Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
статья по истории на тему
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках истории и обществознания».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.
Традиционная цель исторического образования - усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publich_predstavl.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках истории и обществознания».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.
Традиционная цель исторического образования - усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Роль учителя в проектной деятельности – я считаю, что учитель должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, и. конечно, фантазией! Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции: является консультантом на всех этапах, инициирует рождение и развитие проекта, помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование, является экспертом. Наши проекты мы представляем на научно-практических конференциях, различных исследовательских конкурсах, краеведческих олимпиадах, внеклассных мероприятиях и, конечно на уроках истории и обществознания.
Анализируя свой педагогический опыт, я прихожу к выводу, что общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся посредством проектной деятельности обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому реализуется главное предназначение учителя сегодня-воспитание гражданина России.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
2. Концептуальность. В настоящее время многие учителя истории и обществознания используют проектную деятельность на своих уроках. Обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, критический анализ документов, формулировка своих суждений о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, вовлекает учащихся в различные виды познавательной деятельности. Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационной компетенции детей, которая демонстрирует готовность ученика самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Я, как учитель истории и обществознания, часто использую информационные технологии в учебном процессе.
Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного оборудования и программного обеспечения.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.
Своеобразие:
Применение метода проектной деятельности на уроках:
во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;
в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Новизна опыта:
В процессе преподавания истории и обществознания проектный метод в обучении может быть реализован в различных формах:
- мультимедийный продукт
- бизнес-план
- исторический журнал
- сценарий
- маршрут экскурсии и т.д.
В разработке исследовательской компетентности посредством проектной деятельности учитывается метапредметный подход к обучению:
- регулятивный, познавательный, коммуникативный.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью проектной деятельности.
3. Теоретической базой опыта явились работы
1. Баранов П.А. История в профильной школе: пособие для учителя.
2. Бычкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.
3.Гузеев В.В. «Метод проектов » как частный случай интегральной технологии обучения.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
5. Изучение истории на профильном уровне в современной школе.
А так же:
- курсы повышения квалификации «Новые тенденции в содержании исторического и обществоведческого образования в условиях ФГОС ОО», МРИО,26.10.2013 г, 122 ч;
- Элективный курс «Право», 2013г. (утвержден методическим советом школы).
Мною разработана система внеурочной вовлеченности учащихся в исследовательскую проектную деятельность. Ведется диагностика повышения интереса к изучаемому предмету (анкетирование учащихся). Многие уроки реализуются с использованием проектной технологии.
Опыт моей работы основан на формировании информационной культуры учащихся, развитии логического мышления, творческого и познавательного потенциала. Данной проблеме посвящен ряд докладов, с которыми я выступала на педсоветах. Они доклады размещены намоем мини- сайте.
4. Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения истории и обществознания, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования компетентностного подхода в учебном процессе.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Проектная деятельность позволяет:
- Согласовывать цели обучения педагогов и учеников.
- Повысить степень мотивации учения.
- Подготовить учащихся к сознательному обучению в других учебных заведениях.
- Подготовить учащихся к успешной жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Проектная деятельность делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
6. Результативность
Использование проектной деятельности в обучении предмету ведет к появлению следующих результатов:
- Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
- Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, колледже или профильном классе.
- Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
- Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне по предмету
- У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
- Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, анализируются полученные результаты.
- Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
- Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
- Результаты во внеурочной деятельности. Имеются ученики, которые с интересом участвуют в олимпиадах по предмету и являются их призерами.
Результативность применения данной проблемы проявляется в:
- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;
- результатах детей в предметных олимпиадах
Результаты учащихся по предмету | |||||
Ф.И.учащегося | Класс | Год | Предмет | Уровень олимпиады | Результат |
Абрашкин Александр | 11 | 2011-2012 | история | муниципальный | призер |
Игумнов Слава | 7 | 2011-2012 | обществознание | муниципальный | призер |
Маколкина Даша | 7 | 2012-2013 | обществознание | муниципальный | призер |
Игумнов Слава | 8 | 2012-2013 | обществознание | муниципальный | призер |
Маколкина Даша | 7 | 2012-2013 | обществознание | муниципальный | призер |
Маколкина Даша | 7 | 2012-13 | избирательное право | республиканский | призер |
Корляков Денис | 8 | 2013-14 | экономика | муниципальный | призёр |
7. Возможность тиражирования.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на республиканских и городских семинарах. С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, сайте ОУ.
8. Приложения.
- Тема самообразования: «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности»
.-Выступление на «Панораме идей» перед студентами факультета истории и права МГПИ им. М.Е.Евсевьева.
-Исследовательские работы учащихся на научно-практических конференциях, олимпиадах по краеведению и исследовательских конкурсах.
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что проектная деятельность в обучении предмету играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Директор МОУ «Средняя школа №27» _______________ /И.М. Москаев/
Заместитель директора по УВР _______________ /О.Н. Юрченкова /
Учитель истории и обществознания ________________ /Е.А.Каргина/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны
А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...