Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города СП-Б
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе 1 час в неделю | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 266
с углубленным изучением французского языка
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Принято Педагогическим советом Протокол № _______ от «____» _____________ 20___ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ средней школы № 266 ________________/Э.Х. Папуциди/ Приказ № ______ от «____» ____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«География в городе»
для 6б класса
на 2019- 2020 учебный год
Составитель:
Абрамова Елена Ивановна
Санкт-Петербург
2019г
Пояснительная записка
Программа основана на плане внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса, который является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов.
Нормативно - правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня:
• Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);
• Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;
• СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении;
нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
• Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Авторской программы Тарасовой Л.В., Кузнецовой Т.С (Кафедра ЕНО,СП-Б АППО)
Кол-во часов 34 ( 1 часа в неделю)
Цель программы: создать условия для формирования географической культуры учащихся, картографической грамотности и системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи программы:
- повышение интереса к географии и краеведению;
- вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими использовать карты, путеводители, статистические материалы, Интернет, справочную литературу для характеристики городской среды проживания;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников;
- формирование умений осуществлять исследовательскую деятельность;
- развитие самостоятельности;
- работа с научными, научно-популярными и литературными источниками, включающими описание особо охраняемых и рекреационных ресурсов Санкт-Петербурга;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволит сформировать географическую картину мира;
-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе и деятельности известных земляков, понимания ценность и значимость каждой человеческой жизни;
- использование межпредметны связей;
- воспитание коммуникативной культуры.
Основные формы организации занятий: учебные занятия на базе школы – теория и практика, практические работы вне школы, экскурсии.
Актуальность программы заключается в том, что разработка методики внеурочной работы для школ имеет не только научное (связанное с раскрытием теории и методики внеурочной работы по географии), но и социальное (связанное с формированием коммуникативной компетентности личности), а также прикладное значение (связанное с разработкой и реализацией методики внеурочной работы по географии).
Формы подведения итогов: программой предусмотрена защита проектов, метапредметная викторина, защите презентаций, определение лучшей работы на фотовыставке.
Формы организации занятий (ориентированы на диалог с учащимися):
• пешеходные экскурсии;
• презентации проектов;
• беседы, викторины;
• виртуальные путешествия;
• «круглый стол»;
• конкурсы, фотовыставки;
• пресс-конференция;
• посещение музеев;
• работа с литературой, картографическим материалом, Интернетом
Содержание программы
1.Географическое положение Санкт-Петербурга (1 часа).
Лекция: Влияние географического положения на особенность природы и хозяйства. Балтийский водный бассейн и транспортные пути. Административное деление города. Города и поселки, входящие в состав Санкт-Петербурга
Практическая работа №1. Характеристика и оценка географического положения СанктПетербурга. Связь географического положения, особенностей природы и хозяйственного освоения территории.
Тема 2. Природа Санкт-Петербурга (33 часов)
2. Рельеф городской территории (2 часа)
Лекция: Геологическое прошлое. Этапы геологической истории. Силурийское плато. Глинт. Геологическая карта. Характер и география пород, слагающих территорию. Оледенение, ледниковые формы рельефа. Особенности рельефа разных частей города. Невская низменность. Рельеф города Санкт-Петербурга.
Географический диктант. Перечислить моря, образовавшиеся после отступления ледника, низменности, террасы.
3.Полезные ископаемые на территории Санкт-Петербурга (2 часа).
Лекция: Полезные ископаемые пески, глины, минеральные краски, известняк, торф, подземные воды.
Виртуальное путешествие по физической карте города.
4.Камень в убранстве города (4 часа).
Лекция: Значение камня в строительстве и архитектуре. Строительный материал: песок и глина. Каменное убранство Санкт-Петербурга. Облицовочный камень.
Экскурсия на несколько станций Метрополитена.
5. Особенности городского климата (2 часа).
Лекция: Тип климата, связь с климатообразующими факторами. Погодные условия по сезонам года. Микроклимат Санкт-Петербурга, тенденции изменения под влиянием антропогенного фактора.
Творческое задание. Найти описание погоды и климата Санкт-Петербурга в произведениях писателей и поэтов.
6. Нева и её естественные притоки (2 часа).
Лекция: Река Нева, ее происхождение, длина. Характер течения, особенности питания и режима. Ширина и глубина реки Невы в пределах Санкт-Петербурга. Особенности Невской дельты. Рукава и острова дельты, притоки. Невы.
Практическая работа №2. Отметить на контурной карте Неву и наиболее крупные ее притоки.
7.Водные искусственные сооружения. Каналы (4 часа).
Лекция: Каналы .Обводный канал. Сестрорецкий разлив. Строительство дамбы.
Экскурсия на «Водоканал».
8. Пруды и озера Санкт-Петербурга (2 часа).
Лекция: Графский пруд, Суздальские озера: Верхнее, Среднее, Нижнее. Озеро Долгое. Дудергофское озеро. Озеро Щучье. Особенности происхождения озер, характер берегов, ледовый режим.
Работа в группах. На контурной карте нанести водные объекты.
9.Озеро Лахтинский разлив.
Лекция: Озеро Лахтинский разлив. Реки, впадающие в озеро.
Творческое задание. Нарисовать обитателей озера.
10.Финский залив. Наводнения.
Лекция: Происхождение Финского залива, глубины, ледовый режим. Районы, которые омывает Финский залив. Опасные явления. Наводнения, их причины и последствия.
Презентация о наводнениях.
11. Почвенное разнообразие городского пространства.
Лекция: Почвы, их различия в границах города, уничтожением плодородного слоя земель. Почвогрунты. Культурный слой в городе.
Экскурсия в центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.
12.Растительный мир города. Скверы. Сады. Парки.
Лекция: Грибы. Водоросли. Лишайники. Мхи. Сосновка. Ботанический сад, Александровский сад, Юсуповский сад, Таврический парк, Михайловский парк, Муринский парк.
Фотовыставка.
13.Летний сад как природный и социокультурный объект.
Лекция: Летний сад. Лиственные и хвойные деревья.
Экскурсия в Летний сад.
14. Животный мир города.
Лекция :Животный мир.50 видов млекопитающих в Петербурге. Кроты, ежи, землеройки, крысы, зайцы, белки, летучие мыши, птицы, жабы, ящерицы, 40 видов рыб, насекомые.
Творческое задание. Нарисовать животных, встречающихся в городских ландшафтах своего района.
Ожидаемые результаты реализации программы:
в области познавательных УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, Интернет;
- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его местоположении;
- систематизацию географических и краеведческих знаний;
в области регулятивных УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
в области личностных УУД:
- проявление устойчивого интереса к прошлому своего города, семьи и малой родины;
- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;
- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации;
- инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;
в области коммуникативных УУД:
- формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе;
- побуждение интереса к самопознанию;
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;
- формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умение задавать вопросы.
Личностные результаты:
-формирование у школьников мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
- организация на занятии парно-групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов, изображенных на географических картах;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
В процессе реализации программы «География в городе» формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих, интересам общества).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).
Учебно- познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
Коммуникативная (умение работать в. команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).
Связанность и систематичность содержания учебного материала достигается выбором такой последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение последующих знаний обеспечивается предыдущими, а так же прослеживанием связей между частными и общими знаниями.
Об успешности реализации данной программы можно судить по завершению ученических работ и проведению итоговой конференции.
Методическое обеспечение программы
Введение (1 час)
На вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом проектных, творческих, самостоятельных работ, которые необходимо выполнить за время обучения, с перечнем экскурсий. Учащиеся получают список литературы по содержанию курса.
Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы на знание своего города, вопросы могут носить географический, краеведческий, культурологический характер. При проведении викторины необходимо определить правила, очередность хода, типы и сложность вопросов, порядок выявления победителей, вознаграждение за правильный ответ. Возможна подготовка учителем презентации-викторины.
Перечень экскурсий:
1. В Петропавловскую крепость на экспозицию «Петербург до Петербурга».
2. На насколько станций метрополитена, ближайших к месту проживания( по выбору учителя), знакомство с минералами, горными породами, использованными при строительстве станций.
3. На «Водоканал». Музейный комплекс «Вселенная Воды»: ( экскурсия по выбору)
классическую экспозицию «Мир воды Санкт-Петербурга», мультимедийную экспозицию «Подземный мир Санкт-Петербурга», мультимедийную экспозицию «Вселенная Воды», показывающую воду во всех ее проявлениях – как созидательных, так и разрушительных, со всеми ее загадками, тайнами и легендами.
4. В центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.
5. В Летний сад.Памятные места Летнего сада. Ботанические экскурсии с рассказом о цветах, лекарственных травах и других растениях, высаженных здесь.
6. Русское географическое общество. История создания, посещение музея, знакомство с биографиями и открытиями русских путешественников.
Работа с Интернетом. Предложить учащимся выйти на сайты, предварительно просмотрев их :http://spbcentre.ru/1.html,
http://bookimir.ru/loads/504646-dvorcy-sankt-peterburga-hudozhestvenno-istoricheskiy-ocherk-ap-kryukovskih.html.
Практические работы.
Практическая работа №1.
Географическое положение Санкт-Петербурга. Работа с атласами и контурными картами.
Площадь города, сравнить с площадью некоторых государств мира.
Определить местоположение на карте России Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отметить на контурной карте, какими водоемами омывается, с какими регионами граничит.
Определить координаты города, вытянутость с запада на восток и с севера на юг.
Найти острова, которые относятся к городу.
Виды транспорта города.
Сделать выводы об особенностях географического положения города и оценить его.
Практическая работа №2.
Нева и ее естественные притоки. Найти на карте города Неву и отметить на контурной карте наиболее крупные ее притоки.
Большая Невка, разделяющаяся на Среднюю и Малую Невку, Большая и Малая Нева, Фонтанка, Пряжка, Карповка, Екатерингофка, Ждановка, Смоленка, Крестовка, Кронверкский пролив, Черная речка, Мойка, Дубровка, Мурзинка, Охта, Славянка, Утка, Мга, Святка, Тосна, Ижора, Черная, Волковка.
Каналы: Морской канал, канал Грибоедова, Обводный, Крюков, Новоладожский.
Можно выделить левые притоки и правые притоки.
Практическая работа №3. Составление списка «географических» музеев города с помощью литературы и Интернет. Нанесение их на контурную карту.
Практическая работа №4.На контурной карте показать границы района проживания и районы пограничные районы.
Работа в группах, в парах требует конкретизации заданий, позволяет осуществлять коммуникацию и оценивать работу самим участникам процесса обучения (самооценка). Работа с использованием исторических карт, знакомство с легендой карты.
Фотовыставки.
На вводном занятии познакомить с тематикой фотовыставок, предложить учащимся попробовать себя в роли фотографа, оговорив размеры фотографий, обязательные комментарии к ним, критерии оценки работы.
Творческие задания. Найти описание погоды и климата Санкт-Петербурга в произведениях писателей и поэтов.
Нарисовать обитателей озера Лахтинский разлив.
Нарисовать животных, встречающихся в городских ландшафтах своего района.
«Круглый стол».
Вопросы для обсуждения:
Факторы отрицательного воздействия современного общества на географическую среду и здоровье человека.
Ухудшение экологической и обстановки в акватории Финского залива.
Экологическая характеристика Невы.
Основные источники загрязнения подземных вод.
Атмосферные загрязнения и их влияние на город.
Влияние вырубки деревьев на экологическую обстановку в городе.
Привести примеры антропогенного воздействия на природу, здоровье жителей Санкт-Петербурга.
Территории в Санкт-Петербурге с неблагоприятной экологической обстановкой.
Город и горожане, воспитание городом. Воздействие города на характер мышления, на формирование представления об окружающем мире.
Важность стоящих перед жителями Санкт-Петербурга экологических проблем.
Презентация проектов.
Этапы работы над учебным проектом: выявление проблемы, определение темы будущего проекта, планирование работы над проектом, постановка цели, задач проекта, методы и способы, создание продукта, результат, рефлексия.
1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами.
2. Выбор один из предложенных проектов и обоснование его актуальности.
3. Выявление проблемы, сформирование цели и задач проекта.
4. Указать учебный материал, литературу по предмету и межпредметным связям, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
5. Продумать теоретическую и практическую значимость проекта.
6. Выбрать методы решения проблемы.
7. Определить продукт проектной деятельности.
8. Указать этапы работы над проектом.
9. Обозначить форму представления проекта.
10.Перечислить критерии оценивание проекта
Пресс-конференция. Эти занятие имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Такие занятия способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | ||||
Дата (п/ф) | Лекции | Практические занятия | ||||||
Природа Санкт-Петербурга (34 часов) | ||||||||
1-3 | Введение.Географическое положение. Рельеф городской территории. Практ. раб. №1 | 2.09 9.09 16.09 | 3 | 1 | 1 | Географический диктант | ||
4 | Полезные ископаемые на территории Санкт-Петербурга | 23.09 | 1 | 1 | 1 | Виртуальное путешествие | ||
5-8 | Камень в убранстве города | 30.09 7.10 14.10 21.10 | 4 | 1 | 3 | Экскурсия на несколько станций Метрополитена | ||
9-10 | Особенности городского климата | 4.11 11.11 | 2 | 1 | 1 | Творческое задание | ||
11-12 | Нева и её естественные притоки. | 18.11 25.11 | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №2 | ||
13-16 | Водные искусственные сооружения. Каналы. | 2.12 9.12 16.12 23.12 | 4 | 1 | 3 | Экскурсия на «Водоканал» | ||
17-18 | Пруды и озера Санкт-Петербурга | 13.01 20.01 | 2 | 1 | 1 | Работа в группах на контурной карте | ||
19-20 | Озеро Лахтинский разлив | 27.01 3.02 | 2 | 1 | 1 | Творческое задание | ||
21-22 | Финский залив. Наводнения. | 10.02 17.02 | 2 | 1 | 1 | Презентация о наводнениях | ||
23-24 | Почвенное разнообразие городского пространства. | 24.02 2.03 | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в музей почвоведения | ||
25-27 | Растительный мир города. | 9.03 16.03 30.03 | 3 | 1 | 3 | Проект. Фотовыставка. | ||
28-31 | Летний сад как природный и социокультурный объект. | 6.04 13.04 20.04 27.04 | 4 | 1 | 3 | Экскурсия в Летний сад | ||
32-34 | Животный мир города. | 4.05 11.05 18.05 | 3 | 1 | 1 | Творческая работа | ||
ИТОГО | 34 |
Список литературы
1.Анисимов Е. Петербург времен Петра Великого. М.:Центрополиграф, 2003.
2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли /под ред. А.Г. Асмолова/А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. М.,2008.
3.Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга/ Отв. Ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. СПб, 2014.176с.
4.Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство. Монография. - СПб.,2003.-224с.
5.Васильев С.В., Соломин В.П.Экологизация географического образования: Сущность. Развитие. Реализация: Учебное пособие.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- 159с.
6.Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2014.- 127 с.
7.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-4-е изд.- М.: Просвещение,2014.-223с.
8.География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. М.: Изд-во МГУ, 2008-88с.
9.Геоинформационная система «Всемирное наследие»: методические рекомендации для учителей. Баранов А.С, Баранова И.И. Финаров Д.П. //География в школе, №5, 2007.- С 59-66..
110.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-3 изд.-М.: Просвещение, 2012.
12..Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. - М.:Искусство,2000.-С.159-173.
13.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.-2 изд.- М.: Просвещение, 2014.- 92 с.
14.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
15.Нестеров Е.М., Соломин В.П., Дзюба О.Ф Природа Санкт-Петербурга. Книга для детей и родителей. СПб.:Тесса, 2006.
16.Объекты Всемирного наследия. Энциклопедия в 2 частях-М.: Новая элита, 2009. - 487с.
17.О природном и культурном наследии Санкт-Петербурга для естественников и гуманитариев: учебно-методическое пособие /Э.В.Гущина и др.; под ред.Э.В.Гущиной.-СПб.: СПбАППО.2011.-204с.
18.Официальный сайт комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
19. Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010.-71с
20.Природа родного края: учеб.пособ. для 6 кл. /З.А.Томанова, А.Н. Любарский.-СПб.: Специальная литература, 2008.-150с.
21.Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.- М.: Просвещение,2011.-96с.
22.Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы /В.В.Рубцов. Т.Г. Ивошина. -М: Московский городской психолого - педагогический университет, 2002.-272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...
рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 5 класс по теме "Путешествуем по странам и континентам"
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;показа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная география»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА 2023-2024 г....