Глоссарий учителя-логопеда
материал
Предварительный просмотр:
ГЛОССАРИЙ
Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого).
Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.
Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.
Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Амбидекстр — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.
Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.
Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
Анамнез — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза ,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анартрия — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
Аномалия — отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной.
Аномальные дети — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д. 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха(глухие, позднооглохшие, слабослышащие, 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.
Апраксия — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.
Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Асфиксия — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.
Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.
Аудиторный шок — или сценический страх — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.
Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Аффект — бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля
Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Вдох — поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.
Вербальный — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.
Визуальный- воспринимаемый или производимый посредством зрения.
Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Воображение — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Выдох — удаление воздуха из легких в процессе дыхания.
Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
Визуальное общение — зрительный контакт.
Гендерный аспект — особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному.
Гемипарез — парез мышц одной половины тела.
Гемиплегия — паралич мышц одной половины тела.
Гемитония — повышенный мышечный тонус одной половины тела.
Гидроцефалия — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Гиперкинез — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипертрофия — увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.
Гипоксия — кислородное голодание организма.
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку.
Грассирование — 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].
Дауна Болезнь — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.
Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).
Двуязычие — одинаково совершенное владение двумя языками.
Дебильность — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.
Деменция- приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.
Дети с нарушениями речи — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Дети с отклонениями в развитии — см. Аномальные дети.
Детский сад специальный — дошкольное учреждение для аномальных детей.
Дефект — недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.
Дефектолог — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
Дефекты звукопроизношения — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.
Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.
Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.
Диалог — (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Диплегия — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия — нарушение звукопроизношения.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
Задержка психического развития — временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.
Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».
Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».
Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.
Запоминание — психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).
Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм
Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
Имбецильность — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.
Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
Инсульт — вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.
Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.
Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Инфантилизм — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.
Итерация — несудорожные запинки, повторы в речи.
Итерации физиологические — повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.
Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].
Картавость — нарушение произношения звуков Р и Л.
Клоническая судорога — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.
Коррекционная педагогика — см. Дефектология.
Коррекция — исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.
Косноязычие — см. Дислалия.
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
Леворукость — врожденное или вынужденное преимущ. Пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.
Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.
Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
Лексико-морфологический — относящийся к морфологии словообразования.
Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи
Медико-Педагогическая Консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно- воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.
Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.
Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то
Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций
Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.
Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.
Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.
Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.
Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
Небная расщелина — аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.
Небо мягкое — задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.
Небо твердое — часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.
Нистагм — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Олигофрения — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.
Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.
Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Паралич — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.
Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
Пауза — остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.
— люфтпауза — (luft-нем.) пауза для добора воздуха.
— промежуточная пауза — определяется знаками препинания.
— психологическая пауза — обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.
— соединительная пауза — для неё характерно повышение голоса на логическом слове.
— цезура — короткая пауза между фразами.
Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
Психика — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).
Приёмы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Проксемика — наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).
Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.
Речь — форма общения, опосредованная языком.
Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.
Ритмика -cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
Реактивное мышление — мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.
Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.
Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
Реципиент — пользователь информации.
Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
Саливация — обильное слюноотделение.
Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.
Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Словарь пассивный — запас понимаемых слов.
Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.
Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
Спонтанная речь — непроизвольная.
Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
Сурдопедагогика — наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.
Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.
Тембр — индивидуальная окраска голоса.
Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба.
Ураностафилопластика — оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе.
Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.
Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание(«осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).
Фонация — голосообразование. Нарушение Ф. — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.
Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.
Хейлопластика — оперативное закрытие расщелены верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.
Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...
Сочинение Я – учитель логопед! Работу выполнила учитель – логопед Евсейчева Светлана Васильевна.
Не допускать, чтобы ребенок скучал во время непосредственной образовательной деятельности. Именно заинтересованность и действительная познавательная активность ребенка являются самым важным в обучении...