Технологическая карта урока
материал
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_bukvy_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя | Назарова Евгения Викторовна |
Предмет | Русский язык |
Дата | 27 февраля 2018 |
Класс | 5 «Б» |
УМК Учебник | Разумовская М.М. и другие Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.М.Разумовская и др.;- М.: Дрофа, 2018. – 74 с. |
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) | Буквы Е-И в корнях с чередованием. (Раздел изучения – «Глагол»). |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Технология обучения русскому языку | Технология личностно – ориентированного образования «Обучение как исследование». |
Место проведения | МБОУ СОШ№4 г. Сургута. |
Цель урока: | Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора букв Е – И в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся. |
Предметные результаты | Знать перечень корней с чередованием е – и, условия выбора букв е – и в изучаемых корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием е – и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Метапредметные результаты | Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. |
Личностные результаты | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости…» (слайд 1). -Проверьте свою готовность к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность и правильность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимать познавательную задачу. Регулятивные: Оценивать свою готовность к уроку. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока. | Начнём работу со звукобуквенного анализа слова. Как называется такой разбор? Ёлка. Молодцы! Следующая работа поможет определить тему нашего урока. Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогаетобучающимся сформулировать цели и задачи урока. Подводит к работе со слайдом: «Что значит диагностическая работа?» Предлагает ученику прочитать задание на слайде. На доске (экране) (слайд 2 «Диагностическая работа») записаны слова с пропусками букв. Задание: Сгруппируйте слова. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы. Сл…гаемое, ф…гура, сл…жение, оч…щать, р…сток, г…тара, загл…делся, р…стение, к…нал,расст…лать, т…нистый. -Поднимите руку, кому непонятно задание. -Выполняем работу. Организует обсуждение исследования: «Посмотрите на предложенные слова. Что общего у этих слов?» «На сколько групп вы разделили данные слова?» «По какому принципу распределяли слова по группам?» Организует работу по проверке правильности выполнения задания: «Проверим правильность выполнения задания по слайду «Ключ». Обменяйтесь тетрадями в парах». На экране (слайд 3 «Ключ»).
«Выполните взаимопроверкуработы по критериям». Объясните орфограммы в корнях слов». Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений, (определении границы «знания-незнания): «Что вызвало затруднения?» Выписывает слово «расст…лать» на доску. «К какой группе вы отнесёте данное слово?» «Ваши версии написания гласной в корне слова «расст…лать»? (Выписывает версии на доску) «Какая задача стоит перед нами?» «Сформулируем тему урока». Записывает тему урока на доске. (Слово «расст…лать» записано на доске с чередованием). | Выполняют работу. Один учащийся работает у доски. Выполняют диагностическую работу, распределяя слова по группам, отвечают на вопросы. Осуществляют проверку по «ключу», оценивая работу по критериям. Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. Отвечают на вопрос: «Это значит, мы будем проверять знания, полученные нами ранее. Как хорошо нами усвоен пройденный материал» . Отвечают на вопросы учителя: «Безударные гласные в корне». «На 3 группы». «Непроверяемые гласные в корне слова, проверяемые ударением и гласные в корнях с чередованием». Выполняют взаимопроверку, ориентируясь на слайд 3. Выставляют оценки карандашом. (Критерии: 1-2 ош. – «4», 3-4 ош. – «3».) Объясняют написание гласных в корнях, дают полные ответы. Выявляют затруднения, определяют границы знания – незнания: «Слово «расст…лать». «А почему на слайде -ключе нет слова «расст…лать»? «К безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением…» Предположения… «стЕлит», «подстИлка». «Определить, какую букву писать в слове «расст…лать» - Е или И». «Правописание гласной в корне слова «расстЕ/Илать». Записывают тему урока в тетради. | Познавательные: понимать познавательную задачу. осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы. Коммуникативные:: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли. |
Актуализация знаний. | Воспроизведение и коррекция ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Наблюдение за языковым материалом. | Организует наблюдение за языковым материалом, создаёт ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений (слово «расст…лать»). «Перед нами три слова «стелит, подстилка и расст…лать». Какое слово может выступать в роли проверочного?» «Являются ли слова «стЕлит», «подстИлка» и «расст…лать» однокоренными? «Значит, слово «расстИлать» вы можете проверить и словом «стЕлит», и словом «подстИлка»? Какое из двух слов выберете? Ваши версии». «Мы с вами уже встречались с корнями с чередованием?» «Докажите, что это корень с чередованием». «Как мы пишем корни с чередованием?» «Мы это правило знаем?» «Предлагаю вывести это правило. Для этого проведём исследование». | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Однокоренное или форма слова». «Однокоренными называются слова, имеющие общий корень. Чтобы доказать, что слова являются однокоренными, нужно истолковать их лексическое значение». « Да. У них общее лексическое значение. «Стелить» - раскладывать по поверхности». «Написание гласной в корне данного слова нельзя проверить по сильной позиции. Это корень с чередованием». «Да». «Лексическое значение у этих слов одинаково, корень один, но гласные в корнях разные – Е иИ». «По правилу» | Познавательные: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы. Регулятивные: принимать учебную цель, определять её, уметь слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов. Коммуникативные: развивать речевую деятельность, правильно выражать свои мысли, |
Открытие новых знаний. (Исследование). | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Организует исследовательскую деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи. Учитель предлагает поработать в парах. (слайд 4)Задание. Проанализируйте данные слова и выведите закономерность. Застелю, подстилаешь, застилает, настелить, настилать, подстелю. Организует обсуждение результатов исследования: «Каким образом вы проводили исследование? Какую работу выполняли?» Предлагает сверить со слайдом. (слайд 5). Слова поделены на 2 столбика, выделены корни:1) Застелю, настелить, подстелю; 2)Подстилаешь, застилает, настилать. Предлагает сверить со слайдом. (слайд 6). Слова поделены на 2 столбика, выделены корни и суффикс «А»: 1) Застелю, настелить, подстелю; 2)Подстилаешь, застилает, настилать. «К какой гипотезе вы пришли?» «Где мы можем подтвердить правильность нашей гипотезы?» «Сверим наши выводы с правилом в учебнике на стр. 112.» «Верна наша гипотеза?» «Проговорите правило сначала про себя, затем друг другу в парах.» | Осуществляют исследовательскую деятельность. Выдвигают гипотезы. Работают в парах. Обсуждают. Обсуждают исследование. Группируют слова: «Слова можно разделить на 2 группы или 2 столбика. В 1 столбике у слов корень СТЕЛ, во 2 – СТИЛ.» (по 2 человека у доски) Выделяют у доски суффиксы. Предлагают гипотезы: «Если после корня стоит суффикс А, то в данном корне пишем И, если нет, то Е». «Во 2 столбике глаголы несов. вида, в них во всех корень с И.» «В учебнике». Сверяют свои выводы с правилом в учебнике. «Всё верно. В корнях с чередованием Е-И буква И пишется в том случае, если после корня стоит суффикс А.» Проговаривают правило в парах. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать,осуществлять исследовательскую деятельность. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, рассуждать, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Первичная проверка понимания. Восприятие и первичное осознание нового. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма. | Организует работу по закреплению умений и навыков. Предлагает познакомиться с корнями с чередованием на данное правило: «Давайте посмотрим, сколько таких корней с чередованием. Обратите внимание на экран»(слайд 7). Задание. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Объяснить лексическое значение данных слов. избирать-изберу,запирать - запер, отдирать – отдеру,вытирать – вытер, замирать – замер,расстилать – расстелю. В левом столбике предложены слова, в правом – корни слов с чередованием. Предлагает зафиксировать в тетради – справочнике материал слайда 7. Предлагает историю ослика «ИА» для запоминания правила. Организует работу по составлению алгоритма: «Составьте алгоритм применения правила». Выводит пошагово алгоритм на слайде на доску.(слайд ) Предлагает проверить, работает ли алгоритм. «Работает наш алгоритм?» | Принимают участие в работе под руководством учителя, выполняют задание, работают с учебником, составляют алгоритм действий. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Называют корни, чередующиеся гласные в них, толкуют лексическое значение предложенных слов: «Избирать – производить выбор, запирать – закрывать на замок, отдирать – отрывать что-то с усилием, вытирать – стирать, очищать что-либо с помощью трения, замирать – становится неподвижным, прекращать деятельность, расстилать – раскладывать что-то по поверхности» Фиксируют материал слайда 7 в тетради – справочнике, графически выделяя морфемы. предварительно отступив строку для записи темы. Учащиеся читают, запоминают. Они улыбаются. Ослик «Иа» поможет вспомнить правило. «Он может служить нам подсказкой при написании корней с чередованием, зависящих от наличия суффикса «А». Составляют алгоритм: 1. Выделяем корень с чередованием; 2. находим и выделяем суффикс А; 3. Если есть суффикс А, то в корне пишем И, если нет, то Е. 2 ученика по очереди пошагово применяют алгоритм, проверяя, работает ли он. Словосочетания: выт…рал доску, выт…р доску. Подтверждают работоспособность алгоритма, фиксируют его в тетради – справочнике. | Познавательные: читать, слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебника и в рабочих тетрадях, выполнять задания, практически осваивать методы познания. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения, замечать допущенные ошибки; осуществлять пошаговый и итоговый контроль, успешно использовать его в решении учебной задачи. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, уметь задавать вопросы для уточнения последовательности работы, приводить аргументы, подтверждать свою позицию. Личностные: отстаивать свою точку зрения, оценить усваиваемое содержание. |
Физкультминутка | Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. | Проводит физкультминутку. 1. День и ночь. | Выполняют упражнения. | Личностные: вырабатывать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему здоровью. |
Первичное закрепление Промежуточная диагностика усвоения новых знаний. Оперирование знаниями в новых ситуациях. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, применение новых теоретических сведений (алгоритма) при решении учебно-практических задач. | Организует работу по закреплению умений и навыков. Учитель: (слайд) Задание: Спишите слова (через одно по вариантам), проговорите, объясняя по алгоритму соседу. отп…раю, отп…реть, соб…раю, соб…рёшь, зад…рать, зад…рёт. -Ребята, выполнявшие задания первого варианта, какая гласная встретилась в ваших словах? -У второго? Предлагает проговорить ещё раз тему урока: «Теперь мы можем с вами проговорить тему сегодняшнего урока?» Предлагает задание с проблемным словом (на логическое мышление). слайд .Задание. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Объясните графически их написание.Сидеть, застелить, глядеть, половинка, умирать, положение, косичка, отрасль, Организует проверку правильности выполнения задания. «Сверьте с доской. Сколько слов выписали?Поднимите руку, кто выписал правильное количество слов. Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе «5» те, кто не ошибся» | Работают в парах и индивидуально. Пользуясь алгоритмом, выписывают слова (1,3,5 слово – 1 вариант, 2,4,6 – 2 вариант) Выписывают слова, проговаривают, объясняя по алгоритму соседу. -И -Е Уточняют тему урока: «Да. «Буквы Е – И в корнях с чередованием». Записывают формулировку в тетрадь – справочник. Выписывают слова, объясняют в тетради графически написание корней с чередованием. Проверяют правильность выполнения работы у доски. У доски: выходят по 1 человеку, каждый выписывает по одному слову и объясняет. Отвечают: «Выписали 6 слов: застелить, положение, отрасль, выращивать, умирать, замереть» | Познавательные: выполнять задания, практически осваивать методы познания. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, приводить аргументы, подтверждать свою позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (технология проблемного диалога). Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Формирование осознанности и критичности учебных действий; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; развитие способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | Проводит заключительную беседу по вопросам. Учитель: «Какую задачу мы поставили в начале урока?» «Мы можем теперь объяснить написание гласной в корне данного слова?» Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» «Что нового узнали на уроке?» Учитель: «Мы достигли цели урока?» Учитель: «Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения? Вам понравилась исследовательская работа в паре? Чем? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?» «Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом.» | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Обучающиеся: «Выяснить, какую букву писать в корне слова «расст…лить» - Е или И?» «Да.» Обучающиеся: «Буквы Е – И в корнях с чередованием.» «Как правильно писать буквы Е и И в корнях с чередованием» Обучающиеся: «Да. Теперь мы знаем при каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких –Е.» Обучающиеся: «Анализировали, составляли алгоритм». «Да!!!» Ответы обучающихся. «Полученные на уроке знания позволяют правильно, без ошибок писать. Грамотному человеку необходимы эти знания». Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других людей, уметь слушать говорящего. Коммуникативные: слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, искать свою позицию (делать свой выбор). |
Домашнее задание | Информировать обучающихся о домашнем задании, Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся. | Предоставляет выбор заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. Дифференцированное домашнее задание(слайд): Выучить теоретический материал в п. 76 стр. 74 учебника На выбор: упр. 601 или Выписать из художественной литературы слова с чередующимися гласными в корне ( ) | Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания. | Познавательные: осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с самооценкой, адекватно осуществлять самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...