Технологическая карта урока
материал

Назарова Евгения Викторовна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя

Назарова Евгения Викторовна

Предмет

Русский язык

Дата

27 февраля 2018

Класс

5 «Б»

УМК

Учебник

Разумовская М.М. и другие

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.М.Разумовская  и др.;- М.: Дрофа, 2018. – 74 с.

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

Буквы Е-И в корнях с чередованием. (Раздел изучения – «Глагол»).

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Технология обучения русскому языку

Технология личностно – ориентированного образования «Обучение как исследование».

Место проведения

МБОУ СОШ№4 г. Сургута.

Цель урока:

Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора букв Е – И в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Предметные результаты

Знать перечень корней с чередованием е – и, условия выбора букв е – и в изучаемых корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием е – и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные результаты

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Личностные результаты

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости…»

(слайд 1).

-Проверьте свою готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность и правильность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимать познавательную задачу.

Регулятивные:  Оценивать свою готовность к уроку.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока.

Начнём работу со звукобуквенного анализа слова. Как называется такой разбор?

Ёлка. Молодцы!

Следующая работа поможет определить тему нашего урока.

Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогаетобучающимся сформулировать цели и задачи урока.

Подводит к работе со слайдом: «Что значит диагностическая работа?»

Предлагает ученику прочитать задание на слайде.

На доске (экране) (слайд 2 «Диагностическая работа») записаны слова с пропусками букв. Задание: Сгруппируйте слова. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.

Сл…гаемое, ф…гура, сл…жение, оч…щать, р…сток, г…тара, загл…делся, р…стение, к…нал,расст…лать, т…нистый.

-Поднимите руку, кому непонятно задание.

-Выполняем работу.

Организует обсуждение исследования:

«Посмотрите на предложенные слова.

Что общего у этих слов?»

«На сколько групп вы разделили данные слова?»

«По какому принципу  распределяли слова по группам?»

Организует работу по проверке правильности выполнения задания:

«Проверим правильность выполнения задания по слайду «Ключ».

Обменяйтесь тетрадями в парах».

На экране (слайд 3 «Ключ»).

  1. фИгура, гИтара, кАнал;
  2. очИщает, заглЯделся, тЕнистый;
  3. слАгаемое, слОжение, рОсток, рАстение.                      

«Выполните взаимопроверкуработы по критериям».

Объясните орфограммы в корнях слов».

Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений, (определении границы «знания-незнания):

«Что вызвало затруднения?»

Выписывает слово «расст…лать» на доску.

«К какой группе вы отнесёте данное слово?»

«Ваши версии написания гласной в корне слова «расст…лать»?

(Выписывает  версии на доску)

«Какая задача стоит перед нами?»

«Сформулируем тему урока».

Записывает тему урока на доске. (Слово «расст…лать» записано на доске с чередованием).

Выполняют работу. Один учащийся работает у доски.

Выполняют диагностическую работу, распределяя слова по группам, отвечают на вопросы. Осуществляют проверку по «ключу», оценивая работу по критериям. Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Отвечают на вопрос:

«Это значит, мы будем проверять знания, полученные нами ранее. Как хорошо нами усвоен пройденный материал»

.

Отвечают на вопросы учителя:

«Безударные гласные в корне».

«На 3 группы».

«Непроверяемые гласные в корне слова, проверяемые ударением и гласные в корнях с чередованием».

Выполняют взаимопроверку, ориентируясь на слайд 3. Выставляют оценки карандашом. (Критерии: 1-2 ош. – «4», 3-4 ош. – «3».)

Объясняют написание гласных в корнях, дают полные ответы.

Выявляют затруднения, определяют границы знания – незнания:

«Слово «расст…лать».

«А почему на слайде -ключе нет слова «расст…лать»?

«К безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением…» Предположения…

«стЕлит», «подстИлка».

«Определить, какую букву писать в слове «расст…лать» - Е или И».

«Правописание гласной в корне слова «расстЕ/Илать».

Записывают тему урока в тетради.

Познавательные:

понимать познавательную задачу. осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.                

Коммуникативные:: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли.

Актуализация знаний.

Воспроизведение и коррекция  ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Наблюдение за языковым материалом.

Организует наблюдение за языковым материалом, создаёт ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений  (слово «расст…лать»).

«Перед нами три слова «стелит, подстилка и расст…лать».  Какое слово может выступать в роли проверочного?»

«Являются ли слова «стЕлит», «подстИлка» и «расст…лать» однокоренными?

«Значит, слово «расстИлать» вы можете проверить и словом «стЕлит», и словом «подстИлка»? Какое из двух слов выберете? Ваши версии».

«Мы с вами уже встречались с корнями с чередованием?»

«Докажите, что это корень с чередованием».

«Как мы пишем корни с чередованием?»

«Мы это правило знаем?»

«Предлагаю вывести это правило. Для этого проведём исследование».

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Однокоренное или форма слова».

«Однокоренными называются слова, имеющие общий корень. Чтобы доказать, что слова являются однокоренными, нужно истолковать их лексическое значение».

« Да. У них общее лексическое значение. «Стелить» - раскладывать по поверхности».

«Написание гласной в корне данного слова нельзя проверить по сильной позиции.

Это корень с чередованием».

«Да».

«Лексическое значение у этих слов одинаково, корень один, но гласные в корнях разные – Е иИ».

«По правилу»

Познавательные:

осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.                

Регулятивные: принимать учебную цель, определять её, уметь слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов.

Коммуникативные: развивать речевую деятельность, правильно выражать свои мысли,

Открытие новых знаний. (Исследование).

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Организует исследовательскую деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи.

Учитель предлагает поработать в парах. (слайд 4)Задание. Проанализируйте данные слова и выведите закономерность.

Застелю, подстилаешь, застилает, настелить, настилать, подстелю.

Организует обсуждение результатов исследования:

 «Каким образом вы проводили исследование? Какую работу выполняли?»

Предлагает сверить со слайдом.

(слайд 5). Слова поделены на 2 столбика, выделены корни:1) Застелю, настелить, подстелю;

2)Подстилаешь, застилает, настилать.

Предлагает сверить со слайдом.

(слайд 6). Слова поделены на 2 столбика, выделены корни и суффикс «А»:                                          1) Застелю, настелить, подстелю;

2)Подстилаешь, застилает, настилать.

«К какой гипотезе вы пришли?»

«Где мы можем подтвердить правильность нашей гипотезы?»

«Сверим наши выводы с правилом в учебнике на стр. 112.»

«Верна наша гипотеза?»

«Проговорите правило сначала про себя, затем друг другу в парах.»

Осуществляют исследовательскую деятельность. Выдвигают гипотезы.

Работают в парах. Обсуждают.

Обсуждают исследование.

Группируют слова:

«Слова можно разделить на 2 группы или 2 столбика. В 1 столбике у слов корень СТЕЛ, во 2 – СТИЛ.» (по 2 человека у доски)

Выделяют у доски суффиксы.

Предлагают гипотезы:

«Если после корня стоит суффикс А, то в данном корне пишем И, если нет, то Е».

«Во 2 столбике глаголы несов. вида, в них во всех корень с И.»

«В учебнике».

Сверяют свои выводы с правилом в учебнике.

«Всё верно. В корнях с чередованием Е-И буква И пишется в том случае, если после корня стоит суффикс А.»

Проговаривают правило в парах.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации, строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать,осуществлять исследовательскую деятельность.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии.                                                                            Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, рассуждать, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  

Первичная проверка понимания. Восприятие и первичное осознание нового.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма.

Организует работу по закреплению умений и навыков.

Предлагает познакомиться с корнями с чередованием на данное правило: «Давайте посмотрим, сколько таких корней с чередованием. Обратите внимание на экран»(слайд 7). Задание. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Объяснить лексическое значение данных слов.

избирать-изберу,запирать - запер,

отдирать – отдеру,вытирать – вытер,

замирать – замер,расстилать – расстелю.

В левом столбике предложены слова, в правом – корни слов с чередованием.

Предлагает зафиксировать в тетради – справочнике материал слайда 7.

Предлагает историю ослика «ИА» для запоминания правила.

Организует работу по составлению алгоритма:

«Составьте алгоритм применения правила».

Выводит пошагово алгоритм на слайде на доску.(слайд )

Предлагает проверить, работает ли алгоритм.

«Работает наш алгоритм?»

Принимают участие в работе под руководством учителя, выполняют задание, работают с учебником, составляют алгоритм действий. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Называют корни, чередующиеся гласные в них, толкуют лексическое значение предложенных слов:

«Избирать – производить выбор, запирать – закрывать на замок, отдирать – отрывать что-то с усилием, вытирать – стирать, очищать что-либо с помощью трения, замирать – становится неподвижным, прекращать деятельность, расстилать – раскладывать что-то по поверхности»

Фиксируют материал слайда 7 в тетради – справочнике, графически выделяя морфемы.

предварительно отступив строку для записи темы.

Учащиеся читают, запоминают. Они улыбаются. Ослик «Иа» поможет вспомнить правило.

«Он может служить нам подсказкой при написании корней с чередованием, зависящих от наличия суффикса «А».

Составляют алгоритм:

1. Выделяем корень с чередованием;

2. находим и выделяем суффикс А;

3. Если есть суффикс А, то в корне пишем И, если нет, то Е.

2 ученика по очереди пошагово применяют алгоритм, проверяя, работает ли он.

Словосочетания: выт…рал доску, выт…р доску.

Подтверждают работоспособность алгоритма, фиксируют его в тетради – справочнике.

Познавательные:

читать, слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебника и в рабочих тетрадях, выполнять задания, практически осваивать методы познания.            

Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения, замечать допущенные ошибки; осуществлять пошаговый и итоговый контроль, успешно использовать его в решении учебной задачи.              

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, уметь задавать вопросы для уточнения последовательности работы, приводить аргументы, подтверждать свою позицию.                Личностные: отстаивать свою точку зрения, оценить усваиваемое содержание.

Физкультминутка

Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Проводит физкультминутку.

1.  День и ночь.

Выполняют упражнения.

Личностные: вырабатывать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему здоровью.

Первичное закрепление Промежуточная диагностика усвоения новых знаний. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, применение новых теоретических сведений (алгоритма) при решении учебно-практических задач.

Организует работу по закреплению умений и навыков.

Учитель:

(слайд)  Задание: Спишите слова (через одно по вариантам), проговорите, объясняя по алгоритму соседу.

отп…раю, отп…реть, соб…раю, соб…рёшь,

зад…рать, зад…рёт.

-Ребята, выполнявшие задания первого варианта, какая гласная встретилась в ваших словах?

-У второго?

Предлагает проговорить ещё раз тему урока: «Теперь мы можем с вами проговорить тему сегодняшнего урока?»

Предлагает задание с проблемным словом (на логическое мышление).

слайд .Задание. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Объясните графически их написание.Сидеть, застелить, глядеть, половинка, умирать, положение,  косичка, отрасль,

Организует проверку правильности выполнения задания.

«Сверьте с доской. Сколько слов выписали?Поднимите руку, кто выписал правильное количество слов.

Кто допустил 1 ошибку?

Поставьте себе «5» те, кто не ошибся»

Работают в парах и индивидуально.

Пользуясь алгоритмом, выписывают слова (1,3,5 слово – 1 вариант, 2,4,6 – 2 вариант)

Выписывают слова, проговаривают, объясняя по алгоритму соседу.

Уточняют тему урока:

«Да. «Буквы Е – И в корнях с чередованием». Записывают формулировку в тетрадь – справочник.

Выписывают слова, объясняют в тетради графически написание корней с чередованием.

Проверяют правильность выполнения работы у доски.

У доски: выходят по 1 человеку, каждый выписывает по одному слову и объясняет.

Отвечают: «Выписали 6 слов: застелить, положение, отрасль, выращивать, умирать, замереть»

Познавательные:

 выполнять задания, практически осваивать методы познания.            

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, приводить аргументы, подтверждать свою позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (технология проблемного диалога).

Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Формирование осознанности и критичности учебных действий;

осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развитие способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Проводит заключительную беседу по вопросам.

Учитель:

«Какую задачу мы поставили в начале урока?»

«Мы можем теперь объяснить написание гласной в корне данного слова?»

Учитель:

«Какова тема сегодняшнего урока?»

«Что нового узнали на уроке?»

Учитель:

«Мы достигли цели урока?»

Учитель:

«Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

Вам понравилась исследовательская работа в паре? Чем?

Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?»

«Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом.»

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Обучающиеся:

«Выяснить, какую букву писать в корне слова «расст…лить» - Е или И?»

«Да.»

Обучающиеся:

«Буквы Е – И в корнях с чередованием.»

«Как правильно писать буквы Е и И в корнях с чередованием»

Обучающиеся:

«Да. Теперь мы знаем при каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких –Е.»

Обучающиеся: «Анализировали, составляли алгоритм».

«Да!!!»

Ответы обучающихся.

«Полученные на уроке знания позволяют правильно, без ошибок писать. Грамотному человеку необходимы эти знания».

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других людей, уметь слушать говорящего.

Коммуникативные: слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, искать свою позицию (делать свой выбор).

Домашнее задание

Информировать обучающихся о домашнем задании, Домашнее задание представлено  с учетом возможностей обучающихся.

Предоставляет выбор заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Дифференцированное домашнее задание(слайд):

Выучить теоретический материал в  п. 76 стр. 74 учебника

На выбор: упр. 601

или  Выписать из художественной литературы слова с чередующимися гласными в корне ( )

Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания.

Познавательные:

 осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с самооценкой, адекватно осуществлять самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...