СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
статья

Озонова Ольга Валерьевна

Система оценки — сложная и многофункциональная система, вклю-чающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результа-тов деятельности системы образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx111.1 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МБОУ ООШ № 15 г. Улан-Удэ

Уч.начальных классов

Озонова Ольга Валерьевна

Система оценки — сложная и многофункциональная система, вклю-чающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результа-тов деятельности системы образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Её основными функциями являются ориентация образовательного про-цесса на достижение планируемых результатов основной образовательной про-граммы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров.

Особенностями системы оценки являются:

  • содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
  • оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

  • оценка динамики учебных достижений;
  • использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки;

   ⮚  сочетание внутренней и внешней оценки;

  • накопительная система оценки индивидуальных достижений;
  • использование персонифицированной и неперсонифицированной инфор-

мации;

  • уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оцен-ка методом «сложения».

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реа-лизации образовательных программ при интерпретации результатов педагогиче-ских измерений. (В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с уче-том их стартового уровня и динамики образовательных достижений.)

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные

образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образова-ния в основной школе;

  • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мо-тивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов.

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обя-зательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым материалом: « к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля ус-пешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится спо-

собность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений».

Система оценки должна с необходимостью включать в себя как внешнюю, так и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается в текущих отмет-ках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в резуль-татах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в про-межуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Она обеспечивает обратную связь, информируя: учеников об их продвижении в освоении программы , об их сильных и слабых сторонах; учителей об эффективности их педагогической деятельности, положительную мотивацию учения, стимулируя обучение учащихся: ориентируя на успех, отмечает даже незначительные продвижения, поощряет учащихся, отмечает сильные стороны, позволяет продвигаться в собственном темпе

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отноше-нию к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.  

  • начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государ-ственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому пря-

мое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой сис-темы оценки, как её естественная встроенность в образовательный процесс.

Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый под-ход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а не-обходимый для продолжения образования и реально достигаемый большин-ством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при ко-тором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это по-зволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траек-тории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Особенности оценочной системы в МБОУ  «ООШ № 15»

  • соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

  • системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифферен-цированная оценка отдельных аспектов обучения.

Самоанализ и самооценка обучающихся.

Система оценивания образовательных результатов

Особенности

системы оце-

Объект оценивания

нивания

Предметные, мета-

предметные, познава-

Личностные результаты

тельные

результаты

Форма

Персонифицированная

Персонифицированная / неперсонифици-

количественная оценка

рованная качественная оценка

Средства

Классные

журналы,

Дневники наблюдения учителя (класс-

справки по результатам

ного руководителя, психолога).

фиксации

внутришкольного кон-

Характеристики обучающихся.

результатов

троля,

мониторинг

 

оценки

достижений уч- ся.

Тематические

кон-

Проектная деятельность, участие в об-

трольные работы, тес-

щественной жизни класса, портфолио,

Способ

товый контроль, диаг-

задания творческого характера

(поэтапность

ностические

работы,

процедуры)

задания

частично-

поисково го характера

Условия эф-

Систематичность,  личностная  ориентированность,  позитив-

фективности

ность - основные постоянные принципы современной оценочной

системы

деятельности педагога

оценивания

Поэтапность процедуры оценивания:

  1. Стартовая диагностика.
  2. Промежуточное оценивание.
  3. Итоговое оценивание.
  • учебном процессе оценка предметных результатов проводится с по-мощью использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале.

Безотметочное обучение в 1 классе – это система контроля и само-контроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Безотметочное оценивание опирается на принципы, разработанные Г.А. Цукерман.

Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении учениками:

Лесенка – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка – на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении учителями:

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

  • - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

–  - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Балловая оценка

Процент выполнения

95- 100%  - высокий уровень усвоения

75 - 95%        - среде – высокий уровень

50 - 74%  - средний уровень

меньше 50% - низкий уровень

Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Этот прием широко используется учителям начальной школы. Комплимент формирует

  • школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

Листы учебных достижений - отражают продвижение учащихся в освоении предметных результатов. При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования.

Рабочий Дневник учителя фиксирует результаты изучения каждым учеником основных разделов учебной программы. При таком отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу с ним и с классом в целом.

Классный журнал заполняется в соответствии с тематическим планом. В нём отражаются результаты письменных работ учащихся по всем предметам. Основная его функция – констатация факта успеха или неуспеха ученика за определённый промежуток учебного времени, содержания занятий, количества часов, посещаемости учащихся.

  • нашем образовательном учреждении с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности учащихся. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, принятия эффективных управленческих решений.

Олимпиады – форма независимого публичного состязания учащихся, требующая предъявления ими своих образовательных достижений, предпола-гающая очный или дистанционный формат участия.

  • школе сложилась хорошая практика внутришкольных интеллектуальных состязаний, проведение «Недели предметных олимпиад», которая проводится по всем учебным предметам в ноябре и её результаты активно освещаются на страницах школьной прессы. Итоги подводятся на торжественной линейке с обязательным вручением грамот и подарков.

Участие в международных интеллектуальных конкурсах и играх: «Золотое руно»; «Русский медвежонок»; «Кенгуру», «Британский бульдог», «КИТ», «ЧИП».

«НОУ» - научное общество учащихся. Ежегодно в мае проходит школьная научно – исследовательская конференция учащихся. Лучшие работы школьного этапа представляются для участия в конкурсе детских научных работ «РОСТОК».

«Созвездие талантов» - как форма поддержки талантов и достижений учащихся во внешкольной внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивное, художественное, музыкально – эстетическое, хореографическое, интеллектуальное.

Анкетирование – внешняя оценка деятельности образовательного уч-реждения родителями и детьми.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные

формы и методы

Иные формы учета достижений

контроля

текущая

атте-

итоговая

(три-

урочная

дея-

внеурочная

дея-

стация

местр, год) ат-

тельность

тельность

тестация

- устный опрос

-диагностическая

анализ динамики

-

участие

в вы-

- письменная само-

контрольная ра

текущей

успе-

ставках,  конкур-

стоятельная работа

бота

ваемости

сах,  соревнова-

- диктанты

- диктанты

ниях

- контрольное спи-

- изложение

-

активность

в

сывание

-  контроль

тех-

проектах и

про-

- тестовые задания

ники чтения

граммах

вне-

- графическая рабо-

- срезы вычисли-

урочной

дея-

та

тельных навыков

тельности

- изложение

-

творческий

от-

- доклад

чет

- творческая работа

- портфолио

- посещение уроков

- анализ

психолого-педагогических

по программам на-

исследований

блюдения

Формы представления образовательных результатов учащихся:

  • ведомость успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

  • дневник учащегося;
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях прове-ряемого знания);

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач

  • рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Ре-

Внутренняя оценка

Внутр./Внешн

Внешняя

зуль-

яя

таты

Учи-

Кл.

Орга-

Шко

Школ.

Роди-

Атте-

Мони-

л.

админ.

тели

стация

торинг

тель

рук.

низат.

псих.

Пред-

+

+

+

+

+

мет.

Ме-

+

+

+

+

тапр.

Лич-

+

+

+

+

+

+

ност.

  1. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов

Процедуры оценочной деятельности

Содержательной и критериальной базой оценки личностных, метапред-метных и предметных результатов служат планируемые результаты начального образования.

ОЦЕНКА  ЛИЧНОСТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у

учащихся УУД, включаемые в три основных блока:

самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; са-моуважение и самооценка;

смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собствен-ного знания и «незнания»;

морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Оценка личностных результатов может быть описана как оценка плани-руемых результатов. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех ком-понентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в ин-вариантной части базисного учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки внутренней позиции школьника, которая находит отражение

- в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориента-ции на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- сформированности основ гражданской идентичности — чувство гор-дости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических собы-тий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других лю-дей и сопереживанию им;

- сформированности самооценки, включая осознание своих возможно-стей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированности мотивации учебной деятельности, включая соци-альные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стре-мятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)

Оценка личностных результатов

Объект оценки

Предмет оценки

Процедуры

оценки

сформированность лич-

эффективность

деятель-

внешние  мониторинго-

ностных универсальных

ности системы

образо-

вые исследования с ис-

учебных действий

вания, ОУ

поль зованием неперсо-

ни-фицированных пото-

ков информации;

психологическое   кон-

сультирование

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

  • ним относятся:
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоя-тельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с по-ставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществле-ния;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основ-ных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на меж-предметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные ра-боты на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных дей-ствий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сфор-мированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.  

 

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объект оценки

Предмет оценки

Процедуры

оценки

сформированность

способность к решению

а)  внутренняя  накоп-

учебных   действий   с

учебно-познавательных

ленная оценка

предметным   содержа-

и  учебно-практических

б) итоговая оценка

нием

задач с использованием

в) процедуры  внешней

средств,   релевантных

оценки

содержанию   учебных

предметов

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. При оценке предметных знаний особую ценность составляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе, на основе метапредметных действий.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего

  • промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

  • соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, за-ложенном в стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, сис-тему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — система предметных знаний), и, во вторых, систему формируемых действий (далее — система предметных дейст-вий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на приме-нение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных ре-зультатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения)

  • знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему зна-ний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: клюю

 

чевые теории, идеи, понятия, факты, методы. В начальной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учетом значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во вторых, при специальной целенаправленной работе учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образо-вания имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорныхзнаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использо-вать эти знания при решении учебно познавательных и учебно практических за-дач.Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащи-мися с предметным содержанием. Действия с предметным содержанием (или предметныедействия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те жеуниверсальные действия, прежде всего познавательные: использование знаково символических средств; моделиро-вание; сравнение, группировка и классификация объектов; действияанализа, син-теза и обобщения, установление связей (в том числе — причинно следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассужденияи т. д. Однако на разных предметах эти действия выполняютсяс раз-ными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со

звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказыва-ниями и текстами; собъектами живой и неживой природы, с музыкальными и ху-дожественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмы выполнения действий, и сам состав формируемых и отрабатываемых действий носят специфическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен вклад разных учебных предметов в становление и формирование от-дельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад тех-нологии в становление и формирование регулятивных учебных действий. Можно, однако, утверждать, что совокупность всех учебных предметов обеспечивает воз-можность формирования всех универсальных учебных действий — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов. Но, безусловно, к предметным действиям следует отнести и такие действия, которые присущи главным образом только этому предмету и овладение которыми необхо-димо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предме-та. Примерами такого рода действий могут служить способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, лепка, рисование, пение и др.

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предме-том диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполне-нию, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности уча-щихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно позна-вательных и учебно-практических задач. Поэтому объектом оценки предметных результатов становится, — в полном соответствии с требованиями стандарта, способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

  • использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов может проводиться как входе неперсони-фицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур, с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускни-ков. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знанийданного учебного курса. (Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных результатов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится».)

Оценка достижения этих предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

  • ряде случаев их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопи-тельной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при опре-делении итоговой оценки.

Обобщающая таблица по оценке личностных, метапредметных

и предметных результатов

Вид ре-

Объект

Назначение

Содержание

Средства

(роль, фук-

зультата

оценки

оценки

оценки

ции)

Личност-

Основным

Обеспечить

Основное

содер-

Оценка данных ре-

ный

объектом

комплексный

жание  оценки  в

зультатов

осуще-

лич-

подход к оцен-

школе

ствляется

в

ходе

оценки

начальной

ностных

ре-

ке всех резуль-

строится на осно-

внешних

неперсо-

зультатов

татов

образо-

ве  сформирован-

нифицированных

служит

вания

(пред-

ности внутренней

мониторинговых

сформиро-

метных,

мета-

позиции

школь-

исследований,

ванность

предметных  и

ника, основ граж-

Предметом

оцен-

 

универсаль-

лич-

ност-

данской

идентич-

ки в

этом

случае

ных

дейст-

ных);

обеспе-

ности,  самооцен-

становится не про-

вий,

вклю-

чения качества

ки

(включая

гресс

личностного

чаемых в три

образования;

осознание

своих

развития

учащего-

следующих

ориентировать

возможностей   в

ся,  а  эффектив-

основных

на

достижение

учении),

мотива-

ность

воспита-

блока: само-

резуль- тата: –

ции учебной дея-

тельно-

определение,

духовно-

тельности

(вклю-

образовательной

смыслоооб-

нравственное

чая

социальные,

деятельности обра-

разование,

развитие и вос-

учебно-

познава-

зовательного

уч-

нравственно-

питание;

тельные

и

внеш-

реждения.

этическая

обеспечить

ние мотивы), зна-

Вторым методом

ориентация.

возможность

ния

моральных

оценки

личност-

регулирования

норм

и

сформи-

ных

результатов

на

основании

рованности

мо-

учащихся

исполь-

полученной

рально-этических

зуемым  в

образо-

информации,

суждений.

вательной

про-

возможность

грамме

является

принятия педа-

оценка

личност-

гогических мер

ного

прогресса

для

улучшения

ученика

с

помо-

и

совершенст-

щью

портфолио,

вования

про-

способствующего

цессов

образо-

формированию

у

вания в каждом

учащихся

культу-

классе, школе

ры мышления, ло-

гики,  умений  ана-

лизировать,

обоб-

щать,

системати-

зировать,

класси-

фицировать.

Работы уч- ся

Деятельность

уч-ся.

Статистические

данные.

Результаты

тести-

рования

Метапред-

Оценка  ме-

Стимулиро-

Основное

содер-

Оценка

метапред-

метный

тапредмет-

вать учение по-

жание оценки ме-

метных

результа-

ных

резуль-

средством

по-

тапредметных ре-

тов  проводится

в

татов

пред-

буждения детей

зультатов на сту-

ходе

различных

полагает

размышлять

о

пени

начального

процедур

таких,

оценку  уни-

своем

учении,

общего

образова-

как решение задач

 

версальных

учебных

действий учащихся (регулятив-ных, комму-никативных, познава-тельных), т. е. таких ум-ственных действий обучающих-ся, которые направлены на анализ своей позна-вательной деятельно-сти и управ-ление ею..


об  оценке

их

ния

строится

во-

собственных

круг

умения

работ  и

про-

учиться

цесса  их

вы-

Способность

обу-

полнения

чающегося

при-

нимать

и

сохра-

нять

учебную

цель и задачи; са-

мостоятельно

преобразовывать

практическую

за-

дачу

в

познава-

тельную;

умение

планировать

соб-

ственную

дея-

тельность в соот-

ветствии

с

по-

ставленной

зада-

чей

и условиями

её

реализации  и

искать средства её

осуществления;

умение

контроли-

ровать

и

оцени-

вать

свои

дейст-

вия, вносить кор-

рективы в их вы-

полнение на осно-

ве оценки и учёта

характера ошибок,

проявлять

ини-

циативу

и

само-

стоятельность

в

обучении;

умение

осуществ-

лять

информаци-

онный поиск, сбор

и

выделение

су-

щественной

ин-

формации из раз-

личных

информа-

ционных

источ-

ников;

умение

использо-


творческого и по-искового характе-ра, учебное проек-тирование, итого-вые проверочные работы, комплекс-ные работы на межпредметной основе, монито-ринг сформиро-ванности основных учебных умений.

  • ходе внутренней оценки, фиксируе-мой в портфеле достижений в виде оценочных листов и листов наблюде-ний учителя или школьного психо-лога Проверочные за-дания, требующие совместной (ко-мандной) работы обучающихся на общий результат

 

вать        знаково-

символические

средства для соз-

дания        моделей

изучаемых объек-

тов и процессов,

схем        решения

учебно-

познавательных и

практических        за-

дач;  способность

к осуществлению

логических        опе-

раций сравнения,

анализа,  обобще-

ния,  классифика-

ции по родовидо-

вым        признакам,

установлению

аналогий, отнесе-

нию к известным

понятиям;

умение сотрудни-

чать с педагогом

и        сверстниками

при        решении

учебных проблем,

принимать на се-

бя        ответствен-

ность за результа-

ты  своих  дейст-

вий.

Предмет-

Достижение

Оценка образо-

Достижение

Выбор определяет-

ный

предметных

вательных

дос-

предметных

ре-

ся  этапом

обуче-

результатов

тижений

обу-

зультатов обеспе-

ния,

общими

и

обеспечива-

чающихся

с

чивается

за

счет

специальными

це-

ется за счет

целью итоговой

основных

учеб-

лями обучения, те-

основных

оценки

подго-

ных   предметов.

кущими учебными

учебных

товки

выпуск-

Поэтому

объек-

задачами;

целью

предметов.

ников

на

сту-

том оценки пред-

получения

инфор-

Поэтому

пени начально-

метных

результа-

мации

объектом

го  общего

об-

тов является спо-

Оценка   достиже-

оценки

разования,

собность учащих-

ния

предметных

предметных

обеспечение

ся решать учебно-

результатов

ведёт-

 

результатов

эффективной

познавательные и

является

«обратной свя-

учебно-

способность

зи»

практические

за-

учащихся

Стимулирова-

дачи.

решать

ние

учения по-

В

основе

многих

учебно-

средством

предметных

дей-

познава-

оценки

ис-

ствий лежат те же

тельные

и

ходного

знания

универсальные

учебно-

ре-бенка,  того

учебные

дейст-

практиче-

опыта, который

вия, прежде всего

ские задачи.

он/она

привнес

познавательные:

в

выполнение

использование

задания

или  в

знаково-

изучение темы.

символических

средств;

модели-

рование;

сравне-

ние, группировка

и

классификация

объектов;

дейст-

вия анализа, син-

теза и обобщения;

установление свя-

зей и аналогий,

рассуждения.


ся как в ходе те-кущего и проме-жуточного оцени-вания, так и в ходе выполнения итого-вых проверочных работ. Основным инструментом ито-говой оценки яв-ляются итоговые комплексные рабо-ты – система зада-ний различного уровня сложности по чтению, рус-скому языку, ма-тематике и окру-жающему миру, Портфель дости-жений обучающе-гося, понимаемый как сборник работ

  • результатов обу-чающегося, кото-рый демонстриру-ет его усилия, про-гресс и достиже-ния в различных областях В учебном процес-

се оценка пред-метных результа-тов проводится с помощью диагно-стических работ (промежуточных

  • итоговых), на-правленных на оп-ределение уровня

освоения темы учащимися. Ре-

зультаты накоп-ленной оценки, полученной в ходе

 

текущего и проме-

жуточного        оцени-

вания, фиксируют-

ся, в форме порт-

феля достижений и

учитываются        при

определении        ито-

говой оценки.

Проводится        мо-

ниторинг        резуль-

татов выполнения

трех итоговых ра-

бот – по русскому

языку,        родному

языку,  математи-

ке                и        итоговой

комплексной        ра-

боты        на        меж-

предметной        осно-

ве.

 Особенности стартовой и процессуальной диагностики и оценки

Стартовая диагностика – оценочная процедура , с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся на переходе с одной ступени образования на другую.

Цель: определение готовности обучающихся

  • к обучению в школе (1 класс);
  • к изучению курса;
  • к усвоению нового материала.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результа-тах оценки их готовности к изучению данного курса по следующим показателям: мотивация к обучению, интеллектуальное развитие, развитие коммуникативности, произвольность поведения.

  • дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня го-товности каждого учащегося к усвоению нового материала

Стартовые и итоговые тестово-диагностические работы позволяют опре-делить уровень остаточных и итоговых знаний учащихся за каникулярный период

  • учебный год соответственно. Стартовые работы проводятся в начале учебного года и служат материалом для составления программы повторения как общей по

 

классу, так и индивидуальной. Итоговая работа призвана систематизировать те умения, которые были освоены детьми в течение учебного года. Текст стартовой и итоговой работ один и тот же. Отличаются они только целью и временем проведения

  

 Текущее оценивание

Цель: отслеживание динамики достижения планируемых предметных, ме-тапредметных, личностных результатов.

Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке ре-зультатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных ре-зультатов).

  • целью проведения текущего оценивания  используем следующие ме-

тоды оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятель-

ности используем листы индивидуальных достижений.

Текущая аттестация проходит по тематическому планированию и анали-зируется учителем:

  • текущая успеваемость в классном журнале;
  • к/р по предметам по завершении изученной темы;
  • с/р обучающие и контролирующие;
  • тесты в период изучения материала;
  • работы по развитию речи;
  • практические работы;
  • проверка техники чтения;
  • зачеты, и др.

  • качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ

По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школь-ников удобно фиксировать с помощью линеечек, особенности применения кото-рых подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман. Особая ценность данного приема состоит в том, что он направлен на оценку формирова-ния именно данного навыка, а не личности ребенка в целом. Линейки достижений позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навы-ка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.

Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индиви-дуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

Текущий (тематический) контроль заключается в проверке

-        усвоения программного материала по каждой крупной теме курса (уст-

ный опрос, практические работы, диктанты, контрольное списывание, тестовые  

задания, изложение, творческая работа, работа в тетрадях на печатной основе, тестирование, портфолио, творческие работы, проектные работы),

  • умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях,

Устанавливается обратная связь; сопоставляются реально достигнутые на отдельных этапах результаты с планируемыми, своевременно выявляются пробе-лы в усвоении материала.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных

  • контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Самостоятельные работы носят как обучающий, так и контролирующий характер. Иными словами, ученик имеет право работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях (тренировочные цели). В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые

вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы выставляется после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребенка над собой. Высокий уровень трудности само-стоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению кон-трольных или проверочных работ. Их целью является контроль качества усвоения учебного материала.

Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Они несут не столько обучающую функцию (хотя возможна пересдача), сколько контроли-рующую.

Контрольная работа - используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Про-водятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением

работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается в баллах (%) при безотметочном обучении, а в дальнейшем - отметкой. Используется ранжирование заданий по уровню сложности и определение их «стоимости» в баллах для дальнейшего использования при оценивании. Ставится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

  • стандартизированным методикам проверки относятся тестовые задания. (Они проводятся в течение года по тематическому планированию учителей). Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего

 

развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

При текущем контроле ученики обучаются критериям оценивания соб-ственной работы. Это достигается за счет использования взаимопроверки и само-проверки. При этом обсуждается образец правильного выполнения работы, сравнивая с которым ученик оценивает результаты своей работы.

Методы контроля и оценки знаний и учебных достижений

обучающихся

Методы

Задачи

Оценка

Предварительный контроль

Наблюдение,

Установление

ис-

Уровневая:

письменные

и

ходного уровня раз-

— высокий уровень готовности к учеб-

графические ра-

вития разных аспек-

ной деятельности;

боты, диктанты,

тов  личности  уча-

— средний уровень готовности к учеб-

сочинения,

ре-

щегося,

и

прежде

ной деятельности;

шение и состав-

всего исходного со-

— низкий уровень готовности к учеб-

ление

задач,

стояния

познава-

ной деятельности

тестирование

тельной

деятельно-

сти, в первую оче-

редь

индивидуаль-

ного уровня каждо-

го ученика

Текущий (тематический) контроль

Наблюдение,

Установление

об-

Оценка складывается из:

устный

опрос,

ратной связи; диаг-

1) индивидуального наблюдения за ра-

практические

ностирование

хода

ботой учащегося: внимательность при

работы, работа в

дидактического

объяснении материала,  активность и

тетрадях

на

пе-

процесса,

выявле-

творческий подход к работе на уроке,

чатной

основе,

ние

динамики

по-

отношение к изучению того или иного

дидактические

следнего,

сопостав-

материала и к учёбе в целом и т. д.;

карточки,

сред-

ление реально

дос-

2) показателей полноты и глубины ус-

ства  ИКТ,  тес-

тигнутых

на

от-

воения материала, умения применять

тирование,

дельных

этапах

ре-

полученные  знания  в  практической

портфолио,

зультатов

с

плани-

деятельности и нестандартных ситуа-

творческие

ра-

руемыми;

стимули-

циях, которые оцениваются по обще-

боты, проектные

рование

учебного

принятой пятибалльной шкале. Исклю-

работы

труда

учащихся;

чение составляют ученики 1 классов (с

своевременное

вы-

учётом их возрастных особенностей),

явление пробелов в

их  показатели  оцениваются  следую-

усвоении материала

щим образом: «умница», «молодец»,

для

повышения

об-

«нам с тобой надо поработать, и всё

щей

продуктивно-

получится» с указанием ошибок и спо-

сти учебного труда

собов их исправления

 

Итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла

обучения, так и какого-то раздела или целого предмета)

Наблюдение,

Систематизация  и

Оценка складывается из:

устный   опрос,

обобщение

учебно-

1) индивидуального наблюдения за ра-

средства

ИКТ,

го материала

ботой учащегося: внимательность при

тестирование,

объяснении материала,  активность и

портфолио,

творческий подход к работе на уроке,

творческие

ра-

отношение к изучению того или иного

боты, проектные

материала и к учёбе в целом и т. д.; 2)

работы

показателей полноты и глубины усвое-

ния материала, умения применять по-

лученные знания в практической дея-

тельности и нестандартных ситуациях,

которые оцениваются по общеприня-

той пятибалльной шкале. Ученики 1

классов (с учётом их возрастных осо-

бенностей) получают итоговую оценку

по решению методического объедине-

ния и педагогического совета школы.

Комплексная проверка

Комплексное

Диагностирование

По балльной системе будет оцени-

тестирование,

качества реализации

ваться способность обучающихся объ-

аутентичное

межпредметных

яснять  явления,  процессы,  события,

оценивание

связей. Оценка лич-

представления о природе, об обществе,

(презентация

ностных

достиже-

о человеке, знаковых и информацион-

портфолио)

ний и образователь-

ных   системах;

умения

учебно-

ных

результатов

познавательной,

исследовательской,

равнозначна

поня-

практической деятельности, обобщён-

тиям

«подлинная

ных способов деятельности с опорой

оценка», или «оце-

на комплекс сведений, почерпнутых из

нивание

реальных

всех изученных предметов. В данном

результатов».

Ока-

случае оценке подлежат содержание,

зание

помощи

уча-

предмет,  процесс  и результаты дея-

щимся

в

развитии

тельности, но не сам субъект.

их

способностей

Тест успешности (с открытой фор-

анализировать

соб-

мой вопросов) оценивается по уров-

ственную

деятель-

ням: высокий, средний, низкий.

ность,

пересматри-

Портфолио  оценивается

целиком

вать её и проявлять

на основании критериев, сформулиро-

инициативу  в

дос-

ванных педагогом и учащимися (по 10-

тижении личных ре-

балльной шкале — оценка учащегося;

зультатов

качественная оценка проводится педа-

гогом)

 

 Итоговая оценка выпускника начальной школы

   Итоговое оценивание

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год (может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-то раздела или целого предмета) - в течение года по тематическому планированию учителей.

  • 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включают рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.

 Итоговая оценка выпускника

Цель: определение готовности обучающихся к обучению в основной школе.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образо-вательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, не-обходимых для продолжения образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, окружающему миру и комплексной работы на межпредметной основе ).

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые ком-плексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

  • итоговой оценке выпускника необходимо выделять две состав-ляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении плани-руемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, харак-теризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащи-мися опорной системы знаний по русскому языку, математике и уровень овладе-ния метапредметными знаниями.

  • начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» госу-дарственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это значит, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.

  • результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников по освоению содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе:

— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности;

— коммуникативных и информационных умений.

Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы.

На персонифицированную итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продол-жения обучения на следующей ступени, в начальной школе выносятся толь-ко предметные и метапредметные результаты.

«Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета» – такой вывод делается, ес-ли в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение пла-нируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как ми-нимум с оценкой «зачтено», а результаты выполнения итоговых работ свидетель-ствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня

«Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени» - такой вывод делается, если в материалах накопительной схемы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о пра-вильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении программы начального образования переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сде-ланных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной об-разовательной программы начального общего образования.

  • случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволя-ют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим Советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Накопленная оценка: портфель достижений

  • образовательном процессе начальной школы он используется как: про-цессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной ин-формации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Содержание «Портфолио»

отражает: наиболее яркие процессы самовыражения, его личностные дос-тижения; накопительную систему результативности деятельности ученика в системе «классная-внеклассная деятельность»; способствует: более емкому, полному изучению ценностно-мотивационных сторон личности ученика; более плодотворной индивидуальной работе с учащимися; формированию ситуации успеха и рефлексии

Портфель достижений обучающегося - сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в триместр пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «зачет/незачет», «удовлетворительно/неудовлетворительно», «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно».

  • портфель достижений учеников начальной школы включаются: выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы
  • программы дополнительного образования, материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, достижения во внеучебной деятельности. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.  

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

Система оценки планируемых результатов по иностранным языкам в основной и старшей школе.

Итоговая оценка проводится с соответствии с планируемыми результатами. Важно формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в средней школе. Система оценки предметных результато...

Система оценки планируемых результатов

Цель  оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенн...

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода....

Выступление: Система оценки предметных результатов в рамках ФГОС

Задачи выступления:1.      Представить различные технологии, методики  систем оценивания предметных  результатов;2.      Отличительные особе...

Презентация Power Point: Система оценки предметных результатов в рамках ФГОС

Презентация подготовлена в качестве сопровождающего материала к выступлению по теме: Система оценки предметных результатов в рамках ФГОС....

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП...