Программа уроков развития по литературе "Искусство быть читателем"
рабочая программа по литературе
Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_byt_chitatelem.docx | 494.74 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа «Искусство быть читателем » конкретизирует содержание, дает распределение
учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.
Направленность – художественно- эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию.
В результате освоения содержания программы уч-ся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное еѐ предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.
Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».
Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объѐмом информации, который уч-ся должны освоить, применять в учебной и вне учебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что уч-ся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)
Задача программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться каталогами, картотекой в библиотеке; увлечь детей книгой, чтобы помочь уч-ся сократить время в поисках нужной литературы, уметь работать с первоисточниками, поможет детям заниматься научно- исследовательской деятельностью.
Программа выполняет 2 основные функции:
информационно-методическая позволяет всем уч-ся получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии уч-ся средствами данной программы;
организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала.
Данная программа включает в себе возможности для всестороннего развития личности ребѐнка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.
Стремление научить воспринимать искусство чтения, развивать и повышать интерес к книге, к чтению, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.
Целью преподавания искусства чтения является воспитание нравственно- эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к чтению, прекрасному, раскрытие творческих способностей, активности, самостоятельности; развитие самостоятельно пополнять знания, формировать умение ориентироваться в литературе, формировать понятие о роли библиотек в жизни людей.
Основные задачи:
Обучающие:
учить детей культуре чтения,
способствовать приобретению навыков работы с книгой, навыков самостоятельной работы,
развивать навыки умственной деятельности.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,
формировать умение ориентироваться в литературе,
сформировать понятие о роли библиотек как источников использования книжных богатств.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к урокам литературы,
прививать люб овь к книге,
пропагандировать навыки культуры чтения.
Результаты обучения:
уметь пользоваться книгой, справочной литературой,
уметь ориентироваться в библиотеке, пользоваться картотекой и каталогами в библиотеке,
уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении,
уметь самостоятельно работать с книгой,
знать определения: «библиография, библиографические пособия, каталог, картотека, экслибрис»,
уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Формы проведения: беседа, экскурсия, зачет, конференция, викторина, практикумы, лекции. Занятия проводятся в рабочей комнате, в библиотеке; коллективные творческие дела завершаются выставками книг, викторинами, зачетами, презентациями, отзывами о прочитанных книгах.
Способы проверки: зачет, написание отзыва о прочитанном произведении, диспут, исследовательские работы.
Форма проведения итогов реализации программы: викторина, КВН, конференция, зачет, отзывы о прочитанных произведениях, творческие работы.
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях, находят применение и на уроках литературы.
Формы занятий: зачет, практикумы, диспуты.
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блоках.
Условия реализации программы:
1) кабинет, библиотека
2) специальная литература, компьютер
Дидактический материал: книга А. Грина «Алые паруса», Толковый словарь Ожегова, детские рисунки, раздаточный иллюстрированный материал к басням Крылова. Картины художников, карточки, презентации.
Программа рассчитана на детей 15-16 лет. Количество обучаемых- 4 человека. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общее количество часов-34. Срок реализации -1 год
Тематический план № | Наименование тем | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. | 1 |
2 | Книга- наш друг. | 6 |
3 | Путеводители в мире книг | 10 |
4 | Посмотреть, прочитать, изучить | 3 |
5 | На пороге чтения-изучения | 3 |
6 | Картотека памяти | 11 |
Итого : | 34 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения, с программой, беседа о роли объединения, анкетирование.
2.1. Книга- наш друг. Выдающиеся люди о книге. Значение книги в жизни человека, знакомство с высказываниями русских писателей: М.Горький, К. Паустовский и их анализ.
2.2. Книга и библиотека. Беседа о книгах, о еѐ роли в жизни человека. Знакомство с выставкой книг: «Книга и человек».
2.3. Роль книг в самообразовании. Жизнь и творчество М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Роль книг в жизни великих людей. Беседа библиотекаря о роли книг в самообразовании на примере жизни великих людей. Знакомство с выставкой книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
2.4. Береги книгу. Беседа с уч-ся об умении пользоваться книгой, о бережном отношении к книге.
2.5.Практические занятия: а) Практическая работа «Обмен мнениями о любимых книгах, составление отзыва о прочитанном произведении» б) Экскурсия в библиотеку.
3. Путеводители в мире книг
3.1.Учить себя. (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) Беседа «Книга – твой помощник». Анкетирование.
3.2.Создать свой образ мира. Беседа об умении ориентироваться в потоке литературы, об умении создавать свой образ мира. Выступление уч-ся- диспут.
3.3.Несколько слов на скучные темы. Беседа о режиме дня, об организации работы, обо всем, что учѐные именуют гигиеной умственного труда.
3.4.Компас в книжном мире. Что такое библиография? Знакомство с новыми понятиями «библиография, библиографическое пособие».
3.5.Как следить за новой литературой? Беседа библиотекаря о том, как следует следить за новой литературой. Выставка книг, поступивших в библиотеку. Знакомство с книгой наших поэтов- земляков. Чтение стихов.
3.6.Основные элементы книг. Знакомство с титульным листом, с форзацем книги, иллюстрациями к книге, с аннотацией на книгу, с содержанием.
3.7.Практические занятия, практическая работа «Режим дня»
Б) Экскурсия в сельскую библиотеку. Выступления библиотекаря о каталогах, картотеке.
В) Практическая работа «Умение выбрать нужную книгу, умение ориентироваться в библиотеке, работа с каталогами, картотекой.»
4.1.Посмотреть, прочитать, изучить. Выбор способа знакомства с книгой.
Беседа о способах выбора книги.
4.2.Как ускорить чтение. Знакомство с памяткой «Как ускорить чтение»
4.3.Несколько слов о газете. Работа с газетой. Знакомство с публикациями в газете «Край Дорогобужский».
4.4. Практическое занятие. Практическая работа «Описать любимую книгу.»
5. На пороге чтения- изучения.
5.1. «Сюжеты с карандашом». Знакомство с памяткой «Как работать с книгой». Умение выделять основную мысль текста.
5.2.Об установках чтения- изучения. Знакомство с памяткой «Как надо читать». Чтение любимых произведений. Работа с учебником «Литература».
5.3. Практическое занятие. Практическая работа «Чтение научной статьи в учебнике «Биология»: пометки на полях.
6. Картотека памяти.
6.1. Основные формы записи. Знакомство с новыми понятиями: запись, выписка, конспект, цитата, план, тезис. Раскрытие технологии записывания.
6.2.Несколько слов о памяти. Беседа с элементами диспута о развитии памяти. Знакомство с понятием «память».
6.3. У кого спросить? Где узнать? О книге книг. Беседа библиотекаря о книге как источнике нового.
6.4. Как готовиться к обсуждению книг. Знакомство с памяткой «Как готовиться к обсуждению книг.»
6.5. Практическое занятие.
А) Практическая работа «Умение конспектировать научную статью».
Б) Практическая работа. Конференция «О книге книг». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, совесть.
В) Практическая работа «Подготовка к обсуждению книг. Выделение основной мысли, составление вопросов». Несколько слов об истории письма и книги.
7.1. История письма и книги.
7.2. Влияние книги на формирование в человеке нравственных и эстетических чувств.
7.3. Практическое занятие. Зачѐт. Презентация.
Методическое обеспечение программы
Список используемой литературы:
1. Беседы о книгах. Сост. Рыкалина И.А., Новичкова Н.Ф., «Государственная библиотека СССР им. Ленина», 1960г.
2. Беседы с детьми о культуре чтения. В помощь учителю и библиотекарю. Сост. Базилевская Н.А., Веселовская Г.А., Тамбов, 1964г.
3. Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. И науч.- попул. Книгой, М., «Просвещение», 1978г.
4. Суровцева М.Е. Живой как жизнь: Беседы о книгах по языкознанию для уч-ся 7-8 кл./Под ред. Доктора филологических наук Т.Т. Винокур.-М., «Книга», 1985г.
Список литературы для детей:
1. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. Сост.Просалкова Ю.В., Хамракулова Х.Д. Издательство «Книжная палата», 1987г.
2. Грин А.С. «Алые паруса»- Бегущая по волнам.- Золотая цепь. Романы. Рис. В.Высоцкого и В.Власова. М., «Детская литература», 1974г.
3. Кубанев В. Человек солнце: /Текст/ Кубанев В. ; Центрально- Черноземное книжное издательство.- Воронеж, -1972.-250с.
4. Кучин И.С. Три четверти стремительные века. 2 тома 1т.- Тамбов. ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004-372с.
5. Родники /Текст/:Сборник стихов поэтов земляков. Абросимов В.И. и др., издательство Тамбов,2007г.-80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Искусство быть другим"
Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...
Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса
Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП ФГОС ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...
Урок развития речи «Искусство быть другим»
Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи....
Программа уроков развития по литературе "Искусство быть читателем"
для аттестации...
Искусство быть читателем
к аттестации...
Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"
Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...
Программа по развитию физической культуры и спорта "Со спортом дружить - здоровым быть"
Вовлечение детей к ведению ЗОЖ...