Материалы по организации образовательного процесса. Технологическая карта открытого урока
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Материалы по организации образовательного процесса
Технологическая карта открытого урока
Дисциплина: Сольфеджио
Дата проведения : 22 марта марта 2023 года
Класс :1 класс
Преподаватель : Калаганская О Н
Тема: Формы работы над устными диктантами на уроке сольфеджио в 1 классе ДШИ
Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения знаний;
по этапам учебного процесса – комбинированный.
Форма: практическое занятие
Цель урока:
-Освоение разных форм устных диктантов;
- Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти;
- Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся;
- Закрепить ранее полученные знания , выявить насколько дети усвоили темы : лад, тональность ,устойчивые , неустойчивые , главные ступени, вводные ступени лада, обозначение ступеней римскими цифрами; типы движения мелодии
Задачи: Задачи:
- обучающие:
- Создание и укрепление связи между слышимым и видимым
- Формирование знаний, умений, навыков по темам:
Ладовые представления
Ритмические группы в размере 2/4, 4/4
Повторение и закрепление теоретических сведений
- развивающие:
- развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти;
- Развитие ладовых ощущений;
-Развитие вокально – интонационных навыков;
- Развитие метроритмических навыков;
- воспитательные:
- Воспитывать музыкально – художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио;
- Воспитывать умение работать в группе;
- Воспитывать творческую активность;
- Повышать исполнительскую грамотность учащихся;
Методы реализации цели: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесно-наглядные, частично-поисковые, синтез и анализ, классификация, стимулирование и мотивация учебной и творческой деятельности, приучение, поощрение, неожиданность, новизна,
контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, групповые
Методы реализации поставленных задач:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
- Наглядно – демонстрационный (раздаточный материал -карточки , изображения животных)
- Практический (пение упражнений, игра на инструменте)
- Игровой
Межпредметные связи:
- Специальность (игра на инструменте, знание октав и способов звукоизвлечения) Знание гамм: до мажор , ре мажор , фа мажор.
- Слушание музыки Тема «Средства музыкальной выразительности» ( строение мелодии, лад, метроритм, )
Тема «Три кита в музыке»
- Хор (правильная посадка и работа певческого аппарата во время вокально – интонационных упражнений
Организационный момент | Дидактический компонент | Технологический компонент |
Вводная часть. Восстановление опорных знаний Вокально – интонационная работа Хоровая разминка – коллективная и индивидуальная вокально - интонационная работа над системными подходами к воспитанию ладового мышления; повторение разных типов движения мелодии, схемы – рисунки, ступеневые формулы. Основная часть: На данном этапе занятия учащиеся восстанавливают следующие опорные знания и компоненты: мажорный звукоряд, устойчивые и неустойчивые, вводные ступени, разрешение неустойчивых ступеней, типы движения мелодии. Индивидуальное и групповое интонирование подготовленных самостоятельно музыкальных примеров с музыкальной гармонической поддержкой преподавателя. Устный диктант: Подготовительные упражнения «Найди спрятанную ноту» «Угадай мелодию» Упражнения направлены на развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха. Преподаватель проводит индивидуальный опрос, осуществляет контроль уровня освоения материала. Учащиеся выполняют индивидуально и коллективно подготовительные упражнения, анализируют услышанное, участвуют в проблемно – поисковом обсуждении; Зрительный диктант Оценка уровня запоминания материала. (Сб. Калмыкова, Фридкина «Сольфеджио» 1 часть № 10) Разбор одного из номеров по структуре; Групповое интонирование заданного номера, зрительное запоминание музыкального примера. Музыкально – ритмическая разминка Преподаватель проводит устный опрос, в процессе которого осуществляется повторение, закрепление знаний по теме «Метроритм». Учащиеся коллективно, под музыку, выполняют ритмические движения (Отмечают сильную долю в размере 4/4, затакт, направление движения мелодии, работа с ритмослогами Учащиеся показывают нотную грамотность в написании музыкальных примеров; коллективное исполнение упражнений. Заключительная часть. Рефлексия исполнения Оценка работы учащихся на уроке, анализ выполненных заданий, повторение и закрепление полученных знаний, создание ситуации успеха и поощрение учащихся. Домашнего задания Осуществление контроля качества выполнения самостоятельной работы обучающихся и уровня развития навыка точного интонирования. (Сб. Калмыков, Фридкин «Сольфеджио» 1 часть №1-11) | Словесный Наглядно – демонстрационный изображения : 1 енота –поступенное движение 2 Змеи -волнообразное движение 3 Кузнечика –скачки на ч5.ч4 изображение 4 Практический Изображение 5 Беседа Изображение 6 Практический Практический Практический Изображение 7 Практический Изображение 8 | Учитель: Ребята поприветствуем друг друга попевками «Здравствуйте» с разными типами движения мелодии 1 С поступенного восходящего движения Вверх-учитель, дети отвечают в низходящем; 2 по звукам мажорного трезвучия ; 3 скачками на ч5,ч4; на одном звуке) преподавателя учащиеся исполняют попевки - приветствия на различные типы движения мелодии. мажорный звукоряд в разных ритмических оформлениях. Сегодня на уроке мы с вами поработаем над разными формами устных диктантов Основная часть: Но для начала посмотрите на доску и скажите что вы видите ?
Учитель: А какие тональности мы знаем с вами ещё ? Ученики: Фа мажор , ре мажор, соль мажор . Учитель: Верно молодцы . Вспомним и споём гамму ре мажор и фа мажор ( исполняют с показом высоты звуков ) Учитель: Посмотрите внимательно на следующее изображение в этой мелодии спрятались нотки .вы сможете помочь их угадать Ученики: Да Учитель: Хорошо , тогда давайте проанализируем мелодию как она идёт , к какому типу относится её движение ? Ученики: волнообразное - , поступенное –нисходящее ( змея ,енот) Учитель : Хорошо .Какой размер стоит после ключа? С какой доли начинается мелодия ? Ученики: Размер 2/4 , со слабой доли , из за такта Учитель : Правильно , давайте прохлопаем с ритмослогами ритмический рисунок этой мелодии с выделением сильной доли Дети хлопают Учитель :На какой ноте заканчивается мелодия ? Ученики : До Учитель : Знаки при ключе есть ? Ученики : Нет Учитель : Значит мелодия написана в тональности ? Ученики : До мажор Учитель: Правильно .Споём тоническое трезвучие в до мажоре ( дети поют) Ну а сейчас ещё раз послушайте мелодию и постарайтесь услышать спрятанные нотки ( учитель проигрывает мелодию) Ученики: ми , соль, соль ,фа, ми , ре Учитель: Споём мелодию с названием нот и показом высоты звуков ( исполняют) Учитель: А вы хотите поиграть в игру «Угадай мелодию» Ученики: Да Учитель : Тогда внимательно посмотрите на изображение .Что там изображено ? Ученики: мелодии Учитель: Мы с вами сейчас проанализируем их затем я буду играть мелодии , а вы отгадывать какую из них я играю . Какой тип движения мелодии в первом случае ? Ученики: Восходящая поступенно Учитель: Правильно поём мелодию .Что происходит со следующей мелодией ? Ученики: Там есть скачки. Учитель: Да , верно .Исполним мелодию .Ну и как движется мелодия третья ? Ученики :Волнообразно Учитель: Верно .Давайте споём мелодию .Итак начнём нашу игру (дети отгадывают) Учитель :Хорошо , молодцы , ну а сейчас немного разомнёмся .Послушайте отрывок из произведения Д.Б. Кабалевского Барабанщик и ответьте на вопросы : как движется мелодия , какие длительности вы слышите (учитель играет) Ученики :Мелодия стоит на месте , длительности шестнадцатые , восьмые , четверти и есть в конце пауза . Учитель : Правильно. А сколько тактов прозвучало и какой размер вы услышали Ученики : 4 такта , размер 4/4 Учитель : Правильно . Сейчас мы разделимся на группы : одна будет шагать – изображая доли , а другая проигрывать ритм с названием ритмослогов ( учитель исполняет произведение , дети выполняют задание) ( для простукивания ритмослогов раздаются инструменты : барабан, ложки деревянные Учитель : Посмотрите на доску , что вы видите ? Ученики: Мелодию Колыбельной песни Учитель :Давайте внимательно разберём её . В какой тональности она написана? Ученики: До мажор . Учитель: Да верно. Как движется мелодия ?Какой размер ? Какие длительности вы видите ? Ученики: Поступенно, восходящие скачки с 1-ой на 3-ю ступени .Размер 2/4 , длительности восьмые , четверти . Учитель: Давайте прохлопаем с вами ритм мелодии с названием ритмослогов .(дети выполняют) Учитель : Хорошо .А из скольких тактов состоит мелодия Колыбельной ? Ученики:Из восьми Учитель: Да . Споём трезвучие в до мажоре ( дети исполняют) Ну а сейчас споём колыбельную с показом звуковысотности и названием нот. (дети поют) Учитель: Хорошо .Ой ребята посмотрите ,а нотки то все перепутались! Что будем делать ? Поможем им найти своё место ? Ученики : Да. Учитель: А вы помните как двигалась мелодия ? Давайте вспоминать вместе .Как шла мелодия в 1-м такте ? Ученики : Поступенно вниз Учитель: Какой из тактов подойдёт ? Ученики : Фа, ми,ми ( дети с учителем расставляют такты в нужном порядке) Учитель: Хорошо молодцы. Ну а сейчас попрошу вас записать мелодию у себя в тетрадях. Учитель: Скажите ребята вам понравилось работать на уроке сегодня ? Какие гости- животные к нам сегодня приходили ? Ученики: змея, енот , кузнечик . Учитель: Что они нам помогали делать , о чём рассказали ? Ученики : Помогали определить тип движения мелодии, играли в прятки Учитель: Напомните над чем мы с вами сегодня работали ? Ученики : Над устными диктантами. Вспомнили ступени лада, что такое лад , тональность ,Пели гаммы До мажор , ре мажор , фа мажор. Учитель : Домашнее задание к следующему уроку : Играть петь записанную мелодию колыбельной с названием нот , с дирижированием ,Придумать , записать мелодию из 4х тактов в любой тональности , которые вы знаете в одном из знакомых вам размеров . Оценки за урок . |
Литература: Сб. Калмыков, Фридкин «Сольфеджио» 1 часть №1 ; Конспекты по элементарной теории музыки Н В Панова Москва ООО «Престо» 2009 год , интернет –ресурсы для создания наглядных пособий .
Оборудование : Фортепиано,доска для выполнения письменного задания , карточки с изображением клавиш , раздаточный материал -карточки для работы с заданиями , изображения животных для определения движения мелодии.
Комментарии по технологической карте открытого урока:
Мною разработана технологическая карты открытого урока в связи с тем, что главной задачей для меня была: показать работу над темой: Формы работы над устными диктантами на уроке сольфеджио в 1 классе ДШИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...
"Новые возможности для творчества в образовательном процессе". Технологическая карта урока информатики для 9 класса
Файл содержит презентацию к уроку и приложения с задачами и ключом задач...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"
Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...
Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"
Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...
ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
В настоящее время в образовании используют многочисленные типы электронных технологий: компьютеры, интерактивные доски, электронные ресурсы, проекторы и пр. Комбинации этих технологий позволяют создав...