Программа уроков развития по литературе "Искусство быть читателем"
рабочая программа по литературе

 Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_byt_chitatelem.docx494.74 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2024-12-21\005.jpg

1. Пояснительная записка

Программа «Искусство быть читателем » конкретизирует содержание, дает распределение

учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.

Направленность – художественно- эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию.

В результате освоения содержания программы уч-ся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное еѐ предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.

Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».

Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объѐмом информации, который уч-ся должны освоить, применять в учебной и вне учебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что уч-ся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)

Задача программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться каталогами, картотекой в библиотеке; увлечь детей книгой, чтобы помочь уч-ся сократить время в поисках нужной литературы, уметь работать с первоисточниками, поможет детям заниматься научно- исследовательской деятельностью.

Программа выполняет 2 основные функции:

 информационно-методическая позволяет всем уч-ся получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии уч-ся средствами данной программы;

 организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала.

Данная программа включает в себе возможности для всестороннего развития личности ребѐнка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Стремление научить воспринимать искусство чтения, развивать и повышать интерес к книге, к чтению, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.

Целью преподавания искусства чтения является воспитание нравственно- эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к чтению, прекрасному, раскрытие творческих способностей, активности, самостоятельности; развитие самостоятельно пополнять знания, формировать умение ориентироваться в литературе, формировать понятие о роли библиотек в жизни людей.

Основные задачи:

Обучающие:

 учить детей культуре чтения,

 способствовать приобретению навыков работы с книгой, навыков самостоятельной работы,

 развивать навыки умственной деятельности.

Развивающие:

 развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,

 формировать умение ориентироваться в литературе,

 сформировать понятие о роли библиотек как источников использования книжных богатств.

Воспитывающие:

 воспитывать интерес к урокам литературы,

 прививать люб овь к книге,

 пропагандировать навыки культуры чтения.

Результаты обучения:

 уметь пользоваться книгой, справочной литературой,

 уметь ориентироваться в библиотеке, пользоваться картотекой и каталогами в библиотеке,

 уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении,

 уметь самостоятельно работать с книгой,

 знать определения: «библиография, библиографические пособия, каталог, картотека, экслибрис»,

 уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Формы проведения: беседа, экскурсия, зачет, конференция, викторина, практикумы, лекции. Занятия проводятся в рабочей комнате, в библиотеке; коллективные творческие дела завершаются выставками книг, викторинами, зачетами, презентациями, отзывами о прочитанных книгах.

Способы проверки: зачет, написание отзыва о прочитанном произведении, диспут, исследовательские работы.

Форма проведения итогов реализации программы: викторина, КВН, конференция, зачет, отзывы о прочитанных произведениях, творческие работы.

Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях, находят применение и на уроках литературы.

Формы занятий: зачет, практикумы, диспуты.

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блоках.

Условия реализации программы:

1) кабинет, библиотека

2) специальная литература, компьютер

Дидактический материал: книга А. Грина «Алые паруса», Толковый словарь Ожегова, детские рисунки, раздаточный иллюстрированный материал к басням Крылова. Картины художников, карточки, презентации.

Программа рассчитана на детей 15-16 лет. Количество обучаемых- 4 человека. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общее количество часов-34. Срок реализации -1 год

Тематический план

Наименование тем

Всего часов

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.

1

2

Книга- наш друг.

6

3

Путеводители в мире книг

10

4

Посмотреть, прочитать, изучить

3

5

На пороге чтения-изучения

3

6

Картотека памяти

11

Итого :

34

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения, с программой, беседа о роли объединения, анкетирование.

2.1. Книга- наш друг. Выдающиеся люди о книге. Значение книги в жизни человека, знакомство с высказываниями русских писателей: М.Горький, К. Паустовский и их анализ.

2.2. Книга и библиотека. Беседа о книгах, о еѐ роли в жизни человека. Знакомство с выставкой книг: «Книга и человек».

2.3. Роль книг в самообразовании. Жизнь и творчество М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Роль книг в жизни великих людей. Беседа библиотекаря о роли книг в самообразовании на примере жизни великих людей. Знакомство с выставкой книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

2.4. Береги книгу. Беседа с уч-ся об умении пользоваться книгой, о бережном отношении к книге.

2.5.Практические занятия: а) Практическая работа «Обмен мнениями о любимых книгах, составление отзыва о прочитанном произведении» б) Экскурсия в библиотеку.

3. Путеводители в мире книг

3.1.Учить себя. (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) Беседа «Книга – твой помощник». Анкетирование.

3.2.Создать свой образ мира. Беседа об умении ориентироваться в потоке литературы, об умении создавать свой образ мира. Выступление уч-ся- диспут.

3.3.Несколько слов на скучные темы. Беседа о режиме дня, об организации работы, обо всем, что учѐные именуют гигиеной умственного труда.

3.4.Компас в книжном мире. Что такое библиография? Знакомство с новыми понятиями «библиография, библиографическое пособие».

3.5.Как следить за новой литературой? Беседа библиотекаря о том, как следует следить за новой литературой. Выставка книг, поступивших в библиотеку. Знакомство с книгой наших поэтов- земляков. Чтение стихов.

3.6.Основные элементы книг. Знакомство с титульным листом, с форзацем книги, иллюстрациями к книге, с аннотацией на книгу, с содержанием.

3.7.Практические занятия, практическая работа «Режим дня»

Б) Экскурсия в сельскую библиотеку. Выступления библиотекаря о каталогах, картотеке.

В) Практическая работа «Умение выбрать нужную книгу, умение ориентироваться в библиотеке, работа с каталогами, картотекой.»

4.1.Посмотреть, прочитать, изучить. Выбор способа знакомства с книгой.

Беседа о способах выбора книги.

4.2.Как ускорить чтение. Знакомство с памяткой «Как ускорить чтение»

4.3.Несколько слов о газете. Работа с газетой. Знакомство с публикациями в газете «Край Дорогобужский».

4.4. Практическое занятие. Практическая работа «Описать любимую книгу.»

5. На пороге чтения- изучения.

5.1. «Сюжеты с карандашом». Знакомство с памяткой «Как работать с книгой». Умение выделять основную мысль текста.

5.2.Об установках чтения- изучения. Знакомство с памяткой «Как надо читать». Чтение любимых произведений. Работа с учебником «Литература».

5.3. Практическое занятие. Практическая работа «Чтение научной статьи в учебнике «Биология»: пометки на полях.

6. Картотека памяти.

6.1. Основные формы записи. Знакомство с новыми понятиями: запись, выписка, конспект, цитата, план, тезис. Раскрытие технологии записывания.

6.2.Несколько слов о памяти. Беседа с элементами диспута о развитии памяти. Знакомство с понятием «память».

6.3. У кого спросить? Где узнать? О книге книг. Беседа библиотекаря о книге как источнике нового.

6.4. Как готовиться к обсуждению книг. Знакомство с памяткой «Как готовиться к обсуждению книг.»

6.5. Практическое занятие.

А) Практическая работа «Умение конспектировать научную статью».

Б) Практическая работа. Конференция «О книге книг». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, совесть.

В) Практическая работа «Подготовка к обсуждению книг. Выделение основной мысли, составление вопросов». Несколько слов об истории письма и книги.

7.1. История письма и книги.

7.2. Влияние книги на формирование в человеке нравственных и эстетических чувств.

7.3. Практическое занятие. Зачѐт. Презентация.

Методическое обеспечение программы

Список используемой литературы:

1. Беседы о книгах. Сост. Рыкалина И.А., Новичкова Н.Ф., «Государственная библиотека СССР им. Ленина», 1960г.

2. Беседы с детьми о культуре чтения. В помощь учителю и библиотекарю. Сост. Базилевская Н.А., Веселовская Г.А., Тамбов, 1964г.

3. Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. И науч.- попул. Книгой, М., «Просвещение», 1978г.

4. Суровцева М.Е. Живой как жизнь: Беседы о книгах по языкознанию для уч-ся 7-8 кл./Под ред. Доктора филологических наук Т.Т. Винокур.-М., «Книга», 1985г.

Список литературы для детей:

1. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. Сост.Просалкова Ю.В., Хамракулова Х.Д. Издательство «Книжная палата», 1987г.

2. Грин А.С. «Алые паруса»- Бегущая по волнам.- Золотая цепь. Романы. Рис. В.Высоцкого и В.Власова. М., «Детская литература», 1974г.

3. Кубанев В. Человек солнце: /Текст/ Кубанев В. ; Центрально- Черноземное книжное издательство.- Воронеж, -1972.-250с.

4. Кучин И.С. Три четверти стремительные века. 2 тома 1т.- Тамбов. ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004-372с.

5. Родники /Текст/:Сборник стихов поэтов земляков. Абросимов В.И. и др., издательство Тамбов,2007г.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Искусство быть другим"

Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...

Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса

Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП  ФГОС  ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...

Урок развития речи «Искусство быть другим»

Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи....

Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"

Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...