Программа по внеурочной деятельности кружка "Юный географ"
материал (6, 7 класс)
Программа по внеурочной деятельности кружка "Юный географ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_geograf.docx | 299.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный географ» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Основной образовательной программы ОУ.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа географического кружка способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению физической географии.
Цель изучения курса «Юный географ» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи курса:
Обучающие задачи:
1) расширение географического кругозора учащихся;
2) формирование и развитие устойчивого познавательного интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
3) получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
4) ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
5) развитие умения работать с различными источниками информации;
6) развитие умения применить географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
7) закрепление и практическое использование отдельных аспектов географического содержания.
Воспитательные задачи:
1) формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
2) формирование у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группе:
3) формирование общественной активности личности, гражданской позиции.
Развивающие задачи:
1) развитие эстетического вкуса;
2) развитие творческих способностей учащихся, реализация их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности;
3) развитие ассоциативного мышления, как основы развития памяти и воображения;
4) формирование потребности в саморазвитии;
5) развитие самостоятельности учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов
Отличительные особенности программы
Процесс обучения строится таким образом, чтобы ведущими оставались познавательные мотивы, приводящие к положительным эмоциям, повышению уровня активности личности и эффективности обучения. Познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, добывать информацию, независимость собственных суждений. Также при развитии активности формируется культура мышления, основанная на творческих учебных задачах, проблемных ситуациях, где результат зависит непосредственно от проявления самостоятельности. Внеурочная деятельность является одной из лучших возможностей для развития познавательной активности учащихся. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Место программы в учебном плане
Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 6-7-х классов и рассчитана на 34 часа (один час в неделю). Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 12-13 лет. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности, идентификация себя в качестве гражданина России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной.
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия — далее УУД.
Регулятивные УУД:
1) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
2) создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) развивать экологическое мышление, применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
4) развивать мотивацию к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Коммуникативные УУД
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
2) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
3) развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Предметные результаты :
1)оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений;
2)влияние человека на отдельные компоненты природы на все стороны человеческой деятельности.
Формы контроля
- Анализ заданий
- Ответы на вопросы викторин, ребусов, кроссвордов
- Ответы, полученные в ходе беседы
Содержание программы
№ | Название разделов, количество часов |
Раздел I Географические открытия и путешествия (14ч) | |
1-4 | Значение географических исследований |
5-9 | Интересные факты из истории географических открытий |
10 | Географические названия рассказывают о себе |
11-12 | Адрес географических объектов |
13 | Решение задач на определение географических координат |
14 | Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме. |
Раздел II Литосфера (6ч) | |
1-2 | 1-2. Энергия из земных глубин |
3-4 | 3-4. Сокровища земных недр |
5 | 5. В мире камней и кристаллов |
6 | 6. Просмотр презентаций по теме |
Раздел III Гидросфера (7ч) | |
1-2 | Тайны Мирового океана |
3-4 | Любопытное в гидросфере |
5-6 | Озера мира |
7 | Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме. |
Раздел IV Атмосфера (4ч) | |
1-2 | В мире атмосферных явлений |
3 | Необычные явления в атмосфере |
4 | Занимательный час: кроссворды по теме. |
Раздел V Биосфера (3ч) | |
1 | Диковины растительного мира |
2 | Диковины животного мира |
3 | Итоговое занятие: Юный географ |
Список членов кружка:
1. | Аксенова А. |
2. | Андреев Д. |
3. | Грекова В. |
4. | Кривоносов А. |
5. | Ковалева Л. |
6. | Крупцев М. |
7. | Новикова Ю. |
8. | Пазынина В. |
9. | Порханова К. |
10. | Чулкова К. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Раздел I Географические открытия и путешествия | ||
1-4 | Значение географических исследований | 05.09; 12.09; 19.09; 26.09 |
5-9 | Интересные факты из истории географических открытий | 03.10; 10.10; 17.10; 24.10; 31.10 |
10 | Географические названия рассказывают о себе | 07.11 |
11-12 | Адрес географических объектов | 14.11; 21.11 |
13 | Решение задач на определение географических координат | 28.11 |
14 | Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме. | 05.12 |
Раздел II Литосфера | ||
15-16 | Энергия из земных глубин | 12.12; 19.12 |
17-18 | Сокровища земных недр | 26.12; 16.01 |
19 | В мире камней и кристаллов | 23.01 |
20 | Просмотр презентаций по теме | 30.01 |
Раздел III Гидросфера | ||
21-22 | Тайны Мирового океана | 06.02 ; 13.02 |
23-24 | Любопытное в гидросфере | 20.02; 27.02 |
25-26 | Озера мира | 06.03; 13.03 |
27 | Занимательный час: викторины, ребусы, кроссворды по теме. | 20.03 |
Раздел IV Атмосфера | ||
28-29 | В мире атмосферных явлений | 27.03; 03.04 |
30 | Необычные явления в атмосфере | 10.04 |
31 | Занимательный час: кроссворды по теме. | 17.04 |
Раздел V Биосфера | ||
32 | Диковины растительного мира | 24.04 |
33 | Диковины животного мира | 15.05 |
34 | Итоговое занятие: «Юный географ» | 22.05 |
Материально-техническое обеспечение:
1. Карты мира, РФ
2. Видеоматериалы (по темам)
3. Слайды, презентации по темам
4. Гербарии, коллекции полезных ископаемых
Литература
1. Детская энциклопедия «Махаон». Тайны природы. М.: Махаон, 2013
2. Детская энциклопедия «Махаон». Географические открытия. М.: Махаон, 2013
3. Детская энциклопедия «Махаон». Мир моря. М.: Махаон, 2013
4. 5. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 1983.
5. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...
Программа по внеурочной деятельности по географии 5- 9 кл "Хочу все знать, уметь и применять"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать, уметь и применять" . Направление- общекультурное. Тип - тематическая (география). Срок реализации 5 лет (5-9 кл)....
Программа по внеурочной деятельности " Школа географа - исследователя" 8 класс.
Программа внеурочной деятельности « Школа географа – исследователя» общеинтеллектуального направления посвящена формированию географического образа своей Родины, формирует у учащихся компл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников"
Программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ее цель - формирование позитивной мотивации изучения географии, развитие инте...
Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов
Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города" расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет познакомить учащихся с экономическо...