Система оценки планируемых результатов по иностранным языкам в основной и старшей школе.
статья на тему

Негру Ольга Ивановна

Итоговая оценка проводится с соответствии с планируемыми результатами. Важно формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в средней школе. Система оценки предметных результатов по иностранным языкам обобщенно представляет иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки, которые необходимы учащимся. Операционализированная система планируемых результатов служат основой для разработки итоговых работ и в то же время основанием для формирования накопленной оценки в ходе текущей оценочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки планируемых результатов по иностранным языкам в основной и старшей школе.

Итоговая оценка достижения выпускниками основной школы планируемых результатов по иностранному языку проводится исходя из общих подходов к системе оценивания достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая оценка проводится с соответствии с планируемыми результатами, представленными в блоке «Выпускник научится» ко всем разделам примерной программы для основной школы.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программе по иностранному языку для основной школы представлено три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты, в достижение которых вносят вклад все предметы, изучаемые в школе, не подлежат проверке и оценке. Метапредметные результаты (как, например, умение работать с информацией), достигнутые учащимися в ходе занятий иностранным языком, проверяются опосредованно при оценке целевых коммуникативных умений.

Поэтому мы акцентируем внимание больше на предметных результатах обучения. Они обобщенно представляют иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки, которые необходимы учащимся.

 Выпускники основной школы приобретают коммуникативную компетенцию в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.

Планируемые предметные результаты по иностранному языку представлены следующими разделами:

Коммуникативные умения: аудирование, говорение (диалогическая и монологическая речь), чтение, письменная речь.

Языковые средства и навыки оперирования ими: фонетика, орфография, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи.

Так в чем же заключается система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценивания выступает не только как средство обучения, но и как:

Самостоятельный и самоценный элемент содержания;

Средство повышения эффективности преподавания и учения;

Фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения.

Описание итоговой работы включает спецификацию и демонстрационный вариант.

В спецификации определена цель итоговой работы, ее структура и типы используемых заданий, описаны условия, время проведения и система оценивания письменной  и устной частей итоговой работы. Итоговая работа состоит из двух частей: письменной (аудирование, чтение, письмо и языковые навыки – лексические и грамматические) и устной (монологическая и диалогическая речь).

Демонстрационный вариант дает наглядное представление о количестве, типах и уровне сложности включенных в него заданий. И является образцом для разработки аналогичных итоговых работ.

Основой для построения системы оценки служат:

Операционализированная система планируемых результатов служат основой для разработки итоговых работ и в то же время основанием для формирования накопленной оценки в ходе текущей оценочной деятельности. К таким планируемым результатам относятся, например, следующие:

  • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план) (раздел «Коммуникативные умения. Говорение. Монологическая речь»);
  • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы (раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими. Лексическая сторона речи »);
  • правильно писать изученные слова (раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими. Орфография»);
  • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, произносить все звуки иностранного языка (раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими. Фонетическая сторона речи»);

Оценка всех планируемых результатов должна проводиться на языковом материале, который соответствует программе обучения.

С целью конкретизации этих требований в операционализированный перечень помещены общие схемы оценки диалогической  и монологической речи, требования к отбору текстов для чтения, а к ряду заданий даются специальные комментарии, отражающие особенности отбора лексики-грамматического материала при адаптации данного задания к особенностям учебной программы.

Необходимо подчеркнуть, что приводимые примеры заданий не означают, что только такие задания должны предъявляться учащимся. Это лишь примеры типов заданий и рекомендации.

Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на оценивание умений диалогической речи.

Планируемым результатом диалогической речи является умение вести комбинированный диалог  в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Как мы оцениваем диалогическую речь:

Я хотела бы остановиться на примере заданий

Критерии достижения планируемого результата:

1. Поставленная коммуникативная задача решена: в диалоге прозвучали:

  • первый ученик: вопросы о том, как добраться до места назначения и сколько это займёт времени (продемонстрировано умение запрашивать информацию);
  • второй ученик: сообщение о том, как добраться до места назначения и сколько это займёт времени (продемонстрировано умение сообщать информацию).

2. Учащийся продемонстрировал умения речевого взаимодействия:

- способность начать, поддержать и закончить разговор, используя этикетные речевые клише, принятые в англоязычных странах, в соответствии с предложенной ситуацией общения;

- способность выражать просьбу, благодарность, извинение;

3. Лексика использована в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. В речи учащегося отсутствуют лексические ошибки, в том числе затрудняющие понимание.

4. Грамматические средства использованы в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. В речи учащегося отсутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание;

5. Речь учащегося понятна: отсутствуют фонематические ошибки, правильно произнесены практически все звуки в потоке речи, соблюден ритмико-интонационный рисунок фраз.

6. Объем диалога соответствует требуемому (5 реплик с каждой стороны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки планируемых результатов

Цель  оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенн...

«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....

Внутренняя система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации

В данном материале исследуется система и критерии педагогических измерений в области метапредметных результатов при введении ФГОС....

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП...

Система оценки планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС

Система оценки планируемых результатов образования (из опыта работы)...

Система оценки планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов (далее – Система оценки) является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основно...