Мониторинг творческого развития дошкольников с ТНР
материал
Мониторинг творческого развития дошкольников с ТНР 2020-2021 учебный год
2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mogtoring_tvorcheskih_sposobnostey_dete.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»
Аналитическая справка по результатам мониторинга
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР «Крепыш»
Подготовила: Лау А.В.,
Воспитатель
Сургут, 2022
Аналитическая справка по итогам мониторинга показателей творческого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Опираясь на исследования зарубежных (Дж. Гилфорд, Е.П. Торреса) и отечественных (А.А. Мелик-Пашаев, Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.,Т.С.Комаровой, Торшиловой и др.) ученых, удалось выявить компоненты творческих способностей старших дошкольников:
- эстетическое отношение к действительности;
- творческое воображение;
- владение изобразительными материалами в аппликации.
Первое задание было направлено на выявление уровня развития показателя «эстетическое отношение» в единстве двух аспектов: эмоциональной отзывчивости и эмоциональной восприимчивости.
Диагностическое задание 1. «Беседа о произведении» (по методике А.А. Мелик-Пашаева). Цель: выявить уровень развития показателя «эстетическое отношение» в единстве двух аспектов (эмоциональной отзывчивости и эмоциональной восприимчивости). Материал: Картина И. Левитана «Март» Методика проведения: дети знакомятся с картиной художника И. Левитана «Март». Педагог во время знакомства с произведением искусства ничего не комментирует. Перед беседой ребятам дают возможность рассмотреть картину. После этого педагог задает вопросы: 1. Какое настроение у этой картины? 2. Какие средства автор произведения выбирает для того, чтобы выразить настроение? 3. Какое настроение (чувство) вызывает у тебя это произведение? 4. Какое настроение у тебя после знакомства с произведением? Оценка результатов: выполнение детьми задания оценивается по следующим критериям: - степень эмоциональной отзывчивости; - степень эмоциональной восприимчивости (умение различать средства выразительности, способность выявлять особо значимые для передачи смысла произведения); - адекватность вербального высказывания.
Диагностическое задание 2 . «Завершение картинок» (адаптированный к целям нашего исследования тест по методике Е. Торренса) (Приложение 5). Цель: выявить уровень развития показателя «творческого воображения» через самостоятельные живописные изображения на основе незаконченных фигур. Материал: цветные карандаши, листы со стимульными фигурами. Методика проведения: детям предлагается набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Детям дается инструкция примерного содержания: «Ребята посмотрите, перед вами лежат 6 недорисованных картинок. Сможете их дорисовать? Выполняя это задание, вам потребуются воображение и творческие способности для того, чтобы вы смогли придумать что-то очень интересное и выразить это при помощи рисунков. Эти линии вы можете дорисовывать как угодно. Вы можете использовать в своем рисунке цветные карандаши или фломастеры. После того, как вы завершите свой рисунок, подумайте и дайте своим рисункам названия. Попробуйте при выполнении каждого задания придумать что-то интересное и необычное, что не смог бы придумать никто другой. Затем, постарайтесь дополнить и развить свой замысел таким образом, чтобы у вас получились интересные не просто картинки, а рассказы-картинки». Оценка результатов: выполнение детьми оценивается по следующим критериям: - целостность изображения; - детализированность (количество деталей); - выразительность цветового решения рисунков; - оригинальность композиции; - адекватность названия творческого продукта. В ходе диагностики была отмечено, что активность и заинтересованность основной массы детей была на среднем уровне.
Диагностическое задание 3.«Паровозик» Цель: выявление уровня развития показателя «творческого мышления». Материал: рассказ педагога, листы бумаги, ручки Методика проведения: педагог рассказывает детям сказочную историю бабочка, паучок, жучок. Оценка результатов: выполнение детьми задания оценивается по следующим критериям: - способность к комбинаторным умениям (умения получать варианты из различных сочетаний); - развитие умственных операций; - быстрота выполнения задания; - количество комбинаций; - правильность выполнения задания.
Диагностическое задание 4. Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.) 1. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения 2. Передача формы: - форма передана точно; – имеются незначительные искажения; - искажения значительные, форма не удалась. 3. Строение предмета: - части расположены верно;. - есть незначительные искажения; - части предмета расположены неверно. 4. Передача пропорции предмета в изображении: - пропорции предмета соблюдаются; - есть незначительные искажения; - пропорции предмета переданы неверно. 5.Композиция. а) расположение изображений на листе б) - по всему листу; . - на полосе листа; - не продумана, носит случайный характер; б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: - соблюдается пропорциональность в изображении предметов; - есть незначительные искажения; - пропорциональность разных предметов передана неверно. 6.Передача движения: движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное. 7. Цвет. В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом: а) цветовое решение изображения: - передан реальный цвет предметов; - есть отступления от реальной окраски; - цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: - многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; - преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно, - безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ результатов наблюдения на начало и конец учебного года свидетельствует об эффективности разработанного и проведенного комплекса занятий, направленных на развитие творческих способностей в разновозрастной группе детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Уровни | Эстетическое отношение | Творческое воображение | Творческое мышление | Практические умения | ||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | |
Оптимальный | 0% | 30% | 0% | 30% | 0% | 30% | 30% | 70% |
Достаточный | 50% | 60% | 50% | 60% | 50% | 60% | 50% | 20% |
Низкий | 50% | 20% | 50% | 20% | 50% | 20% | 20% | 10% |
Показатели творческого развития дошкольников с ТНР на начало 2020-2021 учебного года
Показатели творческого развития дошкольников с ТНР на конец 2021-2022 учебного года
При разработке содержания комплекса занятий я опиралась на выделенные показатели творческих способностей дошкольников с ТНР. Опираясь на концепции и структурные модели Дж. Гилфорда, А.А. МеликПашаева были выделенные структурные компоненты творческих способностей: эстетическое отношение, творческое воображение и творческое мышление, практические умения на занятиях аппликацией. Данные компоненты «пересекаются» между собой, дополняют друг друга. Для развития творческих способностей дошкольников с ТНР использовала занимательные задания с использованием различных техник аппликации, тестопластике, пластилинографии и другие нетрадиционные формы исполнения. В работе с воспитанниками применяла следующие методы: поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. На занятиях использовала игры и игровые приемы, которые создавали непринужденную творческую атмосферу, способствовали развитию творческих способностей. Большое внимание уделяла творческим работам. Это позволило соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией, способствовало формированию у детей с ТНР творческой и познавательной активности. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия.
Высокий уровень развития творческих способностей был выявлен у 30% детей, оставшаяся половина группы (50%) показала средний уровень развития творческих способностей. У 10% детей отмечены низкие показатели по представленным критериям мониторинга, у данной группы воспитанников отмечаются грубые нарушения в развитии мелкой моторики, обусловленные неврологической симптоматикой, с этими детьми проводилась систематическая индивидуальная работа, направленная на усвоение предложенного материала.
Полученные результаты мониторинга творческих способностей дошкольников с ТНР свидетельствуют о правомерности и целесообразности выбранных педагогических условий, а также эффективности методов и приемов их реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг физического развития дошкольников
В помощь инструкторам по физ-ре....
Мониторинг речевого развития дошкольников 2 младшей группы (3-4 года)
Мониторинг речевого развития дошкольников 2 младшей группы (3-4 года)...
Творческий проект "Волшебный мир театра" «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внут...
Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу
Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работуБланк мониторинга основных параметров речевого развития детей...
Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу Критерии оценки
Мониторинг речевого развития дошкольников,проходящих коррекционную логопедическую работуКритерии оценки Оценка в баллах :1- низкий уровень;2- ниже среднего;3-...
Доклад на тему: «Песочное рисование как средство творческого развития дошкольников в рамках дополнительного образования»
Создание условий для психофизического развития детей 4-7 лет средствами песочной арт-терапии, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисов...
Аналитический отчет о результатах мониторинга творческого развития обучающихся
Аналитический отчет о результатах мониторинга творческого развития обучающихся...