"Социализация личности учащихся на уроках математики"
методическая разработка по математике (5, 8, 9, 10 класс) на тему

Трифонова Анна Андреевна

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.

Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
         Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения.  Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности.  Развитие социальной компетентности на уроке математики – один из способов достижения поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ВЕРХНЕЖИРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»         

Доклад

на тему:

 «Социализация личности учащихся

на уроках математики»

Автор:

учитель математики

Трифонова А. А.

с. Верхний Жирим

2018г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Социализация на уроке математики…………………………………….4
  3. Заключение……………………………………………………………….8
  4. Список литературы…………………………………………………........9

Введение

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.

Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
        Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения.
  Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности.  Развитие социальной компетентности на уроке математики – один из способов достижения поставленной цели.

Социальная компетентность отражается в таких характеристиках:

  - вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;

  - выражать свои мысли, чувства, переживания;

  - слушать, реагировать на мнение и переживания другого;

  - ставить цели, планировать действия;

  - выдвигать альтернативные способы действий;

  - распределять обязанности;

  - запрашивать помощь;

- разрешать конфликты и межличностные проблемы.
 
Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Социализация на уроке математики

Я не говорю: «Приди ко мне, и Я обрежу лишние ветки, вылеплю тебя, придам форму»; я говорю: «Приди ко мне, и ты породишь сам себя». Ты протянешь мне свою разноликую дробность – и я верну тебе целостность. Не буду идти посредством тебя. Ты сам пустишься в путь.

                                Антуан де Сент-Экзюпери

 Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем («полёт» детской фантазии).
         Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы:
         Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности.
         Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.
         Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.
        Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.
        Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.
        Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.
        Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению. 
       При работе с учащимися 9 – 11 классов, основой мотивации служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. При изучении математических наук в таких классах акцент делаю не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность.
       Математика учит логически мыслить, а значит, поможет оценить различные жизненные ситуации, сделать прогноз и принять верное решение. Математика учит проводить расчеты, но не сами по себе, а при решении жизненных ситуаций. Например, проводим расчёты для ремонта квартиры, правильного получения кредита или наиболее выгодного размещения личных средств на вкладах в банках. Математика позволяет разбираться в статистической информации, и мы рассматриваем статистические данные предоставляемые СМИ и находящиеся в сети Интернет.
        Для таких классов математика не самоцель, а практическое руководство к действию, залог успешного продвижения вперед к намеченной в этой жизни цели.
        Взаимоотношения со старшеклассниками на уроках выстраиваю с учётом индивидуальных характеристик личности ученика, на основе социального партнёрства и творчества. Формируется интеллектуальная способность ученика к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненных установок и готовности к дальнейшему самообразованию.

 Для групповой формы работы подходят задания, имеющие несколько способов решения, например, решение тригонометрического уравнения

sin x + cos x = 1,

задачи с неполным условием или не имеющие решения, с лишними данными.

На уроках геометрии можно предложить метод «Теорема - пазл».   Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем -  что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.

Привлекают внимание учащихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил. Например, для лучшего запоминания значений тригонометрических функций  на уроках геометрии знакомлю учащихся 8 класса с «Тригонометрией в ладони»  

 - Ребята, оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони.

 Для учащихся 5 – 7 классов ведущей деятельностью является – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Знания приобретают вкус и цвет жизни.

Игра «Математический баскетбол». Класс делится на две команды. Существует набор разноуровневых заданий по определенной теме, за решение которых можно получить 1, 2 или 3 балла. На обсуждение и предварительное решение отводиться 15 минут. Право первого броска определяется по жребию. Первая команда выбирает задание, решает его и предлагает решить соперникам. Если соперники решают правильно, то считается, что мяч в корзину не попал; если не правильно, то считается, что мяч попал в корзину. Если команда «бросающая мяч» сама допускает ошибку в решении, то «стоимость» задания увеличивается на 1 балл. Если ни одна команда не справилась с заданием, то учителем назначается «штрафной бросок в корзину с домашним заданием». На начале следующего урока обязательно нужно проверить решение таких заданий. В конце игры подводятся итоги.

 Проведение уроков в форме учебной деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся.

 Например, урок – деловая игра «Редакция» по теме «Признаки равенства треугольников» в 7 классе. Учебное занятие начинается с построения модели игры, целеполагания, распределения ролей, функции всех участников. Класс делится на разноуровневые группы - отделы. В ходе игры актуализируются знания учащихся, выполняются задания по группам, причем результат одной группы используется другой. Задания прикладного характера требует совместного обсуждения и решения, творческого применения знаний. При проведении отчета осуществляется самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Результаты (решения самостоятельных работ) помещаются в газету – продукт деятельности редакции. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы и стремления обеспечить успех группы, готовности к психологическому контакту и взаимопомощи, самооценки качества своей работы с позиции её вклада в общий результат деятельности.
         
По степени сложности различают следующие типы процесса социализации:
 • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания; 
 • восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы,  воспринимать события и динамику процесса в группе; 
 • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими; 
 • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других; 
 • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы; 
          Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. 
          Вот несколько тем таких проектов по математике:
          1. Как обсчитать бюджет семьи?
          2. Сколько стоит ремонт?
          3. Грамотный покупатель.
          4. Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
          5. Числа вокруг нас.
          6. Математика в педиатрии.
          7. Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
          8. Статистика не существует без процентов.
          9. Приложения определённого интеграла в экономике.
         10. Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.
         11. Многогранники в архитектуре нашего села.
         Уроки математики необходимо проводить в форме мастер-класса. При этом в роли учителя выступают ученики, которые с удовольствием делятся знаниями и умениями со своими одноклассниками. Такие уроки развивают самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. Мастер-классы способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости математических понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе.
         
В своей работе для успешной социализации ученика я использую следующие методические средства:

  • договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
  • диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
  • обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.
  • создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
  • создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста. Главным является не предмет, а личность которую мы формируем. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».

Я искренне верю, что вся работа по социализации поможет моим ученикам:

  • приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • научит детей чувствовать и понимать других людей;
  • приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
  • даст понимания «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле

  Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.
 Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации.

Список литературы

  1. Н.В. Калинина. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого – педагогическое сопровождение. У ИПК ПРО, 2004
  2. Лукьянова М.И. и др. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика.- М., «Педагогический поиск», 2006
  3. Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.01.2014)
  4. Мустафина З.К. Социализация и развитие личности в условиях гимназии открытого типа. Издательство Биро, Уфа, 1999
  5. Тюкавкина Н.В. Воспитание толерантности в процессе социализации младшего школьника. //Педагогические технологии - 2009. - №5
  6. Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index – 89099. html (Дата обращения 16.01. 2014)
  7. Фролов А. Формирование образовательной компетентности обучающихся через внедрение в учебно – воспитательный процесс технологий развивающего обучения. //Муниципальное образование и эксперимент.- 2010. - №5
  8. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии -2009. -№6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Социализация личности учащихся на уроках математики

quot;Социализация личности учащихся на уроках математики" - тема моего доклада на ГМО учителей математики...

Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность....

Презентация. Тема семинара: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации....