Взаимосвязь этно-культурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскуюдеятельность
статья
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, традициям и культуре своего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жамбалова Ирина Владимировна,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель иностранных языков
МБОУ «Сосново-Озерская средняя
общеобразовательная школа №1»
Еравнинского района
Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития
через исследовательскую деятельность.
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, традициям и культуре своего народа. Национальные традиции обладают большим педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания, они также являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры.
В основе духовно-нравственного воспитания школьников лежит краеведческий, национальный принцип. Особое значение этого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах.
Современный этап развития российской системы образования характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное пространство, а как следствие - и на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению, совершенствованию его коммуникативных способностей.
Как известно, кругозор у школьников развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, а сейчас их кругозор в основном ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер - это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися.
Можно сказать, что исследовательская деятельность является значительным средством связи этнокультурных традиций и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
На протяжении многих лет я являюсь руководителем научно-исследовательских работ учащихся, в том числе и работ, в которых рассмотрены национальные традиции, культура народа. Учащиеся выступали со своими работами на районных, республиканских, Всероссийских, международных научно-практических конференциях и являются их победителями и призерами.
Темы некоторых исследовательских работ учащихся:
-«Легенды озер Еравны»
-«Символ «Четыре гармоничных брата» - символ единства»
-«Талисманы удачи в западной и восточной культурах»
-««Лекарственные» животные у бурят»
-«Наскальные рисунки в местности Майлта Еравнинского района»
-«Культ деревьев у бурят»
«Имена в истории Бурятии и Еравны»
- «Эрын гурбан наадан - игры, достойные мужчин на примере эпоса « Гэсэр»»
-«Сэргэ-символ вечности жизни для бурят»
-«Лошадь в бурятских, русских, английских пословицах» и т.д.
Таким образом, можно сказать, что через исследовательскую деятельность можно привить учащимся любовь к родному краю, традициям, её культуре и истокам.
Изучение и исследование национальной культуры, традиций обладает высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи.
Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
В статье представлен кузбасский опыт организации внеурочной воспитательной работы с подростками на основе национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»
О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...
Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...
Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскую деятельность
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества...
Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.
В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...
Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскую деятельность.
Можно сказать, что исследовательская деятельность является значительным средством связи этнокультурных традиций и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. ...