Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся
материал
Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся
Цель мониторинга: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД и личностных результатов каждого ученика на разных этапах обучения.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным и личностным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных и личностных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных и личностных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе.
Для успешной диагностики и мониторинга собираются такие материалы, как:
1) мониторинг сформированности УУД класса в целом;
2) дневник наблюдений за учеником, который имеет следующие страницы:
- анкетирование родителей;
- анамнез ребенка;
- наблюдения (изучение особенностей развития ученика);
- коррекционное воздействие;
- результат.
В своей работе использую следующие методы оценивания:
- Анкетирование
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые УУД:
-действия, направленные на определение своего отношения к школе;
-действия, устанавливающие смысл учения.
- Индивидуальная беседа
Критерии оценивания:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе.
1. Положительное отношение к школе.
Результаты диагностики заношу в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
При проведении того или иного опроса, анкетирования возникают некоторые трудности:
1. Результаты диагностики не всегда могут быть точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.
2. Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.
- Наблюдение.
Метод наблюдения - наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.
Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Оцениваемые УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Наблюдение согласно заданной карте наблюдения.
Критерии оценивания:
1. Отношение к школе и мотивация учения.
2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.
4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.
Уровни оценивания:
1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.
2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.
3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.
4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.
5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.
Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения, итог подводится два раза в течение учебного года: в октябре и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.
Достоинства наблюдения:
- Предоставляется возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике.
- Позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания.
- Получаем фактические сведения, а не мнения других.
Недостатки метода:
- Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.
- Недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния.
- Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.
Уровень:
0 уровень: обучающийся не понимает УУД
1 уровень: обучающийся понимает и принимает УУД
2 уровень: обучающийся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя
3 уровень: обучающийся осуществляет УУД самостоятельно
Уровень | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
0 уровень: обучающийся не понимает УУД | Обучающийся не умеет планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность | Обучающийся не способен принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умеет осуществлять информационный поиск, не способен проявлять инициативу и самостоятельность в обучении | Обучающийся не умеет сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
1 уровень: обучающийся понимает и принимает УУД | Обучающийся умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Обучающийся способен принимать и сохранять учебную цель и задачи | Обучающийся умеет сотрудничать с сверстниками и педагогом при решении учебных проблем |
2 уровень: обучающийся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя | Обучающийся умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок | Обучающийся способен самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умеет осуществлять поиск информации, собирать и выделять главное из различных источников | Обучающийся умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
3 уровень: обучающийся осуществляет УУД самостоятельно | Обучающийся имеет навык саморегуляции | Обучающийся способен проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических и учебно-познавательных задач | Обучающийся умеет интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умеет выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую; владеет диалогической и монологической формами речи |
Анализ результатов мониторинга сформированности универсальных
учебных действий учащихся позволяет сделать вывод, что успешность обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. За счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования учащихся получается максимально приближенная к реальности картина личностных УУД каждого ребенка.
Анализ результатов образовательной деятельности школьника может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебных достижений – мониторинговой карты.
Предварительный просмотр:
Выводы мониторинга метапредметных и личностных достижений
5 -9 класс 2019 –2023 гг. (1 четверть):
0 уровень: обучающихся не понимает УУД
1 уровень: обучающихся понимают и принимают УУД
2 уровень: обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя
3 уровень: обучающихся осуществляют УУД самостоятельно
Регулятивные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 7 (46,7%) обучающихся, они не умели планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень -7 (46.7%) и 2 уровень – 1 (16.6%) учащийся. К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) обучающие умеют планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей: 1 уровень - 3 (18.8%) обучающихся понимает и принимает УУД, 2 уровень - 5 (31.2%) обучающихся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя, 3 уровень - 8 (50%) обучающихся осуществляет УУД самостоятельно.
Познавательные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 5 (33.3%) обучающихся, они были не способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умели осуществлять информационный поиск, не способны были проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, 1 уровень -10 (66.7%). К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) все обучающие способны принимать и сохранять учебную цель и задачи: 1 уровень - 2 (12.6%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень - 7 (43.7%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень -7 (43.7%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 2 (13.3%) обучающихся, они не понимали УУД, не умели сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 1 уровень – 9 (60%), 2 уровень – 4 (26.7%). К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) все обучающие умеют сотрудничать с сверстниками и педагогом при решении учебных проблем: 1 уровень – 2 (12.5%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 8 (50%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно
Личностные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 4 (26.7%) обучающихся, не было осознания и принятия жизненных ценностей, не могли сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении социума, 1 уровень – 9 (60%), 2 уровень -2 (13.3%). 9 класс (1 четверть) - все обучающие способны осознать и принять жизненные ценности, могут сориентироваться в нравственных нормах и правилах: 1 уровень -2 (12.6%) обучающихся понимают и принимают, 2 уровень -7 (43.7%) обучающихся понимают и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень -7 (43.7%) обучающихся осуществляют самостоятельно.
К моменту завершения обучения в школе (9 класс, 1 четверть) уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных достижений имеет хорошие результаты. Согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в школе.
Выводы мониторинга метапредметных и личностных достижений
5 -8 класс 2020 –2023 гг. (1 четверть):
0 уровень: обучающихся не понимает УУД
1 уровень: обучающихся понимают и принимают УУД
2 уровень: обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя
3 уровень: обучающихся осуществляют УУД самостоятельно
Регулятивные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, они не умели планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень - 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 2 (16.7%) обучающихся, они не умеют планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень - 4 (33.3%) обучающихся понимает и принимает УУД, 2 уровень - 5 (41.7%) обучающихся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя, 3 уровень - 1 (8.3%) обучающийся осуществляет УУД самостоятельно.
Познавательные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, они не способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умели осуществлять информационный поиск, не способны проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, 1 уровень - 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 1 (8.3%) обучающегося, 1 уровень – 5 (41.7%) обучающихся, они понимают и принимают УУД, 2 уровень – 5 (41.7%) обучающихся, они понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 1 (8.3%) обучающийся осуществляет УУД самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, они не понимали УУД, не умели сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 1 уровень – 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 1 (8.4%) обучающегося, 1 уровень – 4 (33.3%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 4 (33.3%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 3 (25%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.
Личностные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 6 (46.1%) обучающихся, у них не было осознания и принятия жизненных ценностей, не могли сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении социума, 1 уровень – 7 (53.9%). На момент 8 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 1 (8.3%) обучающегося, 1 уровень – 4 (33.3%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 5 (41.7%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 2 (16.7%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.
На момент 8 класса (1 четверть) 2023 года регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные достижения обучающихся сформированы не до конца, необходимо продолжить работу по формированию достижений.
Выводы мониторинга метапредметных и личностных достижений
5 -7 класс 2021 –2023 гг. (1 четверть):
0 уровень: обучающихся не понимает УУД
1 уровень: обучающихся понимают и принимают УУД
2 уровень: обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя
3 уровень: обучающихся осуществляют УУД самостоятельно
Регулятивные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 7 (43.7%) обучающихся, они не умели планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень – 9 (56.3%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 4 (25%) обучающихся, они не умеют планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность, 1 уровень - 7 (43.7%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень - 5 (31.3%) обучающихся понимает УУД и осуществляет под руководством учителя.
Познавательные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 7 (43.7%) обучающихся, они не способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умели осуществлять информационный поиск, не способны проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, 1 уровень -9 (56.3%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 3 (18.8%) обучающегося, 1 уровень –7 (43.7%) обучающихся, которые понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся, они понимают УУД и осуществляют под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 6 (37.5%) обучающихся, они не понимали УУД, не умели сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 1 уровень – 10 (62.5%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 4 (25%) обучающегося, 1 уровень – 5 (31.2%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя, 3 уровень – 1 (6.3%) обучающихся осуществляют УУД самостоятельно.
Личностные УУД:
В 5 классе 0 уровень имели 7 (43.7%) обучающихся, у них не было осознания и принятия жизненных ценностей, не могли сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении социума, 1 уровень – 9 (56.3%). На момент 7 класса (1 четверть) 0 уровень сохраняется у 3 (18.8%) обучающегося, 1 уровень – 7 (43.7%) обучающихся понимают и принимают УУД, 2 уровень – 6 (37.5%) обучающихся понимают УУД и осуществляют под руководством учителя.
На момент 7 класса (1 четверть) регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные достижения не сформированы у многих обучающихся, работа продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.
Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...
«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
Анализ сформированности метапредметных результатов учащихся 5-х классов
АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ...
Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатовСовременная школа должна ребёнка: «научить учиться», &laq...
Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов
Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов позволяет учитывать личностные особенности развития универсальных учебных действий учащихся....
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
В условиях современной экономики образование играет ключевую роль в успешности государства на мировом уровне, так как именно образование государство рассматривает в качестве главного инструмента разви...
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...