Эссе "Я - учитель"
материал

Ковалева Елена Николаевна

Эссе учителя математики для участия в конкурсе "Учитель года-2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Я –УЧИТЕЛЬ!»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Лев Толстой

 Когда я решила стать учителем? Мне кажется, что это было решено еще до моего рождения. Думаю, на бирке, которая была привязана к моей ручке в роддоме, было написано «Девочка, 3,800, учитель математики». Хотя мама, наверное, этого не помнит. Зато, если спросить у нее, какая была моя любимая книга, она точно ответит: учебник математики.

В школе математика давалась мне легко и вызывала большой интерес. Меня восхищала ее логичность, точность и рациональность. С удовольствием решала задачки, и чем труднее задача, тем больше она меня интриговала. Я искала разные пути для ее решения и находила. Мне пригодились знания приемов, полученные на уроках математики и на занятиях математического кружка. Часто помогала своим подружкам-одноклассницам разобраться с домашними заданиями по математике, стараясь объяснить трудные и непонятные для них вещи. После окончания школы у меня не возникало сомнений в выборе будущей профессии. Я поняла, что мое предназначение – сделать математику доступной, помогать другим постигать ее секреты.

И вот уже более 30 лет я работаю в школе учителем математики. Каким же должен быть учитель в моем понимании?

Конечно, он должен любить свой предмет и в совершенстве им владеть, уметь объяснять трудные вещи простым языком, иллюстрируя примерами и опираясь на ассоциации.   «Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще» (Альберт Эйнштейн). К сожалению, многие считают математику скучным предметом. Они думают: «Как можно ее любить? Там же сплошные сухие цифры!» На самом деле эти люди просто ее не понимают. Знание законов математики и умение ими пользоваться, а также обладание логическим мышлением (в формировании которого, кстати, математика играет не последнюю роль) позволяют оперировать «сухими цифрами» как фигурами на поле шахматной доски, выстраивать из них стройные и изящные решения задач, применять математические модели в различных областях. Раскрытию гармонии математики и широты ее практического применения мне помогает создание с детьми творческих проектов, среди которых такие, как «Математика и литература», «Математика и календарь», «Путешествие в удивительный мир фракталов» и другие. Чтобы суметь увлечь своим предметом, показать его красоту и значимость, учителю, кроме знания предмета, надо еще обладать множеством творческих способностей: быть лириком и поэтом,  художником и актером.

Учитель – наставник и старший товарищ для своих учеников, который всегда рядом и поможет в трудную минуту. Задача учителя заключается не столько в том, чтобы передать готовые знания, сколько в том, чтобы научить детей добывать эти знания самостоятельно. Надо  учить их работать с учебником и другими источниками: находить информацию, перерабатывать ее, выбирать главное, классифицировать понятия, внимательно читать каждое задание и осмысливать его, чтобы понять, каким способом его выполнить; оценивать результаты своей деятельности: видеть свои успехи и ошибки, стремиться их исправить. «Не мыслям надобно учить, а - мыслить!» (Кант).  Учитель как факел, он не ведет за руку, только освещает путь и предлагает его пройти самим, а не проходит этот путь за своих учеников. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Адольф Дистервег). Зная и учитывая уровень развития способностей своих учеников, надо предлагать посильные для них задания разного уровня, давая возможность каждому работать в полную силу, сам учитель в это время выполняет функцию координатора.

Учителю необходимо быть психологом, уметь находить подход к каждому ученику, знать, кого можно поругать, а кого ни в коем случае. Для кого-то это может стать стимулом, а кто-то потеряет интерес к учебе. Есть дети (их не много), которые отказываются отвечать перед классом, не хотят выходить к доске. Не потому, что не знают материал, а по каким-то другим причинам (стесняются, боятся насмешек одноклассников и т.д.). К ним нужен особый подход. Например, можно дать им возможность ответить на перемене или в письменной форме, или подойти к ребенку во время урока и тихонько поговорить с ним, пока остальные выполняют другую работу. А вот поощрять надо всех – и тех, кто успел сделать в два раза больше других, и тех, у кого получилось не так много, но прослеживается прогресс в усвоении предмета. Ситуация успеха дает ученику веру в себя, в свои силы и повышает интерес к предмету. Главное не перехвалить, похвала должна быть честно заработана.

Полностью согласна со словами Л.Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Каждый учитель является воспитателем. Он воспитывает уважение к себе, к окружающим, к своему предмету, любовь к красоте, умение слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, общаться в группе. Добиться этого можно только через свой личный пример. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (Адольф Дистервег). Учитель сам должен относиться к своим ученикам с уважением, следить за своей речью, своими действиями, контролировать свои эмоции, уметь держать себя в руках, стараться из любой ситуации выходить достойно, ведь от поведения учителя  зависит и обратная реакция учеников. «Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения». (В. Сухомлинский). Создание благоприятной атмосферы на уроке – одно из важных психологических умений учителя. И приходит оно не сразу, а вырабатывается в течение многих лет работы с детьми.

Считаю, что педагог должен стремиться к личностному саморазвитию, чему способствует обучение на курсах повышения квалификации, а также участие в профессиональных конкурсах. В процессе подготовки к конкурсам приходится пересматривать массу информации, что расширяет кругозор как в предметной, так и в учебно-методической области. Необходимость выступать перед публикой  обязывает грамотно формулировать и выражать мысли, что ведет к совершенствованию речи, а это немаловажно для работы педагога. Обмен опытом с коллегами пополняет базу знаний и умений каждого из участников этого обмена, потому что всегда есть чему поучиться друг у друга.  Все это способствует самосовершенствованию учителя, развитию уверенности, повышению самооценки, дает новые знания, которые впоследствии  применяются на уроках, и в результате влияют  на качество этих уроков.

С годами требования к уроку меняются. Это связано с развитием различных инновационных технологий, современной техники и умением работать с этой техникой. Современный педагог просто обязан на высоком уровне владеть всеми техническими средствами обучения. Во-первых, чтобы сделать свой урок более качественным. Во-вторых, чтобы сгладить разницу в восприятии материала между педагогом и детьми, которые родились уже в век компьютеров и телефонов, великолепно ими пользуются и имеют навыки поиска информации в интернете. В-третьих, многие мероприятия сейчас проводятся с применением дистанционных технологий и требуют повышения уровня использования возможностей компьютера и интернета. Особым стимулом к освоению компьютерных технологий явилось дистанционное обучение, когда учителю надо искать способы наладить контакт с учениками удаленно. И, хотя ничто не заменит живое общение, умение держать связь с детьми в период дистанта позволяет не останавливать процесс обучения, делать его наиболее продуктивным.

Как и любое явление, развитие научно-технического прогресса имеет свои положительные и отрицательные стороны. Современные дети почти с рождения много времени проводят за экранами телефонов, планшетов и мониторами компьютеров. В основном они заняты играми, просмотрами видеороликов и репортажей различных блогеров. Информация, полученная из интернета, яркая, легкодоступная, не требует больших усилий. В итоге у многих детей снижается способность к восприятию абстрактного материала, они обладают краткосрочной памятью, что затрудняет процесс обучения. Учителю необходимо считаться с этими особенностями и учитывать в своей работе, искать и применять методики и приемы, направленные на активизацию мышления, развитие внимания и памяти. Большую роль на уроках играют принципы наглядности и доступности, связь изучаемого материала с практическим применением, сравнение и ассоциации.

За много лет работы в школе я многому научилась, профессия меня меняла, учила терпению, мудрости, вниманию к ученикам и к их особенностям. Всякое бывало. Но я всегда чувствовала себя на своем месте. Когда дети тебе улыбаются, смотрят с пониманием, делают успехи, со звонком с урока удивленно спрашивают «А что, урок уже закончился?», ты понимаешь, что не зря посвятил себя своей работе, появляется второе дыхание. Несмотря на свою загруженность в школе (33 часа в неделю), я каждый год участвую в международной профессиональной олимпиаде учителей математики «Профи», готовлю детей к конференциям и конкурсам. Мне это нравится, я получаю удовольствие, хотя и очень устаю. Чтобы расслабиться, занимаюсь фитнесом, иногда играю на баяне. В свободное время занимаюсь своим любимым занятием – разгадываю японские кроссворды. Мое кредо «Не останавливаться на достигнутом!»

В прошлом году мой младший сын закончил школу. Он спрашивал у меня, жалела ли я когда-нибудь, что выбрала профессию учителя. Когда я ответила «нет», он назвал меня счастливым человеком. Сейчас он учится на первом курсе педагогического колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...