Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета "Математика" в Рыбно-Слободском районе РТ
проект по математике по теме
Программа организует тьюторское сопровождение , которое:
способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;
помогает тьюторантам в построении индивидуальной профессиональ ной педагогической реализации траектории требований ФГОС ОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.docx | 49.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «математика» в условиях введения ФГОС ООО»
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В РЫБНО – СЛОБОДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Авторы проекта: учитель математики
МБОУ « Рыбно-Слободская СОШ № 2»
Королева О.Е.,
учитель математики
МБОУ «Юлсубинская ООШ»
Гилемханова Г.И.
Научный руководитель: Кадырова Ф.З
Куратор:
Проект допущен к защите:
«28» апреля 2015 г.
Казань, 2015
- Актуальность проекта
Девиз проекта:
«Нельзя чему-нибудь
научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей
Принятие новых стандартов ООО и введение их в учебный процесс образовательных учреждений требовало перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога. А так же требуют от методических служб современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор — это тот, кто
- сопровождает процесс индивидуализации
- создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;
- инициирует процессы мотивации педагогов;
- индивидуализирует процесс повышения квалификации;
- осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
- формирует инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов
Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
- Цель и задачи проекта
Цель данного проекта :
–разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» и в условиях введения ФГОС ООО для Рыбно-Слободского муниципального района
- создать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории учителей математики, удовлетворения их личного образовательного интереса.
Задачи:
- Разработать механизм сопровождения учителей района с целью формирования индивидуальной образовательной траектории
- Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
- Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
- Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО Рыбно – Слободском муниципальном районе
- Целевая группа проекта
Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования
- Проектное решение предусматривает решение проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации введения ФГОС ООО.
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: апрель-ноябрь 2015 года.
Этапы реализации проекта:
- диагностико-моделирующий;
- проектировочный;
- реализационный (презентационный);
- аналитический(корректирующий).
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный | ||
Этап 1 Диагностико - моделирующий этап | ||||||
1 | Изучение нормативных документов о федеральных государственных стандартах общего образования. | Образовательные учреждения | апрель-август | Руководители ШМО, тьюторы | ||
2 | Заседание ШМО «Знакомство с метапредметами (УУД)» | Образовательные учреждения | апрель - май | Руководители ШМО, тьюторы | ||
3 | Выявление круга учителей, преподающих математику в 5 классе в 2015-2016 уч.году. | Образовательные учреждения | апрель | Методист РОО, Руководители ШМО, тьюторы | ||
4 | Посещение уроков и консультации с учителями начальной школы в работе по ФГОС | Образовательные учреждения | апрель- май | Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году , руководители ШМО, тьюторы | ||
5 | Посещение уроков 5 класса и консультации учителями начальной школы | Образовательные учреждения | Сентябрь | Учителя начальной школы, руководители ШМО,тьюторы | ||
6 | Подбор диагностического инструментария. | Образовательные учреждения | В течение срока реализации проекта | Руководители ШМО, тьюторы | ||
Этап 2 Проектировочный | ||||||
1 | Проведение стартовой диагностики уровня готовности педагогов к переходу на новые государственные образовательные стандарты. | Образовательные учреждения | май | Тьюторы | ||
2 | Создание методического сообщества учителей основной школы начинающих работу по ФГОС. | Образовательные учреждения | май | Руководители ШМО, тьюторы | ||
3 | Обсуждение на заседании КМО методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предмету «Математика» | Образовательные учреждения | май | Руководители КМО, тьюторы | ||
4 | Проведение практического семинара по обмену опытом учителей математики, работавших по ФГОС 2014-2015 уч. году | Муниципальный район | август | Методист РОО руководитель РМО, тьюторы | ||
Этап 3. Реализационный(презентационный) | ||||||
1 | Диагностика уровня профессиональной компетенции педагогов | Образовательные учреждения | май | Методист РОО, тьюторы | ||
2 | Круглый стол по обобщению опыта: «Преподавание математики в условиях реализации ФГОС ОО» | Муниципальный район | май | Методист РОО, тьюторы | ||
3 | Обучающий семинар по теме: «Актуальные проблемы преподавания математики в условиях введения ФГОС ООО». -составление рабочих программ; - формирование навыков работы с технологической картой и планом урока - системное оценивание формирование УУД; -пед.технологии. | Муниципальный район | май | Методист РОО, тьюторы | ||
4 | Обмен мнениями через созданное сообщество учителей | Образовательные учреждения | В течение срока реализации проекта | Педагоги ОУ, тьюторы | ||
Этап 4. Корректирующий | ||||||
1 | Создание каждым учителем, работающем по ФГОС папки ФГОС ОО(нормативные документы, самоанализ урока по ФГОС, типология уроков, технологическая карта урока) | Образовательные учреждения | сентябрь | Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году , | ||
2 | Семинар-тренинг: «Проектирование урока математики в условиях перехода на ФГОС ООО» | Муниципальный район | октябрь | Методист РОО, тьюторы, учителя прошедшие курсы повышения квалификации по ФГОС |
- Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты —
- формирование и реализация ИПП (индивидуальных профессиональных педагогических программ) учителями района;
- создание банка необходимых материалов в контексте преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО в Рыбно-Слободском муниципальном районе: нормативные документы, рабочие программы, технологические карты, поурочные планы, диагностический инструментарий;
- наличие технологий воспитания и обучения в процессе обучения по ФГОС второго поколения;
- формирование банка методических материалов по технологии системно-деятельного подхода обучения;
Долгосрочные результаты –
- поэтапное введение ФГОС второго поколения по математике в основную школу Рыбно-
Слободского района: через алгоритм создания тьютором педагогического ресурса педагога.
- «ХОЧУ» - создание информационно-образовательной среды для учителя
- «МОГУ»- написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
- «ЗНАЮ»- курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
- «УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
- «ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя
- Инклюзивное образование
- Оценка эффективности проекта
Предполагаем, что
- планомерное выполнение этапов проекта тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО создаст условия поэтапного безболезненного перехода на ФГОС второго поколения в основной школе
- реализация данного проекта будет способствовать повышению эффективности системы педагогического образования, непрерывного профессионального роста педагогов школы, введению в практику новых государственных образовательных стандартов, организации образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС.
- Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Недостаточная психологическая готовность педагогов | Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). | Повышение качества разъяснительной и информационно-пояснительной работы |
Эмоционально-физические перегрузки педагогов | Отсутствие санитарно-гигиенических нормативов по учебной и внеучебной нагрузке | Определение краткосрочных и долгосрочных целей, овладение умениями и навыками саморегуляции, профессиональное развитие и самосовершенствование, эмоциональное общение. |
Отсутствие практических навыков тьютора по работе по ФГОС | При реализации данного проекта | Семинары, публикации, вебинары |
- Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Критерий | Показатель |
1 Высокая мотивация педагогов района к преобразованиям в сфере обучения | 1 Диагностика |
2 Применение УУД на уроках учителями-предметниками | 2 Открытые уроки |
3 Применение теоретических знаний по ФГОС на практике | 3 Наличие рабочих программ преподавания по ФГОС, технологических карт и др. |
4 Развитие умений работать с разными категориями учащихся. Развитие педагогических компетенций. | 4 Мониторинг результатов |
- Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как
- миссия проекта состоит в «наращивании» новых компетентностей педагогов для успешной реализации ФГОС ООО, в обеспечении формирования ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора и организации тьюторского сопровождения в школе.
- результаты этого проекта – банк рабочих программ, технологических карт, поурочных планов, диагностического материала по оценке формирования УУД на различных этапах урока , методических материалов по технологии системно-деятельного подхода могут быть использованы в дальнейшем для работы учителей Рыбно Слободского района в преподавании учебного предмета «Математика» в условиях поэтапного введения ФГОС ООО .
Заключение
Таким образом, программа организует тьюторское сопровождение, которое:
способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;
помогает тьюторантам в построении индивидуальной профессиональной педагогической реализации траектории требований ФГОС ОО.
Поставленные в начале задачи, мы считаем, выполнены в полном объёме, а именно:
- Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
- Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
- Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в муниципальном районе
Список использованных документов и источников информации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч.ред. Т.М. Ковалева. М.: АПКиПРО. 2009. С. 12-17.
- Дудчик С. В. Особенности организации тьюторского сопровождения в начальной школе // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.
- Зоткин А. Идея тьюторства и проблема субъективности в образовании. // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
- Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса в условиях построения целостной образовательной среды в единстве урочной и внеурочной деятельности // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет успеха. Выпуск 3. Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2011. С. 5-10.
- Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика. – Красноярск, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО»Авторы проекта:1) Шишкова Халида Дами...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета английский язык в условиях введения ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Программа включает в себя формы и этапы внедрения программы и сроки реализации....
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО
Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Цель данного проекта –разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «История» и «Обществознание» в условиях введения ФГОС ОО для Кайбицкого муниципального ...