 3. Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества педагогических работников». Май 2023 Изотова Е.И. 4. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайте ОУ и организаций возможных партнеров. 5. Проведение конкурса профессионального мастерства "Наставник года", "Педагогический дуэт года". | Июнь 2023 | КсенофонтоваН.В |
Показатели эффективности внедрения
целевой модели наставничества
Далее, рассмотрим наиболее важные критерии оценки,
как всех субъектов наставнической деятельности, так и самих
аспектов, составляющих процесс наставничества.
В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:
– соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она
осуществляется;
– оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
– соответствие наставнической деятельности современным
подходам и технологиям;
– наличие соответствующего психологического климата
в образовательной организации, на базе которой организован
процесс наставнической деятельности;
– логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
– положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
В части определения эффективности всех участников
наставнической деятельности в образовательной организации:
– степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
– уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия
в наставнической деятельности;
– заинтересованность и включенность родителей (законных
представителей);
– уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) наставнической деятельностью и успехами их ребенка.
Относительно изменений в личности наставляемогоучастника программы наставничества в образовательной ор
ганизации критериями динамики развития наставляемых могут
выступать:
– улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников
в сторону социально-значимых;
– нормализация уровня тревожности;
– оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
– повышение уровня самооценки наставляемого;
– повышение уровня позитивного отношения к учебе;
– активность и заинтересованность наставляемых в участии
в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
– повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
– степень применения наставляемыми полученных от
наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.
Организация систематического мониторинга наставнической деятельности позволяет четко отследить, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым,
какова динамика формирования наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) качество реализации программы наставничества;
2) мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов.
Мониторинг процесса реализации программы наставничества
На первом этапе мониторинга ведется изучение (оценка) качества реализуемой программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы в парах и группах
наставник-наставляемый. Мониторинг помогает отследить
важные показатели качественного изменения образовательной
организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку)
качества реализуемой программы наставничества, сильных
и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп
«наставник – наставляемый». Мониторинг помогает отследить
важные показатели качественного изменения образовательной
организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели и задачи
Мониторинг процесса реализации программ наставничества
направлен на две ключевые цели:
1. Оценка качества реализуемой программы наставничества.
2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного заведения и сотрудничающих с ним
организаций/индивидов.
Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить:
– сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования);
– обоснование требований к процессу наставничества,
к личности наставника;
– контроль за процессом наставничества;
– описание особенностей взаимодействия наставника
и наставляемого;
– определение условий эффективного наставничества;
– контроль показателей социального и профессионального
благополучия;
– анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.
Для полного анализа реализации программы рекомендуется
проводить SWOT-анализ
SWOT-анализ рекомендуется проводить и анализировать
куратору программы.
SWOT-анализ. Особенности метода диагностики успешности предприятия
можно ознакомиться по адресу https://hi-tech.asu.edu.ru/files/1(21)/151-157.pdf.
Ожидаемые результаты
В результате мониторинга появится материал, на основании
которого можно будет сделать вывод о наличии сильных и слабых сторон участников программы, обозначатся расхождения
между ожиданиями от реализации программы и реальными результатами.
Среди оцениваемых результатов:
– сильные и слабые стороны программы наставничества;
– возможности программы наставничества и угрозы ее реализации;
– процент посещения творческих кружков, спортивных секций и внеурочных объединений;
– процент учеников, успешно прошедших профессиональные и компетентностные тесты;
– количество выпускников средней школы или ПОО, планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях;
– количество учеников, планирующих стать наставниками
в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
– количество собственных профессиональных работ: статей,
исследований, методических практик молодого специалиста.
Мониторинг влияния программ на всех участников
Второй этап мониторинга позволяет оценить изменения, происходящие у участников программы наставничества и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников в соответствии с учебной и профессиональной успешностью и адаптивностью внутри коллектива. Анализируя результаты данного этапа,
можно делать вывод о наиболее рациональной и эффективной
стратегии формирования пар «наставник – наставляемый».
Процесс оценки результатов влияния программ на всех
участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества и второй –
по итогам прохождения программы. Следовательно, все показатели, подлежащие оценке и контролю в результате прохождения программы, фиксируются два раза.
Задачи мониторинга программ наставничества
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик
участников программы для наиболее эффективного формирования пар «наставник – наставляемый».
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса.
3. Анализ и корректировка сформированных стратегий образования пар «наставник – наставляемый».
Первый этап мониторинга позволяет определить:
– взаимную заинтересованность сторон;
– научное и практическое обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника;
– экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных выше требований к личности наставника;
– определение условий эффективного наставничества;
– анализ эффективности предложенных стратегий образования
пар и внесение корректировок в соответствии с результатами.
Анализ характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
Ожидаемые результаты
Результатом мониторинга является оценка динамики:
– развития гибких навыков, необходимых для гармоничной
личности;
– уровня мотивированности и осознанности участников
в вопросах саморазвития и профессионального образования;
– степени включенности обучающихся в образовательные
процессы организации;
– качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной
профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.
Данные, полученные в результате анализа, позволят зафиксировать изменения в участниках программы наставничества,
спрогнозировать их дальнейшее развитие. Также результатом
мониторинга будут данные анализа и внесенные на их основании изменения в рекомендации наиболее целесообразного объединения участников в пары наставник-наставляемый.
По результатам тестов необходимо сформировать отчет
в виде статистического анализа данных: выделить значимые
связи и различия, качественно описать проведенную математическую обработку.
Среди оцениваемых результатов необходимо отметить следующие:
– вовлеченность обучающихся в образовательный процесс;
– успеваемость обучающихся по основным предметам;
– сфера интересов обучающихся;
– ведущая ролевая модель;
– уровень сформированности гибких навыков;
– субъективная оценка состояния здоровья;
– желание посещения школы (для обучающихся);
– уровень личностной тревожности (для обучающихся);
– понимание собственного будущего (для обучающихся);
– эмоциональное состояние при посещении школы (для обучающихся);
– желание высокой школьной успеваемости (для обучающихся);
– вовлеченность в активное взаимодействие обучающихся
с ОВЗ;
– уровень профессионального выгорания (для педагогов);
– удовлетворенность профессией (для педагогов);
– психологический климат в педагогическом коллективе
(для педагогов).
Аналитическая справка
об итогах реализации мероприятий по внедрению ЦМН (на 31.05.2023)
________________
(наименование ОУ)
1. Работа по реализации мероприятий по достижению результата: «Не
менее 10% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в
различные формы сопровождения и наставничества» (на 31.05.2023) организована
на основании документов учрежденческого уровня:
- Приказ ОУ № 65/1 01.09.2020 «О внедрении целевой модели
наставничества».
- Положение о наставничестве. Приказ ОУ № 88/2 21.09.2020«Об
организации наставничества».
- Дорожная карта Приказ ОУ № № 88/2 21.09.2020 Приказ ОУ № 88/2
21.09.2020«Об организации наставничества».
-Рабочая программа. Приказ ОУ № 88/3 22.09.2020 «Об утверждении
Рабочей Программы Наставничество».
2. В 2023 году организованы мероприятия по вовлечению обучающихся
и педагогов в различные формы сопровождения и наставничества, в том числе:
№ п/п | Форма наставничества | количество вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, в т.ч.: | |
обучающихся (человек) | педагогов (человек) | ||
1 | 1«Учитель-учитель» | 5 | 7 |
2 | «Ученик-Ученик» | 30 | 8 |
В учреждении осуществлен персонифицированный учет обучающихся и
педагогов, участвующих в программах наставничества. В учреждении приняты
приказы: Приказ №71 01.09.2021 «О назначении наставников молодых
специалистов», Приказ (№, дата) «О назначении наставников» по
форме «Ученик-ученик». Ведётся единая база наставников и наставляемых.
3. Учреждением разработана дорожная карта внедрения целевой модели
наставничества. Данная дорожная карта согласована начальником управления
образования.
4. В учреждении также:
1) проведены семинары, родительские собрания, классные часы по
вопросам внедрения ЦМН,
2) разработаны программы наставничества,
3) обеспечено формирование баз данных наставничества,
4) актуализирована информация о реализации ЦМН на сайте учреждения
5) проведены встреча-знакомство, встреча-планирование совместной
деятельности, регулярные встречи по достижению запланированного
результата, итоговая встреча наставников и наставляемых.
6) В рамках наставничества осуществлено участие в конкурсах, проектах,
открытых мероприятиях, олимпиадах и марафонах.
7) Проведено итоговое мероприятие «Отчёт наставников о проделанной
работе».
5. В мае 2024 года проведен внутренний мониторинг реализации и
эффективности программ наставничества.
На основе мониторинга выявлены проценты удовлетворенности наставляемых
качеством программ наставничества – не менее ___%, наставляемых – _____ %
В образовательном учреждении
1) созданы условия, произведен отбор наставников и наставляемых,
сформированы пары и группы;
2) проведены обучающие беседы с наставниками;
3) выбраны методические темы молодыми учителями;;
4) составлены рабочие программы наставников;
5) приобретён опыт публичных выступлений молодыми учителями;
6) диссеминация передового опыта наставников;
7) использование передового педагогического опыта в деятельности
молодых учителей;
8) овладение практическими приёмами и способами качественного
выполнения обязанностей наставников и наставляемых;
9) приобретение уверенности в собственных силах и развитии
личностного, творческого и учебного потенциалов.
10) достигнуты запланированные результаты.
Ответственный куратор _______________________ КсенофонтоваН.В
Квашина С.Ю
подпись ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорожна карта по введению ФГОС основной школы
Карта по введению ФГОС основной школы поможет планомерно организовать работу в данном направлении....
Дорожная карта учащихся
Траектория учащихся за год...
"Дорожная карта" для ЕГЭ по русскому языку на 100 б
В документе представлены ссылки на материалы интернета, которыми можно воспользоваться родителям и обучающимся при подготовке к ЕГэ и не только......
План «Дорожная карта» Реализации целевой модели наставничества В МКОУ«Брединская СОШ № 4»
laquo;Дорожная карта»Реализации целевой модели наставничества в МКОУ«Брединская СОШ № 4» 2020–2021 учебный год...
Дорожная карта Целевой модели наставничества
В Дорожной карте ЦМН прослеживается реализация мероприятий до 2024г....
ДОРОЖНАЯ КАРТА по реализации Положения о системе наставничества педагогических кадров в Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ
ДОРОЖНАЯ КАРТАпо реализации Положения о системе наставничества педагогических кадровв Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ...
Дорожная карта наставничества
Дорожная карта наставничества МОУ Урлукская СОШ. Положение о наставничестве в МОУ Урлукская СОШ....