Информационно-библиографический конкурс как форма активизации читательской деятельности и развития информационной культуры читателей-подростков.
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Информационно-библиографические конкурсы - одна из форм активизации читательской деятельности и развития информационной культуры учащихся. В результате участия в таких конкурсах школьники начинают понимать ценность специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, ту реальную помощь, которую эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Закон РФ «Об образовании», новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацеливают педагогов и библиотекарей на необходимость усиления внимания к формированию читательской и учебной самостоятельности, развитию информационной культуры учащихся, мотивации к творческой и образовательной деятельности.

        Происходит переход от чисто ассоциативной, статичной системы знаний к компетентностным характеристикам личности: высокий качественный уровень подготовленности и сформированная  потребность  в реализации своих ЗУН,

 личная мотивация. Содержание образования обогащается развитием способностей оперирования информацией. Акцент делается на личностно-деятельный подход в обучении, включение учащихся в ситуацию самостоятельного добывания знаний. В воспитании - на общечеловеческие духовные ценности, становление нравственного облика личности.

        В обязанность библиотекаря входит познакомить читателей с информационными ресурсами библиотеки, помочь овладеть основами информационной культуры.

        Информационно-библиографические конкурсы - одна из форм активизации читательской деятельности и развития информационной культуры учащихся.  В результате участия в таких конкурсах школьники начинают понимать ценность специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, ту реальную помощь, которую эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой.

        У учащихся формируются необходимые для достижения результатов личностные качества: волевые усилия, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность; вырабатывается определенная целевая установка, мотивация. Развивается познавательная активность: учащийся начинает понимать, что важен не сам объем знаний, а желание узнавать и умение эти знания самостоятельно добывать.

        Осуществляется развитие коммуникативной культуры учащихся через обучение работать в команде, через совместное переживание в достижении результатов, через общение друг с другом, умение слушать, спорить, принимать чужую точку зрения и выражать свое отношение.

        В методическом подразделении библиотеки  ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» собран опыт проведения творческого информационно-библиографического конкурса «Твоя информационная культура» (ТВИНК).

        Конкурс проводится с 1998 года. Темы конкурсных программ: «Книжные эрудиты», «Вместе — целая страна», «Твои великие собеседники», «Город можно как книгу читать», «Язык всем знаниям ключ», «Мы в XXI веке», «Лоцманы книжных морей» и др.

        Конкурс направлен на поддержку и продвижение книги и чтения в подростковой среде. Главный принцип: «К полезному — через интересное!» - способствует формированию информационной культуры, качественному развитию умственного, духовного и творческого потенциала подростка.

        Основные задачи конкурса:

        - воспитание духовно-нравственной, гражданской позиции юных петербуржцев, любви и интереса к изучению истории Родины, родного города, природы;

        - повышение уровня информационной культуры учащихся;

        - пробуждение творческой активности.

        Формы проведения конкурса: игра по станциям, информационно-библиотечный турнир.

        Конкурс командный: в команде — 6 человек, учащиеся 7-х классов.

        Если конкурс проводится в форме турнира, то все команды работают одновременно (от 6 до 12 команд).

        Творческая составляющая конкурса наиболее ярко проявляется в подготовке домашнего задания: название, эмблема, девиз, «Приветствие»  команды; тематическая компьютерная презентация и ее устное представление.

        Предлагаем познакомиться с содержанием конкурса «ТВИНК «Лоцманы книжных морей».

        Форма проведения: информационно-библиотечный турнир.

             

                   Программа «ТВИНК «Лоцманы книжных морей».

  • Визитная карточка команды (эмблема, девиз, название команды — 1,5 мин.)
  • Турнир (конкурсные задания):

        *«Что написано пером...» (структура книги, СБА книги, информационная карта книги);

        *«Мы — петербуржцы» (поиск информации в словарях, справочниках, краеведческих изданиях);

        *«Меткое слово» (афоризмы, цитаты, крылатые выражения);

        *«Зри в корень!» (методы самостоятельной работы с текстом).

      -      Домашнее задание : творческая тематическая презентация.

        Критерии оценки: правильность ответа; оперативность ответа; умение выражать свои мысли кратко и четко; владение специальными терминами; слаженность работы команды; культура поведения.

        

        Предлагаем варианты информационно-библиографических игровых заданий для подготовки школьного тура игры.

                          ❖❖❖ Конкурс «Что написано пером...»

        Чтобы научиться грамотно выстраивать алгоритм поиска информации, учащемуся важно знать структурные элементы книги и их назначение, уметь самостоятельно пользоваться справочным аппаратом книги, самостоятельно находить в книге ответ на поставленный вопрос, выделять и излагать наиболее существенные, основные мысли, не смешивая их с второстепенными фактами.

         Для конкурса отбираются книги, в которых хорошо представлены структурные элементы, внутрикнижный справочный аппарат. Широко используются справочные и энциклопедические издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения. В круг источников информации включаются источники разного уровня сложности.

        Задачи конкурса «Что написано пером...»

< расширить знания учащихся о структуре книги, ее  справочном аппарате;

< закрепить навыки внимательного просмотра книги, использования всех ее элементов;

< научить свободно ориентироваться в книге, распознавать материал по заголовкам и рубрикам, быстро находить нужный материал.

        Игровые формы конкурсных заданий: лото «Элементы книги», домино «Структура книги»,  игра «Титульный лист книги», практическое задание «Информационная карта книги», тесты «Справочный аппарат книги» .  

        ❖❖Лото «Элементы книги».

        Задание. Правильно соедините пары: название элемента книги и его определение; найдите ответы на вопросы в справочных изданиях.

        Справочные издания: «Книговедение: Энциклопедический словарь» (любое издание),  «Словарь иностранных слов» (любое издание)

I. Иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа.

         а) Указатель.

         б) Фронтиспис (+)

         в) Аннотация.  

 Вопрос: «В каком веке появилась эта составляющая часть оформления книги?»

 II.  Ленточка – закладка, приклеенная к верхней части

книжного блока и предназначенная для вкладывания в книгу в нужном месте.

          а) Норма.

            б) Оклад.

            в)  Ляссе (+)

 Вопрос: «Из какого языка пришло это слово?»

  1. Сложенный пополам лист бумаги, помещаемый между переплётной крышкой и блоком книги.  Внутренний лист приклеивается к крайней тетради книжного блока, а  внешний – к внутренней стороне переплётной крышки.

            а) Обложка.

            б) Форзац. (+)

            в)  Концовка.

    Вопрос: «Допускается ли украшение внутреннего листа рисунком?»

  1. Добавочный титул, помещаемый перед титульным листом. Современное значение: предваряет часть, главу издания, содержит краткое название этой части или главы.

                     а) Шмуцтитул. (+)

            б) Шапка.

            в) Заставка.

 Вопрос: «От каких немецких слов происходит это понятие?»

      V. Заголовочные данные, помещаемые над текстом страницы книги или в верхней части бокового поля. Чаще всего повторяет либо внутритекстовой заголовок, либо  фамилию автора и заглавие.

           а) Титульный лист.

           б) Буквица.

           в) Колонтитул (+)

  Вопрос: «Чем эта часть книги отделяется от основного текста?»

VI . Книжный знак, наклееваемый владельцем библиотеки на книгу.

             а) Фолиант.

             б) Автограф.

             в) Экслибрис. (+)

 Вопрос: «Что обычно изображают на этом книжном знаке?»

                ❖❖Домино «Структура книги».

        Задание. Начиная со слова «Обложка» сложите цепочку, соединяя понятие и его определение.

     Последовательность: обложка — титульный лист — форзац — фронтиспис — заставка — шмутцтитул — иллюстрация — буквица — концовка — ляссе.

Карточки для игры

                Обложка

Заглавный лист книги            

  →         Титульный лист

Сложенный пополам лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетом                                 

→           Форзац

Иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа                                          

 →          Фронтиспис

 Небольшая орнаментальная или изобразительная композиция перед началом текста главы, раздела книги                                       

 →          Заставка

Отдельный лист, который предваряет часть или главу издания, содержит название                                   

 →        Шмутцтитул

Рисунок, изображающий наиболее интересные и важные события книги                                         

 →        Иллюстрация

Заглавная буква, укрупненного размера, помещаемая в начале текста и украшенная сложным орнаментом  

 →        Буквица

Небольшая композиция, выделяющая и украшающая конец повествования                                           

 

 →        Концовка

Ленточка — закладка в книге      

 →        Ляссе

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

         

     ❖❖Игра «Титульный лист книги»

        Основные сведения: фамилия (имя, отчество) автора, полное заглавие книги.

        В подзаголовочных данных указываются жанр произведения, вид издания; сведения о художнике-иллюстраторе; с какого языка переведена (если переводная); сколько раз переиздавалась.

        Выходные данные: место издания, название издательства, год издания.         Надзаголовочные данные: название серии (если книга является серийным изданием), название учреждения, которое готовило книгу к печати.

        Все сведения титульного листа позволяют читателю познакомиться с книгой, правильно выбрать нужную книгу, сделать библиографическую запись.

         

Задание участникам игры: используя схему, оформите  титульный

лист (наложите карточки с названиями структурных элементов титульного листа)

        Предлагаемые карточки: автор, оглавление, аннотация, серия, подзаголовочные данные (художник-иллюстратор, сведения об издании), выходные данные.

   

 СХЕМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

1 — СЕРИЯ, 2 — АВТОР. 3 - ЗАГЛАВИЕ КНИГИ, 4 — ПОДЗАГОЛОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ  (ХУДЖНИК-ИЛЛЮСТРАТОР), 5 - ПОДЗАГОЛОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ (СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕИЗДАНИИ), 6 — ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ.

  1. 1.

                                                  2

  1. 3

4

                                 5

6

        ❖ Задание «О чем рассказывает предисловие?»

  1. Заполните схему титульного листа, пользуясь сведениями о книге в предисловии. Если какие-либо данные отсутствуют, графу оставьте пустой.
  2. Озаглавьте книгу. Внесите свой вариант заглавия в схему титульного листа.

Предисловие.

        Сколько сил, ума, труда вложено в русскую славу - в русский язык! Есть, что беречь, есть, чем гордиться! Мы — наследники исторических ценностей, всего, что создано предками, и прежде всего, русского языка. Он не в музее, не на бархате. Живой, как жизнь, он хранит историю, меняясь.

        В книге, которую вы держите в руках (издательство «Педагогика»), рассказывается о том, что история русского языка неразрывно связана с историческими судьбами народа. Автор книги В. Г. Костомаров  рисует картину жизни литературного и разговорного языка, как бы листая страницы истории вспять — от современности к древности.  

        Автор стремится отойти от привычного стиля учебника: у главного персонажа, школьницы Насти, есть сказочный навигатор-талисман, ей поручена роль гида, комментатора, толкователя явлений.

        Судя по откликам и многочисленным письмам читателей первого издания (1984 год), замысел оказался удачным. Во втором издании (Москва, 1992 год). автор продлил повествование, упростил сложные места, ввел подзаголовок «От вятичей до москвичей». Данное издание книги богато иллюстрировано историческими миниатюрами, репродукциями картин русских художников.

        Заключительным мощным аккордом звучат слова А.А. Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы, сохраним тебя. Русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

        Костомаров В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. - М.: Педагогика — Пресс, 1994.

          Особое внимание учащихся обращается на роль научно-справочного аппарата книги. В предварительной беседе учащиеся узнают, что «аппарат» происходит от латинского слова «аппаратус», что значит снаряжение, оборудование. Аппарат книги — это ее снаряжение. Его назначение — помочь  читателю ориентироваться в книге, в понятиях, получить дополнительную информацию по теме. Книга как источник знания о мире теряет без него ценность — ею неудобно пользоваться. Многие важные сведения оказываются погребенными в толще ее текста.  Английский ученый лорд Кэмпбелл некогда  внес в парламент предложение: «Историков, которые печатают свои труды без указателей, лишать права на публикацию своих сочинений»

        ❖❖ Тест «Источники информации»

Задание. Выберите правильный ответ и отметьте его (+)

        <  В каком внутрикнижном указателе в алфавитном порядке представлены названия основных понятий, о которых говорится в данном издании, с указанием номеров страниц?

А. - предметный указатель (+)

Б. - именной указатель

В. - хронологический указатель

        < Какой источник информации помогает найти произведения автора в многотомном издании (собрание сочинений)?

А. - комментарии

Б. - содержание (оглавление)

В. - алфавитный указатель произведений автора (+)

        < Какой источник информации (список) помогает понять значение отдельных незнакомых слов в книгах по архитектуре, музыке, живописи, в литературоведении?

А. - список сокращений

Б. - список специальных терминов (+)

В. - список топонимических переименований

        < Что это такое: вводная статья к какому-либо изданию, в которой предлагается дополнительный материал об авторе книги, об истории ее создания, о расположении материала внутри книги?

А.- аннотация

Б. - послесловие

В. - предисловие (+)

      ❖ «Информационная карта книги».

        Эта форма работы позволяет учащимся продемонстрировать свои умения самостоятельно работать со всеми структурными элементами книги. Учащимся предлагается заполнить все графы «Информационной карты книги» на основе хорошо оформленных, с интересным научно-справочным аппаратом  книжных изданий.            

  1.        
  2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КНИГИ

 

  1. ВОПРОС

         ОТВЕТ

   ИСТОЧНИК

 ИНФОРМАЦИИ

  1. АВТОР КНИГИ

ЗАГЛАВИЕ

ВЫХОДНЫЕ

ДАННЫЕ

АВТОР ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

КАК КНИГА ИЛЛЮСТРИРОВАНА?

СЕРИЯ

 СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕИЗДАНИИ

О ЧЕМ ЭТА

КНИГА?

ОТМЕТЬТЕ (УО), КАКИЕ ЧАСТИ СПРАВОЧНОГО АППАРАТА ИМЕЮТСЯ В КНИГЕ:

                              А) УКАЗАТЕЛИ

  1.                               Б) ПОДСТРОЧНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ
  2.                               В) АВТОРСКИЕ ИЛИ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

В КАКОЙ ЧАСТИ КНИГИ ОНИ РАСПОЛОЖЕНЫ?

  1.     УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ (УО) «ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ»:

Т –титульный лист,  А – аннотация,  У – указатели, П – переплет,  

ПР – предисловие,  О – оглавление,  И — иллюстрации

     ❖❖ Тесты «Справочно-библиографический аппарат(СБА) книги»

                ❖ Тест «Твои помощники»

Задание. Впишите в клетки таблицы названия элементов СБА книги.

        

        Путеводитель по книге

о

г

л

а

в

л

е

н

и

е

        

        

        Краткая характеристика книги, раскрывающая содержание, читательское назначение, некоторые сведения об авторе.

а

н

н

о

т

а

ц

и

я

         Небольшие тексты, включающие объяснения отдельных моментов содержания  книги, непонятных слов (терминов), краткие сведения о лицах, упоминаемых в книгах, библиографические источники, которыми пользовался автор.

п

р

и

м

е

ч

а

н

и

я

         Заключительная статья, расположенная после авторского текста, в которой представлены краткие выводы, приглашение к размышлению о прочитанной книге.

п

о

с

л

е

с

л

о

в

и

е

         Справочно-вспомогательные тексты, облегчающие читателю поиск нужной информации о предмете, лице, географическом или ином наименовании, о которых упоминается на страницах издания (с отсылкой к этим страницам).

у

к

а

з

а

т

е

л

и

        

                        ❖❖❖ Конкурс «Меткое слово».

                            (афоризмы, цитаты, крылатые выражения)

                 ❖❖ Игра «Слова, слова, слова...»

        Задача участников конкурса: используя СБА книги, выполнить задания по поиску информации.

          ❖ Задание. Внимательно прочитайте эти «крылатые выражения». Отметьте правильный ответ на вопрос (+).

        Расскажите, как Вы искали ответ в книге. 

Источники:

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М.: Худ. Лит.,  1987.

Душенко К. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений XX  и XXI вв., их источники, авторы, датировка. - М.: Эксмо, 2006.

<  Вопрос: Какое из этих выражений означает переломный решающий момент? Рядом с ответом впишите имя автора этих «крылатых слов».

        При царе Горохе    ________________________

        Звездный час  (+)    Стефан Цвейг

        Золотой век            ________________________

<  Определите, автором  какой литературной цитаты является Стефан Цвейг?

Источник: Словарь современных цитат. (любое издание)

        

        Звезда по имени Солнце

        Звездные часы человечества (+)  Стефан Цвейг

        Звездные войны  

<  Прочитайте отрывок из стихотворения. Найдите и подчеркните «крылатые слова».

        

        Пока хищники меж собой дрались,

        В заповеднике крепло мнение,

        Что дороже всех медведей и лис -

        дорогой Козел отпущения!        

<  Вопрос: В каком значении употребляются эти «крылатые слова»?

Выберите правильный ответ (+).

        Часто дерется

        Несет ответственность за других (+)

        Дороже всех стальных

<  Вопрос: Назовите литературный источник этих «крылатых слов».

Выберите правильный ответ. Отметьте (+)

        Библейское выражение (+)

        Стихотворение В. Высоцкого

        Русская народная сказка.

              ❖❖  «Дружба да братство дороже богатства»

Задание . Закончите цитату. Не забудьте вписать имя автора цитаты.

Источники:

        Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максимов, парадоксов, эпиграмм /Сост. О. Азарьев и др. - Симферополь, Таврида, 1996.

        Меткое слово: афоризмы, изречения, мудрые мысли, пословицы. - М., Орис, 1994.

<    «Дружба не услуга, за нее не...-----------------------------------------------»

                                                          (1743 — 1816) русский поэт................

(Ответ: «Дружба не услуга, за нее не благодарят» В.Г. Державин)

<    «Живи с людьми так, чтобы твои друзья -----------------------------------------------,

а недруги -----------------------------------------------» (580 -500 до н.э.) -  

                                                          ----------------       древнегреческий математик и  философ

(Ответ: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор)

Задание. Допишите окончания этих пословиц.

Источники:

        Пословицы. Поговорки. Загадки /Сост., авт. предисл. и коммент. А. Н. Мартынова, В.В. Митрофанова.  - М.: Современник, 1986.

< Верный друг лучше ...

(Ответ: «Верный друг лучше сотни слуг»)

< Ищущий друга без изъяна останется …

(Ответ: «Ищущий друга без изъяна останется без друга»)

< Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный -...

(Ответ: «Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный — не найдешь»)

< Новых друзей наживай, а ...

(Ответ: «Новых друзей наживай, а старых не теряй»)

< Дружба крепка не лестью, а …

(Ответ: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»)

        ❖❖ Ролевая игра «Разговор перед конкурсом»

                                (играют парами)

        ❖Задание. Уважаемые участники игры! Вам предстоит, как настоящим артистам, сыграть для зрителей сценку.  Один из вас будет членом жюри, а второй — участник конкурса ТВИНК.

        Внимательно прочитайте свои реплики.

        

        < Член жюри:

- Приветствую Вас, участник конкурса ТВИНК! Скажите, Ваших знаний, запасов сведений о книгах хватит для держания победы?

         

        < Участник конкурса ТВИНК:

-   Отвечу словами русского поэта

…......................................................................................................................

        Чтобы закончить реплику «участника конкурса» Вы должны найти наиболее подходящую цитату.

Источник:

        Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты/Сост., автор предисловия и введений к главам Е.С. Лихтенштейн. - 4-е изд., доп. - М.: Книга, 1984.

(Ответ: «...Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге)

        

        < Член жюри:

- Ну что ж... Умения приобретаются опытом. А «Опыт - ...----------------»

         Реплику члена жюри поможет закончить высказывание У. Филлипса «об опыте».

Источник:

        Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максимов, парадоксов, эпиграмм /Сост. О Азарьев и др. - Симферополь, Таврида, 1996.

(Ответ: «Опыт - надежный светильник в пути»)

                ❖❖Блиц -игра «Лучшая школа для ума»

«Непринужденная беседа - лучшая школа для ума»

                                    Люк де Клапье Вовенарг (1715-1747), французский писатель                                                                                      

Источник:

        Чаша мудрости. Афоризмы, цитаты, изречения: Сборник. - М., Дет. лит., 2012.

< Цитата

        Закончите цитату Льва Николаевича Толстого: «Люди учатся, как говорить. А главная наука - ….................»

(Ответ: «Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.»)

< Высказывание

        «Знай, что твое неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть. Уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить»

Вопрос: Кто автор этого высказывания? Что Вы о нем знаете? …...................

(Ответ: Василий Александрович Сухомлинский, педагог)

< Название тематического раздела.

        Как называется тематический раздел сборника «Чаша мудрости», в котором помещена глава, рассказывающая об умении беседовать?

        Выберите правильный ответ и отметьте (+):

        < Быть человеком

        < О знании, воспитании и образовании

        < О культуре

                                        ❖❖ «Писатели о чтении»

                                                                            «Положи твое сердце у чтения...»

                                                                                    Кхроди (около 3500 г. до н.э.),

                                                                     древнегреческий переписчик рукописей

                                «Чтение делает человека знающим, беседа —

                                находчивым, а привычка записывать точным»

                                                       Френсис Бэкон (1561- 1626),

                                                                                             английский философ

        Задание. Найдите в источнике цитаты (по ключевым словам или другим подсказкам). Впишите фамилии авторов этих изречений в клеточки. Прочитайте слово, которое получится в выделенных клеточках.

Источник:

        Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты/Сост., автор предисловия и введений к главам Е.С. Лихтенштейн. - 4-е изд., доп. - М.: Книга, 1984.

< «Библиотеки это — реки, где хранятся останки великих святых»9

(Бэкон)  

 Б   

э

к

о

н

< «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное»

(Достоевский)

д

о

с

т

о

Е

в

с

к

и

й

Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы»

(Толстой)

т

о

л

С

т

о

й

<«Все бледнеет перед книгами» (ответ ищите в главе «Наше время»)

(Чехов)

ч

Е

х

о

в

<«Положи твое сердце у чтения» (ответ ищите в главе «Рукописная книга»)

(Кхроди)

к

х

р

о

Д

и

<«Самый лучший собеседник в наше время — книга» (ответ ищите в главе «Рукописная книга»)

(Мутанабби)

м

у

т

а

н

А

б

б

и

Слово: БЕСЕДА.

                

        ❖❖«Говоришь правильно =>  ты понят => ты успешен»

  • Прочитайте текст.
  • В справочном издании найдите ответ на поставленный вопрос.
  • Придумайте предложение с данным словом.

Справочное издание:

Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка: Около 10000 слов. – СПб., 2002.

                                          Чей туфля? Моё!

        У меня двое сыновей, они – близнецы, вкусы у них сходятся, в гардеробе – тоже много похожих вещей. Увы, бросают они свои вещи и башмаки, как попало. Поэтому, собираясь в школ, спорят: «Это – мой кроссовок! – Нет, смотри: вот тут пятнышко, а тут –дырочка крошечная, это кроссовка точно моя!» И так до тех пор, пока у каждого не окажется в руках по паре. Слушала я, слушала их споры, и задумалась: когда два башмака рядом стоят – все просто, это кроссовки. А если на поверхности остался один башмак? Что искать – кроссовку? или кроссовок?» – такой неожиданный вопрос последовал от внимательной не только к проблемам своих детей, но и к грамматике мамочки.

                          ❖❖❖Конкурс «Зри в корень!»

        В творческую программу ТВИНКа включен конкурс «Зри в корень!»: методы самостоятельной работы с текстом. Задача: помочь учащимся овладеть отдельными методами вдумчивого чтения (осмысление прочитанного; умение высказывать и отстаивать собственную точку зрения)

        Для участников подбираются тексты с учетом наличия в них нравственной основы как близкий и понятный подросткам способ познания, изучения, раскрытия действительности. За короткий временной период учащимся предстоит прочитать текст, прочувствовать, оценить «чужой» опыт, осмыслить его и сделать свой выбор, отвечая на вопросы задания.

        

Приглашение к размышлению: «В малом увидеть большое»

                                        «Золотое правило» нравственности

 «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». 

Это правило находит отражение  практически у всех цивилизованных народов.

        В Китае в VI в. до н.э. существовало правило: «Чего сам не желаешь, того не дела  другим» (Конфуций).

  1.         Индия, V в. до н. э., «Махабхарата»: «Те поступки других людей, которые человек
  2. для себя не желает, что самому неприятно, пусть сам не делает  другим».
  1.          
  1.          Древняя Греция, VI в. до н.э., Фалес: «Если мы сами не будем делать того, что
  2. порицаем в других, то проживем жизнь наилучшим образом».

        Древний Рим, I в. до н.э. – I в. н.э., Сенека: «Что ты другим, того же от других жди».

        Евангелие от Матфея (гл. 7.12): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

  1. Русские народные пословицы:

        «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

         «Что людям желаешь, то и сам получаешь»

         «Как аукнется, так и откликнется».

                                           

«Десять заповедей человечности»

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов.
  3. Не укради и не приписывай труда брата своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  7. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного борца, а не раба.
  8. Чти природу как матерь и помощницу.
  9. Пусть живет все твое, мыслится мыслимое..
  10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

                                                        (Д.С. Лихачев «Я вспоминаю», 1991.)

     

        ❖Притча о двух волках.

Задание:

< Прочитайте текст.

< Определите (подчеркните) главную мысль.

< В тексте подчеркните ключевые слова, раскрывающие понятие «Добро» («Зло»).

< В «Словаре синонимов русского языка» найдите и запишите слова, близкие им по значению.

< Ответьте на вопрос: «Какое из ключевых слов, составляющих понятие «Добро», самое главное?

Источник: Словарь синонимов. – М.: ТОМ, 1997.

< Ответьте на вопрос: «Какое из ключевых слов, составляющих понятие «Зло», с Вашей точки зрения, самое опасное для человека?»

Источник: 

Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов. – М.: Русский язык, 1984.

Текст.

         Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

        - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, лень, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

        - А какой волк в конце побеждает?

        Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

        - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Понятие «Добро»: …..............................................

Понятие «Зло»:.......................................................

Приглашение к размышлению «Уважаем себя и других»

               

Притча о доброте и вежливости.

Задание:

< Прочитайте текст.

< Определите (подчеркните) главную мысль.

Текст.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

  • Зачем тебе это? – спросил мастер.
  • Хочу стать сильным и непобедимым.
  • Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта

и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть  поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

  • Почему?
  •  Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

  • Что тебе нужно? – спросил старый мастер.
  • Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

        < Найдите в «Толковом словаре русского языка» слова, раскрывающие значение  прилагательных:

ДОБРЫЙ

о

т

з

ы

в

ч

и

в

ы

й

ВЕЖЛИВЫЙ

у

ч

т

и

в

ы

й

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

з

а

б

о

т

л

и

в

ы

й

< Ответьте на вопрос: «Согласны ли Вы с решением Учителя?»

  1. ДОБРОТА + ВЕЖЛИВОСТЬ + ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ = УВАЖЕНИЕ
  1. Продолжите фразу: «Уважать другого человека — это значит.............»

Источник:

        Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка: Около 10 000 слов. - СПб., филиал изд-ва «Просвещение», 2002.

Приглашение к размышлению «Душа обязана трудиться»

Задание:

< Прочитайте отрывок из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

< Подчеркните ключевые слова.

< Определите главную мысль.

 На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов.

Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если эта планета очень маленькая, а баобабов много они разорвут ее на клочки.

  1. Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная.

Дети! – говорю я. – Берегитесь баобабов!

Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я.

        < Найдите толкование понятий в словаре: безвольный, важный, горячий, грубый, жадный, жестокий, злой, легкомысленный, ленивый, мрачный, невежественный,  пассивный, равнодушный, рассеянный, самоуверенный, упрямый, черствый, эгоистичный.

         < Ответьте на вопрос: «Как Вы считаете, какие из предложенных семян - прилагательных самые «ужасные и зловредные» на «планете» современного молодого человека, Вашего ровесника?»

         < Докажите свою точку зрения.

   

❖❖❖Конкурс  «Мы – петербуржцы» 

        Задача: развивать мотивированный интерес к изучению истории Санкт-Петербурга

через знакомство со справочными изданиями.

          ❖❖Литературный Петербург.  

 

 Писатели в Петербурге.

< Задание:

- Прочитайте текст.

- Найдите в книге адрес квартиры В. А. Жуковского, где произошло знаменательное событие.

- Объясните алгоритм информационного поиска (указатель, оглавление).

Текст.

        В марте 1820 года А. С. Пушкин на квартире В.А. Жуковского прочитал последние сцены своей поэмы «Руслан и Людмила». Восхищенный Жуковский подарил поэту свой литографический портрет с надписью «Победителю — ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Источник:  

Иезуитова Р. В. Жуковский в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1976.

< Предлагаем Вам познакомиться с книгами серии «Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде — Ленинграде».

(+) Задание:

- Прочитайте текст.

  • Выполните запрос: «Назовите адрес дома с Мемориальной доской, посвященной

М.Ю. Лермонтову».

- Впишите источник: Автор. Заглавие. - Место издания, год издания. - (Название серии).

Текст.

        В Санкт-Петербурге о М. Ю. Лермонтове напоминают дома, где он жил, бывал. В институте русской литературы (Пушкинский дом) есть специальный Лермонтовский кабинет, в котором хранится подавляющее большинство рукописного и изобразительного наследия русского поэта. Памятник, бюсты, проспект, названный в честь великого россиянина увековечивают память М.Ю. Лермонтова в Петербурге. Но есть еще одна Мемориальная доска на доме, где жил поэт со своей бабушкой с осени 1836 года, она особенно дорога петербуржцам.

(+) Задание.

Прочитайте текст.

Выполните запрос: «Чем в Петербурге знаменито место службы известного русского баснописца И. А. Крылова?».

Впишите источник: Автор. Заглавие. - Место издания, год издания. - (Название серии).

Текст.

        Великий русский баснописец И. А. Крылов с юных лет мечтал о театре. Из Твери его семья переехала в Петербург. Крылов начал писать пьесы, однако высшее общество их не принимало: слишком открыто и сатирически он высмеивал пороки людей. Именно в жанре басни проявился и стал общепризнанным талант Ивана Андреевича. В 1812 году Крылов поступил на службу, где проработал целых 29 лет. На месте службы великого баснописца есть Мемориальная доска.

(+) Задание.

Прочитайте текст.

Выполните запрос: «Назовите адрес музея-квартиры Н.А. Некрасова в Петербурге».

Впишите источник: Автор. Заглавие. - Место издания, год издания. - (Название серии).

Текст.

Больше века прошло с тех пор, как умер Н.А. Некрасов. Благодарную память о нем хранит Петербург, тесно связанный с жизнью и творчеством поэта. Многим памятным местам присвоено имя Н.А. Некрасова. В нелегкое послевоенное время был открыт музей в доме, где жил поэт последние 20 лет, где умер.

 Блиц-игра «Знаете ли вы, кто…?»

Задание:

Выберите и обозначьте правильный ответ (Используем справочные издания и ресурсы Интернет)

  1. < «Помню его смуглое небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных
  2. зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей и
  3. кудрявые волосы…»
  1. Кого увидел таким И. С. Тургенев в доме полковника В. В. Энгельгардта?

а) Блок А.С.

б) Гоголь Н.В.

в) Пушкин А.С. (+)

  1. <  «Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям…»

  1. Кто наблюдал такую картину из окон своей квартиры?

а) Белинский В.Г.

б) Лермонтов М.Ю.

в) Некрасов Н.А. (+)

  1.   <  «Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем!

Только слышно за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой»

  1. Кто написал эти строки на гауптвахте в здании Главного штаба на Дворцовой площади?

а) Лермонтов М.Ю. (+)

б) Пушкин А.С.

в) Денис Давыдов

  1. < В одном из первых стихотворений какого писателя по случаю открытия в августе 1834
  2. года Александровской колонны прозвучали слова: «...Николая век счастливый...»?
  3.  а) Державин Г.Р.

б) Тургенев И.С. (+)

в) Пушкин А.С.

  1. < Кто является автором цикла произведений о нашем городе «Петербургские повести»?

а) Достоевский Ф.М.

б) Толстой Л.Н.

в) Гоголь Н.В. (+)

  1. < Кто, гуляя в Гостином дворе подслушал многие острые шутки и каламбуры, которые
  2. впоследствии использовал в своей комедии «Модная лавка»?

а) Гоголь Н.В.

б) Крылов И.А. (+)

в) Пушкин А.С.

  1. Эрудицион «Твои великие собеседники»

Задание. Выбрать правильный ответ.

1. Кому принадлежат эти высказывания? Впишите вместо точек фамилию русского писателя.

< «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою»

                                                                     Василий Андреевич…(?)

а) Жуковский (+)

б) Тургенев

в)  Горький

 <  «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого

сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»

                                                                          Николай Васильевич…(?)

а)  Пушкин

б)  Гоголь (+)

в)  Некрасов

< «Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого…»

                                                                        Николай Алексеевич…(?)

а)  Короленко

б)  Толстой

в)  Некрасов (+)

< «Берегите наш язык наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками…»

                                                                   Иван Сергеевич… (?)

  1. а)  Пушкин

б)  Есенин

 в) Тургенев (+)

2. Литературный псевдоним – кому он принадлежит? Выберите правильный ответ и отметьте (+)

  1.   <    Писатель, ученый, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,
  1. собиратель русских пословиц, сказок, поговорок, под некоторыми из своих изданий
  2. подписывался как Казак Луганский.

     

а)  Афанасьев Александр Николаевич

б)  Даль Владимир Иванович (+)

в)   Ожегов Сергей Иванович

 <     Нави Волырк –литературный псевдоним (шутка, насмешливая реплика, подпись перевертыш)  автора всенародно любимых сатирически смелых произведений,выраженных в форме ироничного, насмешливого поучения.  Памятник ему был открыт в Петербурге 12 апреля 1855г. – это был первый в России памятник русскому писателю (создан по проекту скульптора К. П. Клодта на народные пожертвования).

а)  Дмитриев Иван Иванович

б)  Козьма Прутков

в)  Крылов Иван Андреевич (+)

    <   Язык произведений этого писателя утвердился в качестве нормы и образца

русского всенародного литературного языка. По его завету развиваются литературный язык и разговорная речь и в наше время. Его первое произведение «К другу стихотворцу» было напечатано в литературном журнале «Вестник Европы» в 1815 году под псевдонимом Н. К. Ш. П.

а)  Ломоносов Михаил Васильевич

б)  Пушкин Александр Сергеевич (+)

в)   Державин Гавриил Романович

        Подводя итоги хочется отметить, что в городском этапе творческого информационно-библиографического конкурса ТВИНК за годы его проведения приняли участие более 1500 учащихся ОУ Санкт-Петербурга. Результаты анкетирования учащихся показали важность и нужность приобретенных в процессе подготовки и участия в конкурсе знаний и умений, повышения уровня их читательской компетентности, информационной и общей культуры.

        В статье представлен опыт работы сотрудников библиотеки ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»: Алексеевой Л.А. (заведующей библиотекой), Жировой Н.И. (методиста), Федоровой О.И. (библиографа ведущей категории), Парамоновой О.Н. (библиотекаря ведущей категории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как форма активизации учебной деятельности.

Моя курсовая работа на курсах повышения квалификации. В документе представлен теоретический материал и практическое подтверждение....

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...