Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"
рабочая программа по географии (6 класс)

Абрамова Елена Ивановна

Программа  "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города  СП-Б

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 266

с углубленным изучением французского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим советом

Протокол № _______

от «____» _____________ 20___ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ средней школы № 266

________________/Э.Х. Папуциди/

Приказ № ______

от «____» ____________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«География в городе»

для  6б  класса

на 2019- 2020 учебный год

Составитель:  

Абрамова Елена Ивановна

Санкт-Петербург

2019г

Пояснительная записка

Программа основана на плане внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса, который  является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов.

Нормативно - правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня:

• Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);

 • Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;

 • СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении;

нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

• Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Авторской программы   Тарасовой Л.В., Кузнецовой Т.С (Кафедра ЕНО,СП-Б АППО)

Кол-во часов 34 ( 1  часа в неделю)

Цель программы: создать условия для  формирования географической культуры учащихся, картографической грамотности  и системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи программы:

- повышение интереса к географии и краеведению;

- вооружение учащихся специальными и общеучебными  знаниями, позволяющими использовать карты, путеводители, статистические материалы, Интернет, справочную литературу для характеристики городской среды проживания;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников;

- формирование умений осуществлять исследовательскую деятельность;

- развитие самостоятельности;

- работа с научными, научно-популярными и литературными источниками, включающими описание особо охраняемых и рекреационных ресурсов Санкт-Петербурга;

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволит сформировать географическую картину мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе и деятельности  известных земляков, понимания ценность и значимость каждой человеческой жизни;

- использование межпредметны связей;

- воспитание  коммуникативной  культуры.

Основные формы организации занятий: учебные занятия на базе школы – теория и  практика,   практические работы вне школы,  экскурсии.

Актуальность программы заключается в том, что разработка методики внеурочной работы для школ имеет не только научное (связанное с раскрытием теории и методики внеурочной  работы по географии), но и социальное (связанное с формированием коммуникативной компетентности личности), а также прикладное значение (связанное с разработкой и реализацией методики внеурочной работы по географии).

Формы подведения итогов: программой предусмотрена  защита проектов, метапредметная викторина, защите презентаций, определение лучшей работы на фотовыставке.

Формы организации занятий (ориентированы на диалог с учащимися):

•        пешеходные экскурсии;

•        презентации проектов;

•        беседы, викторины;

•        виртуальные путешествия;

•        «круглый стол»;

•        конкурсы, фотовыставки;

•        пресс-конференция;

•        посещение музеев;

•        работа с литературой, картографическим материалом, Интернетом

Содержание программы

1.Географическое положение Санкт-Петербурга (1 часа).

Лекция: Влияние географического положения на особенность природы и хозяйства. Балтийский водный бассейн и транспортные пути. Административное деление города. Города и поселки, входящие в состав Санкт-Петербурга

Практическая работа №1. Характеристика и оценка географического положения СанктПетербурга.  Связь географического положения, особенностей природы и хозяйственного освоения территории.

Тема 2. Природа Санкт-Петербурга (33 часов)

 2. Рельеф городской территории (2 часа)

Лекция: Геологическое прошлое. Этапы геологической истории. Силурийское плато. Глинт. Геологическая карта. Характер и география пород, слагающих территорию. Оледенение, ледниковые формы рельефа. Особенности рельефа разных частей города. Невская низменность. Рельеф города Санкт-Петербурга.

Географический диктант. Перечислить моря, образовавшиеся после отступления ледника, низменности, террасы.

 3.Полезные ископаемые на территории Санкт-Петербурга (2 часа).

Лекция: Полезные ископаемые пески, глины, минеральные краски, известняк, торф, подземные воды.

Виртуальное путешествие по физической карте города.

4.Камень в убранстве города (4 часа).

Лекция: Значение камня в строительстве и архитектуре. Строительный материал: песок и глина. Каменное убранство Санкт-Петербурга. Облицовочный камень.

Экскурсия на несколько станций Метрополитена.

 5. Особенности городского климата (2 часа).

Лекция: Тип климата, связь с климатообразующими факторами. Погодные условия по сезонам года. Микроклимат Санкт-Петербурга, тенденции изменения под влиянием антропогенного фактора.

Творческое задание.  Найти описание погоды и климата Санкт-Петербурга   в произведениях писателей и  поэтов.

 6. Нева и её  естественные  притоки (2 часа).

Лекция: Река Нева, ее происхождение, длина. Характер течения, особенности питания и режима. Ширина и глубина реки Невы в пределах Санкт-Петербурга. Особенности Невской дельты. Рукава и острова дельты, притоки. Невы.

Практическая работа №2. Отметить на контурной карте Неву и наиболее крупные ее притоки.

 7.Водные искусственные сооружения. Каналы (4 часа).

Лекция: Каналы .Обводный канал.  Сестрорецкий   разлив. Строительство дамбы.

Экскурсия на «Водоканал».

 8. Пруды и озера Санкт-Петербурга (2 часа).

Лекция: Графский пруд, Суздальские озера: Верхнее, Среднее, Нижнее. Озеро Долгое. Дудергофское озеро. Озеро Щучье. Особенности происхождения озер, характер берегов, ледовый режим.

Работа в группах. На контурной карте нанести водные объекты.

9.Озеро Лахтинский разлив.

Лекция: Озеро  Лахтинский  разлив. Реки, впадающие в озеро.

Творческое задание. Нарисовать обитателей озера.

10.Финский залив. Наводнения.

Лекция: Происхождение Финского залива, глубины, ледовый режим. Районы, которые омывает  Финский залив. Опасные явления. Наводнения, их причины и последствия.

Презентация о наводнениях.

11. Почвенное разнообразие городского пространства.

Лекция: Почвы, их различия в границах города, уничтожением плодородного слоя земель. Почвогрунты. Культурный слой в городе.

Экскурсия в центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.

12.Растительный мир города. Скверы. Сады. Парки.

Лекция: Грибы. Водоросли. Лишайники. Мхи. Сосновка. Ботанический сад, Александровский сад, Юсуповский сад, Таврический парк, Михайловский парк,  Муринский парк.

Фотовыставка.

13.Летний сад как природный и социокультурный объект.

 Лекция: Летний сад. Лиственные и хвойные деревья.

Экскурсия в Летний сад.

14. Животный мир города.

Лекция :Животный мир.50 видов млекопитающих в Петербурге. Кроты, ежи, землеройки, крысы, зайцы, белки, летучие мыши, птицы, жабы, ящерицы, 40 видов рыб,   насекомые.

Творческое задание. Нарисовать животных, встречающихся в городских ландшафтах своего района.

Ожидаемые результаты реализации программы:

в области познавательных УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, Интернет;

- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

 - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его местоположении;

 - систематизацию  географических  и краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

- принятие и сохранение учебной задачи;

 - - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

в области личностных УУД:

- проявление устойчивого интереса к  прошлому своего города,  семьи и малой родины;

 - уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;

 - проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации;

- инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

в области коммуникативных УУД:

- формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе;

 - побуждение интереса к самопознанию;

 - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;

 - формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- умение задавать вопросы.

Личностные   результаты:

-формирование у школьников   мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

 -развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

 - организация на занятии парно-групповой работы.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

 - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-   основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 - осуществлять анализ объектов, изображенных на  географических картах;

 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

 - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

В процессе реализации программы «География в городе» формируются следующие компетенции:

Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих,  интересам общества).

Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).

Учебно-  познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).        

Коммуникативная (умение работать в. команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).

Связанность и систематичность содержания учебного материала достигается выбором такой последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение последующих знаний обеспечивается предыдущими, а так же прослеживанием связей между частными и общими знаниями.

Об успешности реализации данной программы можно судить по завершению ученических работ и проведению итоговой конференции.

Методическое  обеспечение  программы

Введение (1 час)

       На вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом проектных, творческих, самостоятельных   работ, которые необходимо выполнить за  время обучения, с перечнем экскурсий.  Учащиеся получают список литературы по содержанию курса.

Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы на знание своего города, вопросы могут носить географический, краеведческий, культурологический характер.  При проведении викторины необходимо определить правила, очередность хода,  типы и сложность вопросов, порядок  выявления победителей, вознаграждение за правильный ответ. Возможна подготовка учителем презентации-викторины.

Перечень экскурсий:

1.  В Петропавловскую крепость на экспозицию «Петербург до Петербурга».

2. На насколько станций метрополитена, ближайших к месту проживания( по выбору учителя), знакомство с минералами, горными породами,  использованными при строительстве станций.

3. На «Водоканал». Музейный комплекс «Вселенная Воды»: ( экскурсия  по выбору)

классическую экспозицию «Мир воды Санкт-Петербурга», мультимедийную экспозицию «Подземный мир Санкт-Петербурга», мультимедийную экспозицию «Вселенная Воды», показывающую воду во всех ее проявлениях – как созидательных, так и разрушительных, со всеми ее загадками, тайнами и легендами.

4. В центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.

5. В Летний сад.Памятные места Летнего сада. Ботанические экскурсии с рассказом о цветах, лекарственных травах и других растениях,  высаженных здесь.

6. Русское географическое общество. История создания, посещение музея, знакомство с биографиями  и  открытиями русских путешественников.

Работа с Интернетом. Предложить учащимся выйти на сайты, предварительно просмотрев их :http://spbcentre.ru/1.html,

http://bookimir.ru/loads/504646-dvorcy-sankt-peterburga-hudozhestvenno-istoricheskiy-ocherk-ap-kryukovskih.html.

Практические работы.

Практическая работа №1.

Географическое положение Санкт-Петербурга. Работа с атласами и контурными картами.

Площадь города, сравнить с площадью некоторых государств мира.

Определить местоположение на карте России Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отметить  на контурной карте, какими водоемами омывается, с какими регионами граничит.

Определить координаты города, вытянутость с запада на восток и с севера на юг.

Найти острова, которые относятся к городу.

Виды транспорта города.

Сделать выводы об особенностях географического положения города и оценить его.

Практическая работа №2.

Нева и ее естественные притоки. Найти на карте города Неву и отметить на контурной карте наиболее  крупные ее притоки.

Большая Невка,  разделяющаяся на Среднюю и Малую Невку, Большая и Малая Нева, Фонтанка, Пряжка, Карповка,  Екатерингофка, Ждановка, Смоленка,  Крестовка, Кронверкский пролив, Черная речка, Мойка, Дубровка, Мурзинка,  Охта, Славянка, Утка,  Мга,  Святка, Тосна, Ижора, Черная, Волковка.

Каналы: Морской канал, канал Грибоедова, Обводный, Крюков, Новоладожский.

Можно выделить левые притоки и правые притоки.

Практическая работа №3. Составление списка «географических» музеев города с помощью литературы и Интернет. Нанесение их  на контурную карту.

Практическая работа №4.На контурной карте показать границы района проживания и районы пограничные районы.

Работа в группах, в парах требует конкретизации заданий, позволяет осуществлять коммуникацию и оценивать работу самим участникам процесса обучения (самооценка). Работа с использованием исторических карт, знакомство с легендой карты.

Фотовыставки.

На вводном занятии познакомить с тематикой фотовыставок, предложить учащимся попробовать себя в роли фотографа, оговорив размеры фотографий, обязательные комментарии к ним, критерии оценки работы.

Творческие задания. Найти описание погоды и климата Санкт-Петербурга  в произведениях писателей и  поэтов.

Нарисовать обитателей озера Лахтинский разлив.

Нарисовать животных, встречающихся в городских ландшафтах своего района.

«Круглый стол».

Вопросы для обсуждения:

Факторы отрицательного воздействия современного общества на географическую среду и здоровье человека.

Ухудшение экологической и обстановки в акватории Финского залива.  

Экологическая характеристика Невы.

 Основные источники загрязнения подземных вод.

Атмосферные загрязнения и их влияние на   город.

Влияние вырубки деревьев на экологическую обстановку в городе.

 Привести примеры антропогенного воздействия на природу, здоровье жителей Санкт-Петербурга.

Территории  в Санкт-Петербурге с неблагоприятной экологической обстановкой.

Город и горожане, воспитание городом. Воздействие города на характер мышления, на формирование представления об окружающем мире.

Важность стоящих перед жителями Санкт-Петербурга экологических проблем.

Презентация проектов.

Этапы работы над учебным проектом: выявление проблемы, определение темы будущего проекта, планирование работы над проектом, постановка цели, задач проекта, методы и способы, создание продукта, результат, рефлексия.

1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами.

2. Выбор один из предложенных проектов и обоснование его актуальности.

3. Выявление проблемы, сформирование   цели и задач проекта.

4. Указать   учебный материал, литературу   по предмету и межпредметным  связям, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

5. Продумать теоретическую и практическую значимость проекта.

6. Выбрать   методы решения проблемы.

7. Определить продукт проектной деятельности.

8. Указать этапы работы над проектом.

9. Обозначить форму представления проекта.

10.Перечислить критерии оценивание проекта

Пресс-конференция.  Эти занятие   имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем  с целью их популяризации и пропаганды. Такие занятия способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

Дата

(п/ф)

Лекции

Практические

занятия

Природа Санкт-Петербурга (34 часов)

1-3

Введение.Географическое положение. Рельеф  городской территории. Практ. раб. №1

2.09

9.09

16.09

3

1

1

Географический диктант

4

Полезные ископаемые на территории  Санкт-Петербурга

23.09

1

1

1

Виртуальное

путешествие

5-8

Камень в убранстве города

30.09

7.10

14.10

21.10

4

1

3

Экскурсия на несколько станций Метрополитена

9-10

Особенности городского климата

4.11

11.11

2

1

1

Творческое задание

11-12

Нева и её  естественные притоки.

18.11

25.11

2

1

1

Практическая работа  №2

13-16

Водные искусственные сооружения. Каналы.

2.12

9.12

16.12

23.12

4

1

3

Экскурсия на «Водоканал»

17-18

Пруды и озера Санкт-Петербурга

13.01

20.01

2

1

1

Работа в группах на контурной карте

19-20

Озеро Лахтинский разлив

27.01

3.02

2

1

1

Творческое задание

21-22

Финский залив. Наводнения.

10.02

17.02

2

1

1

Презентация о наводнениях

23-24

Почвенное разнообразие городского пространства.

24.02

2.03

2

1

1

Экскурсия в музей почвоведения

25-27

Растительный  мир города.

9.03

16.03

30.03

3

1

3

Проект. Фотовыставка.

28-31

Летний сад как природный и социокультурный объект.

6.04

13.04

20.04

27.04

4

1

3

Экскурсия в Летний сад

32-34

Животный мир города.

4.05

11.05

18.05

3

1

1

Творческая работа

ИТОГО

34

Список литературы

1.Анисимов Е. Петербург времен Петра Великого. М.:Центрополиграф, 2003.

2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли /под ред. А.Г. Асмолова/А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. М.,2008.

3.Атлас особо охраняемых  природных территорий Санкт-Петербурга/ Отв. Ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. СПб, 2014.176с.

4.Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство. Монография. - СПб.,2003.-224с.

5.Васильев С.В., Соломин В.П.Экологизация  географического образования: Сущность. Развитие. Реализация: Учебное пособие.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- 159с.

6.Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2014.- 127 с.

7.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-4-е изд.- М.: Просвещение,2014.-223с.

8.География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. М.: Изд-во МГУ, 2008-88с.

9.Геоинформационная система «Всемирное наследие»: методические рекомендации для учителей. Баранов А.С, Баранова И.И. Финаров Д.П. //География в школе,  №5, 2007.- С 59-66..

110.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-3 изд.-М.: Просвещение, 2012.

12..Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. - М.:Искусство,2000.-С.159-173.

13.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.-2 изд.- М.: Просвещение, 2014.- 92 с.

14.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

15.Нестеров Е.М., Соломин В.П., Дзюба О.Ф Природа Санкт-Петербурга. Книга для детей и родителей. СПб.:Тесса, 2006.

16.Объекты Всемирного наследия. Энциклопедия в 2 частях-М.:  Новая элита, 2009. - 487с.

17.О природном и культурном наследии Санкт-Петербурга для естественников и гуманитариев: учебно-методическое пособие /Э.В.Гущина и др.; под ред.Э.В.Гущиной.-СПб.: СПбАППО.2011.-204с.

 18.Официальный сайт комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 19. Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010.-71с

20.Природа родного края: учеб.пособ. для 6 кл. /З.А.Томанова, А.Н. Любарский.-СПб.: Специальная литература, 2008.-150с.

21.Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.- М.: Просвещение,2011.-96с.

22.Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы /В.В.Рубцов. Т.Г. Ивошина. -М: Московский городской психолого - педагогический университет, 2002.-272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса....

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....