Рабочая программа "Клуб юных путешественников"
рабочая программа по географии (8 класс)

Ботулева Елена Владимировна

Программа  «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам и экологическую культуру.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование и понимания неразрывной связи элементов окружающей среды и роль деятельности  человека в ней;

  • межпредметности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к экологическим проблемам;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

    Программа «Клуб юного путешественника» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5-7 классах.

    За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения обучающихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать к умению  анализировать и обобщать. В основе программы лежит реализация идеи непрерывного географического и экологического образования и воспитания детей и подростков на протяжении длительного периода времени с ориентацией на разный возраст и уровень знаний; создания условий для развития социально востребованных качеств личности; создания условий для развития исследовательских способностей и творческого потенциала обучающихся с помощью учебно-исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_yunyh.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №24» города Смоленска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Клуб юных путешественников»

Класс: 5-7классы

Составитель программы:

учитель географии и биологии

                                    Ботулева Елена Владимировна.

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам и экологическую культуру.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование и понимания неразрывной связи элементов окружающей среды и роль деятельности  человека в ней;
  • межпредметности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к экологическим проблемам;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа «Клуб юного путешественника» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5-7 классах.

За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения обучающихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать к умению  анализировать и обобщать. В основе программы лежит реализация идеи непрерывного географического и экологического образования и воспитания детей и подростков на протяжении длительного периода времени с ориентацией на разный возраст и уровень знаний; создания условий для развития социально востребованных качеств личности; создания условий для развития исследовательских способностей и творческого потенциала обучающихся с помощью учебно-исследовательской деятельности.

       Цель: географическое и экологическое воспитание обучающихся.

       Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования научного мировоззрения, экологического мышления.
  2. Теоретически и практически обучить школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Познакомить с основами экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Формировать у обучающихся навыки информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
  5. Обогатить ребят знаниями, отражающими различные стороны жизни, природы.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению и творчеству, опираясь на способности и дарования детей.
  2. Развивать у школьников самостоятельность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать нравственные основы культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.
  3. Воспитывать чувство ответственности за слова, дела, поступки.

Программа «Клуб юного путешественника» рассчитана на 1 год обучения в объеме 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 10 человек.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

1.

Вводное занятие

Беседы

     1                      1              0

2.

География – наука комплексная

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка сообщений, презентаций, оформ-ление календаря погоды, составле-ние памяток

     4                  2               2

3.

Первая карта – план местности

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, составле-ние плана местности

     3                  1               2

4.

Географическая карта

Беседа, отработка практических уме-ний определять расстояния, направ-ления, географические координаты по карте

     3                  0               3

5.

Оболочки Земли. Литосфера

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, изучении коллекции полезных ископаемых, просмотр фильма, составление синквейнов, ра-бота с картами атласа

     7                  3                4

6.

Гидросфера

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, просмотр фильма, составление синквейнов, работа с картами атласа

     5                 2                 3

7.

Атмосфера

Практические занятия, решение задач, составление графиков.

     5                  0                 5

8.

Биосфера.  Географи-ческая оболочка

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, экскурсии

     3                   2                 1

9.

Человек на Земле

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, экскурсии

      4                  3                  1

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.  Введение.

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2.  География – наука комплексная 

- представление людей о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита», российские исследователи и землепроходцы, фенологические наблюдения, как наблюдать за погодой, приборы для наблюдения.

Тема 3. Первая карта – план местности.

- план местности, условные знаки, ориентирование по плану местности, способы ориентирования на местности. 

Тема 4. Географическая карта

- легенда карты, градусная сетка, определение географических координат по карте и глобусу.

Тема 5.  Оболочки Земли. Литосфера

- происхождение горных пород и минералов, горные породы и минералы нашей местности, движение земной коры, вулканизм, горы и равнины, рельеф нашей местности.

Тема 6. Гидросфера.

- моря и океаны, описание внутренних вод нашей местности

Тема 7. Атмосфера.

- построение графиков изменения температуры воздуха, анализ графиков хода температур за месяц, год, решение задач на определение влажности воздуха при определенной температуре, составление диаграмм влажности воздуха, описание погоды и климата нашей местности

Тема 8. Биосфера.  Географическая оболочка.

- биосфера,  ноосфера, разнообразие природных комплексов, природные комплексы нашей местности.

Тема 9. Человек на Земле.  

- земля людей, расы, почему мы разные, теория аббата Мальтуса, идеи  Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона, типы населенных пунктов, природа и человек, стихийные природные явления, природные и техногенные катастрофы.

Прогнозируемые результаты.

                                               

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своей республики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся должны знать

- основы географических знаний,

- правила ведения наблюдений,

- приборы для ведения наблюдений.

Должны уметь

- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

- работать с картой и планом местности;

- работать с литературой;

- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Дата проведения

план

факт

Тема 1.  Введение (1ч)

1.

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

беседа

1 неделя сентяб-ря

Тема 2.  География – наука комплексная (4ч)

2.

Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита».

Работа с географической  литературой, энцикло-педиями, тематическими картами.

3.

Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита»

Работа с географической  литературой, энциклопе-диями, тематическими картами, подготовка презентаций

4.

Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. Приборы для наблюдения.

Практическое занятие, со-ставление плакатов-памя-ток: «Правила поведения в природе».

5.

Знакомство со школьной метеостанцией, приборами для наблюдения за погодой.

Практическое занятие, оформление календаря погоды, анализ данных погоды

Тема: Первая карта – план местности (3ч)

6.

План местности. Условные знаки.

Ориентирование на местности

Беседа, работа с планом местности, источниками географической информа-ции

7.

Способы ориентирования на местности.

Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности

8.

Наш пришкольный участок

Составление плана мест-ности пришкольного участка

Тема: Географическая карта (3ч)

9.

Географическая карта.  Градусная сетка.

Практическое занятие, чтение карт по легенде,  определение расстояний по градусной сетке.

10.

Игра «Мы – спасатели».

Практическое занятие, определение географи-ческих координат.

11.

Конкурс «Знатоки географической карты».  

Игра-практикум по тематическим картам.

Тема: Оболочки Земли. Литосфера  (7ч)

12.

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

Практическое занятие, изучение коллекции об-разцов минералов и гор-ных пород.

13.

Движения земной коры и вулканизм.

Просмотр фильма «Ги-бель Помпеи»

14.

Горы суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных кар-тах

15.

Равнины суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных кар-тах

16.

Рельеф нашей местности.

Работа по картам  Туль-ской области, Новомос-ковского района.

17.

Викторина «Литосфера».

Игра-викторина в стихах.

18.

Заседание школы «Юный географ»

Командный конкурс по изученным темам по географии

Тема: Гидросфера  (5 ч)

19.

Мировой океан и его части.

Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме.

20.

Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам.

Работа на контурных кар-тах. Игра по карте: «Пу-тешествие по морям и океанам».

21.

Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности.

Работа с источниками ге-ографической информа-ции, подготовка презен-таций-сообщений

22.

Описание местных гидрологических объектов.

Конкурс рассказов о во-доёмах нашей местнос-ти.

23.

Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».

Командная игра-конкурс

Тема: Атмосфера (5ч)

24.

Суточный  и годовой ход температуры.

Составление таблиц, оп-ределение суточных и годовых амплитуд.

25.

Анализ графиков хода температур за месяц, год.

Составление  и анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений.

26.

Атмосферное давление. Ветер.

Решение задач на опре-деление атмосферного давления. Вычерчивание  розы ветров по месяцам по данным своих наблю-дений.

27.

Влажность. Облачность. Осадки.

Решение задач по опре-делению абсолютной и относительной влажнос-ти. Составление диаг-раммы осадков по своим календарям.

28.

Погода во все времена года. Типы погоды. Климат нашей местности.

Описание погоды нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по дан-ным календаря, анализ климатограмм

Тема: Биосфера.  Географическая оболочка (3ч)

29.

Биосфера. Ноосфера.

Знакомство с учением В.И.Вернадского.

30.

Почвы, растения и животные нашей местнос-ти. Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности

Работа с различными ис-точниками информации, составление презентаций

31.

Разнообразие природных комплексов.

Описание разных ПК нашей местности.          

Тема: Человек на Земле (4ч)

32.

Земля людей. Расы. Почему мы разные. Тео-рия аббата Мальтуса. Идеи  Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона.

Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов.

33.

Типы населённых пунктов.

Описание населенного пункта Смоленской области

34.

Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты

Беседа. Работа с допол-нительной литературой по географии и ОБЖ

35.

Итоговое занятие

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира

Наглядные пособия

- натуральные живые пособия :растения, животные,

- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- гербарии; коллекции насекомых

Технические средства обучения.

- компьютер,

- медиапроектор

- экран

СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
  3. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
  4. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
  5. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
  6. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр
  7. http://www.pelikanschool.org/
  8. http://3.olimpiada.ru/index.php
  9. http://www.ug.ru/
  10. http://teacher.org.ru/
  11. http://www.rgo.ru/
  12. http://planetashkol.ru/uchitel/Default
  13. http://ourtravels.ru/index.php
  14. http://kray.ucoz.ru/
  15. http://www.ecosystema.ru/
  16. http://yuzhnyj-ural.ru/glavnaya.html
  17. http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
  18. http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html
  19. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
  20. И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.                                                                                                
  21.  Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.                                                                                                              
  22. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.                                                                                        
  23. О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.                            
  24.  «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.                                                                                            
  25. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.  
  26. «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.
  27. И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.
  28. «Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова,  Волгоград, «Корифей», 2006 год.    

     

             

                     

                       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для учащихся 3-4 классов "Юные путешественники"

В данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы...

Географическая викторина "Юные путешественники"

Данную разработку можно использовать при обобщеннии знаний по курсу "Материки и океаны"....

Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)

Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)...

Рабочая тетрадь "Блокнот путешественника"

В условиях реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы знаний и отработке умений, но и самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы ...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...