Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
рабочая программа (10 класс)
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от ____________ №______________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Учебный предмет: Русский язык «Трудные вопросы орфографии» Класс: 10 Учитель: Назарова Евгения Викторовна Срок реализации программы -1 год Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю |
Сургут, 2018 год
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии» для учащихся 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;;
-Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312(в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 03.06.2011 №1994, от 22.09.2011 №2357.
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
- Положение о рабочих программах.
Элективный курс «Трудные вопросы русской орфографии» составлен на основе примерной программы по русскому языку Гольцовой Н.Г, Мищериной М.А. и ориентирован на использование учебника «Русский язык. 10-11 класс (базовый уровень)» авторов: Гольцовой Н.Г, Шамшина В. , Мищериной М.А., (2017), который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016N 38)и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса:
Повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем. Основное внимание при этом уделяется;
- формированию устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач.
- совершенствованию языковой грамотности;
- совершенствованию письменной речи;
- освоению норм русского литературного языка;
- развитию логического мышления
Задачи курса:
1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;
2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;
4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;
5. сформировать умение использовать разные виды чтения;
6. развивать умение анализировать текст;
7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;
8. сформировать навыки составления собственного текста;
9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;
10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
- Описание места элективного курса в учебном плане:
Данная программа рассчитана на 35 ч, предусмотренных в образовательном учебном плане МБОУ СОШ № 4: Изучение русского языка осуществляется согласно учебному плану в объёме:
10 класс - 35 часов,
- Результаты освоения элективного курса.
В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
- Таблица тематического распределения количества часов:
10 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Лексика. Фразеология. Лексикография. | 4 | |
Орфография | 3 | |
Орфография как система правил правописания | 2 | |
Правописание морфем | 7 | |
Правописание корней | 6 | |
Правописание приставок | 3 | |
Правописание суффиксов | 6 | |
Правописание окончаний | 3 | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№ | Тема урока | Дата | Подготовка к ГИА | |||||
план | факт | |||||||
Лексика. Фразеология. Лексикография. Планируемые результаты Знать: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Уметь: Извлекать необходимую информацию из различных источников; умение структурировать знания, владеть монологической и диалогической речью; классифицировать, планировать свою деятельность. | ||||||||
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | ||||||||
Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. | ||||||||
Омонимы. Паронимы. Контекстные синонимы и их употребление. | ||||||||
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | ||||||||
Морфология и орфография Планируемые результаты Знать: Правописание глаголов, причастий и деепричастий. Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Умение классифицировать причастия. Действительные и страдательные причастия. Деепричастие как глагольная форма. Общее значение, морфологические признаки. Строение предложения с деепричастным оборотом. Умение редактировать предложение. Уметь: Развитие самостоятельности, ответственности при выполнении работы. Способность выражать свои мысли, строить монологическое высказывание. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников. | ||||||||
Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Знаки препинания. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | Тренировочные упражнения к выполнению заданий 8-14 формата ЕГЭ | |||||||
Деепричастие как глагольная форма. Деепричастный оборот. Знаки препинания. Употребление деепричастий в речи. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Практикум: слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | Выполнение диагностической работы в формате ЕГЭ (задания 1-25) | |||||||
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | Формулировка проблемы текста и комментарий проблемы по прочитанному тексту. | |||||||
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | Синтаксические (грамматические) нормы | |||||||
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). | Обучающее сочинение по прочитанному тексту. | |||||||
Группы корней с чередованием гласных | Аргументы из литературных произведений. | |||||||
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | Работа с КИМами. Задания 4-6 в формате ЕГЭ; | |||||||
Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | Решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Приставки на з/с- фонетический принцип написания. | ||||||||
Все остальные приставки ( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. | Речевая компетентность выпускника. | |||||||
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | Выполнение работы в формате ЕГЭ. Задания 1-25;ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Типичные суффиксы прилагательных и их написание | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Типичные суффиксы глагола и их написание. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | Решу ЕГЭ. Средства выразительности речи | |||||||
Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы. | sdamgia.ru | |||||||
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | sdamgia.ru | |||||||
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | sdamgia.ru | |||||||
Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Особенности написания производных предлогов. | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Образование и написание сложных слов ( имена сущ., прилагательные, наречия). | ФИПИ: решу ЕГЭ; sdamgia.ru | |||||||
Трудные случаи постановки ударения. Орфоэпические нормы. | Выполнение работы в формате ЕГЭ. | |||||||
Орфоэпические нормы. Омоформы, Омографы. | Выполнение работы в формате ЕГЭ. | |||||||
Трудные случаи постановки ударения. | ||||||||
Обобщающий урок. Все правила русского языка в таблицах. | sdamgia.ru, ФИПИ, Решу ЕГЭ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс....
Элективный курс по обществознанию "Трудные вопросы экзамена по обществознанию"
Электив для 10 класса. За основу взят учебник Боголюбова....
Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.
Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс....