Программа тьюторского сопровождения 1(доп) класса
рабочая программа
Программа тьюторского сопровождения. Данная программа направлена на реализацию задачь СИПР - специальной индивидуальной программы обучающегося 1(доп) класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_m._p.doc | 36.5 КБ |
sipr_m._p.docx | 65.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
РАССМОТРЕНА протокол ППК № _____ от «____» _______ 2021г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом № _____ от «____» _______ 2021г. |
СОГЛАСОВАНА родители (законные представители) ________(……….) |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося
1 (доп) класса
М. П.
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант2)
г. Нефтеюганск - 2021
Предварительный просмотр:
Содержание
№№ | Содержание | Страница |
11 | Индивидуальные сведения о ребенке. | 2 |
22 | Психолого-педагогическая характеристика. | 2 |
33 | Индивидуальный учебный план. | 3 |
44 | Содержание образования. | 4 |
45 | Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана. | 4 |
46 | Планируемые образовательные результаты обучающегося. | 6 |
47 | Содержание учебного предметов, курса. | 12 |
48 | Нравственное воспитание. | 14 |
49 | Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. | 14 |
410 | Внеурочная деятельность. | 15 |
511 | Программа сотрудничества с семьей. | 15 |
612 | Специалисты, участвующие в реализации программы. | 16 |
713 | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. | 16 |
814 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения. | 17 |
915 | Приложение Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | 19 |
116 | Календарно-тематическое планирование. | 20 |
- Индивидуальные сведения о ребенке:
Ф.И.О. ребенка: М.
Дата рождения: 8 лет, 10.05.2013 г.р.
Адрес проживания:
Адрес регистрации:
Мать: М
Дата рождения:
Место работы:
Образование: высшее
Телефон: (сотовый)
Отец: М
Дата рождения: 1
Место работы:
Образование: высшее
Телефон: (сотовый)
- Психолого педагогическая характеристика
Общие сведения. М. П, 10.05.2014 года рождения.Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2021. До поступления в данное учреждение посещал дошкольную группу.
Сведения о семье. П воспитывается в полной семье, состоящей из 4 человек. Второй ребенок в семье. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные. Павел обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности. Мать заботливо относятся к сыну, выполняет рекомендации педагогов и медицинских работников.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Обращенную речь понимает, знает свое имя. Навыки самообслуживание и личной гигиены сформированы частично: при мытье рук нуждается в помощи взрослого, при посещении столовой пищу принимает самостоятельно, пользуясь столовыми приборами. Правила личной гигиены соблюдает только под контролем взрослого. Умения по самообслуживанию не сформированы: личные вещи не распознает, самостоятельно не переодевается на урок физкультуры, не следит за своими вещами и обувью.
Общая успеваемость. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне индивидуальных возможностей.
Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.
Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Захват ручки, карандаша сформирован. Задания графического содержания (обводит, разукрашивает) выполняет.
Развитие речи и альтернативной коммуникации. Самостоятельная речевая деятельность развита. Обращенную речь понимает.
Сформированность учебных навыков по математике. Группирует предметы по цвету, форме, величине. На альбомном листе ориентируется. Пространственная ориентация нарушена.
Сформированность школьно-значимых умений. К учебной деятельности относится пассивно. Отсутствует целенаправленность и контроль своего поведения. Знает свое рабочее место-парту. На занятии за партой сидит непродолжительное время.
Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения на уроке не соблюдает. В коллективе одноклассников не проявляет интереса к общению. В конфликтные ситуации со сверстниками не вступает. Игровая деятельность не сформирована, правила игры не понимает. Во взаимоотношениях с взрослыми субординацию не соблюдает.
Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Эмоциональное поведение нестабильное, наблюдаются: резкие перепады настроения, капризность, раздражительность.
Развитие волевых качеств. Деятельность не целенаправленная, волевые усилия к выполнению заданий и преодолению трудностей в учебе не наблюдаются.
Общие выводы и впечатления о ребенке. Процесс адаптации к обучению в школе протекает без особенностей. Адаптивную образовательную программу, разработанную с учётом индивидуальных психофизических особенностей, усваивает на низком уровне.
Выводы: Продолжить обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Нуждается в психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи, постоянном тьюторском сопровождении.
Предметная задача на 2021-2022 учебный год: сформировать на минимальном уровне предметные результаты усвоения программы.
Личностная задача на 2021-2022 учебный год: сформировать умение организовать рабочее место под руководством учителя.
- Индивидуальный учебный план
Предмет | Всего часов | Контрольные работы | Проверочные (самостоятельные) работы | Практические (лабораторные) творческие | Экскурсии |
Речь и альтернативная коммуникация | 99 | 5 | 5 | - | - |
Математические представления | 66 | 5 | 5 | - | - |
Окружающий природный мир | 66 | 5 | 5 | - | 4 |
Человек | 99 | 5 | 5 | - | - |
Окружающий социальный мир | 33 | 5 | 5 | - | - |
Музыка и движение | 66 | 5 | 5 | ||
Изобразительная деятельность | 99 | 5 | 5 | - | 3 |
Адаптивная физическая культура | 66 | 5 | 5 | ||
Коррекцинно -развивающие занятия | 66 | 5 | 5 |
Объём учебных предметов
По учебному плану для изучения предметов отводится 660 часов в год.
№ | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 26 | 21 | 27 | 21 | 99 |
2 | Математические представления | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 |
3 | Окружающий природный мир | 17 | 14 | 18 | 16 | 66 |
4 | Человек | 27 | 21 | 27 | 21 | 99 |
5 | Окружающий социальный мир | 9 | 7 | 9 | 8 | 33 |
6 | Музыка и движение | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 |
7 | Изобразительная деятельность | 26 | 21 | 27 | 21 | 99 |
8 | Адаптивная физическая культура | 17 | 14 | 18 | 16 | 66 |
9 | Коррекцинно -развивающие занятия | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 |
ИТОГО: | 176 | 144 | 180 | 160 | 660 |
- Содержание образования.
4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты связаны с овладением обучающегося содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.
Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана
Предмет | Минимальный уровень усвоения программы |
Речь и альтернативная коммуникация | 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. - Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. - Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. - Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий. - Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. - Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. - Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. - Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. - Узнавание и различение образов графем (букв). - Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. - Начальные навыки чтения и письма. |
Математические представления | 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. - Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет. - Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. - Умение определять длину пользуясь мерками и измерительными приборами. - Умение распознавать цифры. - Умение различать части суток. |
Окружающий природный мир | 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. - Интерес к объектам и явлениям неживой природы. - Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес.). - Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. - Интерес к объектам живой природы. - Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). - Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. - Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3) Элементарные представления о течении времени. - Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. - Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток. |
Человек | 1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. - Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. - Представление о собственном теле. - Отнесение себя к определенному полу. - Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. - Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. 2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. - Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. - Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. 3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. - Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. 4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. - Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли. |
Окружающий социальный мир | 1) Представления о мире, созданном руками человека - Интерес к объектам, созданным человеком. - Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. - Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. - Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). - Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. - Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 3) Развитие межличностных и групповых отношений. - Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. - Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка. - Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. - Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. 6) Представление о стране проживания Россия. - Представление о стране, народе, столице. - Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). |
Музыка и движение | 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. - Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание). - Умение слушать музыку. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. - Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. |
Адаптивная физкультура | 1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. - Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств). - Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей. 2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. - Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др. 3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: спортивные игры. - Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры. |
4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося
№ п/п | Предмет | Планируемые образовательные результаты обучающихся | Формирование базовых учебных действий | |
Предметные | Личностные | |||
1. | Речь и альтернативная коммуникация | – Выполнение конкретного действия по инструкции взрослого, – использование пишущего предмета по назначению. –рассматривание иллюстраций. | – Адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия, устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения. | Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: – выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; – использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; – выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации. |
2. | Матема-тические предста ления | – Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) – сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) – осознает, что определенные его действия несут опасность для него; – не мусорит на улице; – не ломает деревья; – воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями; – принимать помощь. | –Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); –определяет состояние своего здоровья; –определяет свою половую принадлежность (без обоснования); – определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); – осознает, что может, а что ему пока не удается; – понимает эмоциональные состояния других людей; – понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); – проявляет собственные чувства. | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: – ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; – адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); – следовать предложенному плану и работать в общем темпе; – передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
3. | Окружа-ющий природный мир | – Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы; – понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу; – контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности. | – Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); – определяет состояние своего здоровья; – определяет свою половую принадлежность (без обоснования); – определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); – понимает эмоциональные состояния других людей; – понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); – проявляет собственные чувства; – избегает конфликтных ситуаций; – пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; – использует элементарные формы речевого этикета; – принимает доброжелательные шутки в свой адрес; – сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); – сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.). | – Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); – создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; – обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению. |
4. | Окружа-ющий социальный мир | – Представления о мире, созданном руками человека; – представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.; – умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. – овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. – опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. | – Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; – представления о дружбе, товарищах, сверстниках; – накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни; – использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: – входить и выходить из учебного помещения со звонком; – ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; – адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); – передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
5. | Музыка и движение | – Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); – определяет состояние своего здоровья; – определяет свою половую принадлежность (без обоснования); – проявляет уважение к людям старшего возраста; – понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); – проявляет собственные чувства; – избегает конфликтных ситуаций; – использует элементарные формы речевого этикета; – принимает доброжелательные шутки в свой адрес; – охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); – сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); – сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.); Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: – принимает участие в коллективных делах и играх; – принимать и оказывать помощь. | – Выполняют упражнения для развития певческого дыхания; – слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца); – подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах. | – фиксирует взгляд на звучащей игрушке; – фиксирует взгляд на яркой игрушке; – фиксирует взгляд на движущей игрушке; – переключает взгляд с одного предмета на другой; – фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; – фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; – фиксирует взгляд на изображении. |
6. | Человек | – Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения; – умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; – умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом; – использование доступных жестов для передачи сообщения; – понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. | – Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); – определяет состояние своего здоровья; – определяет свою половую принадлежность (без обоснования); – определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); – проявляет уважение к людям старшего возраста. – понимает эмоциональные состояния других людей; – понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); – избегает конфликтных ситуаций; – использует элементарные формы речевого этикета. | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: – входить и выходить из учебного помещения со звонком; – ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; – адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
|
7. | Коррек-ционно-развива-ющие занятия | – Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) стремится помогать окружающим; – сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); Осознает себя в следующих социальных ролях: – семейно–бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: – проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь – осознает, что определенные его действия несут опасность для него. | – Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); – определяет состояние своего здоровья; – определяет свою половую принадлежность (без обоснования); – понимает эмоциональные состояния других людей; – понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); – избегает конфликтных ситуаций; – использует элементарные формы речевого этикета; – принимает доброжелательные шутки в свой адрес. | Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: – выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; – использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; – выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации. |
4.3. Содержание учебного предметов, курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
Раздел: «Коммуникаци»
- Формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;
- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
Раздел: "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
- Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Раздел: "Чтение и письмо":
- Развитие ручной и мелкой моторики,
обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации;
- формирование элементарных графо моторных умений;
- развитие слухового внимания и слухового восприятия;
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
«Математические представления»
Раздел: «Представления о форме»
- Умение различать и сравнивать предметы по форме; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Раздел: «Представления о величине»
- Умение различать и сравнивать предметы по величине;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Раздел: «Пространственные представления»
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Раздел: «Временные представления»
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Раздел: «Количественные представления»
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один-много.
«Окружающий природный мир»
Раздел: «Растительный мир»
- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (растений);
Раздел: «Животный мир»
- Первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой природы.
Раздел: «Временные представления»
- Представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- Условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
Раздел: «Объекты неживой природы»
- Первоначальные представления о природе, объектах и явлениях неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (к явлениям природы);
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.
«Окружающий социальный мир»
Раздел: «Школа»
- Представления школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.);
- умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Раздел: «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
- Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Раздел: «Квартира, дом, двор»
- Представления школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.).
Раздел: «Предметы быта»
- Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
Раздел: «Город»
- Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в общественных местах.
Раздел: «Транспорт»
- Представления о транспорте;
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в транспорте, в общественных местах.
«Человек»
Раздел: «Представление о себе»
- Представление о себе, осознание общности и различий с другими;
- представления о собственном теле;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
- умения определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
- умение обслуживать себя;
Раздел: «Семья»
- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
«Музыка и Движение»
Раздел: «Слушание»
- Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки;
- определение начала и конца звучания музыки;
- слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки;
- слушание (различение) колыбельной песни и марша;
- слушание (различение) веселой и грустной музыки;
- узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков.
Раздел: «Пение»
- Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Раздел: «Движение под музыку»
- Топать под музыку.
- хлопать в ладоши под музыку.
- покачиваться одной ноги на другую.
- начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании.
- двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать).
- выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.).
Раздел: «Игра на музыкальных инструментах»
- Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию
«Коррекционно-развивающие занятия»
Раздел: «Зрительное восприятие»
- Развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
Раздел: «Слуховое восприятие»
- Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии);
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. локализация неподвижного удаленного источника звука;
- развитие зрительного и слухового внимания.
Раздел: «Кинестетическое восприятие»
- Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.
Раздел: «Восприятие запаха»
- Формирование и развитие реципрокной координации;
- реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Раздел: «Предметно-практические действия»
- Развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
4.4. Нравственное воспитание
Направления нравственного развития обучающихся:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.
Календарный план программы нравственного развития
№ п/п | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 1 | Тематические линейки «День знаний», «День учителя», Тематическая линейка «День народного единства» Беседа с инспектором ГИБДД «Обязанности пешехода», Беседа с инспектором ОДН «Права и обязанности детей» | Участие в конкурсах и соревнованиях, посвященных Международному «Дню инвалидов» День героев Отечества Тематическая линейка «День конституции РФ» | Классный час «День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады» День памяти о россиянах, исполнявши служебный долг за пределами Отчества; Тематическая линейка «День защитника Отечества» День воссоединения Крыма с Россией | КТД «Вахта памяти» Беседа с инспектором ОДН «Права и обязанности детей» День местного самоуправления КТД «Вахта памяти» День России День памяти и скорби |
12 | Тематическая линейка к Дню пожилого человека | КТД «Новогодние хлопоты» | Тематическая линейка «8 марта» Неделя музыки для детей и юношества | КТД «Вахта памяти» День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве День русского языка – Пушкинский день России |
3 3 | Праздник «День Знаний» Линейка «Международный день грамотности» Международный день школьных библиотек | Неделя начальных знаний «Букваренок» | Олимпиада по ручному труду Неделя детской и юношеской книги | День славянской письменности и культуры; Трудовой десант «Береги планету» «Последний звонок» |
4 4 | День здоровья | День здорвья Тематическая линейка «День матери» День неизвестного солдата | День здоровья Международный день родного языка | День космонавтики Международный день защиты детей День здоровья |
- Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
1. Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей.
3. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня.
4. Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др..
5. Формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
6. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
4.6. Внеурочная деятельность
Таблица № 6
Направление внеурочной деятельности | Форма организации внеурочной деятельности | Сроки | Ответственные |
Коррекционно-развивающее | Диагностика | Сентябрь Апрель | Специалисты |
Коррекционно-развивающие занятия | Октябрь- Март | ||
Нравственное | Общешкольный праздник Международный День знаний | Сентябрь | Классные руководители, специалисты, учителя, воспитатели |
Классный час День рождения города | Октябрь | ||
Линейка, посвященная Дню Народного единства | Ноябрь | ||
Просветительское мероприятие «Семейный праздник «День Кедра»» | Ноябрь | ||
День Конституции РФ | Декабрь | ||
Фотовыставка «Защитники Отечества!» | Февраль | ||
КТД «Вахта памяти» | Май
| ||
Спортивно-оздоровительное | Утренняя гимнастика | Ежедневно в течение учебного года | Классные руководители, специалисты, учителя, воспитатели, родители |
День здоровья | Сентябрь январь апрель | ||
Участие в Специальной спартакиаде для детей и подростков ХМАО- Югры | Сентябрь Март | ||
Общекультурное | Участие в муниципальном фестивале, посвящённому Международному Дню инвалидов | Декабрь | |
Работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей | Июнь | ||
Песенная перемена | В течение учебного года | Классные руководители, учителя, воспитатели | |
Посещение городского музея | Октябрь | ||
КТД «Новогодние хлопоты» | Декабрь | ||
Социальное | Организованное дежурство класса | В течение года по графику | Классные руководители |
Акции «День добрых дел», «Подарок ветерану» | Октябрь Декабрь Май | ||
Олимпиада по трудовому обучению | Январь |
5. Программа сотрудничества с семьей
Таблица № 7
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
|
Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
|
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения. |
|
Психологическая поддержка семьи |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
(«Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» и др.) |
6. Специалисты, участвующие в реализации программы
Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель музыки, педагог-психолог, учитель физкультуры.
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика
и т. д.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,
«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,
стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера.
- Компьютер, презентации, видеозаписи и др.
Вспомогательная литература:
1.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015
2.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014
3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015
4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014. - 124 с.
Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010
Печатные пособия
Наборы картинной азбуки
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока
Учебно-практическое оборудование
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв)
Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы
Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями)
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
9.Приложение
Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Таблица №1
№ № п/п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения выбора профессии для учащихся 7-9 классов....
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО»Авторы проекта:1) Шишкова Халида Дами...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета "Математика" в Рыбно-Слободском районе РТ
Программа организует тьюторское сопровождение , которое:способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;помогае...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета английский язык в условиях введения ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Программа включает в себя формы и этапы внедрения программы и сроки реализации....
Программа тьюторского сопровождения_2 класс
Программа тьюторского сопровождения. Данная программа направлена на реализацию задачь СИПР - специальной индивидуальной программы обучающегося 2б класса....