Социализация личности учащихся на уроках математики
статья
"Социализация личности учащихся на уроках математики" - тема моего доклада на ГМО учителей математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_lichnosti_uchashchihsya_na_urokah_matematiki.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация личности учащихся на уроках математики
Педагогический процесс - целенаправленное взаимодействие старшего и младшего поколений для решения общественно необходимых задач образования и воспитания с целью передачи социального опыта, необходимого для дальнейшей жизни.
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Здесь на первое место выходит формирование на уроках социально значимых знаний и социальной компетентности.
Социально значимое знание – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Процесс усвоения этих знаний – важная составляющая личностного роста ребенка.
Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.
Социальная компетентность отражается в таких характеристиках:
- вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;
- выражать свои мысли, чувства, переживания;
- слушать, реагировать на мнение и переживания другого;
- ставить цели, планировать действия;
- выдвигать альтернативные способы действий;
- распределять обязанности;
- запрашивать помощь;
- разрешать конфликты и межличностные проблемы.
Социальная компетенция базируется и основывается на опыте самих учащихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Достигнуть этого можно через:
- организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
- предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
- использование проектного метода обучения;
- систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
- обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
Сегодня я поделюсь своим опытом по использованию проектного метода обучения.
Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. Это повышает мотивацию участников, способствует социализации учащихся.
Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности: исполнительский, конструктивный, творческий.
Об исполнительском проекте (5-6 классы) можно говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации учителя о порядке действий. Выполнение таких проектов предусматривается на начальном этапе использования учебных проектов, когда у учащихся ещё нет достаточного опыта для самостоятельного поиска.
Конструктивный уровень (7-8 классы) уже возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив проблему, самостоятельно выполнить все этапы проекта.
На третьем уровне (9-11 классы) – творческом учащиеся самостоятельно выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его.
Рассмотрим некоторые проекты.
«Геометрические тела вокруг нас»
(5-6 классы)
Цель – познакомиться с геометрическими телами, рассмотреть возможность их применения в обыденной жизни, составить и защитить творческую работу по данной теме.
Задачи проекта:
- расширение кругозора;
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- развитие общих геометрических представлений учащихся;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- умение работать в группах;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- оформление результатов работы в виде творческих работ.
Этапы проведения проекта:
Время проведения проекта - 4 урока (по 40 мин).
1 урок – создание рабочих групп, определение целей и задач проекта, планируемых результатов, распределение работы между учащимися в группах; поиск необходимой информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, поиск задач практического содержания из учебников и задачников.
2, 3 уроки (+ работа дома) – оформление результатов в виде творческой работы; подготовка к защите проекта, консультации учителя.
4 урок – защита творческих работ учащихся, подведение итогов проекта, рефлексия.
Проект предполагает творческую защиту работ учащимися, поэтому в качестве раздаточного материала каждой рабочей группе выдается карта с критериями оценивания проекта.
Полученные темы:
- «Цилиндры в нашей жизни»;
- «Кубик Рубика и его разновидности»;
- «Прямоугольный параллелепипед рядом с нами»;
- «Загадки пирамид»
- «Нет жизни без шара» и др.
Оценивание деятельности учащихся:
Первая оценка выставляется членами группы каждому учащемуся за его работу в группе.
Вторая оценка выставляется учащимися всего класса за работу группы в целом и изучение соответствующей литературы.
Третья оценка выставляется учителем математики за выполнение итогового творческого задания.
«Положительные и отрицательные числа» (6 класс).
Цель – составить и защитить творческую работу по данной теме.
Задачи проекта:
- расширение кругозора;
- изучение истории возникновения отрицательных чисел;
- укрепление интереса к предмету математика;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- умение работать в группах;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- оформление результатов работы в виде творческих работ.
Темы творческих работ:
- «История возникновения положительных и отрицательных чисел»;
- «Мир без чисел»;
- «Тайны чисел»
- «Числовые сказки»
- «Удивительное число ноль»
В старших классах учащиеся выполняют индивидуальные проекты (или в парах). Учащиеся знают требования к проектам (через уроки по проектной деятельности). Время на выполнение проекта увеличивается и в конце четверти отводится несколько уроков на их защиту. Лучшие проекты дорабатываются и выставляются на школьную конференцию.
Проектные работы учащихся 7-9 классов:
«Пифагоровы тройки»;
«Способы решения квадратных уравнений»;
«Построение угла, содержащего целое количество градусов»;
«Числа-гиганты»;
«Математические художества»
«Удивительное число Пи» и др.
Конечно, мне как учителю математики хочется привить любовь и заинтересованность к моему предмету у всех учащихся, но все мы люди и у нас разные интересы и способности. Поэтому уже в старших классах количество учащихся, выполняющих математические проекты, сокращается. Радует лишь то, что дети ищут себя, выявляют свои наклонности и способности (таланты) и проявляют их в других предметах.
В заключении необходимо сказать, что социально значимые знания и социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста.
Главным является не предмет, а личность, которую мы формируем. Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал»
Список используемой литературы:
- Гнеденко Б.В. - Математика и математическое образование в современном мире – М., Просвещение, 2015
- Кудинова Л.Г. – Проектная деятельность на уроках математики - М.: 2018
- Курант Р., Роббинс Г. - Что такое математика? - М., Просвещение, 2017
- Мещанинова О.О. - Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики – Педагогика – 2019
- Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия
Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...
Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл. Мотивация к его...
Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
"Социализация личности учащихся на уроках математики"
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных нор...
Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность....
Презентация. Тема семинара: «Социализация личности учащихся на уроках математики»
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации....