Педагогические технологии
учебно-методический материал
Описание педагогичских технологий в процессе обучения физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе.
Технология современного проектного обучения; суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.
Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Целевые ориентации:
- формирование проектной деятельности, проектного мышления;
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:
— брать на себя ответственность;
— участвовать в совместном принятии решения;
— регулировать конфликты ненасильственным путем;
— оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;
— делать свой выбор;
— владеть устным и письменным общением;
— учиться всю жизнь.
Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Концептуальные позиции
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.
Деятельностный подход.
Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип обеспечения ответственности за результат.
Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Особенности организации и методики
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
— исследовательские (по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем);
— творческие ( не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник, модель), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме;
— информационные (сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки);
— социально значимые (с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы).
Моделирование. Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Это своеобразный конструктор, охватывающий все сферы содержания образования. При этом речь идет как о мыследеятельностном моделировании, так и о построении натуральных моделей. Перспективно моделирование с применением компьютерных средств обучения.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким; можно выделить краткосрочные (2-6 ч.), среднесрочные (12-15 ч.), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Оценка деятельности
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:
- владение способами познавательной деятельности;
- умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
- коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
- самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный момент. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную физическую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.
Технология деятельностного подхода; в наш бурный век развития цивилизации в области экономики, науки и техники знания довольно быстро устаревают или оказываются недостаточными. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, её анализ, запоминание и самооценка. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает организацию и создание учителем необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях. Иначе говоря, формирование умения учиться и тем самым, овладевать универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как: готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода.
Современный урок физики должен быть ориентирован на решение комплекса образовательных задач: усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий;
формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;
развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, образное и аналитическое мышление;
развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать выводы;
формирование и поддержание познавательного интереса к физике.
Проблемное обучение; хочется остановиться на проблемном обучении. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами физическое явление, закон. Использование проблемно-поисковых методов в преподавании физики позволяет решать следующие задачи:
Формировать теоретические знания учащихся;
Развивать у учащихся: словесно-логическое мышление; самостоятельность мышления;
познавательный интерес; речь.
Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создается проблема. Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления. Вопрос может входить в структуру проблемной задачи, выполняя функцию ее требования, и выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Как правило, в таких задачах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.
При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача — это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественно и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач можно познакомить учащихся с достижениями науки и техники, воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность. Процесс решения задач также является средством контроля знаний и умений учащихся.
При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинноследственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Широкое применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.
Примеры:
К уроку «Сила трения» 7кл (А.В.Перышкин)
Имеются два шнура: шелковый и льняной. Какой шнур вы предпочтете для завязывания мешка?
Влияет ли прицеп на значение силы трения между колесами трактора и почвой?
К уроку «Давление» 7кл (А.В.Перышкин)
Почему у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?
В каком случае давление человека на дорогу больше и во сколько раз: когда он стоит на одном месте или когда идет?
К уроку «Диффузия» 7кл (А.В.Перышкин)
В каком растворе – горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы?
На каком физическом явлении основано применение в медицине мазей, гелей и других наружных лекарственных средств
К уроку «Архимедова сила» 7кл (А.В.Перышкин)
Почему рыбы имеют более слабый скелет, чем животные, обитающие на суше?
Почему плавает тяжелый корабль, а гвоздь, брошенный в воду тонет?
Проблемные ситуации могут возникать спонтанно, что наблюдается практически на каждом уроке независимо от технологии, темы, предмета; могут намеренно создаваться учителем. Особую ценность в рамках проблемного обучения имеют проблемы, самостоятельно сформированные и разрешенные учениками, задачей учителя в этом случае является «удержание» обсуждения в русле целей, задач, темы данного урока.
При анализе проблемных ситуаций и решении проблем реализуется воспитательная функция урока. В классе должна быть атмосфера демократизма, сотрудничества. Авторитарный стиль руководства здесь неуместен. Ученики учатся уважать точку зрения другого, слушать, обосновывать свое утверждение; воспитывается культура дискуссии и общения в целом.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Например
1) обнаружение противоречий практической деятельности (принцип действия обычного и медицинского термометров; как лучше разрубить полено, если в нем застрял топор);
2) сравнение, сопоставление фактов, обобщения, выводы (сравнение закономерностей электростатического и гравитационного полей; выяснение природы света на основе экспериментальных фактов; объяснение).
Примеры проблемных задач.
К уроку «Скорость» 7кл (А.В.Перышкин)
Проблемная задача. В 1966 г. атомные подводные лодки впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой средней скоростью они двигались?
К уроку «Расчет пути и времени движения» 7кл (А.В.Перышкин)
Проблемная задача. В тяжелых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны возникла острая нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которое всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два конструктора военной техники — С.Г.Симонов и В.А.Дегтярев. В течение месяца они сконструировали и представили для испытаний образцы новых противотанковых ружей.
На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м/с, настигла его через 0,5 с?
Исследовательские заданиями практического характера активизируют познавательную деятельность, вызывает интерес у учащихся, будят их мысль. Примеры вариантов исследовательских заданий, используемых на уроках:
8 класс. Тема: «Мощность тока». «Предскажите, как будет изменяться мощность электрического тока в резисторах в зависимости от способа их соединения? Затем поставьте эксперимент».
Для самостоятельного исследования отбираю такие задания для учащихся, с которыми они могут справиться. Основная задача учителя при руководстве проблемным экспериментом состоит в том, чтобы каждый ученик выполнил задание при минимальной помощи со стороны учителя.
В 7 кл. провожу исследовательские работы при изучении таких вопросов: сила трения, её виды, от чего зависит; каковы условия плавания тел в жидкостях, равновесия рычага .
В 8 кл. уроки исследования провожу по темам - последовательное и параллельное соединение проводников.
Применение на уроках проблемно-поисковых методов приводит к развитию навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективны эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, теорий, законов физики, а содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжают ранее изученное, когда содержание доступно для самостоятельных поисков учащихся, т.е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей учеников.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте: Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Как правило, такие уроки (уроки-турниры, уроки-соревнования) провожу в конце изучения темы или раздела. Например, в 10 классе после изучения раздела «Кинематика» проводится урок-турнир, в котором класс делится на две команды. Им предлагаются различные конкурсы: конкурс эрудитов, где каждая команда отвечает на вопрос ведущего (очки присваиваются по количеству правильных ответов); конкурс «Быстро и в точку», где командам предлагаются тестовые задания с выбором ответа; конкурс «Люди науки», в котором проверяются исторические факты о биографии учёных; конкурс «Порешаем!», в котором команды работают над задачами. Побеждает та команда, которая решила больше задач за определённое время; конкурс любителей кроссвордов, в котором команды обмениваются составленными ранее кроссвордами. После проведения конкурсов подводятся итоги и победители награждаются. Такие уроки проходят очень эмоционально, ведь здесь каждый несёт ответственность не только за себя, но и за всю команду, т.е. воспитывается командный дух. Также создаётся ситуация успеха, мотивирующая учащихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Технология уровневой дифференциации; при организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании). Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы. Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.
При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.
Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.
На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.
На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.
Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.
Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета.
Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:
А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.
В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
Например для 7 класса по теме:
«Механическое движение. Плотность вещества»:
ВАРИАНТ « А»
1. Определите плотность металлического бруска массой 474,5 г и объемом 65 см3.
2. Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдет путь 250 м?
З. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.
ВАРИАНТ «В»
1. Стальная отливка объемом 25 дм3 имеет массу 150 кг. Эта отливка сплошная или полая?
2. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути, если первые 6 км пути он проехал за 12 мин, а следующие 10 км пути - за 18 мин.
3. Как изменилась масса автомашины после того, как в нее погрузили 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3 каждый?
ВАРИАНТ «С»
1. Автомашина грузоподъемностью З т должна перевезти песок объемом 40 м3. Сколько рейсов потребуется для этого сделать?
2. Определите массу воздуха, проходящего через легкие человека за 2 ч, если за 1 мин человек делает 15 вдохов и с каждым из них в его легкие поступает воздух объемом
600 см3.
3. Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие З ч он двигался со скоростью 50 км/ч?
Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни. Учёт особенностей восприятия, переработки и применения учебного материала, внимание к реакции на обучение каждого конкретного школьника может сделать процесс освоения физики, успешным для каждого. Именно такой подход к обучению является существенным условием в реализации нового федерального образовательного стандарта
Показатели эффективности реализации технологии:
Повышается уровень мотивации учения
Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...