Рабочая программа элективного курса
рабочая программа
Рабочая программа
элективного интегрированного учебного курса
«Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_geografiya_hmao.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного интегрированного учебного курса
«Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного интегрированного учебного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по предметной области «География» и может быть использована для изучения в 8-9 классах. Рабочая программа разработана в соответствии с законом «О региональном (национально-региональным) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», рассматривается как комплексный регионоведческий курс; составлена на основе спецкурса по этнографии для «Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)» (Х.-М., 1992), методического пособия В.И.Сподиной по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты) (Мегион, Диамант, 1995), программы интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». 8-9 классы (Х.-М., Полиграфист, 2012); соответствует учебнику «География Ханты-Мансийского автономного округа, 8-9» (В.В.Бакулин, В.В.Козин и др., М., Экопрос, 2009).
Основу данной рабочей программы составляют:
опора на понимание того, что нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью;
познание региональных проблем устойчивого развития, включающих в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил;
стремление к организации действенных мер по сохранению благоприятных экологических качеств природной среды округа.
Общая характеристика учебного курса
Цель - сформировать позитивный, привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина – человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- на основе гуманизации и культурологической направленности содержания интегрированного курса овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных природных условиях.
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.
- продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.
- развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.
- выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
Данная рабочая программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении. Содержание элективного интегрированного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе.
Место учебного курса в учебном плане
Программа элективного интегрированного учебного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского АО-Югры» объемом 35 часов в год, по 1 ч. в неделю. изучается в течение всего учебного года.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за ХМАО, патриотизма и гражданской позиции. Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к созданию элективного интегрированного курса. Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы. Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Цель осуществления экологического принципа – исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания – геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход – основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии, экологии и этнографии также общие объекты исследования (изучения) – природа, экономика и культура своего края. Используемые в программе принципы предполагают постоянный сбор информации из различных источников – прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других. Сегодня поставлена задача не столько в получении новых знаний, сколько в систематизации уже имеющихся. В географии объектом исследования являются экосистемы (природные, природно-хозяйственные), в экологии – экосистемы. Такой системный подход сближает географию и экологию. Влиянием окружающей среды на человека занимается экология человека. Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения.
Результаты освоения учебного курса
В модели элективного интегрированного учебного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 8-9 классе важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения. Одна из составных частей программы – этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографические знания усиливают идею гуманизации школьной географии. Программа элективного интегрированного курса построена по принципу преемственности.
Отличительной чертой элективного интегрированного учебного курса является целостность:
- по содержанию эколого-географических знаний;
- по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;
- по формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;
- по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;
- по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.
Особенностью элективного интегрированного учебного курса является гуманизация его содержания: в центре – человек; на нём замыкается и природа, и экономика, и культура. Это позволяет обучающимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края.
Содержание учебного курса
№№ п/п | Наименование тематического раздела | Кол-во часов по разделу | |
1. | Введение в предмет. | 1 | |
2. | Округ на карте Родины. Правовой статус. | 4 | |
3. | Природа и человек. | Тема 1. Рельеф и недра. | 5 |
Тема 2. Климат и человек. | 3 | ||
Тема 3. Внутренние водные ресурсы. | 3 | ||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | 2 | ||
Тема 5. Живая природа. | 4 | ||
Тема 6. Природопользование и охрана природы. | 4 | ||
4. | Население ХМАО-Югры | 5 | |
5. | Повторение и обобщение изученного материала. | 4 | |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Раздел | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Основные формы деятельности |
1. | Введение в предмет. | Вводное занятие. Край надежд. | Особенности и задачи курса «География и экология ХМАО-Югры». Источники знаний о своём крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования её природных ресурсов. | 1 | Беседа, работа с картой атласа | |
2. 3. | Раздел I. Округ на карте Родины. Правовой статус (4 часа). | Территория, границы и географическое положение округа. | Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-геогафического, их влияния на природу, население и экономику округа | 2 | Лекция, работа с картой атласа | |
4. 5. | Административно-территориальное устройство. Излучинск - поселок в котором я живу. | Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. | 2 | Лекция, работа с картой атласа. Презентация о поселке. | ||
6. 7. | Раздел II. Природа и человек. Тема 1. Рельеф и недра (5 часов). | Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, жизнь населения. Влияние древнего четвертичного оледенения на рельеф ХМАО. | Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. | 2 | Лекция, работа по карте атласа Исследование и анализ, полученных результатов. | |
8. 9. 10. | Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики. Изучить (вертикальный разрез) и показать месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых, и в каких ярусах они находятся. | Округ-кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и в мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. | 3 | Лекция, практическая работа. Составление схемы геологического строения территории округа | ||
11. 12. 13. | Тема 2. Климат и человек (3 часа). | Климатические особенности округа. Климатообразующие факторы. Климат и человек. Сезоны года и опасные природные явления. | Неблагоприятные природные и опасные явления. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. | 2 1 | Беседа, практическая работа. Составление розы ветров для поселка Излучинск. | |
14. 15. 16. | Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа). | Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды. Исследование и создание комплексной физико - географической характеристики реки Вах и Окуневки. Водные ресурсы и человек. | Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш – главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Болота - « кладовые солнца». Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа. | 2 1 | Лекция, экскурсия на реку Вах. Практическая работа, самостоятельная работа | |
17. 18. | Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (2 часа). | Почва - «зеркало ландшафта». Почвенные и земельные ресурсы. | Почвенные ресурсы округа. Почвы-показатель состояния окружающей среды. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. | 2 | Беседа, самостоятельная работа | |
19. 20. | Тема 5. Живая природа (4 часа). | Особенности растительности округа. Растительность гор и равнин. | Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова. Приспособленность растений к условиям обитания. Характерные особенности таёжных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Редкие и исчезающие растения. | 2 | Беседа, практическая работа | |
21. 22. | Особенности разнообразия животного мира. Воздействие человека и хозяйственной деятельности на животный мир округа. | Приспособленность животных к условиям обитания. Специфика жизни в таёжных ландшафтах. Редкие и исчезающие животные. | 2 | Беседа, викторина "Рыбы нашего края" | ||
23. 24. | Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа). | Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное. Экологическая ситуация в округе, воздействие на окружающую среду промышленных комплексов. | Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. | 2 | Лекция, практическая работа | |
25. 26. | История охраны природы в округе. Особо охраняемые природные территории - Заповедники; - Заказники и другие виды охраняемых территорий | Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озёра», «Самаровский чугас», «Сибирские увалы»- музеи под открытым небом. | 2 | Лекция, презентации | ||
27. 28. | Раздел III. Население автономного округа (5 часа). | Люди-главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации. Численность населения и его динамика. Национальный состав населения. | Динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. | 2 | Лекция, беседа Презентация | |
29. 30. 31. | Природосообразный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе. Система расселения ,трудовые ресурсы. | Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Социальная защита населения | 3 | Самостоятельная работа, беседа. Работа с дополнительными источниками Информации (книги. атласы, справочники и т.д.) | ||
32. 33. 34. | Обобщающее занятие (3 часа). | Экономика ХМАО, внешние и внутренние связи | Защита проектов, рефератов, презентаций. | 3 | Практика, работа с картой атласа | |
35. | Итоговое повторение (1 час). | Учиться общению с природой. Югра сегодня, завтра | 1 | Презентация |
Материально-техническое обеспечение курса
1.Мегионский городской историко - этнографический музей
Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты) - Мегион 1995 год
2.Правительство Ханты - Мансийского Автономного округа - Югры Открытое акционерное общество"Научно - производственный центр комплексного мониторинга и кадастра природных ресурсов" Географический факультет Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова Автономная некомерческая организация экспертно - аналитический центр по проблемам окружающей среды "Экотера"
Атлас Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Природа и экология
Ханты - Мансийск - Мосва
2004
3.География Ханты - Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8 -9 классов. - М.:Экопрос,1996,224с.
4.Иллюстрированный атлас России
Москва 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...