Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.
статья

Хлебина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

431210 Республика Мордовия, Теньгушевского муниципального района

с. Теньгушево, ул. Нагорная д. 31

Тел: (834-46) 2-15-39, 2-90-45 FAX 2-15-39 E-mail ds.zubpol.teng@e-mordovia.ru

Публичное представление собственного  педагогического опыта учителя истории и обществознания

Хлебиной Елены Николаевны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

1. Актуальность и перспективность  опыта

 

Актуальность  опыта обусловлена важными изменениями, происходящими в последнее время в  системе образования. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научиться учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Воспитание этих качеств находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Я убеждена, что проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке  изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. При этом трудно переоценить роль федеральных государственных стандартов общего образования в актуализации проблемного обучения. Именно введение этих   стандартов,      требует кардинальных изменений в методах и технологиях обучения.    

Применяя данную технологию на уроках и имея позитивные результат, мы можем быть  уверены, что при организации проблемного обучения повышается уровень знаний обучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности,  умения  организовать поиск решений в различных ситуациях   на протяжении всей жизни.

2.  Ведущая педагогическая идея.      

Ведущей педагогической идеей моей работы в данном направлении является формирование активной познавательной деятельности обучающихся, состоящее в поиске и решении сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний и умений и обеспечение на этой основе мотивации учений.  

Учебный процесс стараюсь строить на основе творческого сотрудничества учителя и ученика.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

3.  Теоретическая база опыта.

Понятие «проблема» означает теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Главное в проблемном уроке – научить, осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение проблемы, увлечь поиском, добиться результата.

Проблема  организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей. Как подчеркивали исследователи  В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие, именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках истории и обществознания тесно связана с подготовкой   школьников к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только   знания, но и умения их практического применения в быстроменяющихся условиях социума, так как использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности учеников, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации   обучающихся к обучению.

 Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась  общественные деятели педагогической науки, ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Мне, как учителю,  необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у обучающихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение  проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы обучающиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся, включать учеников в творческую деятельность.      

   В процессе организации обучения мною используются: проблемные вопросы, интерактивные задания, дифференцированные задания    на этапе проверки и закрепления знаний. При проведении уроков стараюсь увеличить долю самостоятельных работ обучающихся.        

4. Новизна опыта

Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная  и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.

Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, положительными моментами которого могут стать активизация  развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной  лишь памятью».

Своеобразие и новизна моего опыта заключена в стремлении использовать проблемное обучение как технологию развивающего образования, направленного на активное получение обучающимися знаний, формирование приемов исследовательской, познавательной деятельности, приобщение к научному поиску, творчеству, воспитание социально значимых качеств личности.

Принцип проблемности отражается в логике построение  учебного  процесса,  в содержании   изучаемого   материала,   в   методах    организации    учебно-познавательной деятельности обучающихся и управление ею, в  структуре  урока  и формах контроля учителя за процессом и результатом  деятельностью  обучающихся. Если  учитель  хорошо  усвоит  содержание  и  сущность  теории   организации процесса проблемного обучения, овладеет  формами,  методами  и  техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное  на практике, то успех придет  сам.  Хорошая  дидактическая  подготовка  учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории  нельзя  творить, а сам процесс преподавания - это искусство,  искусство  увлечь  детей  своим предметом,  удивить  красотой  мысли,  знания,  побудить  к  самостоятельным мыслительным действиям.

5.   Оптимальность и эффективность средств (технология опыта).

 Цель проблемного обучения широкая – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, овладение системой знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.

Задачи:

  • изучить теоретическую базу по проблеме;
  • формировать у обучающихся представление о технологии проблемного    обучения на уроках истории и обществознания;
  • активное применение на уроках технологии проблемного обучения;
  • проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках истории обществознания;
  • создание благоприятной среды, которая содействовала бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно полученных обучающимися сведений;
  • способствовать становлению активной жизненной позиции школьников;
  • способствовать становлению активной жизненной позиции школьников.

  

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей.

Общее значение проблемы – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Почему возникают проблемы? Потому, что сложившееся, существующее положение вещей противоречит каким-то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. Вопросы, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Обучащиеся должны сами узнать решение проблем. Решения – это знания, умения, навыки. Эти решения школьники  получают самостоятельно при разрешении проблемной ситуации. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.  

Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. В проблемной ситуации выделяются такие признаки: неизвестное, противоречие и потребности. Обучающиеся принимают задачу, пытаются ее решить, но чувствуют недостаточность прежних знаний. Затруднение активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Проблемные ситуации могут быть различными:

1. Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».

Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи.

4. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию обучающихся.

5. Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий.        

6. Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

7.Ситуация «яркое пятно».

Однако,  проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность обучающихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок. В классе с высоким уровнем мотивации после изложения факта можно ставить проблему одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Проблемное изложение применяю, когда материал новый, сложный. При изложении материала я рассуждаю, ставлю вопросы, стараюсь вовлечь в поиск решений обучающихся.   

   Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

  Преимущества проблемного обучения:

  • новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
  • в ходе решения проблемы обучающийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;
  • темп усвоения информации зависит от самих обучающихся;
  • повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
  • результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

 Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у обучающихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения. Оно  формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А это значит, входя во взрослую жизнь, ребенок будет уже более защищен от стрессов. И это ещё один, дополнительный плюс применения методики проблемного обучения.

 

6. Результативность  

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая мною работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету история и обществознанию на протяжении всего школьного обучения. В старших классах обучающиеся имеют навыки исследовательской работы. Выпускники школы при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильными предметами являются история и обществознание.

Обучающиеся принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию, праву и стали победителями и призёрами.    В период с 2017 -2021 гг. были  подготовлены 9 победителей и  25 призёров муниципального этапа Всероссийской  предметной олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву, 5 призёров республиканского этапа Всероссийской предметной  олимпиады школьников  по   обществознанию.  

Результаты участия  в муниципальном и республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников.

 

Год

Ф.И.обучающегося

Предмет

Класс

Этап олимпиады

Тип диплома

Приказ

2017-2018

Суслов Константин

история

10

муниципальный

победитель

Приказ №68 от 22.12.17

 2017-2018

Королькова Ирина        

обществознание

10

муниципальный

 победитель

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Рожкова Мария

          история

9

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Рожкова Мария

обществознание

9

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

 Ермакова Анна

          история

9

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

 Ермакова Анна

   обществознание 

9

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Деваева Евгения

история

10

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Деваева Евгения

обществознание

10

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Шичкина Вероника

обществознание

10

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Усанова Марина

обществознание

10

муниципальный

призер

Приказ №68 от 22.12.17

2017-2018

Королькова Ирина        

обществознание

10

республиканский

призер

Приказ Министерства образования №2160 от 22.02.2018

2018-2019

Щепетов Николай

история

10

муниципальный

победитель

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Деваева Евгения

история

11

муниципальный

победитель

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Кузьмин Сергей

обществознание

11

муниципальный

победитель

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Рожкова Мария

Право

10

муниципальный

победитель

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Кузьмин Сергей

Право

11

муниципальный

победитель

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Рожкова Мария

история

10

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Ермакова Анна

история

10

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Королькова Ирина

история

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Шичкина Вероника

история

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Суслов Константин

история

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Рожкова Мария

обществознание

10

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Щепетов Николай

обществознание

10

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Королькова Ирина

обществознание

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Королькова Ирина

право

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Деваева Евгения

обществознание

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Шичкина Вероника

обществознание

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Кононенкова Анастасия

обществознание

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Кононенкова Анастасия

право

11

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Щепетов Николай

право

10

муниципальный

призер

Приказ №49 от 21.12.18

2018-2019

Кузьмин Сергей

обществознание

11

республиканский

призер

Приказ Министерства образования №108 от 08.02.2019

 2018-2019

Щепетов Николай

обществознание

11

республиканский

призер

Приказ Министерства образования №108 от 08.02.2019

2019-2020

Ермакова Анна

история

11

муниципальный

победитель

Приказ №41 от 21.12.19

2019-2020

Ермакова Анна

обществознание

11

муниципальный

победитель

Приказ №41 от 21.12.19

2019-2020

Щепетов Николай

история

11

муниципальный

призер

Приказ №41 от 21.12.19

2019-2020

Рожкова Мария

обществознание

11

муниципальный

призер

Приказ №41 от 21.12.19

2019-2020

Рожкова Мария

право

10

муниципальный

призер

Приказ №41 от 21.12.19

2019-2020

Ермакова Анна

обществознание

11

республиканский

призер

Приказ Министерства образования №206 от 26.02.2020

2019-2020

Рожкова Мария

обществознание

11

республиканский

призер

Приказ Министерства образования №206 от 26.02.2020

 В период с 2017 -2021 гг.,   обучающиеся принимали участие в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах. В международном дистанционном конкурсе по истории «Олимпис» обучающиеся награждены дипломами 2,3 степени (2017, 2018 гг.).

 

№ п/п

Название конкурса

Год

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Результат

Муниципальный уровень

1

Районный конкурс среду будущих избирателей на лучшее сочинение по избирательному праву

2017

Рожкова Мария

9

2 место

2

Районный конкурс по избирательному праву «Выборы президента школы»

2017

Хлебина Татьяна

Попович Ксения

Шичкина Вероника

 11

11

10

1 место

2 место

3 место

3

Интеллектуальная викторина «Русь молодая»

2018

Команда «Виктория»

Команда «Миротворцы»

11

10

1 место

2 место

Республиканский  уровень

1

Республиканский конкурс научных и творческих работ учащихся средних общеобразовательных и профессиональны учебных заведений Республики Мордовия «Права детей- забота государства»

2016

Хлебина Анастасия

10

 1 место 

2

Республиканский конкурс научных и творческих работ учащихся средних общеобразовательных и профессиональны учебных заведений Республики Мордовия «Права детей- забота государства»

2017

Королькова Ирина

Шичкина Вероника

Рожкова Мария

Муклецова Ирина

Деваева Евгения

10

10

9

9

10

Диплом  1 место

Диплом  2 место

Диплом  3 место

Диплом  3 место

Диплом  3 место

3

Образовательный проект «Национальная ассоциация обучения предпринимательству»

2017

Команда 9 классов

 Команда 10 классов

9

10

Бронзовые призеры проекта

Серебряные призеры проекта

4

Республиканская акция поисково-исследовательских, научных и творческих работ студентов и обучающихся образовательных организация и общественных объединений История школы в истории Мордовии»

2017

Хлебина Анастасия

Ванин Михаил

11

8

1 место

3 место

5

Научно-образовательный форум обучающихся Республики Мордовия секция «Живая история»

2020

Орлов Виктор

11

Призер

6

Конкурс кроссвордов по избирательному праву среди учащихся средних общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск, Республики Мордовия «Я- будущий избиратель!»

2021

Малышева Александра

Фролкина Ольга

6

6

3 место

2 место

7

Конкурс рисунков  по избирательному праву среди учащихся  общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск, Республики Мордовия «Выбор за нами!»

2021

Сидорова Виктория

6

2 место

8

Республиканский конкурс агитбригад патриотической направленности «Честь и Родина!

2021

Кадетский класс

11

Диплом третьей  степени

Всероссийский уровень

1

II Открытый отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети»

2016

Кононенкова Анастасия

9

Диплом лауреата 1 степени

2

Проект «Александр Невский – Слава, Дух и Имя России» г.Городец

2017

Рожкова Мария

9

Лауреат

3

Всероссийский конкурс творческих работ обучающихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей» Международной исторической программы «Память сердца:блокадный Ленинград», посвященной 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Номинация «Письмо сверстнику»

2021

Кошелева Ольга

5

  3 место

Международный уровень

1

Международный дистанционный конкурс по истории «Олимпис-2017» - осенняя сессия

2017

Ермакова Анна

Миронова Виктория

Муклецова Ирина

Пронина Татьяна

9

9

9

9

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом3 степени

Диплом 3 степени

2

Международный дистанционный конкурс по истории «Олимпис-2018» осенняя сессия

2018

Деваева Евгения

Балдаева Ирина

Кононенкова Анастасия

Усанова Марина

11

11

11

11

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 3 степени

3

Международная онлайн - олимпиада «Фоксфорд» по обществознанию

2017-2018

Рожкова Мария

9

Диплом III степени

4

Международная онлайн - олимпиада «Фоксфорд» по истории

2017-2018

Рожкова Мария

9

Диплом II  степени

  7. Трудоемкость.

    Использование опыта достаточно трудоемко для учителя, так как предполагает создание такой системы занятий, которая учитывала бы не только возрастные, но и индивидуальные особенности обучающихся. 

                         

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.

     Распространение и обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях  на семинарах, методических объединениях учителей истории и обществознания    на уровнях образовательной организации, муниципальном и республиканском.  

Дата

Место

Тема выступления

Название мероприятия

21.03.2019

МБОУ «Теньгушевская СОШ»

 Методический семинар  «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Конкурс «Учитель года-2019» Методический семинар  

2.04.2019

ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».

 Методический семинар  «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Конкурс «Учитель года-2019» Методический семинар  

Также  реализовано в публикациях.  На страницах  школьного   и личного сайтов регулярно обновляется информация,  где можно ознакомиться с опытом моей работы:

Школьный сайт:  https://scten.schoolrm.ru/ 

Адрес личного сайта:  https://nsportal.ru/elena-hlebina

Выводы.

Анализируя свою работу, могу отметить:

- не все обучение должно быть проблемным, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Однако система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

- обучающиеся, через активизацию познавательной деятельности, путём решение проблемных заданий на уроке не останавливаются на этом, а принимают участие в различных конкурсах, самостоятельно готовят презентации, проекты и дополнительный материал к занятиям. Различного вида поощрения (благодарственные письма, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного  труда.

 

9. Список использованной литературы

 

1. Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

3. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. Педагогика.  М., 1974.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

6. Омарова,  А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;

7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны

А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся  через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...


 

Комментарии