Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов
учебно-методическое пособие

Власова Ольга Васильевна

Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов позволяет учитывать личностные особенности развития универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта универсальным учебным действиям (УУД) придается огромное значение. УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному применению новых знаний.

     Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

     Для успешного формирования универсальных учебных достижений (УУД) учащихся необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся. Образовательная организация должна выстроить систему оценки достижения планируемых результатов (пункт 18.1.3.), которая обеспечит «комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся».

     Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владен ие научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

     Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

     Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

     Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, дают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

     Познавательные УУД обеспечивают общеучебный комплекс компетенций:

  • Формулирование познавательной цели;
  • Применение методов информационного поиска;
  • Работа с текстами;
  • Создание алгоритмов деятельности;
  • Моделирование;
  • Анализ;
  • Сравнение;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Доказательство

     Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

     Диагностика и мониторинг личностных, предметных и метапредметных достижений обучающихся проводятся в течение учебного года во всех классах.

     Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Мониторинг метапредметных результатов предполагает оценку таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность к осуществлению логических операций анализа, сравнения, обобщения, классификации, отнесению к понятиям, установлению аналогий;

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы на основе оценки и учёта ошибок, проявлять самостоятельность и инициативу;

- умение осуществлять поиск информации, сбор и выделение главного из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решать задачи творческого и поискового характера, искать схемы решения учебно-познавательных и практических задач;

- умение сотрудничать со сверстниками и педагогом при решении учебных проблем, принимать ответственность за результаты своих действий.

         При оценке метапредметных результатов используются различные процедуры: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, задания на выявление конкретного вида УУД, контрольные работы по предметам, комплексные работы на метапредметной основе, совместные работы на общий результат.

     Инструментарий контроля также различен: тесты, задания, карты достижений, карты наблюдений, карты мониторинга, листы или дневники самооценки и др.

     Методы контроля: тестирование, проектирование, наблюдение.

     Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная формы; письменный и устный опрос.

     Школа вправе самостоятельно выбирать методики и программы внутренней системы оценки качества образования.

      В коррекционной школе VIII вида есть свои особенности. Главными задачами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • педагогическое сопровождение ребёнка с целью установления причин его трудностей в обучении, определение направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода, оказание педагогической помощи;
  • индивидуализация обучения и реализация личностного подхода, предусматривающая максимальное стимулирование развития каждого школьника;
  • целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы;
  • создание условий для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями;
  • формирование умений и навыков учебной деятельности у учащихся с низкими учебными возможностями, развитие навыков самообслуживания и самореализации.

     Планируемый результат обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • компенсация недостатков дошкольного развития;
  • подготовка детей с ограниченными возможностями к независимой и профессиональной жизни, адаптация учащихся в социуме;
  • метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

     Значимой целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

     Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

-умение выделить нравственный аспект поведения.

     Основные характеристики личностного развития учащихся:

1) самоопределение (личностный выбор своей жизненной позиции)

2) смыслообразование (результат освоения культурного опыта)

3) нравственно-этическая ориентация.

     Для диагностики используются методы и методики:

- анкетирование;

- тестирование;

 - метод наблюдения.

     Регулятивные УУД оцениваются по следующим показателям:

  1. Организовывать свое место под руководством учителя.
  2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  3. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  4. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с учебником.
  5. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  6. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

     С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто на уроках практикуются приемы самопроверки и взаимопроверки задания.

     Коммуникативные УУД формируются через организацию общения с позиции сотрудничества – это работа парами, групповые виды работ на уроках, где дети учатся слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

     Оценивают эту категорию учебных действий по следующим критериям:

  1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
  2. Вступать в диалог (задавать вопросы, отвечать на вопросы, уточнять непонятное)
  3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  5. Оформлять свои мысли в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)
  6. Слушать и понимать речь других.
  7. Читать и пересказывать текст.

     Познавательные УУД:

  1. Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания.
  2. Демонстрирует способность осуществлять классификацию.
  3. Может связно рассказать о событиях своей жизни, описывать события и объекты.
  4. Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.).
  5. Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом).
  6. Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием).
  7. Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок.
  8. Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам.
  9. Может творчески, нестандартно решать задачи.
  10. Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.

       

     Мониторинг личностного развития и метапредметных результатов является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; позволяет учитывать личностные особенности развития универсальных учебных действий учащихся.



Предварительный просмотр:

     С 2014 года введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. А с 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной.  При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты.

     Следует отметить, что указанные положения концепции развития универсальных учебных действий во многом совпадают с принципами коррекционно-развивающего обучения. Так как имеющиеся у многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эмоционально волевые и когнитивные нарушения обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности, составляющие ее компоненты (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения) были всегда объектом коррекционно-развивающей работы в специальном образовании.

     В понятии общеучебное умение или универсальное учебное действие авторами концепции выделяется еще очень важный аспект – его ориентированность на успешную социальную адаптацию за счет формирования жизненно важных компетенций.

     Такой подход полностью соответствует целям и задачам специального образования с его направленностью на максимальную социальную адаптацию выпускника. Так, очевидно, что круг знаний, умений, жизненных компетенций выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений не может ограничиваться только теми, которые сформировались у них в период обучения в школе. Этот круг постоянно расширяется в процессе их дальнейшей социализации, приспособления к условиям постоянно изменяющейся среды жизнедеятельности. Поэтому содержание, технологии и специальные условия образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечить формирование у них способностей к дальнейшей социализации и социальной адаптации.

     В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел для нецензовых вариантов (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.

     Как и в цензовых вариантах АООП НОО, предусматривающих формирование универсальных учебных действий, программа формирования базовых учебных действий включает четыре их группы:

  1. Личностные базовые учебные действия
  2. Коммуникативные базовые учебные действия
  3. Регулятивные базовые учебные действия
  4. Познавательные базовые учебные действия

Классы

I - IV

V - IX

X - XII

БУД

Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь семью, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные учебные действия

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности

Осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих

Познавательные учебные действия

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, на наглядном материале

Использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале

Использовать  усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • Программа формирования базовых учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности
  • Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с интеллектуальными нарушениями
  • Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося
  • Согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.

Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех...

«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

"Инструментарий по подготовке к региональному мониторингу индивидуальных достижений обучающихся : метапредметные результаты"

Инструментарий по подготовке к региональному мониторингу индивидуальных достижений обучающихся : метапредметные результаты  (презентация)...

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся...