Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива
учебно-методический материал на тему
Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива.
Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.
В докладе рассмотрены следующие вопросы:
- какие этапы в своем развитии проходит группа на пути к формированию коллектива,
- в чем состоит педагогическое руководство развитием коллектива,
- какие педагогические условия необходимы для оптимального развития детского коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива | 41.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива
Составила: Аверкина Г.Н., педагог дополнительного образования
План доклада:
- Определение понятия «коллектив»
Авторы теоретических основ создания детского коллектива
- Роль педагога в формировании коллектива
- Психолого-педагогические условия для формирования детского коллектива (разнообразные виды деятельности, самоуправление, традиции)
- Виды малых групп
- Три стадии развития коллектива
- Воспитательная значимость коллектива
- Методика создания и воспитания ученического коллектива
- Итоги
- Список литературы и информационных ресурсов
1.Определение понятия «коллектив».
Авторы теоретических основ создания детского коллектива
Термин «коллектив», произошел от латинских слов: «collido» - в переводе означает «объединяю», и «collektivus» - «собирательный».
Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство.
Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой».
В психологии рассматривается сущность коллектива и его характеристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.
Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиции марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали, прежде всего, с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистских черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.
Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработаны им принципы «параллельного действия», мажорный стиль; традиции коллектива и др.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А.С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед.
Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.
В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка.
Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и, прежде всего в меру его нравственно ценностной активности.
В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка.
2.Роль педагога в формировании коллектива
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).
Коллектив – это развивающая социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.
Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне.
Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе. Большой интерес вызывает идея «общинности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г. Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).
Педагогическое руководство коллективом. Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, попустительский, которые дают различные результаты формирования коллектива.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.
Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.
3. Психолого-педагогические условия для формирования детского коллектива
Во многих школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы приложения сил. Главная деятельность - учебная - носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива как воздух нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее. Поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах, интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь. Вспомним главный закон воспитания, о котором говорилось выше: воспитывать - значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно, является отсутствие настоящего поля деятельности.
Вторым, не менее важным условием развития коллектива детей, школьников является самодеятельность, активность детей. Самоуправление школьников - форма организации жизни и деятельности школьников силами самих детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых. К сожалению, в школах часто самоуправление сведено к формальному минимуму: заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30–50-е гг., в эпоху сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и в последующие годы.
Подлинное самоуправление детей в образовательном учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности, разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников - активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты, комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр. Педагоги должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не нужны для дела и не работают.
Важно, чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции школьных, классных органов самоуправления. В управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах сотрудничества: в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции, полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют в ее организации.
К условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость отдельных лиц, представителей коллектива и органов. Для этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А. С. Макаренко считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского сообщества. Участие детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального опыта, воспитание и развитие человека.
Воспитательная сила самоуправления используется в образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны: в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы демократической, общественной организации.
Отметим еще одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива - традицию. Традиции в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные, яркие дела, события в жизни учреждения. К ним относятся праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы, обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки. Традиции объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности, организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет традиции как историю, опыт и как средство воспитания.
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективообразованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям.
4.Виды малых групп
Для того чтобы формировать коллективы, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса.
Обратимся к данным социальной психологии о динамике развития «малой группы» и о типах групп по степени их развития. Согласно этим данным контактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа на остановке, до группы высокого уровня развития - коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался Л. И. Уманский, А. В. Петровский и другие ученые.
Группа-конгломерат - объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний, ситуативный характер; уровень формирования коллектива низкий. Например, группа детей в детском лагере, вновь созданный класс. Группа, как правило, получает название, цели деятельности, что является стартом развития. Однако будет ли удачный финиш, это вопрос.
Группа-ассоциация - если группа приняла цели деятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива, происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния. Это более высокий уровень организации деятельности по сравнению с предыдущей группой.
Группа-кооперация - ее характеризует успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение. Постепенно обусловливается отношение к делу.
Группа-автономия - достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Класс или отряд осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.
Группа-коллектив - наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.
Исследователи показали в экспериментах и на практике, что даже за смену в детском лагере в отряде можно сформировать группу высокого уровня, для чего необходимо педагогическое руководство взрослых.
5.Три стадии развития коллектива
Проблемой развития коллектива и его педагогическим руководством занимался А. С. Макаренко.
В зависимости от характера требований и позиции педагога в воспитательном и внутригрупповом процессе А. С. Макаренко выделяет три стадии развития коллектива.
- Становление коллектива (стадия певоначального сплочения).
На первой стадии развития коллектива деятельность воспитателя направляется на организацию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и социально значимых целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил. Одновременно надо формировать актив коллектива из наиболее сознательных ребят, тех, которые сразу принимают требования воспитателя. Одним из важнейших дел на первом этапе развития коллектива является коллективное планирование содержания различных видов деятельности с учетом возможностей и интересов школьников. Задача педагога в этот период - организационное оформление коллектива на основе совместной деятельности и выполнения активом своих обязанностей. Члены актива учатся управлению и организации коллектива и выступают в роли помощника воспитателя. Решить организационные вопросы помогают первые собрания (знакомство с едиными требованиями, формами контроля за их выполнением, постановка близких перспектив, разработка путей их достижения и др.). На первой стадии становления и сплочения коллектива часто школьники оказываются в конфликтных ситуациях, так как эмоционально-психологические отношения еще не опосредствуются деятельностными, деловыми. К концу стадии количество конфликтов уменьшается. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей организации и деятельности.
- Вторая стадия развития коллектива характеризуется тем, что увеличивается численность актива. Около воспитателя создается ядро коллектива из воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но и сами высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собраниях, в своей группе. Так постепенно формируется общественное мнение. На второй стадии развития коллектива члены актива становятся организаторами деятельности воспитанников, поскольку они входят в различные органы самоуправления (постоянные и временные). Влияние актива в жизни коллектива усиливается. Однако активу нужна помощь и поддержка, которую и оказывает педагог, в этом собственно и состоит его главная функция на этом этапе. Задачей этого этапа является также увеличение числа активных членов коллектива за счет привлечения пассивных школьников к участию в общественной жизни класса и школы. Круг общения воспитанников расширяется за счет других коллективов (детских и взрослых). На данном этапе складываются и развиваются деловые, функциональные отношения, интенсивно развиваются межличностные, дружеские связи, которые все более определяются общей деятельностью и нормами жизни коллектива. Атмосфера в коллективе доброжелательная, большинство его членов чувствуют себя защищенными, так как создается нравственно ценный опыт коллективной жизни. Такие взаимоотношения способствуют расцвету индивидуального развития каждого ученика. Деятельность педагога направлена на постановку более сложных задач: обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций.
Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятельность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если развивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимости между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение. - Третья стадия – расцвет коллектива.
На третьей стадии развития коллектива большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы, требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. Именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия : члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков.
Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последующей жизни коллектива становится работа по созданию условий для личностного роста и развития каждого, для развития способностей. Педагог становится старшим товарищем, другом, который увлекает ребят новыми перспективами, формирует убеждения и коллективное общественное мнение, регулирует поведение учащихся, тонко направляет деятельность коллектива, заботится о его воздействии на личность, корректирует программы самовоспитания каждого школьника.
Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на 3 стадии.
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для членов этого коллектива.
Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением.
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет:
1) стадию сплочения коллектива,
2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся
3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).
6.Воспитательная значимость коллектива
Воспитательное значение коллектива обусловлено его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
- организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);
- воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
- стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
7.Методика создания и воспитания ученического коллектива
Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления. Управление детским коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:
1)сбора информации о детском коллективе и входящих в него школьниках;
2) организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную общественную деятельность и , во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следует два вывода:
1) в качестве важнейших средств воспитания детского коллектива выступают учебная и внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность;
2) в процессе организации этих видов деятельности нужно применять специальную методику. Педагогическую основу этой методики составляют:
- умелое предъявление требований к учащимся;
- организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива;
- организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной деятельности;
- формирование здорового общественного мнения;
- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни
8.Итог
Итак, мы рассмотрели актуальные для педагога вопросы:
- какие этапы в своем развитии проходит группа на пути к формированию коллектива,
- в чем состоит педагогическое руководство развитием коллектива,
- какие педагогические условия необходимы для оптимального развития детского коллектива
9.Список литературы и информационных ресурсов
1.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва ; Просвещение, 1979. -288с.
2.Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. - Москва; Педагогика, 1991. - 480 с.
3.Психология общения / А.А.Леонтьев - Москва, 1997. – 351с
4.Личность, деятельность, коллектив / ПетровскийА.В. – Москва, 1982. – 291с.
5.Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И.Рогов - Москва: ВЛАДОС, 1996г. -529с.
6.http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26511-razvitie-detskogo-kollektiva.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями"
Для детей с множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими. И чем раньше ребенку, в том числе страдающим детским церебральным параличом, будет оказана по...
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...
Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...
Доклад по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями».
Из опыта работы по адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями....
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...
Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями
Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....