Программа по внеурочной деятельности " Школа географа - исследователя" 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности  « Школа географа – исследователя»  общеинтеллектуального направления посвящена формированию географического образа своей Родины, формирует у учащихся комплексное  мышление и целостное восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_deyat_8_kl.docx61.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

                                                         Программа по внеурочной деятельности

                 

                                                   « Школа географа – исследователя »

                                                               Общеинтеллектуальное

                                               

                                               Срок реализации программы 1 год

                                                       для  обучающихся  8 класса

                                                        на 2016- 2017 учебный год

                                           Составитель:  Мачкасова Ирина Владимировна

                                            учитель высшей  квалификационной категории

                                                     МБОУ  Лицей  №16  ПРИ УлГТУ

         

                                                                г.Димитровград

                                                                         2016г.

                                                                     Пояснительная записка

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Она занимает важное место и выполняет функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы обучающегося,  дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время. Эта организация осуществляется таким образом, что творчество и инициатива  обучающегося  выступают на первый план. Вся внеурочная деятельность ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой   деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Общая характеристика учебного  курса.

Программа внеурочной деятельности  « Школа географа – исследователя»  общеинтеллектуального направления посвящена формированию географического образа своей Родины, формирует у учащихся комплексное  мышление и целостное восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.

Целью курса является

 формирование целостного представления об особенностях природы России;

• воспитание любви к своему краю, своей стране,

• формирование личности, ответственно относящейся к природе своей страны.

Задачи обучения: 

• формирование географического образа своей страны как территории с уникальными природными условиями и ресурсами;

• формирование представления о природе России, как целостного географического региона и одновременно части глобального пространства;

• формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде;

Программа внеурочной деятельности  « Школа географа – исследователя»  для 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом  нормативно- правовых документов: Федеральным законом Российской Федерации № 273- Ф3 от 29. 12.2012 г. « Об образовании в Российской Федерации», письма МОН РФ № 03-296 от 12.05.2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».

                                                                 

                                                                      Место учебного  курса в учебном плане.

Курс « Школа географа – исследователя»   предназначен для учащихся 8 класса,  рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю).        Продолжительность одного занятия 40 минут. Курс состоит из 6 разделов:

-  Введение. Зачем мы изучаем географию России.

- Пространства России.   Географическое положение  России.

- Уникальная   природа  России.  

- Природные зоны России.

- Природа регионов России

- Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России.      

 

                                                                 Результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

 • осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

 • ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

• приобретение опыта участия в социально значимом труде;

• развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• осознание ценности здорового образа жизни;

• понимание основ экологической культуры.

Метапредметными. Регулятивные УУД:

 • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

 • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

 • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом; • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

 • владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: 

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

 • оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

 • критично относиться к своему мнению.

 Познавательные УУД: • выделять главное, существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

 • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

 • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

 • классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи; • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

 Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 • объяснять значение ключевых понятий курса;

• работать с основными источниками географической информации;

 • определять географическое положение России и ее регионов;

 • определять время в различных пунктах страны;

 • называть и показывать основные географические объекты;

• называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных при- родных процессов;

 • работать с контурной картой;

• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану; • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

 • давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

 • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• определять экологические проблемы природных регионов;

• называть меры по охране природы.

                                                    Возможные результаты (выходы) внеурочной деятельности.

Альбомы

Карта, диаграммы, графики, рисунки, схемы,

Газета

Эмблемы, плакаты.

Коллаж

Кроссворды

Журнал, книжка раскладушка

Презентации

Модель

Игры, сценарий праздника

Макет

Проспекты, каталоги, справочники, краткие описания

Стенгазета

Фотоальбомы

Паспорт

Наглядные пособия, учебные пособия.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

 Первый уровень результатов  получение школьниками социально – значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (катограф, журналист, геоморфофолог, климатолог, океанолог, экскурсовод, демограф, этнограф, биолог, антрополог, проектировщик).

 Второй уровень результатов  (развитие социально- значимых отношений школьников): Создание у  обучающихся целостного представления о Земле, как планете людей. Развитие  ценностных отношений школьников к знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.

 Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально- значимого действия): получение школьниками опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт формирования коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутри школьном и внешнем уровнях; опыт общения со сверстниками.

                                                                   Учебно- тематический план

№ п/п

Раздел

Тема

Общее количество часов

Результат

                           1.                                                            Введение. Зачем мы изучаем географию            1ч

                                                                                                России

1

Почувствуй себя географом -исследователем

       

Игра «Горящая путёвка»

                               2.                              Пространства России.  Географическое положение  России.    

2,3

Почувствуй себя географом –исследователем.

         2 ч

Самостоятельная работа, заполнение таблиц:

« Влияние различных событий и явлений на изменение разных видов географических положений», «Следствия размера территорий и г п. страны», «Достоинства и недостатки ЭГП», «Геополитические интересы России».

4

Почувствуйте себя краеведами

          1ч

Самостоятельная работа «Оценка географического положения территории вашего проживания области, города».

5

Россия – морская держава. Разработка виртуального круиза по морям  России

          1ч

Работа с контурной картой.  Нанести  объектов береговой линии  морей и их частей, омывающих Россию

6

Игра « Имена на карте России»

          1ч

Составление  и определение маршрутов крупных русских экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток.

7

Почувствуйте  себя театралами.

         1ч

Театрализованные рассказы: « Поход Ермака», « Поход Ивана Москвитина»,

« Открытия Пояркова и Хабарова», Поход Дежнева и Попова.

8

Осваиваем метод моделирования.

         1ч

Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников.

9

Почувствуйте себя журналистами

         1ч

Сочинение –эссе по темам

1) Всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то какие ещё?

2) Огромная территория Сибири была колонизирована Россией за 58 лет. Почему продвижение на юг и на  запад проходило медленнее?

3) О каких этапах истории России говорят названия крайних северной и восточной точек нашей страны?

                                 3                                                          Уникальная   природа  России.                            9ч

10

Почувствуйте себя   геоморфологами.

          1ч

Игра « Географическая почта»

11

Почувствуйте себя краеведами

          1ч

Самостоятельная работа «Сравнение рельефа  Предволжье  и Заволжье  с точки зрения его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей».

12

Почувствуй себя климатологом.

            1ч

Самостоятельная работа «Выявление   особенностей и  главных черт климата  России»

13

Почувствуй себя климатологом. «Климатические рекорды России»

            1ч

Маршруты путешествия по климатическим поясам и областям России, доказывающий разнообразие климатов страны

14

Почувствуйте себя в роли молодых ученых. Деловое турне по речной системе Европейской России

           1ч

Презентация

 « Главная улица России – Волга»

15

Почувствуйте себя журналистами

           1ч

Рассказ на тему «  Реки – географический каркас территории»

16

Почувствуй себя географом-исследователем.

 «Что в имени твоем, Байкал»

           1ч

Исследовательская работа по вопросам:

- истории, геологии, климатологии, гидрологии, зоологии, экологии Байкала

17

Почвы России. Беседа- диспут « Надо ли  улучшать качество почв»

         1ч

Презентация

« Почвы - национальное достояние страны».

18

Почувствуйте себя биологами.

          1ч

Кроссворд растительный и животный мир нашей страны и Ульяновской области

                            4                                                                                 Природные зоны России                      3ч

19

          Почувствуйте себя  учеными.

           1ч

Визитная карточка и маршрут экспедиции по литературным источникам  в арктическую пустыню, тундру, тайгу, степь, лесостепь, пустыню.

20

Почувствуй себя географом- исследователем.  «Многоэтажность природы  гор»

           1ч

Презентация « Растения и животные горных районов России»

21

Почувствуй себя географом-исследователем.  

          1ч

 Самостоятельная работа. Изучение ООПТ своей местности,  расположение, статус и назначение.

                              5                                                                 Природа регионов России                                   12 ч

22

Восточно - Европейская равнина. Почувствуйте себя картографами.

            1ч

Картосхема  «Природа Русской равнины. к/к модель, отражающую природные памятники Русской равнины.

23

Кавказ - молодые и высокие горы России. Почувствуйте себя картографами.

        1ч

Картосхема  Кавказских гор

24

Почувствуйте себя туроператорами

        1ч

 Схема маршрутов путешествий по Северному Кавказу а) для отдыха и лечения. б) горнолыжного спорта, в) знакомство с памятниками природы. Презентация  о памятниках природы Северного Кавказа

25

«Каменный пояс Земли русской. Почувствуйте себя картографами.

          1ч

Картосхема основных объектов рельефа и внутренних вод Урала

26

Почувствуйте  себя экскурсоводами.

          1ч

Разработка виртуальной экскурсии по р Чусовая, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера

27

Почувствуйте себя картографами

          1ч

Картосхема

« Природа Западной Сибири»

28

Почувствуйте себя журналистами

          1ч

 Статья в журнале. «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири»

29

Почувствуйте себя журналистами «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

          1ч

Сочинение – эссе на слова М.В. Ломоносова  «Российское могущество Сибирью прирастать будет»

30

Осваиваем метод моделирования

         1ч

 к/к -модель, отражающую географические объекты территории Восточной Сибири,  имена  исследователей Восточной Сибири

31

Осваиваем методы проектирования. «Оценка рекреационных  ресурсов России – Восточной Сибири

       

Проект. «Разработка и рекламирование туристических маршрутов  по территории Восточной Сибири»

32

Осваиваем метод моделирования

         1ч

к/к модель, отражающую географические объекты территории  Дальнего Востока, имена  землепроходцев и исследователей этого края

33

Осваиваем методы проектирования. Камчатка – заповедный край Земли, страна вулканов и гейзеров»

         

Проект « Географическое исследование Камчатки.

                           6    Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России 2ч

34

« Семь чудес света России».

          1ч

Проект. «Семь чудес света России».

35

«Чудес Света Ульяновской области»

          1ч

  Проект «Чудеса света Ульяновской области».

 Итого

         35ч

                                               

                                                                                     Содержание программы

  Раздел    1.    Введение. Зачем мы изучаем географию России 1 ч. Почувствуй себя географом – исследователем. Игра «Горящая путёвка»

Раздел 2.  Пространства России.      Географическое положение  России. 8ч. 

Почувствуй себя географом – исследователем. Самостоятельная работа, заполнение таблиц: « Влияние различных событий и явлений на изменение разных видов географических положений», «Следствия размера территорий и географического  положения страны», «Достоинства и недостатки ЭГП», «Геополитические интересы России». 

Почувствуйте себя краеведами. Самостоятельная работа «Оценка географического положения территории вашего проживания области, города».

Россия – морская держава. Разработка виртуального круиза по морям  России Работа с контурной картой. Нанести  объектов береговой линии  морей и их частей, омывающих Россию.

 Игра « Имена на карте России». Составление  и определение маршрутов крупных русских экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток. Почувствуйте  себя театралами. Театрализованные рассказы: « Поход Ермака», « Поход Ивана Москвитина», « Открытия Пояркова и Хабарова», Поход Дежнева и Попова. 

Осваиваем метод моделирования. Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников. 

Почувствуйте себя журналистами. Самостоятельная работа.  Написать сочинение – эссе по темам 1) Всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то,  какие ещё? 2) Огромная территория Сибири была колонизирована Россией за 58 лет. Почему продвижение на юг и на  запад проходило медленнее?  3) О каких этапах истории России говорят названия крайних северной и восточной точек нашей страны.

 Раздел  3.  Уникальная   природа  России. 9ч.  Почувствуйте себя   геоморфологами. Игра « Географическая почта»

 Почувствуйте себя краеведами. Самостоятельная работа «Сравнение рельефа  Предволжье  и Заволжье  с точки зрения его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей». 

Почувствуй себя климатологом. Самостоятельная работа «Выявление   особенностей и  главных черт климата  России» 

Почувствуй себя климатологом. «Климатические рекорды России» Самостоятельная работа. Составляем маршруты путешествия по климатическим поясам и областям России, доказывающий разнообразие климатов страны

. Почувствуйте себя в роли молодых ученых. Деловое турне по речной системе Европейской России. Подготовка  презентации

 « Главная улица России – Волга».

Почувствуйте себя журналистами. Составить рассказ на тему «  Реки – географический каркас территории». 

Почувствуй себя географом -исследователем. «Что в имени твоем, Байкал». Исследовательская работа по вопросам:- истории, геологии, климатологии,  гидрологи, зоологии, экологии Байкала.

Почвы России. Беседа- диспут « Надо ли  улучшать качество почв». Подготовка  презентации  « Почвы - национальное достояние страны».

 Почувствуйте себя биологами. Составить кроссворд растительный и животный мир нашей страны и Ульяновской области.

 Раздел 4. Природные зоны России 3ч.  Почувствуйте себя  учеными. Составить визитную  карточку и маршрут экспедиции по литературным источникам  в арктическую пустыню, тундру, тайгу, степь, лесостепь, пустыню. 

Почувствуй себя географом-исследователем. «Многоэтажность природы гор».  Подготовка презентации  « Растения и животные горных районов России». 

Почувствуй себя географом-исследователем. Самостоятельная работа. Изучение ООПТ своей местности,  расположение, статус и назначение.                           

Раздел  5.  Природа регионов России   12 ч. Восточно - Европейская равнина. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему  «Природа Русской равнины. к/к модель, отражающую природные памятники Русской равнины. 

Кавказ - молодые и высокие горы России. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему  Кавказских гор. 

Почувствуйте себя туроператорами. Составить схему маршрутов путешествий по Северному Кавказу а) для отдыха и лечения. б) горнолыжного спорта, в) знакомство с памятниками природы. Презентация  о памятниках природы Северного Кавказа. 

«Каменный пояс Земли русской. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему основных объектов рельефа и внутренних вод Урала. 

Почувствуйте  себя экскурсоводами. Разработка виртуальной экскурсии по р Чусовая, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера

Почувствуйте себя картографами. Составить  картосхему Природа Западной Сибири» 

Почувствуйте себя журналистами. Написать  статью в журнал. «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири» Почувствуйте себя журналистами «Восточная Сибирь: величие и суровость природы». Написать сочинение – эссе на слова М.В. Ломоносова  «Российское могущество Сибирью прирастать будет». 

Осваиваем метод моделирования. работа на контурной карте. Отразить географические объекты территории Восточной Сибири,  имена  исследователей Восточной Сибири. Осваиваем методы проектирования.

«Оценка рекреационных  ресурсов России – Восточной Сибири. Защита проекта. «Разработка и рекламирование туристических маршрутов  по территории Восточной Сибири. 

Осваиваем метод моделирования. Работа на контурной карте. Отразить географические объекты территории  Дальнего Востока, имена  землепроходцев и исследователей этого края. 

Осваиваем методы проектирования. Камчатка – заповедный край Земли, страна вулканов и гейзеров». Защита проекта  « Географическое исследование Камчатки».                          

 Раздел 6. Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России. 2ч

« Семь чудес света России». Защита проекта  «Семь чудес света России».  «Чудес Света Ульяновской области». Защита проекта «Чудеса света Ульяновской области».

                                                                                                 Тематическое планирование.

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

1

2

3

4

5

6

                                                       Введение.        Зачем мы изучаем географию России 1ч

1.

Почувствуй себя географом -исследователем

Уметь использовать различные источники географической информации для оценки

 « искусства жить» в разных условиях нашей страны, географических факторов, которые влияют и в будущем будут влиять на различные стороны вашей жизни

Личностные:овладение  системой  географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений для  оценки географизации жизни людей по сравнению с прошлым

Игра «Горящая путёвка»

Доступ к ресурсам интернет, физическая карта России.

                                       Пространства России.      Географическое положение  России. 8ч

2,3

 

Почувствуй себя географом –исследователем.

Уметь использовать различные источники географической информации для оценки событий и явлений, которые могут оказывать влияние на изменение  различных видов географического положения России

Личностные: овладение  системой  географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные:  использование приобретенных знаний и умений для  характеристики географического положения России.

Самостоятельная работа, заполнение таблиц: « Влияние различных событий и явлений на изменение разных видов географических положений», «Следствия размера территорий и г п. страны», «Достоинства и недостатки ЭГП», «Геополитические интересы России».

интернет-ресурсы физическая

карта России, политическая карта России.

4

 Почувствуйте себя краеведами

 

Уметь использовать различные источники географической информации для оценки географического положения территории вашего проживания области, города.

Личностные: овладение  системой  географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные:  использование приобретенных знаний и умений для  характеристики географического положения  территории вашего проживания

Самостоятельная работа

Физическая

карта России,

 Физическая карта Ульяновской области.

5

Россия – морская держава. Разработка виртуального круиза по морям  России

 Формирование образа морей России и их природы. Моделирование  на контурной карте объектов береговой линии  морей и их частей, омывающих Россию, определение важнейших экологических проблем морей России.

Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях

Метапредметные: умение моделировать и организовать свою деятельность

Предметные:   приобретенных знаний и умений по гидросфере для создания модели функции  морей.

Моделирование, Самостоятельная работа

Контурная карта, интернет-ресурсы, хрестоматии, энциклопедия.

6

Игра « Имена на карте России»

Расширить знания учащихся о русских и советских путешественниках и ученых – географах и  их роли в развитии  общемировых географических знаний.

Личностные: овладение  системой  географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные:  использование приобретенных знаний и умений

 Для создания образов выдающихся русских путешественников.

Самостоятельная работа  Составление  и определение маршрутов крупных русских экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток.

Физическая карта России, карта Сибири и Дальнего востока, справочники,

энциклопедия

7

Почувствуйте  себя театралами.

Использовать различные источники географической информации для разработки театрализованного проекта

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений для разработки  театрализованного проекта

Художественно- эстетический.

Театрализованные рассказы: « Поход Ермака», « Поход Ивана Москвитина».

« Открытия Пояркова и Хабарова», Поход Дежнева и Попова»

 Физическая карта России, Презентации: 1.Образование государства Российского и открытие русскими Сибири и Дальнего Востока

2 Исследование территории России в 18-19 вв.

8

Осваиваем метод моделирования.

Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников

Личностные: овладение  системой  географических знаний

Метапредметные:умение моделировать.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений для  создания  на к/к модели отражающей географические объекты.

Моделирование Работа с контурной картой.  Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников »

Контурная карта, интернет-ресурсы, хрестоматии, энциклопедия

9

Почувствуйте себя журналистами

Расширить умения учащихся излагать проблемы  в свободной форме.

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Написать сочинение -эссе на одну из предложенных тем на выбор 1) всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то какие ещё?

2) Огромная территория Сибири была колонизирована Россией за 58 лет. Почему продвижение на юг и на  запад проходило медленнее?

3) О каких этапах истории России говорят названия крайних северной и восточной точек нашей страны?

Интернет-ресурсы

                                                                                 Уникальная   природа  России.  9ч

10

Почувствуйте себя   геоморфологами. Игра « Географическая почта»

Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала. Создать условия для  применения ранее полученных знаний и умений в оценивании Восточно- Европейской равнины.

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: изучение форм рельефа, наиболее характерных для Восточно – Европейской равнины

Исследовательский

Интернет – ресурсы, энциклопедия

 «Физическая карта  России»

11

Почувствуйте себя краеведами

Расширить знания о рельефе и полезных ископаемых территории вашего проживания. Сравнить рельеф  Предволжье  и Заволжье  с точки зрения его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Личностные:овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Исследовательский

Интернет – ресурсы, энциклопедия

 «Физическая карта  России» Физическая карта Ульяновской области.

12

Почувствуй себя климатологом.

Расширить знания учащихся об особенностях и главных чертах климата  России

Личностные:овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Исследовательский

 

Физическая карта России, климатическая карта России, климатические диаграммы, таблицы, схемы

13

Почувствуй себя климатологом. «Климатические рекорды России»

Составить маршрут путешествия по климатическим поясам и областям России, доказывающий разнообразие климатов страны

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений для  составления  маршрут путешествия по климатическим поясам и областям России.

Самостоятельная работа

Климатическая карта России, климатические пояса и области России.

14

Почувствуйте себя в роли молодых ученых. Деловое турне по речной системе Европеской России

Расширить знания учащихся о главных особенностях речной системы Европейской России. Изучение проблемных вопросов1.Можно ли считать, что Волга сыграла исключительную роль в судьбе  Российского государства? Как Волга стала стержнем единого водного пути? 3.Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека.

Личностные: овладение  системой  географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения для разработки  делового турне.

Подготовка презентации

 « Главная улица России – Волга»

Физическая карта России, презентация

15

Почувствуйте себя журналистами

Написать небольшой рассказ на тему «  Реки – географический каркас территории»

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Описательный

энциклопе-

дия,

Доступ к ресурсам интернет

16

Почувствуй себя географом -исследователем.

 «Что в имени твоем, Байкал»

Сформировать образное представление об озере Байкал, как своеобразном природном комплексе показать значимость в природе и жизни человека

Личностные: овладение  системой  географических знаний. Формирование любви к Родине через знакомство с удивительными объектами родного края

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: формировать навыки обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы.

Исследовательская работа по вопросам:

- истории, геологии, климатологии, гидрологии, зоологии,экологии

Физическая карта России, презентация «Байкал- жемчужина России»

17

 Почвы России. Беседа- диспут « Надо ли  улучшать качество почв»

Расширить знания учащихся о типах почв России и почвах своей местности, о видах мелиорации в т.ч которые проводятся в вашей местности

Личностные: осознание социальной значимости изучаемого материала Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: применения ранее полученных знаний и умений в оценивании плодородия почв в сочетании новыми сведениями о почвах

Исследовательский.

Проблемно-ценностное общение. 

Презентация

« Почвы- национальное достояние страны». Почвенная карта России, Таблица « Моё отношение к состоянию почв в нашей стране».

18

Почувствуйте себя биологами.

Расширить знания учащихся о растительном и животном мире России, как одном их основных компонентов природы Составить  кроссворд растительный и животный мир нашей страны и Ульяновской области

Личностные: овладение  системой  географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения для выполнения творческой работы  составления кроссворда

Самостоятельная работа

Карта растительности,зоологические карты, презентация  «Растительный и животный мир России».

                                                                                               Природные зоны России 3ч

19

Почувствуйте себя  учеными.

Составить  визитную карточку и маршрут экспедиции по литературным источникам  в арктическую пустыню, тундру, тайгу, степь, лесостепь, пустыню.

Личностные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы природных зон России

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: формирование умения работать с разными источниками географической информации.

Описательный

 Физическая карта России, климатическая, почвенная, растительности, природных зон

Дневник наблюдений, презентация

20

Почувствуй себя географом -исследователем.  «Многоэтажность природы  гор»

Сравнение набора высотных поясов и особенностей их смены в различных горных системах России, растения и животные  горных районов,  особенности жизни в горах.

Личностные: овладение  системой  географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: выявить причины, от которых зависит набор высотных поясов в горных системах России.

Исследовательский.

Таблицы, схемы, рисунки,

физическая карта России

презентация « Растения и животные горных районов России»

21

Почувствуй себя географом -исследователем.  

Изучение ООПТ своей местности,  расположение, статус и назначение.

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Исследовательский

Интернет – ресурсы, физическая карта Ульяновской области, учебник Географическое краеведение

                                                                                                 Природа регионов России   12ч

22

Восточно - Европейская равнина. Почувствуйте себя картографами.

Составить картосхему «Природа Русской равнины и дать краткое описание природы наиболее замечательных объектов и памятников природы Русской равнины» Создаем на к/к модель, отражающую природные памятники Русской равнины.

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование, работать с разными источниками  географической информации.

Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы  Русской равнины

Самостоятельная работа

Физическая карта России, справочные материалы, Интернет – ресурсы

23

Кавказ- молодые и высокие горы России. Почувствуйте себя картографами.

Составить картосхему Кавказских гор и дать оценку природных условий и ресурсов Северного  Кавказа для жизни и хозяйственной деятельности человека. Дать сравнительную характеристику разных ПТК региона.

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование, работать с разными источниками  географической информации.

Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы  Кавказских гор

Исследовательский

Физическая карта России, Климатическая,Физическая карта Кавказа, схемы, таблицы

24

Почувствуйте себя туроператорами

Разработка маршрутов путешествий по Северному Кавказу а) для отдыха и лечения. б) горнолыжного спорта, в) знакомство с памятниками природы Составление схем маршрутов, их краткое описание. Подготовка презентаций о памятниках природы Северного Кавказа

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование, работать с разными источниками  географической информации.

Предметные: совершенствование  работы с тематическими картами

 Самостоятельная работа

  Физическая карта России, Климатическая,Физическая карта Кавказа, Презентация «Памятники природы Северного Кавказа»

25

 «Каменный пояс Земли русской. Почувствуйте себя картографами.

Составить картосхему основных объектов рельефа и внутренних вод, распределение уникальных минеральных ресурсов по территории  Урала

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование, работать с разными источниками  географической информации.

Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы  Уральских гор

Исследовательский

Физическая карта России,  Тектоническая,Климатическая, Физическая карта Урала. Презентация « Природные богатства Урала»

26

Почувствуйте  себя экскурсоводами.

Знакомство с природными  уникумами  Урала. Разработка виртуальной экскурсии по р Чусовая, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера

  Личностные: формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов  и явлений

Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование, работать с разными источниками  географической информации.

Предметные: расширение знаний о наиболее  интересных объектах и памятниках природы Урала

Самостоятельная работа

 Презентация

 « Природные уникумы Урала» Физическая карта Урала.

27

Почувствуйте себя картографами

Составить картосхему

« Природа Западной Сибири»

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование, работать с разными источниками  географической информации.

Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы   Западной Сибири

Исследовательский

Физическая карта России

Физическая карта  Западной Сибири Интернет – ресурсы  

28

Почувствуйте себя журналистами

Написать статью в журнал. «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири»

Личностные: закрепить знания об особенностях природных условий Западной Сибири. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование. 

Предметные: совершенствовать умения оценивать условия для жизни и деятельности человека на основе различных источников географической информации.

Исследовательский

Физическая карта России

Физическая карта  Западной Сибири Интернет – ресурсы,   справочная литература

29

Почувствуйте себя журналистами «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

Расширить умения учащихся излагать проблемы  в свободной форме.

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно   поиск, отбор информации  и её преобразование.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Исследовательский

Написать сочинение –эссе на слова М.В. Ломоносова  «Российское могущество Сибирью прирастать будет» Почему он так писал?

Интернет – ресурсы  

30

Осваиваем метод моделирования

Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты территории Восточной Сибири,  имена  исследователей Восточной Сибири

Личностные: овладение  системой  географических знаний

Метапредметные:умение моделировать.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений для  создания  на к/к модели отражающей географические объекты Восточной Сибири.

 Самостоятельная работа

Интернет – ресурсы   Физическая карта России
Физическая карта  Восточной Сибири

31

Осваиваем методы проектирования. «Оценка рекреационных  ресурсов России – Восточной Сибири

Защита проектов. Разработка и рекламирование туристических маршрутов  по территории Восточной Сибири Тематика маршрутов обосновывается: историко-культурные памятники, природные уникумы, особо охраняемые территории.

Личностные:осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование в виде проекта.

 Предметные: использовать приобретенные знания и умения о  природе Восточной Сибири для составления проектов.

Исследовательский

Презентация

32

Осваиваем метод моделирования

Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты территории  Дальнего Востока, имена  землепроходцев и исследователей этого края

Личностные: овладение  системой  географических знаний

Метапредметные:умение моделировать.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений для  создания  на к/к модели отражающей географические объекты  Дальнего Востока.

 Самостоятельная работа

Интернет – ресурсы   Физическая карта России
Физическая карта   Дальнего Востока

33

Осваиваем методы проектирования. Проект « Географическое исследование Камчатки. Камчатка – заповедный край Земли, страна вулканов и гейзеров»

Разработка виртуального путешествия по Камчатке и представление материала в форме дневниковых записей географа- исследователя

Личностные:осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование в виде проекта.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения о  природе  Дальнего Востока для составления проектов.

Исследовательский

Презентация

Дневниковые записи географа - исследователя

                                        Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России        2ч

34,35

« Семь чудес света России».

  «Чудес Света Ульяновской области

Защита проектов. «Семь чудес света России и   Чудеса Света Ульяновской области». Знакомство с уникальными памятниками природы России и Ульяновской области

Личностные:осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование в виде проекта.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения о  природе  России и Ульяновской области для составления проектов.

Исследовательский

Презентация

                                                                                       

                                                                                   Учебно-методическое обеспечение.

Литература.

1.Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение. 2010 г.

2. Баринова И.И. Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой География. России. Природа М.  Дрофа 2016г.

3.Бородина С.В. География. 8 класс. Рабочая программа к УМК И.И. Бариновой. ФГОС

4.Василенко Л.М. Научно- исследовательская работа в школе по географии. География в школе.- 2008 №5 с 57-58.

5. Иванова В.Н. География.7-11 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Волгоград Учитель, 2009.

6. Ким Э.В., Марченко Н.А, Низовцев В.А. Рабочая тетрадь к учебнику А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э. В. Ким География России. Природа и население. М.  Дрофа 2015г.

7. Пятунин В.Б.,  Таможня Е.А.   Рабочая тетрадь к учебнику. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня  География. России. Природа. Население.8 класс М.«Вентана- Граф» 2015 г.

Электронные образовательные ресурсы. Физическая карта России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

 Географическое положение России интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2007

Тектоника и минеральные ресурсы: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Геологическая карта России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа,2006

Климатическая карта России: интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2006

Природные зоны и биологические ресурсы России: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006.

Растительность России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

 Почвенная карта России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Западная Сибирь. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Урал. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Восточная Сибирь. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Дальний восток. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Россия.- энциклопедия .М.: « Большая российская энциклопедия», 2006.

Электронное приложение В.П.Дронов «География, Россия: природа, население, хозяйство». 8 класс.

Электронное картографическое пособие «География. Мир» 5-11.

Уроки географии Кирилла и Мефодия, 8 класс: Виртуальная школа.  «Интеллект-Центра» г. Москва, издательства «Эксмо» г. Москва, «Арк-Систем» г. Москва

 Интернет – ресурсы.

Мегаэнциклопедия  Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ

Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2 

УРОКИ ГЕОГРАФИИ. 8 КЛАСС.  http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://www.georus.by.ru

 География России. Природа и население. 8 класс. http://www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/193.php

 Природа России.  /www.nd.ru/prod.asp?razd=descr8719=russia_nature. 

 Энциклопедия Байкала.  www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod_id=%7B4369AC02-2FEF-46C8-A033-F2057E17ADC9%7D.

 География России.  /www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id

Дополнительное оборудование:

 географические атласы, настенные и интерактивные географические карты, энциклопедии, справочники, интернет-сайты

• демонстрационные печатные пособия (комплект портретов географов и путешественников, настенные наглядные пособия);

• ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;

• оборудование для организации практических работ;

 • демонстрационные модели и приборы;

• библиотека географической литературы (справочники, научно-популярные издания, художественные произведения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности в начальных классах

программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

программа внеурочной деятельности география 5 класс

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Географ-следопыт" 5, 6 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Географ-следопыт» составлена на основе учебно-методического пособия  М.Ю. Аксеновой, Е.В. Храмовой "Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы)"...

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...

Программа по внеурочной деятельности для 7 класса "География моего края" (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края»  разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...

Программа по внеурочной деятельности для 8 класса "География моего края" (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края»  разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...