Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны
материал по истории на тему
А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Эти дисциплины наиболее полно аккумулируют предшествующий социальный опыт человечества. В их содержании отражены все этапы культурного развития человечества. На протяжении более двух десятилетий проведения реформ в нашей стране многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем гордились прошлые поколения наших соотечественников, подвергалось критике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и патриота. Задачи гражданского воспитания и образования – это первоочередные задачи уроков истории и обществознания. З В этих условиях важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Этому способствует организация проектно-исследовательской деятельности по истории и обществознанию на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
представление собственного инновационного опыта работы учителя истории и обществознания | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия)
Забелиной Екатерины Геннадьевны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Формирование гражданско-правовой культуры учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».
- Актуальность и перспективность опыта.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Эти дисциплины наиболее полно аккумулируют предшествующий социальный опыт человечества. В их содержании отражены все этапы культурного развития человечества. На протяжении более двух десятилетий проведения реформ в нашей стране многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем гордились прошлые поколения наших соотечественников, подвергалось критике. Произошла резкая переоценка ценностей. Болезненными для общества проблемами стали растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде, рост числа молодежных организаций фашистской ориентации. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и патриота. Задачи гражданского воспитания и образования – это первоочередные задачи уроков истории и обществознания. Связь уроков с жизнью является сильнейшим средством мотивации обучения, убеждения учащихся в практическом значении общественных наук.
Значимым приоритетом в образовании на современном этапе является обучение и воспитание человека, гражданина, умеющего осуществлять устойчивый ценностный выбор, признающего окружающую данность, которая не подавляет интересов других людей, принимающий на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. В этих условиях важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Этому способствует организация проектно-исследовательской деятельности по истории и обществознанию на уроках и во внеурочное время.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения проектной технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения
Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда, учит мыслить.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование исследовательской деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
3. Ведущая педагогическая идея.
В Национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Патриотизм для россиян – это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и воспитания.
Ее воплощение – это достижение тех конкретных целей, которые поставлены сегодня нормативными документами перед каждым педагогом-историком и обществоведом. Для убедительности и наглядности сказанного мной просто необходимо обратиться к тем целям, которые поставлены в Государственных стандартах общего образования перед историей и обществознанием.
Ведущими педагогическими идеями деятельности являются:
- развитие индивидуальности учащихся;
- стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся;
- учет психофизиологических особенностей учащихся;
- сотрудничество;
-личностно- ориентированная позиция педагога;
- создание максимально благоприятных условий для развития познавательной активности учеников.
Развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности, воспитание патриотизма через использования элементов проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе.
4. Наличие теоретической базы опыта.
Проблема гражданско-патриотического воспитания рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но как реальное социально-педагогическое явление. Над решением общеобразовательной проблемы по формированию гражданской позиции у школьников работали многие историки и ученые(Е.А.Соколова, П.А.Бирюкова, Т.Е.Теращенкова, Т.С.Тагибаева и др.).
В педагогических исследованиях проектной и исследовательской деятельности школьников также уделяется большое внимание. Анализируется эффективность активной поисковой деятельности (В.Г.Разумовский) и деятельности, связанной с открытием нового знания (Л.C. Выгодский). Особое внимание уделяется деятельности, представляющей собой самостоятельный поиск и создание нового интеллектуального продукта (Б.И. Коротяев). В современных исследованиях выявлены закономерности и условия исследовательской деятельности учащихся (В.А. Андреев, В.И. Смагин, В.П. Ушачев, А.П.Тряпицина, Е.В. Мещерова). Уделяется особое внимание развитию творческого воображения, формированию универсальных учебных умений и навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности (Н.Е. Важевская, В.Г. Разумовский, В.В. Краевский).
5. Оптимальность и эффективность средств.
Свою педагогическую работу я строю на принципах:
- Принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, общественное явление)
- Принцип научности (материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного события, не должен носить только развлекательный характер)
- Принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- Личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание неповторимости, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
- Проблемно-поисковому методу обучения, который способствует обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
- Использование компьютерных технологий на всех этапах деятельности. Они повышают уровень учебной мотивации, развивают навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег, собственные, составленные учащимися старших классов. Также в моём распоряжении есть видеотека научно-популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории.
- Организация проектно-исследовательской деятельности: использую различные формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся (урок, элективный курс, научное ученическое общество), а так же различные формы учебной работы.
6. Результативность опыта.
Уроки истории и обществоведения – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического воспитания, именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому в своей урочной и внеурочной работе стараюсь проводить как можно больше мероприятий о героическом прошлом, о великих людях, о своей малой родине.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы. Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты по истории, как в старших классах, так и в среднем звене. Например, проект «История моей семьи в истории моей Родины», который я реализую с учащимися разных классов каждый год. Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Алданский рабочий», промышленные предприятия. В процессе работы мы с учениками посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей города, работников отдельных организаций.
Несколько лет подряд мы тесно сотрудничаем с районным краеведческим музеем. В этом году при музее был создан поисковый отряд «Отечество». К 70-летию Победы отрядом совместно с работниками музея был реализован грантовый проект Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «Помнить и знать». В течение многих месяцев ребята вели кропотливую работу: собирали информацию о воинах-алданцах, работали в архивах музея, библиотеках города, посетили редакцию районной газеты и местный архив. Собранные сведения легли в основу фильма «Они штурмовали Берлин». Под руководством художника-оформителя музея Ирины Павловой школьники собирали модели военной техники и помогали в создании макета «Штурм Берлина», который стал центром музейной экспозии.
Около года совместно с центральной районной библиотекой учащиеся 7-8 классов работают над историко-литературным проектом «Возрождение», целью которого является изучение краеведческой литературы не только как художественного наследия, но и как исторического источника. В этом году исполнилось бы 100 лет со дня рождения Анастасии Сыромятниковой, одно из первых якутских женщин-писательниц. В результате ребята не только написали эссе, нарисовали иллюстрации к книге, подготовили презентации исторических исследований, но и создали электронный вариант книги на основе компьютерной программы About Flash Player
Список статей, опубликованных за последние годы:
- «Серебряный век в Алданской школе: реализация интегрированного проекта» (Малышенко Д.);
- «День молодого избирателя в школе-центре» (Золотухина А);
- «В школе-центре прошел турнир по Олимпийским играм» (Сенц М.);
- «Открытие клуба «Рубикон» (Золотухина А.);
- «Древняя Греция». В школе-центре ребята 5 класса реализовали исторический проект» (Забелина Е.Г.)
- «Наш юбилей» (Золотухина А.);
- «Правовую неделю в школе провели ребята из клуба «Рубикон»» (Забелина Е.Г.).
- «В Алданском музее сделали фильм о героях Алдана» (Грызлова Л.А.);
- « Изучаем, исследуем, открываем» (Околита А.);
Наши проекты:
«Гражданско-правовой клуб «Рубикон». Районный социокультурный проект. Содержание проекта заключается в организации работы гражданско-правового объединения с использованием инноваций, способствующих воспитанию человека с высокой правовой и политической культурой как субъекта социальных отношений. Проект ориентирован на учащихся среднего и старшего звена школы, а также на другие целевые группы.
«Не забытый нами герой» (поисково-исследовательская работа о своих дедах и прадедах, участниках Великой Отечественной войны.)
«История моей семьи в истории страны, Якутии, Алдана» (поисково-исследовательская работа о своих семьях)
«Профессия на всю жизнь» (поисково-исследовательская работа о людях, которые посвятили себя своей профессии, достигли значительных успехов в ней)
«Наша школа» (поисково-исследовательская работа к юбилею школы с углубленным изучением отдельных предметов)
«Памятники подвига и славы» (поисково-исследовательская работа о памятниках в городе Алдан)
«Древняя Греция» (творческо-исследовательская работа по истории Древней Греции, создание литературно-музыкальной композиции )
«Старые праздники на новый лад» (поисковая работа о праздниках, проведение праздников в школе)
Достижения моих учащихся.
Год | Название конкурса | Фамилия, имя участника, класс | Название работы | Результат |
2011 | Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | Попова М., 7 класса | «Тайны якутской пищи: современный взгляд» | 1 место |
2012 | II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Попова М., 8 класс | - | 2 место |
2013 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» | Золотухина А., 10 класс | Правоведение | 2 место |
2013 | II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по праву | Золотухина А., 10 класс | 1 место | |
2013 | II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию | Монич Ю., 7 класс | - | 2 место |
Капарова А., 10 класс | - | 2 место | ||
Золотухина А., 10 класс | - | 1 место | ||
2013 | II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Малышенко Д., 9 класс | - | 3 место |
2014 | Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | Золотухина А., 11 класс | «Смертная казнь: за и против | 1 место |
2014 | Районный конкурс сочинений «Я – ребенок. Я – человек. Я имею право» | Смирнова Д., 7 класс | Сочинение | 2 место |
2014 | Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по праву | Золотухина А., 11 класс | - | 2 место |
2014 | Х международная олимпиада по основам наук, предмет - обществознание | Золотухина А., 10 класс | - | дипломант |
2015 | Празднование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне | Отряд «Отечество» | Проект «Помнить и знать» | Благодарственные письма от начальника МБУ «АИКМ» |
2015 | I Благочинническая научно-практическая конференция «Православие и современность» | Малышенко Д., 10 класс | Феномен православия в Великой Отечественной войне | 1 место |
2015 | Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | Широкова Е., Горбунов А., 8 класс | Проект «Возрождение». | 2 место |
Результаты моей педагогической деятельности:
Учащиеся | год | Предмет | ГИА, баллы | Оценка | |||||
Малышенко Д. | 2014 | История | 25 | «4» | |||||
Огнев Д. | 2014 | Обществознание | 17 | «3» | |||||
Иванов А. | 2014 | Обществознание | 21 | «3» | |||||
Перетолчин Л. | 2014 | Обществознание | 27 | «4» | |||||
Малышенко Д. | 2014 | Обществознание | 28 | «4» | |||||
Матвеева Ю. | 2014 | Обществознание | 19 | «3» | |||||
Полякова А. | 2014 | Обществознание | 19 | «3» | |||||
Тюмин А. | 2014 | Обществознание | 19 | «3» | |||||
Алексеева Е. | 2014 | Обществознание | 19 | «3» | |||||
Зотов М. | 2014 | Обществознание | 19 | «3» | |||||
Батудаев Р. | 2015 | История | 29 | «4» | |||||
Букарев М. | 2015 | Обществознание | 25 | «4» | |||||
Нектегаева Ю. | 2015 | Обществознание | 21 | «3» | |||||
Павлова Е. | 2015 | Обществознание | 16 | «3» | |||||
Батудаев Р. | 2015 | Обществознание | 30 | «4» | |||||
Бижева А. | 2015 | Обществознание | 26 | «3» | |||||
Учащиеся | год | Предмет | ЕГЭ, баллы | ||||||
Матюшин Е. | 2014 | История | 56 | ||||||
Обществознание | 55 | ||||||||
Иванийчук О. | 2014 | Обществознание | 42 | ||||||
Коршикова Е. | 2014 | Обществознание | 49 | ||||||
Золотухина А. | 2015 | Обществознание | 71 | ||||||
Равелев К. | 2015 | Обществознание | 57 | ||||||
Макаров Н. | 2015 | Обществознание | 51 | ||||||
Хашимова И. | 2015 | Обществознание | 46 | ||||||
Тришева А. | 2015 | Обществознание | 44 | ||||||
Леонова Е. | 2015 | Обществознание | 52 | ||||||
Дудников Н. | 2015 | Обществознание | 58 | ||||||
История | 55 |
Возможность тиражирования:
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на районных конференциях, семинарах и форумах.
С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте вы можете познакомиться на личном сайте учителя:
и на сайте МБОУ СОШ с УИОП http://www.cdtaldan.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...