Материалы по организации образовательного процесса. Технологическая карта открытого урока
учебно-методический материал

Дисциплина: Сольфеджио

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы по организации образовательного процесса

Технологическая карта открытого урока

Дисциплина: Сольфеджио

 Дата проведения : 22 марта  марта 2023 года

Класс :1 класс  

Преподаватель : Калаганская О Н

Тема: Формы работы над устными диктантами на уроке сольфеджио в 1 классе ДШИ

Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения знаний;

по этапам учебного процесса – комбинированный.

Форма: практическое занятие

Цель урока:

-Освоение разных форм устных диктантов;

- Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти;

- Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся; 

- Закрепить ранее полученные знания , выявить насколько дети усвоили темы :     лад, тональность ,устойчивые , неустойчивые , главные ступени, вводные ступени лада, обозначение ступеней римскими цифрами; типы движения мелодии

Задачи: Задачи:

- обучающие:

- Создание и укрепление связи между слышимым и видимым

- Формирование знаний, умений, навыков по темам:

Ладовые представления

Ритмические группы в размере 2/4, 4/4

Повторение и закрепление теоретических сведений

- развивающие:

- развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти;

- Развитие ладовых ощущений;

-Развитие вокально – интонационных навыков;

- Развитие метроритмических навыков;

- воспитательные:

- Воспитывать музыкально – художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио;

- Воспитывать умение работать в группе;

- Воспитывать творческую активность;

- Повышать исполнительскую грамотность учащихся;

Методы реализации цели: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесно-наглядные, частично-поисковые, синтез и анализ, классификация, стимулирование и мотивация учебной и творческой деятельности,  приучение, поощрение, неожиданность, новизна,

контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, групповые

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

- Наглядно – демонстрационный (раздаточный материал -карточки , изображения животных)

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте)

-  Игровой

Межпредметные связи:

- Специальность (игра на инструменте, знание октав и способов звукоизвлечения) Знание  гамм: до мажор , ре мажор , фа мажор.

- Слушание музыки Тема «Средства музыкальной выразительности» ( строение мелодии, лад, метроритм, )

Тема «Три кита в музыке»

- Хор (правильная посадка и работа певческого аппарата во время вокально – интонационных упражнений

Организационный момент

Дидактический компонент

Технологический компонент

Вводная часть. Восстановление опорных знаний

Вокально – интонационная работа

Хоровая разминка – коллективная и индивидуальная вокально - интонационная работа над системными подходами к воспитанию ладового мышления; повторение разных типов движения мелодии, схемы – рисунки, ступеневые формулы.

Основная часть:

На данном этапе занятия учащиеся восстанавливают следующие опорные знания и компоненты: мажорный звукоряд, устойчивые и неустойчивые, вводные ступени, разрешение неустойчивых ступеней, типы движения мелодии.

Индивидуальное и групповое интонирование подготовленных самостоятельно музыкальных примеров с музыкальной гармонической поддержкой  преподавателя.

Устный диктант:

Подготовительные упражнения

«Найди спрятанную ноту»

«Угадай мелодию»

Упражнения направлены на развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Преподаватель проводит индивидуальный опрос, осуществляет контроль уровня освоения  материала.

Учащиеся выполняют индивидуально и коллективно подготовительные упражнения, анализируют услышанное, участвуют в проблемно – поисковом обсуждении;

Зрительный диктант

Оценка уровня запоминания материала. (Сб. Калмыкова, Фридкина «Сольфеджио» 1 часть № 10)

Разбор одного из номеров  по структуре; Групповое интонирование заданного номера, зрительное запоминание музыкального примера.

Музыкально – ритмическая разминка

Преподаватель проводит устный опрос, в процессе которого осуществляется повторение, закрепление знаний по теме «Метроритм».

Учащиеся коллективно, под музыку, выполняют ритмические движения (Отмечают сильную долю в размере 4/4, затакт, направление движения мелодии, работа с ритмослогами

Учащиеся

показывают нотную грамотность в написании музыкальных примеров; коллективное исполнение упражнений.

Заключительная часть.

 Рефлексия исполнения

Оценка работы учащихся на уроке, анализ выполненных заданий, повторение и закрепление полученных знаний, создание ситуации успеха и поощрение учащихся.

Домашнего задания

Осуществление контроля качества выполнения самостоятельной работы обучающихся  и уровня развития навыка точного интонирования.

(Сб. Калмыков, Фридкин «Сольфеджио» 1 часть №1-11)

Словесный

Наглядно – демонстрационный

изображения :

 1

енота –поступенное движение

2 Змеи -волнообразное движение

3 Кузнечика –скачки на ч5.ч4

изображение 4

Практический

Изображение 5

Беседа

Изображение 6

Практический

Практический

Практический

Изображение 7

Практический

Изображение 8

Учитель: Ребята поприветствуем друг друга попевками «Здравствуйте»   с разными типами движения мелодии

 1 С поступенного восходящего движения

 Вверх-учитель, дети отвечают в низходящем; 2 по звукам мажорного трезвучия ;

3 скачками на ч5,ч4; на одном звуке) преподавателя учащиеся исполняют  попевки - приветствия  на различные типы движения мелодии.

 мажорный звукоряд в разных ритмических оформлениях. Сегодня на уроке мы с вами поработаем над разными формами устных диктантов

Основная часть:

          Но для начала посмотрите на доску и скажите что        вы   видите ?

  1. Ученики: Гамма до мажор с обозначенными ступенями римскими цифрами
  2.  Учитель: Вспомните , у каждой ступени есть своё  значение
  3. Ученики: (вспоминают устойчивые и неустойчивые, вводные ступени, разрешение неустойчивых ступеней , тоника -1) Давайте споём гамму до мажор с показом движения мелодии .(исполняют)

Учитель: А какие тональности мы знаем с вами ещё ?

Ученики: Фа мажор , ре мажор, соль мажор . Учитель: Верно молодцы .

Вспомним и споём гамму ре мажор и фа мажор ( исполняют с показом высоты звуков )

Учитель: Посмотрите внимательно на следующее изображение в этой мелодии спрятались нотки .вы сможете помочь их угадать

Ученики: Да

Учитель: Хорошо , тогда давайте проанализируем мелодию как она идёт , к какому типу относится её движение ?

Ученики: волнообразное - , поступенное –нисходящее ( змея ,енот)

Учитель : Хорошо .Какой размер стоит после ключа? С какой доли начинается мелодия ?

Ученики: Размер 2/4 , со слабой доли , из за такта

Учитель : Правильно , давайте прохлопаем с ритмослогами ритмический рисунок этой мелодии с выделением сильной доли

Дети хлопают

Учитель :На  какой ноте заканчивается мелодия ?

Ученики : До

Учитель : Знаки при ключе есть ?

Ученики : Нет

Учитель : Значит мелодия написана в тональности ?

Ученики : До мажор

Учитель: Правильно .Споём тоническое трезвучие в до мажоре ( дети поют) Ну а сейчас ещё раз послушайте мелодию и постарайтесь услышать спрятанные нотки ( учитель проигрывает мелодию)

Ученики: ми , соль, соль ,фа, ми , ре

Учитель: Споём мелодию с названием нот и показом высоты звуков ( исполняют)

Учитель: А вы хотите поиграть в игру «Угадай мелодию»

Ученики: Да

Учитель : Тогда внимательно посмотрите на  изображение .Что там изображено ? 

Ученики: мелодии

Учитель: Мы с вами сейчас проанализируем их затем я буду играть мелодии , а вы отгадывать какую из них я играю . Какой тип движения мелодии в первом случае ? Ученики: Восходящая поступенно

Учитель: Правильно поём мелодию .Что происходит со следующей мелодией ?

Ученики: Там есть скачки. 

Учитель: Да , верно .Исполним мелодию .Ну и как движется мелодия третья ? 

Ученики :Волнообразно

Учитель: Верно .Давайте споём мелодию .Итак начнём нашу игру  (дети отгадывают)

Учитель :Хорошо , молодцы , ну а сейчас немного разомнёмся .Послушайте отрывок из произведения Д.Б. Кабалевского Барабанщик и ответьте на вопросы : как движется мелодия , какие длительности вы слышите (учитель играет)

Ученики :Мелодия стоит на месте , длительности шестнадцатые , восьмые , четверти и есть в конце пауза .

Учитель : Правильно. А сколько тактов прозвучало и какой размер вы услышали

 Ученики : 4 такта , размер 4/4  

Учитель : Правильно . Сейчас мы разделимся на группы : одна будет шагать – изображая доли , а другая проигрывать ритм с названием  ритмослогов ( учитель исполняет произведение , дети выполняют задание) ( для простукивания ритмослогов раздаются инструменты : барабан, ложки деревянные

Учитель :

Посмотрите на доску , что вы видите ?

Ученики: Мелодию Колыбельной песни

Учитель :Давайте внимательно разберём её . В какой тональности она написана?

 Ученики: До мажор .

Учитель: Да верно. Как движется мелодия ?Какой размер ? Какие длительности вы видите ?

Ученики: Поступенно, восходящие скачки с 1-ой на 3-ю ступени .Размер 2/4 , длительности восьмые , четверти .

Учитель: Давайте прохлопаем с вами ритм мелодии с названием ритмослогов .(дети выполняют)

Учитель : Хорошо .А из скольких тактов состоит мелодия Колыбельной ?

Ученики:Из восьми 

Учитель: Да . Споём трезвучие в до мажоре ( дети исполняют) Ну а сейчас споём колыбельную с показом звуковысотности и названием нот. (дети поют)

Учитель: Хорошо .Ой ребята посмотрите ,а нотки то все перепутались! Что будем делать ? Поможем им найти своё место ?

Ученики : Да.

Учитель: А вы помните как двигалась мелодия ? Давайте вспоминать вместе .Как шла мелодия в 1-м такте ?

Ученики : Поступенно вниз

Учитель: Какой из тактов подойдёт ?  

Ученики : Фа, ми,ми ( дети с учителем расставляют такты в нужном порядке)

Учитель: Хорошо молодцы. Ну а сейчас попрошу вас записать мелодию у себя в тетрадях.

        Учитель: Скажите ребята вам понравилось работать на уроке сегодня ? Какие гости- животные к нам сегодня приходили ?

Ученики:

змея, енот , кузнечик .

 Учитель: Что они нам помогали делать , о чём рассказали ?

Ученики : Помогали определить тип движения мелодии, играли в прятки

Учитель: Напомните над чем мы с вами сегодня работали ?

Ученики : Над устными диктантами. Вспомнили ступени лада, что такое лад , тональность ,Пели гаммы До мажор , ре мажор , фа мажор.

 Учитель : Домашнее задание  к  следующему уроку :

Играть петь записанную мелодию колыбельной с названием нот , с дирижированием ,Придумать ,    записать мелодию из 4х тактов в любой  тональности , которые вы знаете в одном из  знакомых  вам размеров  . Оценки за урок  .

Литература: Сб. Калмыков, Фридкин «Сольфеджио» 1 часть №1 ; Конспекты по элементарной теории музыки  Н В Панова  Москва  ООО «Престо» 2009 год   , интернет –ресурсы для создания наглядных пособий .

Оборудование : Фортепиано,доска для выполнения письменного задания , карточки с изображением клавиш , раздаточный материал -карточки для работы с заданиями , изображения животных для определения движения мелодии.

Комментарии по  технологической  карте  открытого урока:

        Мною разработана технологическая карты открытого урока  в связи с тем, что главной задачей для меня была: показать работу над  темой: Формы работы над устными диктантами на уроке сольфеджио в 1 классе ДШИ

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В настоящее время в образовании используют многочисленные типы электронных технологий: компьютеры, интерактивные доски, электронные ресурсы, проекторы и пр. Комбинации этих технологий позволяют создав...