Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograf-sledopyt.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с законом «Об образовании», а также с базисным учебным планом школы. Данная рабочая программа базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Общая характеристика факультатива.
География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук.
В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география, как мировоззренческий междисциплинарный предмет, должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.
Программа рассчитана на 34 часа занятий, где учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку.
Главная цель факультатива:
Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Учебно-методические задачи факультатива:
- развивать личную ответственность школьника за всё происходящее в окружающем мире;
- развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира.
Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки.
В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира.
Главной воспитательной целью курса следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.
Методические особенности организации занятий
1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоения программы факультатива «Школа географа-следопыта» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- производить простейшую съемку местности;
- понимать принцип действия различных приборов: солнечных часов, гномона, теллурия, флюгера, анемометра и др;
- освоить метод моделирования космических тел: Солнца, Земли, Луны;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды.
Регулятивные умения:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные учебные умения:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, сбор информации, ее преобразование.
Коммуникативные учебные умения:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом.
Содержание программы
География – наука о планете Земля. Построение модели, позволяющей понять принцип действия солнечных часов.
Наблюдение - метод географической науки. Как географы изучают процессы и объекты. Строение гномона. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Глобус – модель Земли. Положение Земли в Солнечной системе. Измерение окружности по глобусу.
Я – фенолог-наблюдатель. Географический полюс, дни весеннего, осеннего равноденствия; дни зимнего, летнего солнцестояния. Изготовление «Календаря погоды».
Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце». Пояса освещенности. Демонстрация движения Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Строим свою модель Земли. Ядро, мантия, земная кора. Моделирование «твердой Земли».
Создаем конструктор литосферных плит. Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит. Огненное кольцо.
Коллекция горных пород и минералов. Горные породы своей местности. Сбор образцов пород.
Почувствуем себя учеными-сейсмологами. Интенсивность землетрясений по 12-балльной шкале.
Принцип работы нивелира. Изготовление прибора. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира.
Почувствуем себя топонимистами. Топонимика. Работа с топонимическим словарем. Названия географических объектов.
Изготовление простого барометра. Опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра. Измерение атмосферного давления.
Изготовление флюгера. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного флюгера. Измерение направления и скорости ветра.
Составление розы ветров. Направление ветра. Роза ветров. Составление графика розы ветров.
Изготовление дождемера. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного дождемера. Измерение количества осадков. Построение климатограммы.
Изготовление термометра. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного термометра. Измерение температуры воздуха. Построение графика среднемесячных температур воздуха.
Почувствуем себя метеорологами-синоптиками. Погода по народным приметам. Прогноз на весну и лето.
Изучение свойств воды. Круговорот воды в природе. Опыты по изучению свойств воды.
Почувствуем себя мореходами. Части Мирового океана. Работа в контурных картах по объектам Мирового океана. Составление маршрута путешествий по океанам.
Игра «Знатоки морских названий». Происхождение географических названий. Игра.
Почувствуем себя гидрологами. Части реки. Путешествие по Волге в пять морей.
Принцип «работы» родников. Опыты, показывающие, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Моделирование самодельного родника.
Почувствуем себя фольклористами. Легенды и народные сказания, посвященные воде.
Почувствуем себя палеонтологами. Палеонтология. Работа с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
Древние животные Земли. Геохронологическая таблица. Древние животные.
Составление фотоколлажа «Животные и растения тропиков». Биогеография. Комнатные растения по географическому принципу, уход за комнатными растениями.
Составление маршрута для туристов. Особо охраняемые территории. Где бы я хотел побывать. Составление маршрута.
Создаем географическую игротеку. Геолото. Составление географических игр.
Игра «Узнай растение и животное».
«Погружение» в глубины Атлантического океана. Подводный мир. Игра «Глубины Атлантики».
Конкурс презентаций «Мир природных зон»
Почувствуем себя экотуристами
Конкурс проектов.
Итоговое занятие.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
лекции | практикум (творческая работа) | контроль | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Земля - планета Солнечной системы | 3 | 1 | 2 | |
3 | Внутреннее строение Земли | 6 | 2 | 4 | |
4 | Атмосфера | 6 | 1 | 5 | |
5 | Водная оболочка Земли | 6 | 3 | 3 | |
6 | Биосфера | 10 | 4 | 6 | |
7 | Обобщение | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 11 | 22 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название темы занятия | Кол-во часов | Вид занятия | Дата | УУД | |
по плану | факти-чески | |||||
Введение – 2 часа | ||||||
Почувствуем себя древними географами | 1 | Лекция, Практическая работа (моделирование) | Регулятивные УУД: -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умение управлять своей познавательной деятельностью; -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимо-действие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). | |||
Принцип работы гномона. | 1 | Практическая работа, наблюдение | ||||
Земля - планета Солнечной системы - 3 часа | ||||||
Глобус – модель Земли | 1 | Практическая работа (моделирование) | Регулятивные УУД: - определение цели обучения; - умение формулировать для себя задачи; - умение выдвигать версии решения проблем. Познавательные УУД: - умение создавать обобщения, создавать аналогии; - определять возможные источники необходимых сведений. Коммуникативные УУД: - умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; - уметь договариваться с людьми иных позиций. | |||
Я – фенолог-наблюдатель | 1 | Практическая работа | ||||
Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце» | 1 | Лекция | ||||
Геосферы Земли - часов Внутреннее строение Земли – 6 часов | ||||||
Строим свою модель Земли | 1 | Практическая работа (моделирование) | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | |||
Создаем конструктор литосферных плит | 1 | Практическая работа (конструирование) | ||||
Коллекция горных пород и минералов | 1 | Лекция, мультимедиа | ||||
Почувствуем себя учеными-сейсмологами | 1 | Лекция, видеоурок | ||||
Принцип работы нивелира | 1 | Практическая работа | ||||
Почувствуем себя топонимистами | 1 | Лекция, практическая работа | ||||
Атмосфера – 6 часов | ||||||
Изготовление простого барометра | 1 | Практическая работа (моделирование) | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умение управлять своей познавательной деятельностью; -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - умение создавать обобщения, создавать аналогии; - определять возможные источники необходимых сведений; - умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; - уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | |||
Изготовление флюгера | 1 | Практическая работа (моделирование) | ||||
Составление розы ветров. | 1 | Практическая работа | ||||
Изготовление дождемера | 1 | Практическая работа (конструирование) | ||||
Изготовление термометра | 1 | Практическая работа (моделирование) | ||||
Почувствуем себя метеорологами-синоптиками | 1 | Лекция, видеоурок | ||||
Водная оболочка Земли – 6 часов | ||||||
Изучение свойств воды | 1 | Практическая работа | Регулятивные УУД: -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: - умение определять понятия; - создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для познавательных задач; - умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; - уметь договариваться с людьми иных позиций. | |||
Почувствуем себя мореходами | 1 | Практическая работа в контурных картах | ||||
Игра «Знатоки морских названий» | 1 | Урок-игра | ||||
Почувствуем себя гидрологами | 1 | Урок-путешествие | ||||
Принцип «работы» родников | 1 | Практическая работа-опыт | ||||
Почувствуем себя фольклористами | 1 | Лекция, семинар | ||||
Биосфера – 10 часов | ||||||
Почувствуем себя палеонтологами | 1 | Лекция | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; - умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. | |||
Древние животные Земли | 1 | Урок-презентация | ||||
Составление фотоколлажа «Животные и растения тропиков» | 1 | Практическая работа | ||||
Составление маршрута для туристов | 1 | Практическая работа | ||||
Создаем географическую игротеку | 1 | Урок-конструирование | ||||
Создаем географическую игротеку | 1 | Урок-конструирование | ||||
Игра «Узнай растение и животное» | 1 | Урок-игра | ||||
«Погружение» в глубины Атлантического океана | 1 | Практическая работа-игра | ||||
Конкурс презентаций «Мир природных зон» | 1 | Урок презентаций | ||||
Почувствуем себя экотуристами | 1 | Практическая работа | ||||
Обобщение – 1 час | ||||||
Конкурс проектов. Итоговое занятие | 1 | Урок обобщения знаний | Регулятивные УУД: - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; - умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...