Программа тьюторского сопровождения 1(доп) класса
рабочая программа

Пляшечникова Анастасия Сергеевна

Программа тьюторского сопровождения. Данная программа направлена на реализацию задачь СИПР - специальной индивидуальной программы обучающегося 1(доп) класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list_m._p.doc36.5 КБ
Файл sipr_m._p.docx65.55 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНА

протокол ППК № _____

от «____» _______ 2021г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _____

от «____» _______ 2021г.

СОГЛАСОВАНА

родители

(законные представители)

________(……….)             

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающегося

1 (доп) класса

М. П.

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант2)

г. Нефтеюганск - 2021



Предварительный просмотр:

Содержание

№№

Содержание

Страница

11

Индивидуальные сведения о ребенке.

2

22

Психолого-педагогическая характеристика.

2

33

Индивидуальный учебный план.

3

44

Содержание образования.

4

45

Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана.

4

46

Планируемые образовательные результаты обучающегося.

6

47

Содержание учебного предметов, курса.

12

48

Нравственное воспитание.

14

49

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

14

410

Внеурочная деятельность.

15

511

Программа сотрудничества с семьей.

15

612

Специалисты, участвующие в реализации программы.

16

713

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

16

814

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

17

915

Приложение

Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

19

116

Календарно-тематическое планирование.

20

  1. Индивидуальные сведения о ребенке:

Ф.И.О. ребенка: М.

Дата рождения: 8 лет, 10.05.2013 г.р.

Адрес проживания:

Адрес регистрации:

Мать: М

Дата рождения:

Место работы:

Образование: высшее

Телефон: (сотовый)

Отец: М

Дата рождения: 1

Место работы:

Образование: высшее

Телефон: (сотовый)

  1. Психолого педагогическая характеристика

Общие сведения. М. П, 10.05.2014 года рождения.Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2021. До поступления в данное учреждение посещал дошкольную группу.

        Сведения о семье. П воспитывается в полной семье, состоящей из 4 человек. Второй ребенок в семье. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные. Павел обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности. Мать заботливо относятся к сыну, выполняет рекомендации педагогов и медицинских работников.

        Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Обращенную речь понимает, знает свое имя. Навыки самообслуживание и личной гигиены сформированы частично: при мытье рук нуждается в помощи взрослого, при посещении столовой пищу принимает самостоятельно, пользуясь столовыми приборами. Правила личной гигиены соблюдает только под контролем взрослого. Умения по самообслуживанию не сформированы: личные вещи не распознает, самостоятельно не переодевается на урок физкультуры, не следит за своими вещами и обувью.

        Общая успеваемость. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне индивидуальных возможностей.

        Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.

        Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Захват ручки, карандаша  сформирован. Задания графического содержания (обводит, разукрашивает) выполняет.

        Развитие речи и альтернативной коммуникации. Самостоятельная речевая деятельность развита. Обращенную речь понимает.

        Сформированность учебных навыков по математике. Группирует предметы по цвету, форме, величине. На альбомном листе ориентируется. Пространственная ориентация нарушена.

        Сформированность школьно-значимых умений. К учебной деятельности относится пассивно. Отсутствует целенаправленность и контроль своего поведения. Знает свое рабочее место-парту. На занятии за партой сидит непродолжительное время.

Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения на уроке не соблюдает. В коллективе одноклассников не проявляет интереса к общению. В конфликтные ситуации со сверстниками не вступает.  Игровая деятельность не сформирована, правила игры не понимает.  Во взаимоотношениях с взрослыми субординацию не соблюдает.            

         Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Эмоциональное поведение нестабильное, наблюдаются: резкие перепады настроения, капризность, раздражительность.

        Развитие волевых качеств. Деятельность не целенаправленная, волевые усилия к выполнению заданий и преодолению трудностей в учебе не наблюдаются.

Общие выводы и впечатления о ребенке. Процесс адаптации к обучению в школе протекает без особенностей. Адаптивную образовательную программу, разработанную с учётом индивидуальных психофизических особенностей, усваивает на низком уровне.

          Выводы: Продолжить обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.

Нуждается в психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи, постоянном тьюторском сопровождении.

Предметная задача на 2021-2022 учебный год: сформировать на минимальном уровне предметные результаты усвоения программы.

Личностная задача на 2021-2022 учебный год: сформировать умение организовать рабочее место под руководством учителя.

  1. Индивидуальный учебный план

Предмет

Всего

часов

Контрольные работы

Проверочные (самостоятельные) работы

Практические (лабораторные) творческие

Экскурсии

Речь и альтернативная коммуникация

99

5

5

-

-

Математические представления

66

5

5

-

-

Окружающий природный мир

66

5

5

-

4

Человек

99

5

5

-

-

Окружающий социальный мир

33

5

5

-

-

Музыка и движение

66

5

5

Изобразительная деятельность

99

5

5

-

3

Адаптивная физическая культура

66

5

5

Коррекцинно -развивающие занятия

66

5

5

Объём учебных предметов

По учебному плану для изучения предметов отводится 660 часов в год.

       Кол-во часов

Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Речь и альтернативная коммуникация

26

21

27

21

99

2

Математические представления

18

14

18

16

66

3

Окружающий природный мир

17

14

18

16

66

4

Человек

27

21

27

21

99

5

Окружающий социальный мир

9

7

9

8

33

6

Музыка и движение

18

14

18

16

66

7

Изобразительная деятельность

26

21

27

21

99

8

Адаптивная физическая культура

17

14

18

16

66

9

Коррекцинно -развивающие занятия

18

14

18

16

66

ИТОГО:

176

144

180

160

660

  1. Содержание образования.

4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты связаны с овладением обучающегося содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.

Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана

Предмет

Минимальный уровень усвоения программы

Речь и альтернативная коммуникация

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом.  

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

- Узнавание и различение образов графем (букв).

- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

- Начальные навыки чтения и письма.

Математические представления

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет.

- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

- Умение определять длину пользуясь мерками и измерительными приборами.

- Умение распознавать цифры.

- Умение различать части суток.

Окружающий природный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес.).

- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- Интерес к объектам живой природы.

- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

- Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток.

Человек

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

- Представление о собственном теле.

- Отнесение себя к определенному полу.

- Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

- Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

- Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли.

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека

- Интерес к объектам, созданным человеком.

- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

- Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

- Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

- Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

- Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

- Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

- Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

- Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

- Представление о стране, народе, столице.

- Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

Музыка и движение

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание).

- Умение слушать музыку.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Адаптивная физкультура

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

- Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: спортивные игры.

- Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры.

4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося

п/п

Предмет

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Формирование базовых учебных действий

Предметные

Личностные

1.

Речь и альтернативная коммуникация

– Выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

– использование пишущего предмета по назначению.

–рассматривание иллюстраций.

– Адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

– выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

          – использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

– выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

2.

Матема-тические предста ления

– Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

– сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

– осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

– не мусорит на улице;

– не ломает деревья;

– воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями;

– принимать помощь.

–Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

–определяет состояние своего здоровья;

–определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

– определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

– осознает, что может, а что ему пока не удается;

– понимает эмоциональные состояния других людей;

– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

– проявляет собственные чувства.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

    – ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

– адекватно  использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

– следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

        – передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

3.

Окружа-ющий природный мир

– Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

– понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

– контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.

– Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

– определяет состояние своего здоровья;

– определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

– определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

– понимает эмоциональные состояния других людей;

– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

– проявляет собственные чувства;

– избегает конфликтных ситуаций;

– пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

– использует элементарные формы речевого этикета;

– принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

– сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

– сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).    

– Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

– создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

          – обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению.

4.

Окружа-ющий социальный мир

– Представления о мире, созданном руками человека;  

– представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.;

– умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

– овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

– опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

– Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

– представления о дружбе, товарищах, сверстниках;

– накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни;

– использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

– входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    – ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

– адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

– передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

5.

Музыка и движение

– Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

– определяет состояние своего здоровья;

– определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

– проявляет уважение к людям старшего возраста;

– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

– проявляет собственные чувства;

– избегает конфликтных ситуаций;

– использует элементарные формы речевого этикета;

– принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

– охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

– сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

– сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

– принимает участие в коллективных делах и играх;

– принимать и оказывать помощь.

– Выполняют упражнения для развития певческого дыхания;

– слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

– подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.

– фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

– фиксирует взгляд на яркой игрушке;

– фиксирует взгляд на движущей игрушке;

         – переключает взгляд с одного предмета на другой;

– фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

– фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

– фиксирует взгляд на изображении.

6.

Человек

– Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

– умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

– умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

– использование доступных жестов для передачи сообщения;

– понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

– Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

– определяет состояние своего здоровья;

– определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

– определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

– проявляет уважение к людям старшего возраста.

– понимает эмоциональные состояния других людей;

– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

– избегает конфликтных ситуаций;

– использует элементарные формы речевого этикета.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

– входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    – ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

– адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

        

7.

Коррек-ционно-развива-ющие занятия

– Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

стремится помогать окружающим;

– сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

Осознает себя в следующих социальных ролях:

– семейно–бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

– проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

– осознает, что определенные его действия несут опасность для него.

– Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

– определяет состояние своего здоровья;

– определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

– понимает эмоциональные состояния других людей;

– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

– избегает конфликтных ситуаций;

– использует элементарные формы речевого этикета;

– принимает доброжелательные шутки в свой адрес.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

– выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

          – использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

– выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

4.3. Содержание учебного предметов, курса

«Речь и альтернативная коммуникация»

Раздел: «Коммуникаци»

-        Формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;

- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

Раздел: "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

-        Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;

-        Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Раздел: "Чтение и письмо":

-        Развитие ручной и мелкой моторики,

обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации;

- формирование элементарных графо моторных умений;

- развитие слухового внимания и слухового восприятия;

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

«Математические представления»

Раздел: «Представления о форме»

- Умение различать и сравнивать предметы по форме; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

Раздел: «Представления о величине»

- Умение различать и сравнивать предметы по величине; 

- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

Раздел: «Пространственные представления»

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

Раздел: «Временные представления»

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Раздел: «Количественные представления»

- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один-много.

 «Окружающий природный мир»

Раздел: «Растительный мир»

- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (растений);

Раздел: «Животный мир»

- Первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой природы.

Раздел:  «Временные представления» 

- Представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- Условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.

Раздел:  «Объекты неживой природы»

- Первоначальные представления о природе, объектах и явлениях неживой природы;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (к явлениям природы);

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.

«Окружающий социальный мир» 

Раздел: «Школа»

- Представления школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.);

- умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Раздел: «Предметы и материалы, изготовленные человеком»

- Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

Раздел: «Квартира, дом, двор»

- Представления школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.).

Раздел: «Предметы быта»

- Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).

Раздел: «Город»

- Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в общественных местах.

Раздел: «Транспорт»

- Представления о транспорте;

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в транспорте, в общественных местах.

«Человек»

Раздел: «Представление о себе»

- Представление о себе, осознание общности и различий с другими;

- представления о собственном теле;

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

- умения определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

- умение обслуживать себя;

Раздел: «Семья»

- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

«Музыка и Движение»

Раздел: «Слушание»

- Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки;

- определение начала и конца звучания музыки;

- слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки;

- слушание (различение) колыбельной песни и марша;

- слушание (различение) веселой и грустной музыки;

- узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков.

Раздел: «Пение»

- Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

Раздел:  «Движение под музыку»

- Топать под музыку.

- хлопать в ладоши под музыку.

- покачиваться одной ноги на другую.

- начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании.

- двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать).

- выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.).

Раздел:  «Игра на музыкальных инструментах»

- Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию

«Коррекционно-развивающие занятия»

Раздел: «Зрительное восприятие»

- Развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

Раздел:  «Слуховое восприятие»

- Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии);

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. локализация неподвижного удаленного источника звука;

 - развитие зрительного и слухового внимания.

Раздел: «Кинестетическое восприятие»

- Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Раздел:  «Восприятие запаха»

- Формирование и развитие реципрокной координации;

- реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Раздел:  «Предметно-практические действия»

- Развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

4.4. Нравственное воспитание

Направления нравственного развития обучающихся:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и  правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.

Календарный план программы нравственного развития

  №

 п/п

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

1

1

Тематические линейки «День знаний», «День учителя»,

Тематическая линейка «День народного единства»

Беседа с инспектором ГИБДД «Обязанности пешехода», Беседа с инспектором ОДН «Права и обязанности детей»

Участие в конкурсах и соревнованиях, посвященных Международному «Дню инвалидов»

День героев Отечества

Тематическая линейка «День конституции РФ»

Классный час «День полного освобождения

Ленинграда от фашисткой блокады»

День памяти о россиянах, исполнявши служебный долг за пределами Отчества;

Тематическая линейка «День защитника Отечества»

День воссоединения Крыма с Россией

КТД «Вахта памяти»

Беседа с инспектором ОДН «Права и обязанности детей»

День местного самоуправления

КТД «Вахта памяти»

День России

День памяти и скорби

12

Тематическая линейка к Дню пожилого человека

КТД «Новогодние хлопоты»

Тематическая линейка «8 марта»

Неделя музыки для детей и юношества

КТД «Вахта памяти»

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

День русского языка – Пушкинский день России

3

3

Праздник «День Знаний»

Линейка «Международный день грамотности»

Международный день школьных библиотек

Неделя начальных знаний «Букваренок»

Олимпиада по ручному труду

Неделя детской и юношеской книги

День славянской письменности и культуры;

Трудовой десант «Береги планету»

«Последний звонок»

4

4

День здоровья

День здорвья Тематическая линейка «День матери» День неизвестного солдата

День здоровья Международный день родного языка

День космонавтики Международный день защиты детей День здоровья

  1. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

1. Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей.

3. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня.

4. Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др..

5. Формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

6. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

4.6. Внеурочная деятельность

Таблица № 6

Направление внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной  деятельности

Сроки

Ответственные

Коррекционно-развивающее

Диагностика

Сентябрь

 Апрель

Специалисты

Коррекционно-развивающие занятия

Октябрь- Март

Нравственное

Общешкольный праздник

Международный День  знаний

Сентябрь  

Классные  

руководители,

специалисты, учителя, воспитатели

Классный час День рождения города

Октябрь

Линейка, посвященная Дню Народного единства

Ноябрь

Просветительское мероприятие «Семейный праздник «День Кедра»»

Ноябрь

День Конституции РФ

Декабрь

Фотовыставка «Защитники Отечества!»

Февраль

КТД «Вахта памяти»

Май

 

Спортивно-оздоровительное

Утренняя гимнастика

Ежедневно в течение учебного года

Классные

руководители,

специалисты, учителя,

воспитатели,

родители

День здоровья

Сентябрь январь апрель

Участие в Специальной спартакиаде для детей и подростков ХМАО- Югры

Сентябрь Март

Общекультурное

Участие в муниципальном фестивале, посвящённому

Международному Дню инвалидов

Декабрь  

Работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей

Июнь

Песенная перемена

В течение учебного года

Классные  руководители, учителя, воспитатели

Посещение городского  музея

Октябрь

КТД «Новогодние  хлопоты»

Декабрь

Социальное

Организованное дежурство класса

В течение года по графику

Классные руководители

Акции  «День добрых дел», «Подарок ветерану»

Октябрь

Декабрь

Май

Олимпиада по трудовому обучению

Январь

5. Программа сотрудничества с семьей

Таблица № 7

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  •  индивидуальные консультации родителей с учителем, специалистом по запросу родителей;
  • тематические буклеты, презентационный материалы
  • родительские собрания;

Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся  в семье и в образовательной организации

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка выбор единых подходов и приемов работы;
  • участие родителей в учебных проектах.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения.

  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • родительские собрания (1раз в четверть)

Психологическая поддержка семьи

  • участие в тренингах;
  • консультирование родителей

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • День Знаний
  • КТД «Новогодние хлопоты»
  • Олимпиада по ручному труду
  • Конкурс «Самый классный класс»
  •  Вахта памяти
  •  День здоровья
  •  Проведение социальных акций

(«Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» и др.)

6. Специалисты, участвующие в реализации программы

Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель музыки, педагог-психолог, учитель физкультуры.

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика

 и т. д.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,

«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,

«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,

стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

  • Гимнастические мячи большого и среднего размера.
  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Вспомогательная литература:

1.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015

2.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014

3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015

4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014. - 124 с.

Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010

Печатные пособия

Наборы картинной азбуки

Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока

Учебно-практическое оборудование

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв)

Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы

Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями)

Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

9.Приложение

Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Таблица №1

п/п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

 1.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD
  • Зонды логопедические постановочные
  • Сундук логопеда все для речевого дыхания
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера», Диван 3-х местный (комплект для комнаты психологической разгрузки)
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток
  • «Волшебный сундук логопеда»
  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения выбора профессии для учащихся 7-9 классов....

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный  язык»  в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в  условиях введения ФГОС ООО»Авторы  проекта:1) Шишкова Халида Дами...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета "Математика" в Рыбно-Слободском районе РТ

Программа организует тьюторское сопровождение , которое:способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;помогае...

Программа тьюторского сопровождения_2 класс

Программа тьюторского сопровождения. Данная программа направлена на реализацию задачь СИПР - специальной индивидуальной программы обучающегося 2б класса....