Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников"
материал
Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_puteshestvennikov.doc | 811 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа
Программа курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с последующими изменениями (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс (актуальность, практическая значимость, связь с уже существующими программами)
В настоящее время география и географическая деятельность пронизывает практически все процессы и этапы обучения, дает комплексное представление о Земле как планете, знакомит с территориальным подходом изучения, как основного метода и инструмента по изучению, анализу и прогнозированию воздействия на природные и социально-экономические процессы. География как учебный предмет имеет большие возможности для организации и проведения внеурочной деятельности, формирует у учащихся практически все универсальные учебные действия. Согласно ФГОС основного общего образования, необходимо организовать внеурочную деятельность так, чтобы с одной стороны проводить её в формах, отличных от урочных, а с другой стороны решать задачи социализации, воспитания, самоопределения, выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Курс внеурочной деятельности «Клуб путешественников» основан на территориальном подходе и построен как виртуальные путешествия по определенным маршрутам. Идея таких путешествий взята в курсе 7 класса УМК «Полярная звезда». На внеурочный курс выходят учащиеся 8 класса. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках курса, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Программа составлена в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода в обучении. Она конкретизирует содержание тем курса внеурочной деятельности и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи реализации программы
Цель: формирование целостной картины мира, развитие познавательной активности и кругозора, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы учащимися.
Обучающие задачи:
1) расширение географического кругозора учащихся;
2) формирование и развитие устойчивого познавательного интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
3) получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
4) ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
5) знакомство со странами, народами, достопримечательностями мира;
6) развитие умения работать с различными источниками информации;
7) развитие умения применить географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
8) закрепление и практическое использование отдельных аспектов географического содержания.
Воспитательные задачи:
1) формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
2) формирование у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группе:
3) формирование общественной активности личности, гражданской позиции.
Развивающие задачи:
1) развитие эстетического вкуса;
2) развитие творческих способностей учащихся, реализация их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности;
3) развитие ассоциативного мышления, как основы развития памяти и воображения;
4) формирование потребности в саморазвитии.
5) развитие самостоятельности учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов
Отличительные особенности программы
Процесс обучения строится таким образом, чтобы ведущими оставались познавательные мотивы, приводящие к положительным эмоциям, повышению уровня активности личности и эффективности обучения. Познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, добывать информацию, независимость собственных суждений. Также при развитии активности формируется культура мышления, основанная на творческих учебных задачах, проблемных ситуациях, где результат зависит непосредственно от проявления самостоятельности. Внеурочная деятельность является одной из лучших возможностей для развития познавательной активности учащихся.
По океанам ребят сопровождает постоянный герой капитан Врунгель. А по материкам путешественник Андрей (такое имя дали сами ребята). А так же в путешествиях мы представляем, на каком транспорте мы передвигаемся по маршрутам путешествий. Всё это позволяет узнать новые факты из географии, развить свои способности, попробовать себя в роли исследователя.
Режим занятий. Срок реализации программы 3 года. Данная программа представляет первый год обучения. Программа рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий 1 час в неделю.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности, идентификация себя в качестве гражданина России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной.
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
10) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
11) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в сфере интересов.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия — далее УУД.
Межпредметные понятия: страна, государство, пространство, природа, система, факт, закономерность, феномен, ассоциация и др. Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией.
Регулятивные УУД:
1) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
6) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) развивать экологическое мышление, применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
9) развивать мотивацию к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Коммуникативные УУД
10) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
11) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
12) развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формировать умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи тьютора; развивать способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень | Школьник знает и понимает общественную жизнь | Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом |
Второй уровень | Школьник ценит общественную жизнь | Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура) Достигается в дружеской детской среде |
Третий уровень | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальным субъектом |
Оценка результатов
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Результативность определяется по итогам участия обучающихся в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. В ходе занятий и после них ребятам даются разнообразные задания, например подобрать интересные факты на определенную тему, подготовить краткое устное сообщение или развернутое выступление на определенную тему, нарисовать рисунок, обозначить изучаемые объекты на картосхеме, составить памятку туристу, побыть в роли специальных корреспондентов и подобрать материал по «редакционному заданию», решить кроссворд. По окончании путешествия по океану, материку, а иногда и по стране, участники Клуба могут пройти викторину, содержание которой выходит за рамки курса и имеет занимательный зачин. Все материалы размешены на нашем сайте Система дистанционного обучения «Виртуальный класс» в курсе «Клуб путешественников», куда каждый участник может зайти, просмотреть материалы занятий, выполнить задания, посмотреть творческие работы других участников, поучаствовать в викторинах. Для оценки результатов курса введена рейтинговая система, согласно которой ребята получают баллы за разнообразную деятельность. За активность и результативность лучшие участники получают Дипломы и благодарственные письма, что является дополнительной мотивацией.
Виды и формы организации деятельности обучающихся на занятиях
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся ориентированы на воспитательные результаты. В течение года занятия «Клуба путешественников» проводятся в различных видах: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение, художественное творчество.
Формы внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению: участие в предметном месяце, конкурсах, конференциях, встречах, беседах, виртуальные экскурсии. По видам преобладают словесно-логические формы деятельности: беседы на различные темы, дискуссии, конференции, лекции. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. Главное — обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых, обсуждение проблемных вопросов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Занятие | Наименование разделов/занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение | ||||
1 | Добро пожаловать в «Клуб путешественников» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Занимательное страноведение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3,4 | Индивидуальные консультации по участию в конкурсах (в течение года) | 2 | 2 | ||
Итого по разделу: | 4 | 1 | 3 | ||
2 | Путешествие по океанам Земли | ||||
Тема 1. Тихий океан | |||||
5 | История открытия Тихого Океана. Заседание Академии юных знатоков географии. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Природа Тихого океана. Составляем лоцию Тихого океана | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Деятельность человека в Тихом океане | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Подводим итоги путешествия по Тихому океану. Викторина | 1 | 1 | ||
Тема 2. Северный Ледовитый океан | |||||
9 | Дрейфуем на льдине. Собираем интересные факты | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Чем заняться туристу в Арктике. Готовим памятку арктическому туристу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Чем заняться туристу в Арктике. Движемся к берегу. Пересекаем Северный полярный круг. Готовим памятку арктическому туристу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Чем заняться туристу в Арктике. На берегу Северного Ледовитого океана. Готовим памятку арктическому туристу. Подводим итоги. Викторина. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тема 3. Атлантический океан | |||||
13 | Загадки Атлантического океана. Составляем лоцию. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Загадки климата Атлантического океана. Составляем лоцию. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Загадки дна Атлантического океана. Составляем лоцию. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | По морям, по волнам... Отгадываем моря Атлантического океана. Викторина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Традиционные новогодние и рождественские занятия (проводятся до и после Новогодних каникул) | |||||
17 | Новогодние посиделки. Новый год идет по свету. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Традиционная встреча с путешественником (организуется в рамках предметного периода общественно-научных предметов) | 1 | 1 | ||
Итого по разделу: | 2 | 1,5 | 0,5 | ||
Тема 4. Индийский океан | |||||
19 | Индийский океан. Что говорят моряки. Составляем лоцию океана. Викторина по индийскому океану. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тема 5. Океаны. Подведем итоги | |||||
20 | Конкурс и викторина «Знатоки океанов» | 1 | 1 | ||
Итого по разделу: | 14 | 6 | 8 | ||
3 | Путешествие по материкам Земли | ||||
Тема 1. Африка | |||||
21 | По Северной Африке. Страны Магриба. Касабланка -Триполи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Из Сахары в Сахель. Из Северной в Западную. Триполи — структура Ришат — Томбукту | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | По Западной Африке. Из Саванны на побережье Гвинейского залива над рекой Нигер. Томбукту - Лагос | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | По Центральной и Западной Африке. Из саванны через экваториальный лес. Лагос — озеро Виктория. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | По Восточной Африке. По саваннам к побережью Индийского океана. Озеро Виктория — Остров Занзибар | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | По Южной Африке. По саваннам и пустыням — к южной оконечности Африки. Остров Занзибар — Кейптаун | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Африка. Подведем итоги. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Южная Америка | |||||
28 | Южная Америка. Готовимся к путешествию. Получаем информацию. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Здравствуй, Южная Америка! Огненная Земля — Буэнос-Айрес | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Над крупнейшими городами. Буэнос-Айрес — Моневидео — Сан-Пауло — Рио-де-Жанейро | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | Летим над Бразильским плоскогорьем через каатингу и серрадо. Рио-де-Жанейро — Минас-Жейрас — Белу-Оризонти — Бразилиа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Летим над Амазонией. Бразилиа — над сельвой — Манаус. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | Летим над Андами. Манаус — Лима — Кито — Каракас | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | Южная Америка. Подведем итоги. | 1 | 1 | ||
Итого по разделу: | 14 | 6 | 8 | ||
Итого по курсу: | 34 | 13,5 | 20,5 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение (3 часа)
Занятие 1. Добро пожаловать в «Клуб путешественников». Наша необъятная планета полна мест невыразимой красоты, для знакомства с которыми не хватит и целой жизни. Для того, чтобы охватить удивительную земную красоту, составлен данный курс. Здесь приведены самые красивые места мира, расположенные в разных уголках нашей мира. Здесь нашлось место и природным достопримечательностям, и рукотворным объектам, и знаменитым курортам и многому другому. Представлен план путешествий на год и задания для участников «Клуба». Занятие в форме мотивационной консультации
Занятие 2. Занимательное страноведение. В одном государстве нет железных дорог, в другом — рек, а в третьем — гостиниц. Проверьте свою эрудицию и взгляните на географическую карту мира по-новому. Занятие в форме викторины
Занятия 3 - 4. Индивидуальные консультации в течение года по участию в конкурсах: Олимпус, ЧиП, Я Юный гений, Я ЭнциклопедиЯ, ХимБи и пр. Занятия в форме мотивационной беседы, консультации.
Раздел 2. Путешествие по океанам Земли (14 часов)
Тема 1. Тихий океан (4 часа)
Занятие 5. История открытия Тихого окена. Заседание Академии Юных знатоков географии. Океаны на Земле. Мировой океан и его части. Тихий океан и его географические особенности. Путешественники, открывшие и изучившие океан. Васко-Нуньес де Бальбоа, Фернан Магеллан, Эль Кано, Фрэнсис Дрейк, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Иванович Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. Занятие в форме ролевой игры «Спор капитанов». Прием Шляпы мышления.
Занятие 6. Природа Тихого океана. Составляем лоцию Тихого океана. Лоция, шельф, течение Эль-Ниньо, соленость океана, айсберги, органический мир, течения, ветры. Тайны Марианской впадины. Дно Тихого океана. Занятие — исследование.
Занятие 7. Деятельность человека в Тихом океане. Составляем лоцию Тихого океана. Моря. Биологические ресурсы. Добыча полезных ископаемых. Трассы мирового судоходства. Энергетические ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Тихоокеанский мусорный континент. Занятие — исследование.
Занятие 8. Подводим итоги путешествия по Тихому океану. Викторина. Синквейн. Лоции капитанов. Творческие задания.
Тема 2. Северный Ледовитый океан (4 часа)
Занятие 9. Дрейфуем на льдине. Собираем интересные факты. Происхождение Северного Ледовитого океана. История названия. Мифология северных народов. Соленость и моря. Ресурсы. Климатические условия. Паковые льды. Гренландские айсберги. Дно. Погружение русских исследователей на дно Северного Ледовитого океана — экспедиция «Арктика — 2007». Занятие в форме эвристической беседы.
Занятие 10. Чем заняться туристу в Арктике. Готовим памятку арктическому туристу. На ледоколе к вершине планеты. Россия — единственная страна, которая на ледоколе доставляет туристов на Северный полюс. Проблемы развития арктического туризма. Каменные шары на острове Чамп. Арктические пейзажи. Северное сияние. Как происходит. История изучения. Мифы народов севера о причинах северного сияния. Занятие в форме виртуального путешествия.
Занятие 11. Чем заняться туристу в Арктике. Движемся к берегу. Пересекаем Северный полярный круг. Готовим памятку арктическому туристу. Северный полярный круг. Полярный день. Полярная ночь. Дни солнцестояний. Крупнейшие города за Полярным кругом: Мурманск, Норильск, Воркута, Тромсё. Страны, через которые проходит Полярный круг. «501-я стройка» - печальная страница истории нашей страны в районе Обской губы. Полуостров Ямал. Салехард. Игарка. Мамонтенок Люба. Занятие в форме виртуального путешествия.
Занятие 12. Чем заняться туристу в Арктике. На берегу Северного Ледовитого океана. Готовим памятку арктическому туристу. Зачем ездят на собачьих упряжках. Герои произведений Джека Лондона. «Снежный транспорт» - северные нарты. «Рычащий двигатель» - северные породы собак. Самоеды. Хаски. «Хозяин тундры» - северный олень. Олень — сказочный герой Крайнего Севера. Творческие задания «специальным корреспондентам», конкурс рисунков об Арктике. Занятие в форме виртуального путешествия. Заочная викторина по итогам путешествия.
Тема 3. Атлантический океан (4 часа)
Занятие 13. Загадки Атлантического океана. Составляем лоцию. «Крепи дружбу морским узлом». Что нам известно об океане. Откуда произошло название. Атлантида. Первые исследования. Древние центры мореплавания. Христофор Колумб. Экспедиция «Челленджер». Первый перелет через Атлантический океан. Бермудский треугольник. Задания для любознательных. Занятие — исследование.
Занятие 14. Загадки климата Атлантического океана. Составляем лоцию. Остров Гренландия. Столица Гренландии — Нуук. Климат Атлантики. Соленость воды. Течения Атлантического океана. Течение Западных ветров. Гольфстрим. Гибель Титаника. «Летучий голландец». «Фата Моргана» и другие загадки океана. Задания для любознательных. Занятие — исследование.
Занятие 15. Загадки дна Атлантического океана. Составляем лоцию. «Капитаны, полный вперед!» Атлантический сезон ураганов. Особенности рельефа дна Атлантического океана. Срединно-Атлантический хребет. Южно-Сандвичев желоб. Задания для любознательных. Занятие — исследование.
Занятие 16. По морям, по волнам... Отгадываем моря Атлантического океана. Средиземное море. Северное море. Саргассово море. «Луга океана». Карибское море. Бригантина. Занятие в форме викторины. Подводим итоги путешествия по Атлантическому океану. Заочная викторина. Лоции капитанов. Творческие задания.
Традиционные новогодние и рождественские занятия (проводятся до и после Новогодних каникул) (2 часа)
Занятие 17. Новогодние посиделки. Новый год идет по свету. Обычаи и традиции новогодних и рождественских праздников в разных странах мира.
Занятие 18. Традиционная встреча с путешественником (организуется в рамках предметного периода общественно-научных предметов) Содержание зависит от путешественника. Прошла встреча с учителем русского языка и литературы Владыкиным Д.А. «Привет, Транссиб» о путешествии по Транссибирской железной дороге. На встрече с волонтером, участником экспедиции на остров Гогланд Вещевым В.А. об уникальном объекте на карте России.
Тема 4. Индийский океан (1 час)
Занятие 19. Индийский океан. Что говорят моряки. Составляем лоцию океана. Где расположен океан. Эхолот. Как измеряют глубину. Крупные порты. Острова. Кто плавал в этих водах. Древние финикийцы. Васко да Гама. Марко Поло. Кто живет в океане. Кто раньше жил в океане. Занятие — исследование. Заочная викторина по Индийскому океану
Тема 4. Океаны. Подведем итоги (1 час)
Занятие 20. Конкурс «Знатоки океанов». Соревнования в форме вебинара. Заочная викторина «Знатоки океанов».
Раздел 2. Путешествие по материкам Земли (14 часов)
Тема 1. Африка (7 часов)
Занятие 21. По Северной Африке. Страны Магриба. Касабланка -Триполи
Страны Северной Африки. Достопримечательности Касабланки. Марокко — современное государство. Берберы. Атласские горы. Культурные растения, выращиваемы на севере Африки. Алжир — прибрежные скалы, песчаные пляжи, арабские города, древнеримские амфитеатры. Древний город Карфаген. Тунис и Ливия. Триполи. Задание для любознательных. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 22. Из Северной Африки в Западную. Из Сахары в Сахель. Триполи — Структура Ришат — Томбукту. Страны и народы Западной Африки. Сахара — один из наиболее засушливых и жарких районов мира. Розове озеро Ребта. Впадина Ришат - «око Сахары». Сахель — полоса сухих саванн. Занятия местного населения — кочевое животноводство. Мали. Горы Мандиго. Томбукту. Глинобитные здания в центре города — объекты всемирного культурного наследия. Задание для любознательных. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 23. По Западной Африке. Из саванны — на побережье Гвинейского залива над рекой Нигер. Томбукту — Лагос. Высокотравные саванны. Почему в саванне полгода сухо, а полгода влажно. Через какие страны протекает река Нигер. Место, «где верблюд встречается с лодкой». Ямс и маниока — что это такое и с чем едят. Путешествие вдоль «африканского ручья». Встреча с мухой це-це. Дельта реки Нигер — район нефтедобычи. Экологические проблемы этих мест. Нигерия — самая многонаселенная страна Африки. Лагос и его трущобы.
Занятие 24. По Центральной и Западной Африке. Из Саванны через экваториальный лес. Лагос — озеро Виктория. Центральная Африка. Страны. Природа. Гилея — влажный экваториальный лес Африки. Птицы африканского леса. Царство обезьян. Малярийный комар. Вулканический массив Камерун и его обитатели. Река Конго. Водопад Инга. Удивительные люди — пигмеи. Лунные горы — Рувензори. Пик Маргериты. На озере Эдуард. Озеро Виктория. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 25. По Восточной Африке. По саваннам к побережью Индийского океана. Озеро Виктория — остров Занзибар. Восточная Африка. Страны. Озеро Ньяса. Река Кагера. Леса Кении. Соляной хребет в пустыне Чалби. Озеро Натрон и фламинго. Кратер Нгоронгоро. Национальный парк Серенгети. Килиманджаро. Террасные поля в Руанде. «Дерево жизни» в парке Цаво. Пляжи Занзибара. Гвоздичный Занзибар или «Остров пряностей». Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 26. По Южной Африке. По саваннам и пустыням — к южной оконечности Африки. Остров Занзибар — Кйптаун. Южная Африка. Страны. Остров Занзибар — родина Фредди Меркьюри. Промышленный центр и бывшая столица Танзании Дар-эс-Салам. Водопад Виктория. Пустыня Калахари. Пустыня Намиб. Удивительное растение Вельвичия. Национальный парк Крюгера. Кейптаун и его достопримечательности. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 27. Африка. Подведем итоги. Викторина. Кроссворд «Страны Африки». Задание для любознательных. Составление коллективного синквейна.
Тема 2. Южная Америка (7 часов)
Занятие 28. Южная Америка. Готовимся к путешествию. Получаем информацию. Что мы знаем о Южной Америке. Как мы ее представляем. Природа. Части. Страны. Латинская Америка. Занятие — исследование.
Занятие 29. Здравствуй, Южная Америка! Огненная Земля — Буэнос — Айрес. Пролив Дрейка – самый широкий в мире пролив. Архипелаг Огненная Земля. Исла-Гранде – главный остров. Ушуая – самый южный город планеты. Магелланов пролив. Патагония. Национальный парк Лаго-Аджертино и ледник Перто-Морено. Животный мир Патагонии. Пампа. Животный мир пампы. Пастухи гаучо. Залив Ла-Плата. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 30. Над крупнейшими городами Латинской Америки. Буэнос- - Монтевидео — Сан-Пауло — Рио-де-Жанейро. Буэнос-Айрес – столица Аргентины. Аргентинский футбол. Великие футболисты Аргентины – Диего Марадона и Лионель Месси. Разноцветные улочки и прекрасные парки. Спланированные по сетке улицы города Ла-Плата. Монтевидео – столица Уругвая – «лучший город для жизни». Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 31. Летим над Бразильским плоскогорьем через каатингу и серрадо. Рио-де-Жанейро — Минас-Жейрас — Белу-Оризонти — Бразилиа. Рио-де Жанейро. Минас-Жейрас – главная горно-рудная база Бразилии. «Город – сад» Белу-Оризонти. Столица Бразилии. Оскар Нимейер – латиноамериканский архитектор. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 32. Летим над Амазонией. Бразилиа — сельва — Манаус. Амазонская сельва. Индейские племена. Разнообразие органического мира. «Царстсво обезьян». Манаус – город в центре Амазонии, центр экологического туризма. Риу-Негру и «свадьба рек». Амазонка – «крушитель лодок». Поророка – «гремящая вода». Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 33. Летим над Андами. Манаус — Лима — Кито — Каракас. Андийская страна Перу. Перуанские Анды – сьерра. Руины мачу-Пикчу. Озеро Титикака. Добыча соли на плато Альтплано. Солончак Уюни. Экологический район Пуна. Высотные пояса в Андах. Индейцы кечуа. Перуанский костюм. Коста – перуанский берег. Линии Наски. Латиноамериканские города – Лима, Гуаякиль, Кито, Каракас. «Проспект вулканов». Озеро Маракайбо. Занятие в форме виртуального путешествия и занимательной беседы.
Занятие 34. Южная Америка. Подведем итоги. Викторина «Южная Америка — супер континент!». Подведение итогов года. Награждение лучших самых активных и результативных.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактические материалы
- Настенные географические карты по всем материкам (физические и комплексные).
- Глобус.
- Викторины и задания по соответствующим программе разделам курса.
- Комплект оборудования учителя и учеников (компьютер, принтер, сканер и пр.)
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
- Русские путешественники, прославившие Россию.
- Великие путешественники и их открытия.
- Современные российские географические средства массовой информации.
- Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
- Составление и обзор географической карты «Природные уникумы».
- Я – туристический гид.
- Страна, в которой я мечтаю побывать.
- Мировые экологические проблемы человечества.
- Этот континент меня удивил.
- Эти уникальные животные требуют защиты человека.
- Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
- Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
- Мои кроссворды и викторины по географии.
- В этих местах я был(а).
- «Семь чудес света».
- Моя презентация (тема определяется учащимся).
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авгусманова, Н.А. Особенности преподавания географии в 2017-2018 учеб. год.: Методические рекомендации/ - Кемерово. 2017. - 22 с.
2. Блинов, А.О., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. Интерактивные методы в образовательном процессе.: Учебное пособие. – М.: издательский дом «Научная библиотека» 2014. – 264 с.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий Учебное пособие. М.:МГОУ, 2010. – 102 с.
5. Максимов Н. А. За страницами учебника географии: Кн. для чтения учащихся 5 кл. сред. шк.- З-е изд., перераб. и доп.М.: Просвещение, 1988.-190 с.
6. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006. - 400 с
8. Столяров А. А. Занимательная география в вопросах и ответах / А. А. Столяров. - Йошкар-Ола: Пед. инициатива, 2004. - 96 с.
9. Томилин А.Н. Как люди открывали свою Землю: (для среднего школьного возраста) / А. Н. Томилин ; ил. И. В. Кольцовой. - Москва : Просвещение, 2008. – 158с.
10. Носов Н.А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. - 432 с.
11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб виртуальных путешественников"
Программа на 35 ч...
Рабочая программа курса «Великие путешественники»
Цель курса:Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися знаний об истории открытия материков, океанов и их частей великими путешественниками....
Рабочая программа "Клуб юных путешественников"
Программа «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общ...
Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе
Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе...
Программа кружка "Клуб путешественников"
Материал включает пояснительную записку, тематическое планирование занятий кружка по географии для учащихся 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...