"Социализация личности учащихся на уроках математики"
методическая разработка по математике (5, 8, 9, 10 класс) на тему
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.
Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности. Развитие социальной компетентности на уроке математики – один из способов достижения поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему "Социализация личности учащихся на уроках математики" | 73.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ВЕРХНЕЖИРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Доклад
на тему:
«Социализация личности учащихся
на уроках математики»
Автор:
учитель математики
Трифонова А. А.
с. Верхний Жирим
2018г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………..3
- Социализация на уроке математики…………………………………….4
- Заключение……………………………………………………………….8
- Список литературы…………………………………………………........9
Введение
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.
Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности. Развитие социальной компетентности на уроке математики – один из способов достижения поставленной цели.
Социальная компетентность отражается в таких характеристиках:
- вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;
- выражать свои мысли, чувства, переживания;
- слушать, реагировать на мнение и переживания другого;
- ставить цели, планировать действия;
- выдвигать альтернативные способы действий;
- распределять обязанности;
- запрашивать помощь;
- разрешать конфликты и межличностные проблемы.
Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Социализация на уроке математики
Я не говорю: «Приди ко мне, и Я обрежу лишние ветки, вылеплю тебя, придам форму»; я говорю: «Приди ко мне, и ты породишь сам себя». Ты протянешь мне свою разноликую дробность – и я верну тебе целостность. Не буду идти посредством тебя. Ты сам пустишься в путь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем («полёт» детской фантазии).
Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы:
Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности.
Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.
Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.
Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.
Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.
Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.
Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению.
При работе с учащимися 9 – 11 классов, основой мотивации служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. При изучении математических наук в таких классах акцент делаю не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность.
Математика учит логически мыслить, а значит, поможет оценить различные жизненные ситуации, сделать прогноз и принять верное решение. Математика учит проводить расчеты, но не сами по себе, а при решении жизненных ситуаций. Например, проводим расчёты для ремонта квартиры, правильного получения кредита или наиболее выгодного размещения личных средств на вкладах в банках. Математика позволяет разбираться в статистической информации, и мы рассматриваем статистические данные предоставляемые СМИ и находящиеся в сети Интернет.
Для таких классов математика не самоцель, а практическое руководство к действию, залог успешного продвижения вперед к намеченной в этой жизни цели.
Взаимоотношения со старшеклассниками на уроках выстраиваю с учётом индивидуальных характеристик личности ученика, на основе социального партнёрства и творчества. Формируется интеллектуальная способность ученика к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненных установок и готовности к дальнейшему самообразованию.
Для групповой формы работы подходят задания, имеющие несколько способов решения, например, решение тригонометрического уравнения
sin x + cos x = 1,
задачи с неполным условием или не имеющие решения, с лишними данными.
На уроках геометрии можно предложить метод «Теорема - пазл». Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.
Привлекают внимание учащихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил. Например, для лучшего запоминания значений тригонометрических функций на уроках геометрии знакомлю учащихся 8 класса с «Тригонометрией в ладони»
- Ребята, оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони.
Для учащихся 5 – 7 классов ведущей деятельностью является – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Знания приобретают вкус и цвет жизни.
Игра «Математический баскетбол». Класс делится на две команды. Существует набор разноуровневых заданий по определенной теме, за решение которых можно получить 1, 2 или 3 балла. На обсуждение и предварительное решение отводиться 15 минут. Право первого броска определяется по жребию. Первая команда выбирает задание, решает его и предлагает решить соперникам. Если соперники решают правильно, то считается, что мяч в корзину не попал; если не правильно, то считается, что мяч попал в корзину. Если команда «бросающая мяч» сама допускает ошибку в решении, то «стоимость» задания увеличивается на 1 балл. Если ни одна команда не справилась с заданием, то учителем назначается «штрафной бросок в корзину с домашним заданием». На начале следующего урока обязательно нужно проверить решение таких заданий. В конце игры подводятся итоги.
Проведение уроков в форме учебной деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся.
Например, урок – деловая игра «Редакция» по теме «Признаки равенства треугольников» в 7 классе. Учебное занятие начинается с построения модели игры, целеполагания, распределения ролей, функции всех участников. Класс делится на разноуровневые группы - отделы. В ходе игры актуализируются знания учащихся, выполняются задания по группам, причем результат одной группы используется другой. Задания прикладного характера требует совместного обсуждения и решения, творческого применения знаний. При проведении отчета осуществляется самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Результаты (решения самостоятельных работ) помещаются в газету – продукт деятельности редакции. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы и стремления обеспечить успех группы, готовности к психологическому контакту и взаимопомощи, самооценки качества своей работы с позиции её вклада в общий результат деятельности.
По степени сложности различают следующие типы процесса социализации:
• выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
• восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
• открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
• сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
• формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны.
Вот несколько тем таких проектов по математике:
1. Как обсчитать бюджет семьи?
2. Сколько стоит ремонт?
3. Грамотный покупатель.
4. Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
5. Числа вокруг нас.
6. Математика в педиатрии.
7. Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
8. Статистика не существует без процентов.
9. Приложения определённого интеграла в экономике.
10. Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.
11. Многогранники в архитектуре нашего села.
Уроки математики необходимо проводить в форме мастер-класса. При этом в роли учителя выступают ученики, которые с удовольствием делятся знаниями и умениями со своими одноклассниками. Такие уроки развивают самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. Мастер-классы способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости математических понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе.
В своей работе для успешной социализации ученика я использую следующие методические средства:
- договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
- диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
- обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.
- создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
- создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.
Заключение
В заключении необходимо сказать, что социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста. Главным является не предмет, а личность которую мы формируем. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».
Я искренне верю, что вся работа по социализации поможет моим ученикам:
- приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- научит детей чувствовать и понимать других людей;
- приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
- даст понимания «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле
Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации.
Список литературы
- Н.В. Калинина. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого – педагогическое сопровождение. У ИПК ПРО, 2004
- Лукьянова М.И. и др. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика.- М., «Педагогический поиск», 2006
- Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.01.2014)
- Мустафина З.К. Социализация и развитие личности в условиях гимназии открытого типа. Издательство Биро, Уфа, 1999
- Тюкавкина Н.В. Воспитание толерантности в процессе социализации младшего школьника. //Педагогические технологии - 2009. - №5
- Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index – 89099. html (Дата обращения 16.01. 2014)
- Фролов А. Формирование образовательной компетентности обучающихся через внедрение в учебно – воспитательный процесс технологий развивающего обучения. //Муниципальное образование и эксперимент.- 2010. - №5
- Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии -2009. -№6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия
Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...
Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл. Мотивация к его...
Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Социализация личности учащихся на уроках математики
quot;Социализация личности учащихся на уроках математики" - тема моего доклада на ГМО учителей математики...
Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность....
Презентация. Тема семинара: «Социализация личности учащихся на уроках математики»
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации....