Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
методическая разработка на тему

Шаяхметова Валентина Владимировна

В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихсяэто совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности

Мастер-классе, по теме «Проектная и исследовательская деятельность ка средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов» позволяет:

1. Определит структуру исследовательской деятельности.

2. Познакомиться с особой терминологией исследовательской деятельности.

3. Рассмотреть методы исследовательской деятельности.

4. Изучить особенности представления результатов и публичного выступления. 

5. Устоановит рекомендации для педагогов при организации проектной и исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический лицей –

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Димитровграда

Название конкурсной работы:

Мастер-класс на тему

«Проектная и исследовательская деятельность ка средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

ФИО автора, должность:

 Шаяхметова Валентина Владимировна,

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории

МБОУ педагогического лицея города Димитровграда

Е-mai:l himiya_18@mail.ru

Конспект разработки.

Мастер-класс на тему

«Проектная и исследовательская деятельность ка средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

1. Актуализация знаний, формулирование целей:

- Демонстрация видеосюжета про Мальвину и Буратино.

Вопросы: - как вы думаете, почему Мальвине не удалось научить Буратино?

- Какие педагогические приемы использовала Мальвина?

О: Мальвина использовала приемы традиционной педагогики. Давайте вспомним, чет традиционная система обучения отличается от современной развивающей. (Слайд1,2)

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Цели и содержание

Формирование знаний и умений

Развитие личности учащегося, формирование опыта самостоятельной, коммуникативной  деятельности через применение знаний и умений

Функции учителя

Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и ученика. Учитель выступает в роли передатчика материала

Учитель выступает в роли Организатора  самостоятельной деятельности учащихся.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения

Традиционная (карты, учебник, наглядности)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной деятельности школьников

Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков

Четкое разграничение этапов урока

Нет четкого различения этапов урока

Главный фактор воспитания учащихся

Содержание урока

Продуктивные методы и технологии обучения

Стиль общения

Авторитарный либо попустительский

Демократический

Характер взаимоотношений учащихся на уроке

Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися

Акцент делается на совместную коллективную работу

Сравнительная характеристика систем традиционного и развивающего обучения

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

Объяснительный способ обучения

Компоненты

деятельности

Деятельностный способ обучения

Задаётся педагогом

1. Цель

Ученик сам формирует цели.

Используются внешние мотивы деятельности

2. Мотивы

Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются педагогом. Часто не зависят от поставленной цели

3. Средства

Выбираются совместно с учащимися, адекватны целям

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

4. Действия

Создается ситуация выбора действий в соответствии с возможностями ученика

Прослеживается внешний результат, главным образом уровень освоения

5. Результат

Главное внутренние позитивные изменения в процессе

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

6. Оценка

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Итак, в основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

(слайд 3) Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности

(слайд 4) Сегодня  мы предлагаем вам принять участие в  мастер-классе, по теме «Проектная и исследовательская деятельность ка средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

- Как вы думаете, о чем конкретно сегодня мы будем говорить?

(Слайд 5) План нашего занятия:

1. Структура исследовательской деятельности

2. Особая терминология исследовательской деятельности.

3. Методы исследовательской деятельности.

4. Представление результатов и публичное выступление. 

5. Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности

2. Структура ИД.

Не секрет, что любая проектно-исследовательская деятельность проходит через 3 основных этапа: организационно-подготовительный, практический и презентационный. Каковы же особенности этих этапов? Перед вами на столах лежат элементы исследовательской деятельности. Расположите их в том порядке, который вам кажется наиболее правильным. Мы работаем сегодня в группах, приветствуется взаимопомощь.

- Сравните вашу структуру со структурой,  предложенной в методических пособиях. - - Возникли ли у вас разногласия? Как вы думаете, почему?

(Слайд 6) Основные этапы учебной исследовательской деятельности:

1.     Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования  

2.     Определение цели исследования 

3.     Выбор объекта исследования 

4.     Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). 

5.     Определение конкретных задач.

6.     Поиск и изучение литературы по теме исследования. 

7.     Выбор методов исследования 

8.     Планирование и выполнение собственных исследований  

9.     Анализ полученных результатов  

10.   Проверка гипотезы  

11.  Формулирование выводов.

12.  Подготовка отчета о проделанной работе.

3. Терминология.

А сейчас я вам предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Игра №1. «Обстоятельства».

яблоко, призы -  конфеты.

Назовите условия, при каких которых  этот  предмет будет очень полезным? При каких условиях этот же предмет может быть совершенно бесполезным?

Игра №2 «Найди возможную причину события». Не задумываясь, продолжите предложения:

Птица села на ветку, потому что..

Молоко прокисло, потому что…

Цветы цветут, потому что….

Лягушки квакают,  потому что….

Я одергиваю руку,  потому что…..

Упражнение - игра №3. «Угадай, о чем спросили». Прослушав ответ, догадайтесь, каким был вопрос:

 “Почему совы охотятся ночью?” - “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”.

«Почему говорят «глухой ка тетерев»?» - « Во время брачного периода самцы тетеревов настолько увлечены своим пением, что не замечают происходящего вокруг »

«Почему лягушки квакают?»- «Эти звуки у самцов лягушек служат для привлечения самки»

Такие игры-разминки можно применять и на уроках. Они направлены на развитие умений выдвигать гипотезы, задавать вопросы,  предвидеть события, предполагать. А как  показывает практика, многие школьники испытывают затруднения именно на этих этапах исследовательской деятельности. А умеем ли мы выдвигать гипотезу, определять цели и задачи, предмет и объект исследования? Давайте попробуем.

(Слайд 7) Для определения целей и задач подходит прием «Дерево проблем». Корни «дерева» растут из предложенной гипотезы. Ствол «дерева» - предполагаемый результат (цель работы). Ветви «дерева» - пути достижения цели (задачи работы).

Мы предлагаем вам  придумать цель, гипотезу, задачи, определить объект и предмет исследования исходя из темы нашего мастер-класса. Т. е. построить свое «дерево проблем». В помощь у вас на столах есть терминологические словарики.

Тезаурус проектно-исследовательской деятельности

Термины

Содержание

Тема

Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.

Проблема

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Противоречивая ситуация, выступающая  в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Цель

Идеальное, мысленное предположение результата

деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление…

Задачи

Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить…

Актуальность

Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность,  злободневность.

Гипотеза

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Объект исследования

Проблемное явление, порождающее ситуацию и избранное для изучения. Сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность. Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: Что рассматривается?

Предмет исследования

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое  Вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема , требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.  Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: Как рассматривается объект? Какие отношения ему присущи? Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?

- Расскажите о своем «дереве».

- У меня получилось следующее (слайд 8).

4. Методы ИД.

Очень важным этапом в исследовательской деятельности является выбор адекватных методов. Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида метода исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

 Для того, чтобы вспомнить методы, воспользуемся приемом «Фишбоун». (слайд 9) Это кластер в форме рыбы. В основании кластера лежит центральная проблем. В хвосте – предполагаемый результат решения проблемы. На скелете рыбы отмечают основные методы и группы умений, которые развиваются этими методами.  

При заполнении кластера в помощь вы можете использовать дополнительный материал.

Метод

Суть метода

1.

Анализ

Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.  Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.

2.

Дедукция

Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

3.

Индукция

Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

4.

Классификация

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5.

Моделирование

Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

6.

Наблюдение

Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых  объектов.

7.

Обобщение

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

8.

Описание

Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

9.

Прогнозирование

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

10

Синтез

Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

11.

Эксперимент

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

12.

Опыт

Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

13.

Опрос

Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

14.

Интервью

Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

15.

Анкетирование

Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

16.

Краеведческий поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.  При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике,  этнографии, филологии, искусствознания.

17.

Атрибуция

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

18.

Реконструкция

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

5. Защите проекта.

Когда проект выполнен, перед ребенком встает проблема его защиты. Очень часто бывает, что интересные, методически грамотно оформленные проекты оцениваются ниже из-за неудачных выступлений учащихся. Ребят это сильно огорчает, у многих «опускаются руки». Исследовательская деятельность содержит определенные требования к представлению результатов и публичному выступлению. 

Доклад представляет собой краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. В структурном отношении доклад обычно делится на три части: введение, основную часть, заключение.

Описание: Описание: Общая структура доклада

Принцип построения доклада следующий: сначала приводится общая информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования и в заключении подводятся итоги. Примерный план доклада вы можете видеть на слайде (слайд 10).

Время, выделяемое на доклад, зависит от вида исследовательской работы (слайд 11).

(слайд 12) Во время выступления пользоваться текстом доклада не следует, поэтому все ключевые вопросы должны быть отражены в презентации.

Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Её цель- проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории центральную идею исследования и полученные результаты. Структура презентации аналогична структуре и плану доклада.

При подготовке слайдов рекомендуется придерживаться следующего (слайд 13):

  • Слайды должны быть простыми, не перегруженными текстом и излишними данными.
  • Желательно использовать шаблон со светлым фоном, который не отвлекает внимание от содержания слайда.
  • Текст должен легко читаться, рекомендуемый размер шрифта не ниже 20pt, цвет - синий или черный. Текст должен быть написан простыми, короткими предложениями, отражать основные положения доклада, существенную информацию. Рекомендуется употреблять общепринятую терминологию, пояснять узкоспециализированные понятия.
  • Не следует использовать в презентации звуковые эффекты и большое количество анимации.
  • Рисунки, графики, таблицы должны иметь название.
  • Содержание слайдов должно соответствовать выступлению.
  • Дополнительные материалы, подкрепляющие выступление и не вошедшие в презентацию, могут быть оформлены в виде раздаточного материала к докладу.

Примерная структура и содержание презентации результатов исследовательской работы

Слайд презентации

Содержание

Слайд 1.

Титульный лист:

ВУЗ, факультет, выпускающая кафедра.

Вид и название исследовательской работы.

ФИО докладчика.

ФИО, степень, звание и должность научного руководителя.

ФИО, степень, звание и должность консультанта

Слайд 2

Актуальность темы, включая установленную проблему. Объект и предмет исследования

Слайд 3

Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения

Слайд 4

Теоретическая база, методы и инструменты исследования

Слайд 5

Основные положения, выносимые на защиту (для выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций)

Слайд 6-8

Содержание исследования: предлагаемое решение задач исследования с обоснованием

Слайд 9

Анализ достигнутых результатов. Новизна полученных результатов (научная новизна для магистерской диссертации). Практическая значимость полученных результатов

Слайд 10

Общее заключение и выводы. Перспективы развития темы и полученных результатов

6. Выступления учащихся.

Я хочу вашему вниманию представить исследовательские работы учащихся, которые мы сделали в этом году. С этими работами ребята выступали на конференциях различного уровня и занимали призовые места.

Выступление учащихся  с презентациями исследовательских работ.

7. Выступление педагога-психолога.

При организации исследовательской работы учитель часто сталкивается с проблемой: отсутствие интереса у учащихся или его потеря, когда ребята сталкиваются с первыми трудностями. Как правильно организовать работу с детьми при выполнении проектной и исследовательской деятельности расскажет педагог-психолог Силаева Светлана Витальевна.

Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности

  • Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
  • Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска;
  • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;
  • Учите детей  способности добывать информацию, а также умениям анализировать; синтезировать и  классифицировать получаемую ими информацию;
  • Не делайте за детей то, что они  могут  сделать самостоятельно; 
  • Обучайте школьников  анализу ситуаций и  решению проблем исследования;
  • Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.

8. Рефлексия.

Наш мастер-класс подходит к концу. Давайте вспомним: о чем мы сегодня говорили? А чему вы сегодня научились? Много ли нового вы сегодня узнали для себя?

(слайд 14) Рефлексия: Перед вами лежат листочки с изображением лестницы. Расставьте, пожалуйста, на ступеньках лестницы словосочетания «я знаю», «я узнал», «я хочу узнать», применительно к нашей теме. Надеюсь, что информация, полученная на сегодняшнем семинаре, окажется вам полезной.

Краткие рекомендации к использованию.

Данную разработку мастер-класс можно использовать при проведении семинаров для учителей – предметников, внедряющих проектные и исследовательские технологии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительная характеристика систем традиционного и развивающего обучения

Слайд 2

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Задаётся педагогом 1. Цель Ученик сам формирует цели. Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются педагогом. Часто не зависят от поставленной цели 3. Средства Выбираются совместно с учащимися, адекватны целям Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем 4. Действия Создается ситуация выбора действий в соответствии с возможностями ученика Прослеживается внешний результат, главным образом уровень освоения 5. Результат Главное внутренние позитивные изменения в процессе Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами 6. Оценка Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Слайд 3

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Слайд 4

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов » Шаяхметова Валентина Владимировна, учитель биологии МБОУ педагогический лицей.

Слайд 5

План мастер-класса: 1 . Структура исследовательской деятельности 2. Приемы организации исследовательской деятельности. 3. Методы исследования. 4. Представление результатов и публичное выступление. 5. Рекомендации для педагога.

Слайд 6

Этапы учебной исследовательской деятельности: 1. Определение проблемы и формулировка темы. 2. Определение цели. 3. Выбор объекта. 4. Формулирование гипотезы. 5. Определение задач. 6. Изучение литературы по теме. 7. Выбор методов. 8. Выполнение исследований. 9. Анализ полученных результатов 10. Проверка гипотезы 11. Формулирование выводов. 12. Подготовка отчета о проделанной работе.

Слайд 7

Объект исследования Предмет исследования Цель исследования Задача №3 Задача №2 Задача №1 Гипотеза исследования

Слайд 8

Объект: процесс и структура исследовательской деятельности. Предмет: средства и методы проведения исследовательской деятельности. Систематизировать знания об исследовательской деятельности и применить их на практике Рассмотреть приемы формирования исследовательских навыков у школьников. Охарактеризовать содержание и структуру учебно- исследовательской деятельности. Цель: создание благоприятных условий для развития творческой личности . Гипотеза: исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся качеств, необходимых ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Слайд 9

проблема метод метод метод метод Формируемое умение Формируемое умение Формируемое умение

Слайд 10

Примерный план доклада: 1. Обоснование актуальности темы. 2. Установленная проблема. 3. Обзор и анализ известных решений проблемы, их недостатки. 4. Объект и предмет исследования. 5. Цель, гипотеза и задачи исследования. 6. Теоретическая база, методы и инструменты исследования. 7. Основные положения, выносимые на защиту. 8. Предлагаемое решение задач исследования. 9. Анализ достигнутых результатов. 10. Общее заключение и выводы.

Слайд 11

Время, выделяемое на доклад: Введение 2 минуты Основная часть 7 минут Заключение 1 минута Общий объем времени 10 минут

Слайд 12

Примерная структура и содержание презентации: Слайд 1. Титульный лист: учебное заведение, класс, направление исследования, тип и название работы, ФИО докладчика. ФИО, степень, звание и должность научного руководителя. Слайд 2 Актуальность темы, включая установленную проблему. Объект и предмет исследования. Слайд 3 Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения. Слайд 4 Теоретическая база, методы и инструменты исследования. Слайд 5 Основные положения, выносимые на защиту. Слайд 6-8 Содержание исследования: предлагаемое решение задач исследования. Слайд 9 Анализ достигнутых результатов. Практическая значимость полученных результатов Слайд 10 Общее заключение и выводы. Перспективы развития темы и полученных результатов

Слайд 13

Рекомендации к презентации: 1. Простые слайды. 2. Светлый фон.. 3. Легко читаемый текст, размер шрифта не ниже 20pt, цвет - синий или черный. 4. Текст написан простыми, короткими предложениями. 5. Количество анимации небольшое. 6. Рисунки, графики, таблицы должны иметь название. 7. Содержание слайдов должно соответствовать выступлению. 8. Дополнительные материалы могут быть оформлены в виде раздаточного материала к докладу.

Слайд 14

Рефлексия: Я знаю! Я узнал (а)! Я хочу узнать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

Цели мастер-класса: 1.     Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации   метапредметной проектной деятельности.2....