Конспекты логопедических занятий
материал
Конспекты занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»
Конспект индивидуального логопедического занятия
на тему: «Автоматизация произношения звука [Р]
на материале лексической темы «Одежда»
подготовительная группа
Методическая разработка учителя-логопеда:
Востриковой Светланы Хуснуллаевны
НЕФТЕЮГАНСК
Цель – создание условий для автоматизации у обучающегося звука [р] в словах и в словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей по теме «Одежда» (предметный: брюки, рубашка, шорты, куртка, шарф, свитер, варежки, безрукавка, фартук; глагольный: носить, стирать, выбирать, покупать, утюжить, сушить, закрепить обобщающее понятие;
- создать условия для совершенствования навыка работы со схемой и с упражнениями на интерактивной доске.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, зрительный гнозис, мышление, память, внимание;
- продолжить работу по формированию фонематического слуха, развивать умение определять наличие звука в слове;
- развивать связную речь методом распространения простого предложения;
Воспитательные: способствовать воспитанию навыка взаимодействия; воспитывать бережное отношение к одежде.
Оборудование: компьютерная презентация: «Шкаф», «Магазин одежды», карточки-схема для звукового анализа слова «Одежда», стойка для бельевой верёвки с прищепками.
Ход занятия
- Организационный этап (вступительная беседа, сообщение темы)
Л: Сегодня к нам на занятие пришел мальчик Рома. Ему нужно помочь навести порядок в шкафу. А что обычно люди хранят в шкафу?
Д: книги, вещи, одежду.
Л: Мы сегодня поговорим об одежде.
- Основная часть
Уточнение артикуляции звука р.
Роме нравится носить ту одежду, в названиях которых есть первый звук его имени. Назовите этот звук?
Д: Рома начинается на звук Р.
Л: Расскажите, как правильно произносить этот звук?
Д: Губы в улыбке, зубы тоже открыты, на небольшом расстоянии, кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подключаем голосок.
Л: Покажите, как вы произносите звук р.
Д: Р.
- Автоматизация произношения звука Р
Л: В шкафу у Ромы есть перчатки, он предлагает вам их надеть и пропеть с ним песенку: ра-ро-ру-ры.
Дети повторяют цепочку, иллюстрируя ручным сопровождением. Ра-открытая ладонь, ро- пальцы в кружок, ру- тятут пальцы вперед, ры – собирают пальцы в кулак.
Л: Молодцы!
- Автоматизация звука Р в словах. Интерактивная доска.
Л: Поможем Роме сложить вещи в шкаф, нужно найти предметы одежды со звуком Р.
Д: Рубашка, брюки, куртка, шарф, шорты, свитер, варежки, безрукавка и тд. (Дети выбирают картинки на доске и нужные убирают в шкаф).
Л: Скажите, какая одежда для зимы?
Д: Куртка, свитер, шарф, варежки, теплые брюки
Упр. «Подбери действие»
Л: Подумайте, какие действия делают с одеждой.
Д: Носят, стирают, утюжат, укладывают, сушат.
Пальчиковая гимнастика
Л: когда одежда становится грязной, ее нужно стирать. Встаньте рядом со стульчиками, разучим стишок.
Мылом мылю я носки,
Крепко трутся кулачки,
Полоскаю ловко
И повешу на веревку.
- Звуковой анализ.
Мама Роме поручила развесить одежду после стирки, но развешивать мы будем необычным способом. Нужно сначала определить, где находиться звук Р (в начале, в середине, в конце слова). И прикрепить прищепку на соответствующий квадрат.
Картинки: рубашка, свитер, брюки (фартук), шаровары
- Автоматизация в словосочетаниях, в предложениях. Интерактивная доска.
Л: Ребята, а вам хочется порадовать Рому и подарить ему какую-нибудь одежду?
Д: Да
Л: Отправляемся в магазин одежды. Посмотрите на экран, в этом отделе разные рубашки и шорты, с картинками-наклейками. По очереди рассмотрим их…
Д: На рубашке …(ракушка) на шортах …(пират)
(Дети выходят к доске, выполняют задание проговаривая словосочетания)
Л: Какой большой выбор, но я знаю, что Роме нравиться рубашка с коротким рукавом и с наклейкой рыба.
Д: Воспитанники повторяют всё предложение
Л: Есть такая рубашка? Да, есть. Мы выбрали с вами любимую рубашку Ромы.
Л: Теперь выберем шорты. Рома любит шорты с ремнём и с пиратом. Повторите… Есть такие? Да.
Л: Роме понравилась рубашка с коротким рукавом и с наклейкой рыба, а также ему нравятся шорты с ремнём и с пиратом.
Л: Чтобы эти вещи у Ромы и ваша одежда тоже всегда оставались как новые нужно заботиться о ней. Расскажите, а как вы ухаживаете за одеждой?
Д: Нужно аккуратно складывать, стирать, не пачкать, подворачивать рукава, когда моешь руки.
Кинезиологическое упражнение
Л: Предлагаю поиграть: одной рукой изобразим, как вращается барабан стиральной машины, а другой – утюжим белье, хлопок в ладоши, меняем движения для рук на противоположное.
Рефлексия
Как одним словом называется все, что мы носим?
Д: одежда.
Какой звук помог вам выбрать одежду для Ромы?
Д: звук Р.
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия (индивидуального)
«Автоматизация звука «С» в слогах, в начале слов у ребенка с дизартрией».
Конспект коррекционного занятия (индивидуального)
«Автоматизация звука «С» в слогах, в начале слов у ребенка с дизартрией».
Цель: закрепление умения правильного произношения звука [с] в слогах, словах.
Задачи:
1.коррекционно -образовательные:
формировать навыки правильного произношения звука [с] в слогах, словах;
закреплять артикуляцию произношение звука [с];
закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
2. коррекционно – развивающие:
развивать общую моторику, мелкую моторику, мимическую мускулатуру; - развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление, интонационную выразительность.
3. коррекционно -воспитательные:
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, Саша! Посмотри, нам прислали письмо. Давай его прочитаем. Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадалась, от кого письмо? (Ответ ребенка)
Логопед. Да, правильно. Ты угадала! От снеговика.
Логопед. А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку. Выполняем вместе.
1.Релаксация. | ||
Идем мы с тобой через лес, а там качаются деревья в лесу, когда дует тихий ветерок. Падают снежинки с деревьев на землю
Упали снежинки на землю, ветер подул сильнее, и снежинки полетели | Наклоны головы влево – вправо
Поднять руки вверх, посмотреть на пальцы, плавно опускать руки, следя за ними глазами, в конце упражнения прижимать подбородок к груди Присесть, положить руки на пол, затем «шагать» пальчиками вперёд. | |
2. Развитие общей моторики | ||
Рано утром на полянке Веселятся две снежинки. Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? | Выполнение действий по тексту. | |
2. Развитие мелкой моторики. «Снежок» | ||
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого. | |
Мы, с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. | |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. | |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. | |
3. Развитие мимических мышц | ||
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться | Выполнение действий по тексту. |
4.Артикуляционные упражнения .
Ты знаешь «Сказку о Весёлом Язычке». Расскажем ее снеговику. Выполняем упражнения вместе.
Выполнение ребенком артикуляционных упражнений.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Вышел он погулять и увидел забор. А мы умеем выполнять упражнение «Забор». Покажем- губы в улыбке. Зубы видны. Я считаю
1,2,3,4.
А теперь покажи ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата» ). Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок» ). Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки».)
А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его послушаем.
Молодец, Язычок. Он сегодня старался. У него все упражнения получились отлично. Он правильно выполнил упражнения. Снеговику понравилась «Сказку о Весёлом Язычке».
5. Голосовая гимнастика.
Посмотрите. На поляне звуковая дорожка для снежинок. Пропевание гласных звуков «Звуковые дорожки» - а, у, о, у , э, и 6. Дыхательная гимнастика.
Маша. Подул ветер. Началась вьюга. Покажем.
Из положения «Забор» упражнение «У кого дальше улетит снежинка?» - Дуем плавно, длительно, непрерывно вперед, выполняем упражнение «У кого дальше улетит снежинка» из положения «Трубочка» (5 раз)
7 Основная часть
Логопед: Вспомним правильную артикуляцию звука «С» - любимую песенку снеговика.
Ребёнок :
Губы в улыбке не прикрывают зубы,
Зубы сомкнуты или сближены,
-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы - резцы, воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
Замечательно. Вспомнили.
Аудиозапись «Снег скрипит».
Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пе.., ква.., пылесо.., абрико.., автобу.., анана.. . Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг.
Логопед. Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его подальше: ас.
Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог ас. - Делай следующий снежок: ыс (Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис.) - Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.
ско-ско-ско — зимой солнце низко. ска-ска-ска — вокруг из снега сказка. сто-сто-сто — снег все спрятал, чисто.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку.
Логопед. Саша, Снеговик предлагает следующую игру. Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...
Логопед. Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить.
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик». По ходу работу логопед задает вопросы: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный.)
- Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Посмотри, какой огромный у нас сугроб из снега. Снеговик спрятал в сугробе картинки . Поможем ему и назовем картинки. Проговариваем четко любимый звук снеговика - звук с. Сад, сам, сало, сани, сайка,
Сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, несут, плясун.
Сын, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка. Ребенок называет соответствующую картинку.
— А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы?
Ребенок. На куст, на слона, на снеговика.
Логопед. А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова?
(Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус). Спрячь картинку под нужный сугроб.
Ребенок выполняет.
13. Итог занятия.
Логопед. Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя?
Ребенок. Она растает.
Логопед. Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук?
Ребенок. С-с-с. Логопед. Молодец, Саша, ты хорошо сегодня занималась.
Предварительный просмотр:
Конструкт логопедического занятия
СПЕЦИАЛИСТ: Вострикова С.Х.
ТЕМА: «Дыхательные упражнения»
ЦЕЛЬ: Практическое овладение письмом
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.
- Выработка дифференцированного дыхания.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Способствовать развитию дыхания
- Тренировать силу вдоха и выдоха.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать активность и самостоятельность.
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно–побудительный) | Ребята, представим, что мы - это пластилин из которого можно лепить. Разогреем наши ручки (растираем) и начинаем. Лепим сверху вниз (делая особый акцент на активные точки на лице, ушах). Заканчиваем легкими прыжками на обеих ногах. | Настраивается на занятие. | Р.Л. |
Актуализация знаний, необходимых для изучения темы | Помните о вдохе! Нюхайте воздух! Мы сегодня так играем - Нюхать воздух начинаем. Чем же пахнет? Не понять - Нужно носиком вдыхать. Вдох-вдох-вдох-вдох. Гарью пахнет - ох-ох! | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | П,Р |
Сообщение темы и задач занятия | Вдох и выдох через нос (вдох быстро, выдох продленный). Вдох через нос, выдох через рот. Вдох через рот, выдох через нос. Вдох и выдох через одну половину носа, затем др. Вдох через одну, выдох через др. половину носа. | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | Р |
Изучение нового материала | Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать,- взволновано, заинтересованно, активно! Вдохи шумные - такие, чтобы слышно было! - короткие. Делайте носом втягивающие движения. Не стесняясь шмыгать. Крылья носа -сужаются. Делаем 8 раза, по мере освоения. Освоив этот способ дыхания, переходим к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте. Делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой - вдох. Шаг правой - вдох. Не думайте о выдохе. Воздух выйдет сам. Левой-правой мы шагаем. Быстро воздух мы вдыхаем. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает. Выполняет дифференцированные задания устно и письменно Оценивает работу. | П |
Физминутка (дыхательная гимнастика) | Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое. | Выполняет гимнастику для глаз. | |
Закрепление изученного материала | - «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. -Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает дифференцированные задания устно. | П р |
Итог занятия | - Чему мы учились на занятии? - Что показалось трудным? - Сегодня все хорошо работали. Все были внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными, грамотными, быстрыми. Проводит рефлексию. | Рефлексия: Дает оценку своей деятельности, делают выводы. «На занятии я узнал …» «Мне было интересно …», «Я должен поработать ..» | Л Р |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C]-[Ш]
Тема: дифференциация звуков [с] – [ш]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.
- Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
- Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.
- Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.
- Воспитывать культуру поведения на занятии.
- Формирование начальных учебных навыков.
Оборудование:
- Сюжетная картинка; изображения со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев; массажный шар
Ход занятия
- Орг. момент
Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.
2.Артикуляционная гимнастика
Лопатка, качели, вкусное варенье, чашечка, маляр, почистим за верхними зубками
3.Пальчиковая гимнастика
Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем.
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу
Раз, два, три, четыре, пять-
Нам пора и отдыхать!
4.Объявление темы занятия
Сегодня, к нам в гости придут два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун.
Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?
5.Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции
- Смотри, кто к нам идет. Это же Свистун. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес?
- Это чайник!
- Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)
Тук-тук-тук, кто стучит в дверь?
Заглянул к нам, мальчик Шептун.
- Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш) Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.
- Мы должны с тобой накормить друзей, ведь они пришли к нам в гости!
Но вот задача, Свистун кушает только ту еду, в которой есть звук «С», а Шептун, любит еду, в которой звук «Ш» Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз:
- СА-СА-СА Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется?
Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх:
- ША-ША-ША
Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется?
Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые!
6.Развитие фонематического слуха
- Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.
( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас –ваш, мыс – мышь)
Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна!
7.Работа на уровне слога
- Свистун очень понравилось, как ты хлопал в ладошки, что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:
Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.
Какие разные у нас получились песенки!
8.Работа на уровне слова
- Посмотри вокруг! Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С», а Шептуна, на звук «Ш»
9.Работа на уровне словосочетания
- Наши друзья большие выдумщики.
Они нарисовали несколько картин. Знаешь, что на них изображено?
Большая собака, какой еще бывает собака? (маленькая, злая, добрая)
Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая)
Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым)
Синяя крышка, какой бывает крышка? (красная, желтая, маленькая)
10.Работа на уровне предложения
- Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку. Давай посмотрим, картинку, которую нарисовали девочки!
Назови, кого ты видишь на картинке.
Мальчика зовут Саша, а собаку-Шарик.
Что увидела собака и куда побежала? (увидела цветок и побежала к нему)
Кто вылетел из цветка? (оса)
Что сделала оса? (укусила в нос)
СА-СА-СА-укусила в нос оса!
- Какой ты молодец!
Вот и пришло время, говорить «до свидания» нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой.
11.Итог занятия, оценивание
-Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?
Им тоже с тобой понравилось!
Ты сегодня молодец!
12.Домашнее задание
Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
Предварительный просмотр:
Конструкт индивидуального логопедического занятия
Дата:
Учитель – логопед: Вострикова С.Х.
Тема: Гласные звуки и буквы
Форма занятия: Индивидуальная
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о]; с помощью карточек на которых изображена артикуляция каждого гласного звука, с использованием зеркал
- закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова) с помощью дидактических упражнений и наглядного материала.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
- развитие ориентировки в пространстве через упражнение «Перед — между — после»;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия, с помощью дидактических упражнений
- воспитывать умение взаимодействовать с учителем, с помощью диалога
Планируемый результат:
Личностные:
- самостоятельно оценивать собственную деятельность, через рефлексию
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, через выполнения практического задания.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия.
Коммуникативные:
осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, на основе вопросов и ответов.
Оборудование: Карточки с заданиями, наглядный материал.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность Учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент. | На прошлом занятие мы с тобой познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. - Назови все гласные звуки. - Прослушай стихотворение …Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо: Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у! Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём: - О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о! Дали Гане молока. - Это кружка велика! В этой не могу я! Дайте мне другую! Уу-уу-уу! Дали рёвушкав другой, рёва топнула ногой: - В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а! -Какие звуки помогли показать, как плачет девочка? Молодец! -А теперь расскажи, что ты ещё знаешь о гласных звуках. | Произнести гласные звуки (А, О, У, Ы., И, Э) Этот звук всегда поётся, Этот звук, как песня, льётся. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути. | Р.Л. |
Артикуляционная гимнастика | Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.
| Выполняет перед зеркалом упражнения | Р. |
Дыхательная гимнастика | Упражнение « Снегопад» | Выполнение упражнения на развития плавного выдоха. | Р. |
Основной Этап |
-Давай с тобой произнесём звук «А» перед зеркалом. - Посмотри, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. - Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? - Обрати внимание, что гласных звуков только 6!!!
- Как ты догадался?
| О У Ы. Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.
| Р.Л. |
Формирование фонематических процессов |
(уточнение пространственных представлений). Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.; Определение начального и конечного гласного звука. - Назови гласный звук,с которого начинаются слова. Аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров. -Назови, каким гласным звуком заканчивается слово. Игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы.
Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь… Словарь: Морж, кенгуру, остров. | П.Р.Л. | |
Физминутка | Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями. А- руки вверх Э – руки чуть округлить О- руки округлить У – руки вперёд Ы – руки в стороны А-О-Ы Э-У-А-О Ы-Э-А-У-О | Повторение звуковой дорожки с последовательностью гласных звуков с движениями физминутку | Р. |
Закрепление пройденного материала практическая часть |
а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о. «Лесенка настроения» У каждого ученика на парте картонный человечек. И лестница с тремя ступеньками, на которых нарисованы три мордашки: на верхней - веселая, на средней - спокойная, на нижней - грустная. -Кто сегодня не смог правильно сделать все задания, поставьте своего человечка на нижнюю ступеньку. -Кто иногда ошибался, поставьте человечка на среднюю ступеньку. -У кого всё получилось, поставьте человечка на верхнюю ступеньку. -Какое у вас сейчас настроение? Почему? -Вам понравилось занятие? -Что больше всего понравилось | П.Р.Л. |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ориентировке в пространстве
подготовила
учитель - дефектолог
Вострикова С.Х.
г. Нефтеюганск
Цели: «Ориентировка на плоскости»
- развитие общей и мелкой моторики;
- обучение устанавливанию и воспроизведению отношений взаимного расположения геометрических фигур на плоскости — вверху (над), внизу (под), слева, справа;
- активизация в речи слов, обозначающих пространственное расположение предметов.
Оборудование:
- две таблицы с геометрическими фигурами — одна фигура нарисована по середине, и вокруг нее (вверху, внизу, слева и справа) по одной фигуре;
- лист бумаги и модели геометрических фигур;
- разрезанные картинки.
Ход занятия:
I. Упражнения по развитию моторики
1. Дыхательное упражнение.
Стимулирующее упражнение.
Потягивание.
Перекаты головы.
Упражнения для плечевых суставов.
Разминка и расслабление рук (вращение рук в плечевом, локтевом, лучезапястном суставе — вперед и назад, встряхивание рук, как будто с них стряхивают воду).
II. Работа по теме
1. «Зрительный диктант»: внимательно рассмотреть таблицу, запомнить расположение геометрических фигур и разместить свои фигуры на листе точно так же (чтобы все правильно запомнить, нужно рассматривать таблицу в следующем порядке: сначала отметить фигуру, расположенную в середине, затем вверху и внизу, слева и справа).
Вопрос к детям: «Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?»
После этого таблицу поворачивают обратной стороной к детям.
Выполнив задание, ребята рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют свои результаты с образцом, исправляют ошибки.
Если упражнение выполнено успешно, можно провести аналогичную работу со второй таблицей.
III. Физкультминутка
Руки вверх — в кулачок, разожми и на бочок... Руки в стороны — в кулачок, разожми и на бочок... Руки вперед — в кулачок, разожми и на бочок... Руки назад — в кулачок, разожми и на бочок... Руки вниз — в кулачок, разожми и на бочок...
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.
IV. Работа в тетради
Расположить на листе модели геометрических фигур, обвести их и заштриховать (в середине листа — круг, справа от него — квадрат, слева от круга — прямоугольник, вверху — овал, внизу — треугольник).
V. Составление разрезных картинок
Рассмотреть образцы.
Что изображено на картинке?
Что расположено слева, справа, внизу, вверху, в середине.
Составить такую картинку, описать ее.
VI. Подведение итогов занятия
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие-путешествие
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ» (старший дошкольный возраст)
Цели:
Образовательные: закрепить умение четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях; автоматизировать звуки в спонтанном речевом потоке; развивать слуховое восприятие; закреплять артикуляцию [л] с гласными звуками; учить определять наличие звука в словах.
Развивающие: развивать зрительный и слуховой анализатор; создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно; развивать фонематический слух; развивать внимание, мышление, память.
Задачи:
- учить подбирать слова-антонимы;
- закреплять умение выделять позицию звука в слове;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать умение работать в паре, коллективно.
Оборудование: цветок лилия, рисунки четырёх лягушек с разными артикуляционными укладами (губы овалом, губы кружочком, губы трубочкой, губы в улыбке); маски лягушек - по количеству детей; декорации болота; «чудесный мешочек» с атрибутами (яблоко, клубок, флаг, флакон, кукла, слоник, ложка, лак, мел, шоколад); звуки природы « болото», мяч, стол, предметные картинки к игре «Разложи по полочкам» со звуком [Л] в трех позициях (начало, середина, конец слова), массажные коврики, мольберт с изображением лягушек, у которых нет губ.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Подготовка к восприятию нового материала.
Логопед (держит в руках цветок лилии). Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам в этом цветок лилия. Сейчас я вдохну её нежный аромат и передам её вам.
Тот, кому логопед передаёт лилию, должен взять цветок и передать следующему ребенку, назвав ребёнка по имени и сказав, например: «Маша, я так рад тебя видеть».
Вот мы и поприветствовали друг друга.
Какой красивый цветок! Ребята, а где растёт лилия? (На болоте.)
А вы хотите побывать на болоте?( звучит музыка)
Дети отвечают утвердительно.
- Глазки закрывайте,
1-2-3 - повернись, на болоте окажись.
П. Усвоение нового материала.
1. Закрепление звука [л] в прямых слогах.
Декорации небольшого болотца.
Логопед. Глазки открывайте и посмотрите - нас встречают лягушки, а лягушки необычные.
Выставляются карточки с изображением лягушек с разной артикуляцией.
Логопед (показывает и говорит).
Эта лягушка, у которой губки «кружочком», поёт нам такую песенку: «Ла-ла-ла».
Эта лягушка, у которой губки «трубочкой», поёт нам та¬кую песенку: «Лу-лу-лу».
Эта лягушка, у которой губки «овальчиком», поёт нам та¬кую песенку: «Ло-ло-ло».
Эта лягушка, у которой губки «в улыбке», поёт нам такую песенку: «Лы-лы-лы».
Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки.
Логопед показывает картинки и предлагает детям воспро¬извести песни лягушек по предложенной артикуляции.
- А теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом (тихо ~ громко, ин¬дивидуально , по цепочке и хором).
2. Закрепление звука [л] со стечением согласных.
Логопед. Наши лягушки песенки попели и вдруг кушать захотели. Чем питаются лягушки? ( комарами , стрекозами, мотыльками)
Логопед. А сейчас вы сами «превратитесь» в лягушек и будете ловить мотыльков.
1-2-3 - повернись и в лягушек пре¬вратись.
Детям надевают маски лягушек.
- Чтобы поймать мотылька, нужно правильно повторить
слоговые ряды, чётко проговаривая звук [л]. Повторишь пра¬вильно - получишь мотылька. (Выдаётся рисунок мотылька.)
- Повторишь неправильно - мотылёк улетит и придётся ло¬вить снова.
Логопед проговаривает слоговые ряды, ребенок повторяет:
Ла-ло-лу-лы, дла-дло-длу-длы, кло-кла-клу-клы, сла-сло-слу-слы, ал-ол-ул-ыл , пло-плу-плы-пла, зла-зло-злу-злы, тла-тло-тлу-тлы,ла-ло-лу-лы, ал-ол-ул-ыл,ала-оло-улу-ылы, ала- оло-улу- ылы
3. Определение звука в начале, середине и в конце слов.А еще питаются лягушки комарами. А у нас не простые комары, а слова-комарики. Слушайте внимательно. Как услышите в слове-комарике звук [ Л], хлопайте руками, ловите его. Лодка -ложка -кошка, палка- банка — балка, стол — стул- стук.
а) Определение наличия звуков в словах.
Дети в масках лягушек.
Логопед. Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог «пла» в словах, подпрыгните, если нет - покачайте «отрицательно» головой.
Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.
- Если услышите слог «слав словах, подпрыгните, если нет -покачайте «отрицательно» головой. Слава, вёсла, слабый, случай, сладость.
б) Д/И « Наведи порядок» Лягушата, но посмотрите какой здесь беспорядок, все разбросано. Давайте наведем порядок, разложим все по коробочкам. В первую коробку мы положим те картинки, в которых звук [Л] стоит в начале слова. Во вторую, в которых звук [Л] стоит в середине слова, и в третью те, в которых звук [Л] в конце слова. Проверим, все ли правильно мы сделали.
4. Работа со словами- антонимами игра « Скажи наоборот».
Логопед : Лягушки очень любят играть в игру « Скажи наоборот» . Поиграем? Я буду начинать предложение, а вы заканчивать подходящим по смыслу словом.
Чай горячий, а мороженое......холодное
Перышко легкое, а гиря...... тяжелая
Тетрадь тонкая, а книга..... толстая
Великан сильный, а Дюймовочка ….слабая
Собака сытая, а волк.... голодный
Заяц трусливый , а лев ….. смелый
Дорога широкая, а тропинка …... узкая
5. Автоматизация звука [л] в словах и в предложениях.
Логопед. Ребята — лягушата ,а сейчас совершим прогулку по болоту, по извилистой дорожке.
На болотистой лужайке
Забренчала балалайка
Стадо целое лягушек
Раз, два, раз, два
Кваки- кваки- кваки- ква
Мы лягушки- попрыгушки
Громко квакаем в болоте
Раз, два, раз, два
Кваки- кваки- кваки- ква
Логопед с детьми идут по разным массажным дорожкам по залу, рассматривают «болото» и находят за камышами мешочек.
Логопед. Чего только нет на болоте! Это, наверное, клад. Давайте посмотрим. А для этого присядем на кочки. Доставайте предметы по одному и придумайте с ним предложение.
Дети достают из мешочка предметы сами, чётко проговаривая слова и выделяя звук [л], выкладывают на стол и составляют предложения: яблоко, клубок, флаг, , кукла, ложка, лак, мел, шоколад.
Например:
У меня спелое яблоко.
У меня круглый клубок.
Пластмассовый колпачок.
Сладкий шоколад.
Флакон сделан из стекла и т. д.
Логопед. Все предметы мы сложим обратно в мешочек. Наше путешествие подходит к концу. Пора нам выбираться из болотца.
- 1-2-3 - повернись и в ребят превратись.
III. Итог занятия, (обратить внимание на лягушат, у которых нет губ, нарисованных на ватмане)
Дети, где вы сегодня побывали?
Чем мы сегодня занимались?
А какой звук вы учились правильно произносить?
Если вам понравилось путешествие, нарисуйте веселую лягушку, если нет, то грустную.
Дети фломастером рисуют.
- Вам пришлось сегодня немало потрудиться. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л]. Дома вы можете нарисовать рисунки о том, что вы видели и что вам понравилось.
Желаю вам успехов.
Предварительный просмотр:
Конструкт логопедического занятия
ТЕМА: «Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.
ЦЕЛЬ: Практическое овладение письмом
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Научить дифференцировать звонкие и глухие согласные.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Способствовать развитию овладения письмом.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать активность и самостоятельность.
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
Предварительный просмотр:
Конструкт логопедического занятия
СПЕЦИАЛИСТ: Вострикова С.Х.
ТЕМА: Словосочетания, образованные по способу управления Д.п.
ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся об особенностях дательного падежа, развитие
умения определять падеж по вопросу и предлогу.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- совершенствовать умение находить слова в словосочетаниях и и предложениях, стоящие в дательном падеже.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Способствовать развитию умения образовывать словосочетания
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать активность и самостоятельность.
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно–побудительный) | -Прозвенел звонок, начался урок. Руки на месте, ноги на месте Будем учиться с вами мы вместе. Улыбнитесь, встряхнитесь и тихонечко садитесь. (Правильная посадка, рабочее место) | 1.Настраивается на занятие. | Р.Л. |
Актуализация знаний, необходимых для изучения темы | - Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять? - Совершенно, верно, мы будем учиться образовывать словосочетания. - Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать? - Совершенно, верно, тема нашего урока: «Словосочетания, образованные по способу управления Д.п.» | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | П, Р. |
Сообщение темы и задач занятия | Посмотрите на падежи русского языка. Найдите дательный падеж. Чем отличается дательный падеж от других? Как вы думаете, почему дательный падеж так назвали? Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать. Записываем тему занятия: «Дательный падеж» | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | Р. |
Изучение нового материала | Посмотрите на карточку. Прочитайте стихотворение про дательный падеж. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? (кому? чему?) Каким членом предложения является? Какие предлоги помогают определить, что перед нами существительное в дательном падеже? (к, по) Также существительные дательного падежа могут стоять и без предлога, например «радоваться успеху». | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает. Выполняет дифференцированные задания устно и письменно Оценивает работу. | П. |
Физминутка (дыхательная гимнастика) | Если сущ. в словосочетании в Д.п. – хлопаете, нет – руки поднимаете: Жёлтый помидор, гулял по парку, слезать с дерева, подошёл к школе, доплыл до берега, подарил бабушке, плывёт по реке, вижу сестру, вышел из школы, подошли к лесу, варенье из вишни, стоит у стены, подъехали к городу. | Выполняет гимнастику для глаз. | |
Закрепление изученного материала | Работаем в тетради. 1.Выпишите словосочетания в дательном падеже. 2.Составьте словочетания с предлогами и с существительными в дательном падеже. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает дифференцированные задания устно и письменно. | П р |
Итог занятия | -О чем мы сегодня говорили? -Что тебе понравилось? - Чему научились? -Для чего нужно уметь делить слова на слоги? Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных. | Рефлексия: Дает оценку своей деятельности, делают выводы. «На занятии я узнал …». | Л Р |
Выписать словосочетания в дательном падеже.
Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.
Выписать словосочетания в дательном падеже.
Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.
Выписать словосочетания в дательном падеже.
Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.
Выписать словосочетания в дательном падеже.
Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.
Предварительный просмотр:
Конструкт логопедического занятия
СПЕЦИАЛИСТ: Вострикова С.Х.
ТЕМА: «Дифференциация звонких и глухих согласных.»
ЦЕЛЬ: Практическое овладение письмом
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Научить составлять рассказ, используя сюжетные картины.
- Поощрять их желание создать свои истории по сериям картинок.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Способствовать развитию овладения письмом.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать активность и самостоятельность.
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые БУД | ||
Организационный момент, (мотивационно–побудительный) | На занятии вам помогут знания, приобретенные на уроках чтения, окружающего мира, русского языка. Сегодня вы попытаетесь самостоятельно составить текст, это творческое задание. Будьте внимательны на уроке, постарайтесь работать не только головой, но и подключите свои чувства. | 1.Настраивается на занятие. | Р.Л. | ||
Актуализация знаний, необходимых для изучения темы | - Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять? - Совершенно, верно, мы будем дифференцировать согласные звуки. - Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать? - Совершенно, верно, тема нашего урока: «Дифференциация звонких и глухих согласных.» | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | П,Р | ||
Сообщение темы и задач занятия | Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек – Этот пух зовется…(опережает учащихся и говорит: нег…). Какой первый звук в слове снег? - Звук [с] - Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Согласный, глухой. Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? Буквой «С». Запишем слово снег. Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой, Двор в снегу, Белы дома. Ночью к нам пришла ... Какой первый звук в слове зима? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме этот звук? - Буквой «З». Запишем слово зима. | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | Р | ||
Изучение нового материала | Отгадай загадку. Напиши отгадку. Солнца яркого боится. Ночью — хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о…? - Сове. - Правильно. Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова». Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы? - Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З». “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”. А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр. Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает. Выполняет дифференцированные задания устно и письменно Оценивает работу. | П | ||
Физминутка (дыхательная гимнастика) | Гимнастика для глаз Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. | Выполняет гимнастику для глаз. | |||
Закрепление изученного материала | Прочитать словосочетания написанные на доске, списать их подчеркивая букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами:
Прочитать предложения. Выписать из предложений слова с буквой “С” в левую колонку, а с буквой “З” – в правую. Выпал первый снег. Около дома росла береза. Птицы улетают осенью. На дереве зяблик. К нам во двор привезли песок. Зина каталась на санках. Стол стоит в углу. В саду бузина. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает дифференцированные задания устно. | П р | ||
Итог занятия | О чем мы сегодня говорили? Что тебе понравилось? Проводит рефлексию. | Рефлексия: Дает оценку своей деятельности, делают выводы. «На занятии я узнал …», «Мне было интересно …». | Л Р |
Предварительный просмотр:
Конструкт логопедического занятия
СПЕЦИАЛИСТ: Вострикова С.Х.
ТЕМА: Деление слов на слоги.
ЦЕЛЬ: Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Научить делить слова на слоги
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Способствовать развитию деления слов на слоги.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать активность и самостоятельность.
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно–побудительный) | -Прозвенел звонок, начался урок. Руки на месте, ноги на месте Будем учиться с вами мы вместе. Улыбнитесь, встряхнитесь и тихонечко садитесь. (Правильная посадка, рабочее место) | 1.Настраивается на занятие. | Р.Л. |
Актуализация знаний, необходимых для изучения темы | - Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять? - Совершенно, верно, мы будем делить слова на слоги. - Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать? - Совершенно, верно, тема нашего урока: «Деление слов на слоги.» | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | П, Р. |
Сообщение темы и задач занятия | Медленно проговорите слово яблоко. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось? Воспитатель объясняет детям, что в слове яблоко три части, три слога. Называет первую часть, затем вторую., затем третью. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д. При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (произносит –двух, трёхсложные слова) | Отвечает на вопросы. Выполняет задание. | Р. |
Изучение нового материала | 1. Игра «Раздели слова на слоги». - Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках. 2.Игра «Паровозик из Ромашкова» Посмотрите на картинку. Там паровоз с вагонами. Давайте поможем паровозику разделить слова на слоги и определить его вагончик. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает. Выполняет дифференцированные задания устно и письменно Оценивает работу. | П. |
Физминутка (дыхательная гимнастика) | Самолётик – самолёт (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) | Выполняет гимнастику для глаз. | |
Закрепление изученного материала | - Выполните работу по карточкам. - Прочитайте задание. Прочитайте слова. - Объясните, как будете делить слова на слоги. | Слушает, дает ответы на вопросы, обобщает дифференцированные задания устно и письменно. | П р |
Итог занятия | -О чем мы сегодня говорили? -Что тебе понравилось? - Чему научились? -Для чего нужно уметь делить слова на слоги? Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных. | Рефлексия: Дает оценку своей деятельности, делают выводы. «На занятии я узнал …». | Л Р |
Предварительный просмотр:
Конструкт логопедического занятия
Дата:
Учитель – логопед: Вострикова С.Х.
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. « Какой, какая, какое, какие?»
Форма занятия: Групповая
Задачи:
- продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
- продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
- развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
- закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
- развивать словарный запас детей;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия, с помощью дидактических упражнений.
- воспитывать умение взаимодействовать с учителем, с помощью диалога
Планируемый результат:
Личностные:
- самостоятельно оценивать собственную деятельность, через рефлексию
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, через выполнения практического задания.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия.
Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, на основе вопросов и ответов.
Оборудование: Карточки с заданиями, наглядный материал.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность Учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент. | Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах? Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки. |
Проверяют готовность занятию. | Р.Л. |
Дыхательная гимнастика | Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» на выдохе произносить звуки Речевая гимнастика: Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию. | Выполнение упражнения на развития плавного выдоха. Произносят на выдохе чистоговорку. | Р. |
Основной Этап Закрепление пройденного материала Определение темы: | Ребята, обратите внимание на слайд, мне нужна ваша помощь. Скажите, про - плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак. - ружье, кольцо, перо, ведро, пианино, пальто. Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши. Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского - зеленым, среднего - желтым. 2. Игра. «Четвертый лишний» Инструкция: назови 4-й лишний, объясни - почему? 3.Работа с карточками по вариантам: (проставить правильное окончание). | Обучающиеся закрашивают слова муж.р. жен.р, сред.р. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода. Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка. | Р.Л. П. Р.Л. П. |
4. Игра «Светофор» Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам: | Обучающиеся делит словосочетания на группы Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы. | Р.Л. П. | |
Гимнастика для глаз | Р. | ||
Практическая часть | 1. Игра с мячом: « какой, какая, какое, какие?» Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе: 2.Антонимы: Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками: | Обучающиеся подбирают к существительному прилагательное. Мяч - резиновый, стул- деревянный, Обучающиеся подбирают противоположные слова. Большой – маленький | П.Р.Л. |
Подведение итогов. | Что вам понравилось на занятии? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
дыхательные упражнения:
Речевая гимнастика: Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж …
Какие предметы можно сказать: мой? мое? моя? - плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак. - машина, куртка, рубашка, ручка, книга. - ружье, кольцо, перо, ведро, пианино, пальто.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Самостоятельная работа женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым .
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»: 1. Сорока , волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода. 2. Корова, лиса, собака, тигр. 3. Капуста, баклажан, помидор, картофель. 4. Яблоко, абрикос, персик, апельсин. 5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник. 6. Кабачок, репа, свекла, редиска. 7. Лимон, персик, апельсин, груша. 8. Репа, чеснок, салат, огурец. 9. Дыня, виноград, лимон, арбуз. 10. Курица, снегирь, гусь, воробей. 11. Дятел, синица, ласточка, сорока. 12. Конь, собака, корова, свинья. 13. Лиса, заяц, волк, медведь.
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ ПО ВАРИАНТАМ: 1 вариант: Тигренок Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера. 2 вариант: Синица Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.
ИГРА «СВЕТОФОР»:
ИГРА С МЯЧОМ: «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...