Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся
материал

Власова Ольга Васильевна

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся

     Цель мониторинга: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся.

     Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД и личностных результатов каждого ученика на разных этапах обучения.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным и личностным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных и личностных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных и личностных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе.

     Для успешной диагностики и мониторинга собираются такие материалы, как:

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом;

2) дневник наблюдений за учеником, который имеет следующие страницы:

- анкетирование родителей;

- анамнез ребенка;

- наблюдения (изучение особенностей развития ученика);

- коррекционное воздействие;

- результат.

     В своей работе использую следующие методы оценивания:

  • Анкетирование

     Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

     Оцениваемые УУД:

-действия, направленные на определение своего отношения к школе;

-действия, устанавливающие смысл учения.

  • Индивидуальная беседа

     Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.

3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)

     Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе.

1. Положительное отношение к школе.

     Результаты диагностики заношу в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

     При проведении того или иного опроса, анкетирования возникают некоторые трудности:

1. Результаты диагностики не всегда могут быть точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

2. Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.

  • Наблюдение.

     Метод наблюдения - наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.

     Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

     Оцениваемые УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

  • Наблюдение согласно заданной карте наблюдения.

     Критерии оценивания:

1. Отношение к школе и мотивация учения.

2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.

4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.

     Уровни оценивания:

1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.

2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.

3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.

4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.

5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.

     Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения, итог подводится два раза в течение учебного года: в октябре и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.

     Достоинства наблюдения:

- Предоставляется возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике.

- Позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания.

- Получаем фактические сведения, а не мнения других.

     Недостатки метода:

- Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.

- Недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния.

- Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.

     Уровень:

0 уровень: обучающийся не понимает УУД

1 уровень: обучающийся понимает и принимает УУД

2 уровень: обучающийся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя

3 уровень: обучающийся осуществляет УУД самостоятельно

Уровень

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

0 уровень: обучающийся не понимает УУД

Обучающийся не умеет планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность

Обучающийся не способен принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умеет осуществлять информационный поиск, не способен проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Обучающийся не умеет сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

1 уровень:

обучающийся понимает и принимает УУД

Обучающийся умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Обучающийся способен принимать и сохранять учебную цель и задачи

Обучающийся умеет сотрудничать с сверстниками и педагогом при решении  учебных проблем

2 уровень: обучающийся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя

Обучающийся умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Обучающийся способен самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умеет осуществлять поиск информации, собирать и  выделять главное из различных источников

Обучающийся умеет слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы

3 уровень: обучающийся осуществляет УУД самостоятельно

Обучающийся имеет навык саморегуляции

Обучающийся способен проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических и учебно-познавательных задач

Обучающийся умеет интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умеет выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;

владеет диалогической и монологической формами речи

Анализ результатов мониторинга сформированности универсальных

учебных действий учащихся позволяет сделать вывод, что успешность обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. За счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования учащихся получается максимально приближенная к реальности картина личностных УУД каждого ребенка.

     Анализ результатов образовательной деятельности школьника может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебных достижений – мониторинговой карты.                              



Предварительный просмотр:

Выводы мониторинга метапредметных и личностных достижений

5 -9 класс 2019 –2023 гг. (1 четверть):

0 уровень: обучающихся не понимает УУД

1 уровень: обучающихся понимают и принимают УУД

2 уровень: обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя

3 уровень: обучающихся осуществляют УУД самостоятельно

Регулятивные УУД: 

В 5 классе 0 уровень имели 7 (46,7%) обучающихся, они не умели планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень -7 (46.7%) и 2 уровень – 1 (16.6%) учащийся. К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) обучающие умеют планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей: 1 уровень - 3 (18.8%) обучающихся понимает и принимает УУД, 2 уровень - 5 (31.2%) обучающихся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя, 3 уровень - 8 (50%) обучающихся осуществляет УУД самостоятельно.

Познавательные УУД: 

В 5 классе 0 уровень имели 5 (33.3%) обучающихся, они были не способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умели осуществлять информационный поиск, не способны были проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, 1 уровень -10 (66.7%). К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) все обучающие способны принимать и сохранять учебную цель и задачи: 1 уровень - 2 (12.6%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень - 7 (43.7%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень -7 (43.7%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

В 5 классе 0 уровень имели 2 (13.3%) обучающихся, они не понимали УУД, не умели сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 1 уровень – 9 (60%), 2 уровень – 4 (26.7%). К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) все обучающие умеют сотрудничать с сверстниками и педагогом при решении учебных проблем: 1 уровень – 2 (12.5%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 8 (50%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно

Личностные УУД:

В 5 классе 0 уровень имели 4 (26.7%) обучающихся, не было осознания и принятия жизненных ценностей, не могли сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении социума, 1 уровень – 9 (60%), 2 уровень -2 (13.3%). 9 класс (1 четверть) - все обучающие способны осознать и принять жизненные ценности, могут сориентироваться в нравственных нормах и правилах: 1 уровень -2 (12.6%) обучающихся понимают и принимают, 2 уровень -7 (43.7%) обучающихся понимают и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень -7 (43.7%) обучающихся осуществляют самостоятельно.

     К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных достижений имеет хорошие результаты. Согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в школе.

Выводы мониторинга метапредметных и личностных достижений

5 -8 класс 2020 –2023 гг. (1 четверть):

0 уровень: обучающихся не понимает УУД

1 уровень: обучающихся понимают и принимают УУД

2 уровень: обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя

3 уровень: обучающихся осуществляют УУД самостоятельно

Регулятивные УУД: 

В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, они не умели планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень - 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 2 (16.7%) обучающихся, они не умеют планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень - 4 (33.3%) обучающихся понимает и принимает УУД, 2 уровень - 5 (41.7%) обучающихся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя, 3 уровень - 1 (8.3%) обучающийся осуществляет УУД самостоятельно.

Познавательные УУД: 

В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, они не способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умели осуществлять информационный поиск, не способны проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, 1 уровень - 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 1 (8.3%) обучающегося, 1 уровень – 5 (41.7%) обучающихся, они понимают и принимают УУД, 2 уровень – 5 (41.7%) обучающихся, они понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 1 (8.3%) обучающийся осуществляет УУД самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, они не понимали УУД, не умели сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 1 уровень – 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 1 (8.4%) обучающегося, 1 уровень – 4 (33.3%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 4 (33.3%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 3 (25%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.

Личностные УУД:

В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, у них не было осознания и принятия жизненных ценностей, не могли сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении социума, 1 уровень – 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 1 (8.3%) обучающегося, 1 уровень – 4 (33.3%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 5 (41.7%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 2 (16.7%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.

     

На момент 8 класса (1 четверть) 2023 года регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные достижения обучающихся сформированы не до конца, необходимо продолжить работу по формированию достижений.

Выводы мониторинга метапредметных и личностных достижений

5 -7 класс 2021 –2023 гг. (1 четверть):

0 уровень: обучающихся не понимает УУД

1 уровень: обучающихся понимают и принимают УУД

2 уровень: обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя

3 уровень: обучающихся осуществляют УУД самостоятельно

Регулятивные УУД: 

В 5 классе 0 уровень имели 7 (43.7%) обучающихся, они не умели планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень – 9 (56.3%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 4 (25%) обучающихся, они не умеют планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень - 7 (43.7%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень - 5 (31.3%) обучающихся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя.

Познавательные УУД: 

В 5 классе 0 уровень имели 7 (43.7%) обучающихся, они не способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умели осуществлять информационный поиск, не способны проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, 1 уровень -9 (56.3%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 3 (18.8%) обучающегося, 1 уровень –7 (43.7%) обучающихся, которые понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся, они понимают УУД и осуществляют под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

В 5 классе 0 уровень имели 6 (37.5%) обучающихся, они не понимали УУД, не умели сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 1 уровень – 10 (62.5%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 4 (25%) обучающегося, 1 уровень – 5 (31.2%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 1 (6.3%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.

Личностные УУД:

В 5 классе 0 уровень имели 7 (43.7%) обучающихся, у них не было осознания и принятия жизненных ценностей, не могли сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении социума, 1 уровень – 9 (56.3%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 3 (18.8%) обучающегося, 1 уровень – 7 (43.7%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя.

     На момент 7 класса (1 четверть) регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные достижения не сформированы у многих обучающихся, работа продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.

Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...

«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Анализ сформированности метапредметных результатов учащихся 5-х классов

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ...

Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатовСовременная школа должна ребёнка: «научить учиться», &laq...

Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов

Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов позволяет учитывать личностные особенности развития универсальных учебных действий учащихся....

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ

В условиях современной экономики образование играет ключевую роль в успешности государства на мировом уровне, так как именно образование государство рассматривает в качестве главного инструмента разви...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...