Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
учебно-методический материал на тему
Тема самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.
«Развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены, всякий,
кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением»
Дистервег Адольф Фридрих
(немецкий педагог, 1790-1886г.)
По своему глубокому смыслу, эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают суть образовательного процесса на современном этапе развития общества, хотя высказаны они в 18-19 веке. Общество нуждается в высокообразованных, выпускниках, способных к творчеству, саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию себя. Стратегия модернизации содержания общего образования определяют для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся ему в дальнейшем самообразовании и в будущей взрослой жизни.
Тема самообразования, над которой я работаю, называется: «Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии».
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж. Ж. Руссо. История собственно проблемного обучения начинается с введения, так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. По определению Д.Иванова, ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества.
А.В. Хуторской, приводит следующий перечень ключевых компетенций:
1) ценностно-смысловые (это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий)
2) общекультуные (понимание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций)
3) учебно-познавательные (это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, навыки исследовательской учебной деятельности);
4) информационные (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять);
5) коммуникативные (включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);
6) социально-трудовые (компетенции гражданственности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), знания и навыки в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения);
7) личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.
В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.
Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, предложенная С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает, ведущую роль, в интеллектуальном развитии человека. Для человеческого мышления, возникновение противоречия – это пусковой механизм, исходная точка. А само размышление направлено на совмещение, сопряжение, отожествление полюсов – противоположностей диалектического противоречия, благодаря чему и происходит разрешение последнего. Наличие противоречия в составе объекта приводит к проблематизации этого объекта в человеческом сознании, ввергает человека в состояние неопределённости, толкает его на активный способ разрешения возникшей проблемы, которым он изначально не располагает. В этом процессе осуществляется принципиальная перестройка наличных схем интеллектуальной деятельности, порождаются новые способы мышления. Создание проблемных ситуаций является пусковым механизмом активной мыслительной деятельности.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действия, это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.
Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблемы.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениям.
здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе
деятельности или общих условиях реализации деятельности.
Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от степени его обобщения. Проблемное задание или проблемный вопрос дается до объяснения усваиваемого материала.
Вот некоторые советы по созданию проблемных ситуаций:
1.Учитель предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения.
2.Учитель дает задание, которое выявляет различные точки зрения учеников класса, сталкивая их.
3. Учитель задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт.
4. Учитель дает задание невыполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений.
Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4
выхода:
1) Учитель сам ставит и решет проблему;
2) Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3) Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и
(частичной или полной) помощью учителя;
4) Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
При организации проблемного урока обычно выделяется 4 этапа:
- Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса, формулирование проблемы;
- Выдвижение гипотез по решению проблемы;
- Поиск решения проблемы, аргументация, изучение фактического материала, обобщение материала;
- Дискуссия, синтез, обобщение и выводы;
При этом, решение проблемы может осуществляться:
- на протяжении всего урока;
- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
При планировании проблемного урока выдерживаю основные этапы технологии. Например:
Урок географии в 11 классе по теме «Глобальные проблемы человечества»
1.Постановка проблемы «Воздействие человеческой цивилизации на нашу планету в целом носит негативный характер. Можно ли изменить это положение к лучшему?»
2. Деление на группы:
1 группа –« Демографические проблемы человечества»
2 группа- «Истощение природных ресурсов Земли»
3 группа- « Экологические проблемы человечества»
4 группа – «Проблемы здравоохранения человечества, связанные с ухудшением экологической обстановки»
3. Изучение фактического материала, аргументация, обобщение материала.
4. Выступление каждой группы
5.Выводы по решению проблемы.
Урок географии в 11 классе по теме «Китай»
Постановка проблемы на этапе закрепления материала, когда учащиеся познакомились с основными вопросами, связанными с ЭГП Китая, общей характеристикой национального и религиозного состава, отраслями специализации. Организуется дискуссия на тему: «Многомиллионное население Китая – благо или «балласт» для страны?»
Урок биологии в 10 классе по теме «Вирусы»
1.Постановка проблемы «Вирусы - существо или вещество?» Для создания проблемной ситуации, используется прием, когда учитель приводит две точки зрения ученых на один и тот же вопрос.
2. Деление на группы:
1 группа –«Структурная организация вирусов»
2 группа- «Механизм размножения вирусов»
3 группа- «Разнообразие и классификация вирусов »
4 группа – «Гипотезы о происхождении вирусов»
3. Изучение фактического материала, аргументация, обобщение материала.
4. Выступление каждой группы
5.Выводы по решению проблемы.
Подробно разберем один из проблемных вопросов, который может рассматриваться как на уроке географии , так и на уроке природоведения: Какое путешествие могла совершить капелька воды, прежде чем попала к нам?
Деятельность учащихся:
1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
2. В ходе беседы усваивают дополнительную информацию учителя.
3. Самостоятельно анализируют ее.
4. Работают со схемой мирового круговорота, данной в учебнике.
Логика решения проблемного вопроса:
1. Почему на Земле происходит мировой круговорот воды?
2. Что происходит с водой, выпавшей на сушу?
3. Какими путями она возвращается в океан?
4. Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота, пресная?
5. Какие явления, подтверждающие круговорот воды в природе, можно наблюдать в вашей местности?
6. Каково значение круговорота воды в природе?
Проблемный вопрос, который можно использовать на уроке географии в 6 классе, при изучении темы «Рельеф суши»: Чем объясняется разнообразие рельефа Земли?
Деятельность учащихся:
1. Просмотр видео фрагмента: « Формы поверхности суши»
2. Работа с контурной картой, на которую наносятся крупные равнины и горы земли.
3. Самостоятельно делают вывод о разнообразии рельефа и под руководством учителя формулируют вопрос: чем объясняется разнообразие рельефа Земли?
4. Анализируют проблемную ситуацию, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и новыми фактами и явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно.
5. Высказывают свои мысли и соображения, пытаясь ответить на вопрос.
6. Усваивают объяснение учителя.
Логика решения проблемного вопроса:
1. Разнообразие рельефа Земли.
2. Разнообразие гор и равнин по высоте.
3. Изменение рельефа во времени.
4. Главная причина разнообразия рельефа Земли - взаимодействие внутренних и внешних процессов.
Почему обрывок водоросли в воде не гибнет?
Деятельность учащихся:
1. Анализируют суть вопроса.
2. Работают индивидуально, в парах, в группах.
3. Анализируют рисунок в учебнике строение многоклеточных водорослей.
4. Отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя. Подводят итог.
Логика решения проблемного вопроса:
1. Строение многоклеточных водорослей.
2. Какие органоиды входят в состав клетки водоросли.
3. Какую функцию они выполняют?
4. Как размножаются многоклеточные водоросли?
5. Условия жизни в водной среде.
Для организации проблемного обучения и управления мыслительной
деятельностью ученика важное значение, имеет деление вопросов на основе принципа проблемности. Вопросы бывают информационные и проблемные.
Вопросы, задающиеся с целью получения ответов, содержащих известные знания – это информационные вопросы. Такие вопросы не возбуждают активную, мыслительную деятельность учащихся, память без напряжения ума работает в поисках имеющейся в кладовых мозга готовой информации. Вопрос, на который, учащийся должен искать готовый ответ, не имеет проблемного характера.
Проблемными являются те вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится не в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации.
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный
целенаправленный мыслительный процесс.
При каких условиях вопрос считается проблемным?
Вопрос должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации.
Содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного.
Вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющим запасом знаний, умений и навыков.
Проблемные вопросы, которые можно использовать на уроках географии.
1. Почему современные географы не занимаются открытием земель?
2. Если природные стихии неизбежны, то стоит ли им противостоять?
3. Почему в густонаселенных районах мира с каждым годом растет число жертв стихийных бедствий?
4. Зачем нужно знать о происхождении Вселенной и Земли, ведь некоторые не задают себе этих вопросов и спокойно живут?
5. Почему Солнце воздействует на Землю значительно сильнее других тел вселенной?
6. Могли ли древние люди встречаться с динозаврами?
7. Остается ли постоянным во времени космический адрес Земли?
8. Чем географическое положение отличается от космического положения?
9. Влияет ли изменение нашего космического адреса на природные процессы на Земле?
10. Каким образом древние греки, которые знали только Ойкумену, смогли узнать форму и истинный размер Земли?
11. Известно, что все люди родились на Земле. Почему тогда ученые говорят, что люди дети Солнца?
12. Почему существует связь между активностью Солнца и большими уловами рыбы?
13. Если Луна расположена к нам ближе, чем Солнце, то какое из этих космических тел больше влияет на мир Земли?
14. Почему в течении суток наблюдается два прилива и отлива?
15. Найдите на карте место, где наблюдаются самые высокие морские приливы. Объясните, почему именно там?
16. Всегда ли были твердыми горные породы, по которым мы ходим? Как долго они будут в твердом состоянии?
17. Подумайте, почему геологи пока не могут ответить на некоторые вопросы о земном ядре и мантии?
18. Какая связь между магнитным полем Земли и ее внутренним строением?
19. На протяжении существования Земли участки суши перемещались по ней: то разделялись, то соединялись. Почему они движутся?
20. Приведите маленькое криминалистическое расследование. По внешнему виду обломка горной породы постарайтесь определить, к какой группе горных пород он относится, в глубине или на поверхности земли образовался, если при застывании магмы, то каком - быстром или медленном?
21. На Земле много разных минералов и горных пород, но почему они встречаются не повсюду. Почему?
22. Под дном озер Танганьика, Ньяса и Байкал земная кора не имеет гранитного слоя. Чем это можно объяснить?
23. Где рельеф более разнообразный на дне океана или на суше?
24. Почему глубоководных желобов больше всего именно в Тихом океане?
25. Какое путешествие могла совершить капелька воды, прежде чем попала к нам?
26. Чем объясняется разнообразие форм рельефа?
27. Как можно объяснить разнообразие горных пород и минералов?
28. Везде ли на Земле вес воздуха одинаковый?
29. Почему человек не ощущает давления воздуха?
30. Над пустынями, как и везде, бывают облака. Почему из них никогда не выпадают осадки?
31. Известно, что жизнь зародилась и дольше развивается в воде. Почему же тогда на суше гораздо больше разнообразие живых организмов?
32. Пустыни часто называют безжизненными территориями. Почему же современные ученые утверждают, что биосфера непрерывна?
33. Можно ли называть космонавтов космонавтами, если орбитальные станции летают на высоте около 300 – 400 км. над Землей, а верхнюю границу атмосферы проводят выше 1000 км.?
34. Создает ли современный человек новый слой литосферы?
35. Какая деятельность людей может спровоцировать стихийные явления в литосфере?
36. Откуда появился воздух, которым мы дышим?
37. Почему кислород воздуха, постоянно расходуясь, все же не кончается?
38. Известно, что приток солнечной энергии к планете Земля столь велик, что на земле должно быть примерно в 2 раза жарче. Почему это не так?
39. Почему вода прогревается на большую, чем суша, глубину?
40. Почему наименьшая амплитуда годовых температур обычно наблюдается вблизи океанских побережий?
Проблемные вопросы, которые можно использовать на уроках биологии.
1. Какими преимуществами обладают мелкие растения в условиях нехватки удобрений?
2. Вообразите опасности, угрожающую прорастающему семени сосны и не угрожающую взрослому дереву?
3. Какие организмы гибнут чаще: с большим или малым числом потомков? Ответ аргументируйте.
4. Почему сосны и ели в городах страдают от загрязнения воздуха больше, чем березы и тополя?
5. Палеонтолог нашел окаменевшую ягоду. К какой систематической группе можно отнести обнаруженный организм, даже не видя самой ягоды?
6. Может ли цвести хвойное дерево? Вспомните, у представителей, какой систематической группы может быть цветок?
7. Карл Линней использовал систематические категории для классификации вещей внутри дома. Попробуйте сделать то же самое. Например, царство Одежды, тип Верхней одежды и тому подобное.
8. Путешественник увидел эвкалипт, которому 600 лет. В какой части света он находился?
9. Ученик положил семена редиса в сырую почву, семена салата в сухую почву, семена репы на мокрую тряпицу в миске, а семена арбуза в керосин. Можно ли предсказать дальнейшую судьбу этих семян?
10. Чем различаются условия жизни бактерий в бульоне и котлете?
11. Как появляются болезнетворные бактерии, устойчивые к определенным лекарствам?
12. В 2002 году газеты сообщили, что в Великобритании для борьбы с нагноениями ран стали использовать личинки мясных мух: личинки обкусывают мертвые клетки и не трогают живые. К этому старинному рецепту пришлось прибегнуть потому, что бактерии - возбудители гнойных инфекций приобрели устойчивость к антибиотикам. Как, вы думаете, в результате, каких событий эти бактерии приобрели устойчивость к лекарствам?
13. Почему люди стремятся избавиться от пыли в жилых помещениях?
14. Лабораторные колбы, в которых выращивают бактерии, затыкают комками ваты, завернутой в марлю. Догадайтесь в чем преимущества таких затычек перед резиновыми пробками?
15. При каких обстоятельствах клетке лучше иметь жесткую оболочку, а при каких - эластичную?
16. Какие преимущества имеют ядерные организмы в сравнении с бактериями?
17. Чем полезно постоянное перетекание цитоплазмы в клетке?
18. Придумайте эксперимент, доказывающий, что грибы нуждаются в кислороде?
19. Придумайте способ выяснить, какие вещества могут служить пищей дрожжам. Испытайте, например, сахар, крахмал, цветочные удобрения, желатин, растительное масло.
20. Какая польза организму от того, что ему достались по – новому перемешанные участки ДНК двух родителей? А какая польза от этого виду?
21. Грибы, как и большинство бактерий, разрушают органические вещества до углекислого газа и воды. Предложите гипотезу, какими последствиями для человечества и природы обернулось бы уменьшение скорости разрушения органических веществ в 100 раз?
22. Чем отличается клеточная оболочка грибов от клеточной оболочки бактерий?
23. Что общего у футбольного мяча и клетки растений?
24. Предложите гипотезы, при каком образе жизни слоевище в форме пластинки предпочтительнее тела в форме нити?
25. Почему обрывок водоросли в воде не гибнет?
26. В глубинах океана темно, там не живут водоросли, но обитают животные. Предположите гипотезу, откуда там берется пища для животных?
27. Благодаря каким своим особенностям лишайники могут заселять голые скалы?
28. Предложите гипотезу, что является лимитирующим фактором развития накипных лишайников на скалах в высоких горах?
29. Валун покрыт сплошным слоем мха. Предложите гипотезы о возможном влиянии мохового покрова на скорость разрушения камня?
30. У многих цветковых водных растений (плавающих и погруженных в воду) есть обширные воздушные полости. Для чего они могут быть полезны растениям?
31. Каковы преимущества мелкого размера растений. Какие проблемы связаны с маленьким размером?
32. На спорофите папоротника спорангии, как правило, расположены на нижней стороне листа. Сообразите, от каких угроз защищает спорангии такое расположение?
33. Чем семя отличается от споры?
34. Чем отличается только что вытекшая смола от старой смолы?
35. Почему полено легко расколоть вдоль и трудно разрубить поперек?
36. Каким растениям нужно производить больше пыльцы - ветроопыляемым или насекомоопыляемым? Почему?
37. Придумайте, какими должны быть плоды травы, обитающей в том месте, где каждый год случаются пожары и трава выгорает?
38. Предложите гипотезу, которая объяснит, как должна различаться глубина заделки семян одного сорта растения в песчаной и глинистой почве?
39. Предложите гипотезы, от чего зависит форма корней растений?
40. В две пробирки с водой поместили две свежесрезанные ветви: одну с листьями, у другой листья удалили. Поверхность воды залили маслом. Некоторое время спустя в одной из пробирок убыло, а в другой - нет. Какую гипотезу подтверждает этот опыт?
В ходе организации уроков с применением технологии проблемного обучения создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы. Ценностно-смысловые и личностные компетенции формируются через приобретение мировоззренческого и практического опыта, развития навыков саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.
Таким образом, проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу и саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Показателем результативности внедрения данного педагогического опыта является анализ проведённой работы за последние несколько лет. Средний показатель качества по биологии и географии выше среднего показателя по ХМАО, успеваемость по биологии и географии составляет 100%.
Анализ качества обучения за 5 лет по географии и биологии
Учебный год | Качество (общий показатель) | Качество по биологии | Качество по географии |
2008/2009 | 72,6 | 70,6 | 74,6 |
2009/2010 | 70,2 | 66,7 | 73,5 |
2010/2011 | 64,3 | 68,3 | 63,1 |
2011/2012 | 76,3 | 61,2 | 82,4 |
2012/2013 | 81,6 | 78,6 | 84,6 |
Общий показатель за 5 лет | 72,3 | 69,0 | 75,6 |
Учащиеся активно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и географии. За пять лет 8 призеров и 1 победитель по биологии среди 10-х классов (2012/2013г). Также учащиеся активно принимают участие в Интернет - олимпиадах и конкурсах различного уровня. В 2012 году на заключительном этапе II Открытой межрегиональной олимпиады школьников по географии по Уральскому Федеральному Округу Марганова Рузалина заняла 2 место.
В 2013г максимальный результат ЕГЭ по географии составил 91 балл.
Результат ГИА в 2013году по географии выше среднего показателя по городу (4,0>3,8).
В 2010/2011 учебном году из шести 9-х классов, в качестве выпускного экзамена географию выбрали 33 человека, что составляет 26%. Что свидетельствует о высоком познавательном интересе к данному предмету.
В заключение хотелось бы подчеркнуть значимость технологии проблемного обучения. Во-первых, с точки зрения ценностного подхода, данную технологию следует охарактеризовать как: развивающую, воспитывающую, здоровьесберегающую.
Во-вторых, проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
В-третьих, технология проблемного обучения тесно взаимосвязана со всеми основными образовательными технологиями:
- личностно-ориентированного обучения (реализует цели развития личностных качеств);
- дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (проблемный урок строится с учётом особенностей конкретного класса);
-диалогового и рефлексивного обучения (проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).
10.01.14г. Клочкова Е.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"
На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...
Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики
Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Презентация...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
Обобщение опыта работы учителя биологии...
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно научного направления...
Формирование УУД через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка
Развитие разных групп УУД на уроках русского языка через применение технологии проблемного обучения...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.
Данный маетриал поможет учителю с легкостью применять элементы проблемного обучения на своих уроках...