Формирование УУД через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку

Лахтионова Светлана Владимировна

Развитие разных групп УУД на уроках русского языка через применение технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Автор: Лахтионова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески.

В современных условиях развития российского школьного образования особые актуальность и значимость приобретают способы формирования познавательной деятельности учащихся, универсальных учебных действий (метапредметные результаты освоения основной образовательной программы), как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта[1].

Какие технологии способствуют развитию всех групп УУД?

Думаю, проблемное обучение способно обеспечить развитие школьников, формирование их общих учебных умений. Это и организационные умения – планировать свою деятельность; и интеллектуальные умения – результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; и оценочные умения – самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор; и

коммуникативные умения – общаться, взаимодействовать с людьми.

Технология проблемного обучения - ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

Ученые определили восемь особенностей проблемного обучения:

  1. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.
  2. Проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления
  3. Взаимосвязь между теоретическими и практическими проблемами  определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью.
  4. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных творческих работ учащихся.
  5. Индивидуальный подход.
  6. Динамичность проблемного обучения, которая заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем.
  7. Высокая эмоциональная активность ученика, обусловленная тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения.
  8. Проблемное обучение обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого усвоения знаний, повышая роль именно творческой, познавательной деятельности учащихся.

Пути развития УУД - создание различных проблемных ситуаций:

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или в др. ситуациях. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке ученика достигнуть поставленной перед ним практической цели.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
  4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случает, как правило, возникает проблемная ситуация, т.к. сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
  8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
  9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного и т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющие связь с учебным материалом.
  10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Виды проблемного обучения правильнее различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.

1. Первый вид («научное» творчество) - это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

2. Второй вид (практическое творчество) - поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

3. Третий вид (художественное творчество) - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса.

В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия (Приложение 2). Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

  1. отбор самых актуальных, сущностных задач;
  2. определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  3. построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
  4. личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.

Этапы проблемного обучения:

1. Подготовка к восприятию проблемы.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование проблемы.

4. Процесс решения проблемы.

5. Доказательство правильности избранного решения.

Методы проблемного обучения:

- Проблемное изложение материала.

- Поисковая беседа.

- Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.

- Столкнуть противоречия в практической деятельности.

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций.

- Побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Из всех методов технологии проблемного обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам (Приложение 3).

Диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель  пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие, как говорят «царственной дорогой».

Итак, на уроке проблемного обучения учитель побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу.  Затем учитель организует поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит  в порождении  у  учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

Технология проблемного введения знаний предоставляет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Использование этой технологии максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности. Один из этапов урока так и называется: «открытие» нового знания. Именно на этом этапе идёт развитие творческих способностей. Дети делают первые шаги для того, чтобы понять, что нового ждёт их сегодня на уроке. Они сами выходят из ситуации, с которой раньше не сталкивались. «Открыть» новые знания можно по-разному. Можно случайно догадаться, как решается поставленная проблема, а учитель поддержит ребёнка, и такое событие порадует, вдохновит ребёнка и самого учителя. Но иногда мы наблюдаем у детей не «случайное» озарение, а целенаправленный поиск: они сначала подбирают, угадывают решение, пробуя различные варианты, а затем пытаются их обосновать. В данном случае, они действуют методом «проб и ошибок» - методом научного познания. И если ребёнок осознаёт способ поиска, то тогда он сможет использовать его в следующий раз, и его «открытие» становится не случайным. Очень помогают развитию творческих способностей нестандартные задания, подобранные в учебнике. Если ребёнок справился с заданием на смекалку, со способом решения которого он не знаком, то здесь важно помочь ему осознать найденный им способ - этим мы тоже развиваем творческие способности.

Другими словами, творческие способности ребенка целенаправленно развиваются там и тогда, когда он делает открытие нового для себя способа действий на основе использования некоего критерия, уже известного ему или построенного им самим способа действия или алгоритма.

С этой точки зрения задания, которые дети выполняют по выбору: придумывание задач по выражениям, рифмовок, загадок, составление опор по теме урока  и другие задания - необходимая ступенька для формирования творческих способностей, поскольку здесь дети приобретают первичный собственный опыт, вкус к «придумыванию», веру в то, что каждый из них может придумывать что-то сам.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд,  является  постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. «Мышление начинается с проблемной ситуации», - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении, на мой взгляд,  лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках  всех типов, особенно когда изучаются правила. Формы уроков могут быть разнообразными; чаще использую  дискуссии, семинары, практикумы, творческие мастерские.

На уроках русского языка чаще  всего используются приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где

сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием; обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

Рассмотрим фрагменты уроков.

  1. «Буквы О-А в корнях –раст- - - рос-» (5 класс).

Анализ

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

В три столбика записаны слова:

Растение  выращенный  выросла

Вырасти  взращенный    заросли

Как вы думаете, по какому принципу расположены слова в столбиках?

Что ещё общего вы можете выделить?

Одинаковые корни.

В 1 и во 2 столбике в корне пишется А, а в 3-м О.

выдвижение гипотезы

Давайте подумаем, отчего зависит написание букв О-А в данных корнях?

Начинают подбирать однокоренные слова (ошибочная гипотеза).

Подводящий к теме диалог

Выделим корень во всех словах. Обратите внимание, какая буква или сочетание букв идут после гласных в корне.

-раст-, -ращ-, -рос-// ст, щ, с

Подводящий к теме диалог

Как вы думает, когда в корнях пишется А, а когда О?

Перед СТ и Щ пишется А, перед С –О.

Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем сегодня работать?

Буквы О-А в корнях –раст- - - рос-

Воспроизведение

  1. «Буквы И-Е в корнях с чередованием» ( 5 класс)

Анализ

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации

На доске записаны словосочетания с пропусками букв: Пом..рить платье, прим..рить друзей,  зам..рать от восхищения, зам..реть от страха.

Спишите словосочетании, вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор.

ПомЕрить платье, примИрить друзей,  зам(е,и) рать от восхищения, зам(е,и)реть от страха.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме

Каким правилом пользовались?

Применимо ли правило в отношении с 3 и 4-м словосочетанием?

Чем мы сегодня будем заниматься?

Подбираем однокоренные слова.

Нет.

Познакомимся с новым правилом.

Побуждение к гипотезе

Побуждение к проверке

Чтобы нам найти верное решение, посмотрите на слова, записанные на (маленькой) доске:

Избирать-изберу

Запирать-запер

Отдирать-отдеру

Вытирать-вытер

Замирать-замер

Расстилать-расстелю

Что заметили?

Есть ли какие-то предположения?

Как это можно проверить?

Сформулируйте правило

В 1-м столбике пишется И, а во 2-м – Е.

В 1-м столбике после корня есть суффикс А.

В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс –А-.

Задание на формулирование темы

Какую же тему мы сегодня изучаем?

Так… ещё какие варианты?

Сверьте вашу формулировку с материалом учебника.

Правописание букв Е-И…

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Все также.

Помимо этого на уроках я часто использую мультимедийные презентации, которые позволяют сделать материал не только интересными и запоминающимися, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов,  проверки самостоятельной работы по эталону.

Например, если на уроке по теме «Буквы О-А в корнях –раст- - - рос-» (5 класс) сказать учащимся, что есть слова-исключения, то они их быстро забудут. Поэтому подготовила слайды с изображением города Ростова-на-Дону, кратко рассказала о нем и обратила внимание на то, как пишется название города. После этого показала одно и то же слово, но разными картинками. Ребята сделали вывод – росток. К слову «отрасль» провела подводящий диалог, показала, что есть различные направления в промышленности (рыбная, лесная, нефтяная, космическая и т.д.), что эти направления называются «отраслями». И опять обращаем внимание на написание слов. На дом можно дать несколько заданий на выбор: или составить рассказ, в котором необходимо максимально использовать слова по изученной теме, или тест, или подобрать предложения со словами по теме, или кроссворд.

При изучении существительного предложены слова, среди которых следует выделить одушевленные и неодушевленные существительные (народ, студент, толпа, кукла, колхоз, стадо и т.п.). Решая поставленную проблему, учащимся пришлось составлять такие словосочетания, в которых они стояли бы в форме винительного падежа ед. числа (для мужского рода) или в форме винительного падежа мн. числа: вижу народ (но вижу студента), и проверять, совпадает ли форма винительного падежа с родительным (признак категории одушевленности). Проблема в данном случае основана на противоречии между семантикой некоторых из приведенных существительных и их формой. К существительному народ в винительном падеже можно задать вопрос   кого  вижу? – народ. Однако сама форма винительного падежа свидетельствует о его неодушевленности. К существительному же куклы задаем вопрос вижу  ч т о? Однако форма винительного падежа его совпадает с родительным падежом, как у всех одушевленных существительных: вижу кукол. Следовательно, данное существительное одушевленное.

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что проблемные методы, по моему мнению, эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. При этом воспитываются навыки творческого усвоения знаний, навыки творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формируется и накапливается опыт творческой деятельности, формируются  мотивы в учении.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
  3. Гузеев В. От методик — к образовательной технологии. //Народное образование. −1998,№ 7.
  4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
  5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
  6. Кулешова Л. Е. Нестандартные формы организации урока. —  Краснодар, 1993.
  7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
  8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999
  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. —  М.: Народное образование, 1998.
  10. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. – http://standart.edu.ru


[1]Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. – http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профофессионализмы". (Для профессии парикмахер.)

Тема урока - проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профессионализмы"(для профессии парикмахер) -  обоснована тем, что необходимо в учебных заведениях СПО и НПО максимальн...

Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий

Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...